Напоминание

"Роль экскурсии в формировании у детей представлений о труде взрослых"


Автор: Бюксель Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 "Малыш"
Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль экскурсии в формировании у детей представлений о труде взрослых"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №3 "Малыш"

Выполнила: Бюксель Валентина

Владимировна, воспитатель

Мариинск

2019

Важным направлением социального и познавательного развития

дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду,

семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок

сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу

внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное

ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за

пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и

значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом..

Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на

развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться

формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет

осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное

мировосприятие и положительные эмоции.

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни

людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности

ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении

трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на

глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом.

Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к

труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых

действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного

влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на

формирование у них правильного отношения к труду.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают

экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия,

сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основных видов занятий

и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень

трудоемких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий состоит в

том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с

объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию

наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного

отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример

окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Через ознакомление детей с родным городом, селом, жизнью разных

народов, населяющих нашу страну, раскрывается особенность труда и его

значение в жизни людей. Все это дает основание полагать, что в

значительной части занятий, направленных на ознакомление детей с

общественными явлениями и развитие у них соответствующих

представлений, должны содержаться сведения о труде и его особенностях.

Наблюдения за трудом взрослых, знакомят ребят с трудом людей

различных профессий вне дошкольного учреждения. При проведении

наблюдений важно обращать внимание не только на внешнюю сторону труда

взрослых, но и давать пояснения, какое значение он имеет, как взрослые

ответственно относятся к своему делу, как организован их труд.

Наблюдая за деятельностью взрослых, дети размышляют о возможности

собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается

интерес старших дошкольников к труду, требовательность к качеству

выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно

помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует

постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в

воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания

детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех

сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для

воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их

собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых

оказываются особенно действенными в тех случаях, когда познавательный

материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у

детей чувство восхищения. Наблюдения за трудом взрослых положительно

влияют на поведение детей, на их отношение к людям, вещам. Дети

осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с глиной,

стараются не сорить; если кто–либо насорит, без напоминания сам за собой

убирает.

Эмоциональность наблюдений на экскурсиях повышается, если дети могут

удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности

они лучше познают явления.У детей особенно возрастает интерес к

наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы

небольшое участие. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив

результаты своих действий, они с особой охотой продолжают потом

трудиться при выполнении своих небольших обязанностей в детском саду и

семье. Участие детей в труде можно осуществить в процессе многих

экскурсий.

Основное значение экскурсий заключается в том, что они обеспечивают

формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об

окружающей жизни. В соответствии с этим основным методом,

используемым на экскурсии, является наблюдение, которое неоднократно

возникает по ходу экскурсии. Фронтальные наблюдения и составляют

основную структурную часть экскурсии. В зависимости от цели и

конкретного содержания на экскурсии выделяется время для сбора

природного материала и самостоятельных наблюдений. Включаются также

игровые упражнения, способствующие выявлению или закреплению

представлений о качествах наблюдаемых объектов. По ходу экскурсии

воспитатель дает пояснения, иногда и рассказывает детям о наблюдаемом.

При ознакомлении с трудом взрослых, как правило, с детьми беседует

работник, труд которого наблюдают дети. При возможности полезно

включить в ход экскурсии непродолжительное посильное участие детей в

труде взрослых (покормить животных, помочь принести материал и т. д.).

Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование

тех или иных методов должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие,

эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.

Восприятие на экскурсии основных объектов требует большой

сосредоточенности внимания детей, организованности поведения. К тому же

дети сталкиваются с самыми разнообразными объектами и явлениями, иногда

и не запланированными для ознакомления. Все это создает определенные

трудности в проведении экскурсии и обуславливает необходимость

тщательной подготовки воспитателя к ее проведению.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной

обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии

способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому

успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка

воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и

отборе программного содержания.

Как бы не было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за

день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии,

воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает

содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном

круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии,

устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для

отдыха детей.

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает

возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать

приемы ее ведения. Для того, чтобы экскурсия была интересной,

воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии.

Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Использование воспитателем разнообразных приемов возбуждает

умственную активность и поддерживает интерес к наблюдению. Детям

можно предлагать индивидуальные задания. Многократное восприятие

объектов в разных условиях, чередование заданий при небольшом объеме

содержания обеспечивают успех экскурсии. Последующая работа по

углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии,

осуществляется в системе занятий и в повседневной жизни; в

изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В

заключение на занятии целесообразно проводить итоговые беседы.

Сложность экскурсии, как формы организации обучения, делает ее

доступной только в средней и старшей группах. Своеобразные экскурсии с

детьми младшего возраста проводятся внутри помещения и в пределах

участка детского сада. Они состоят из фронтального наблюдения под

руководством воспитателя. Продолжительность их и содержание весьма

ограничены. Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в

детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая

влияние на их поступки и поведение. Но в игре не получают отражения

наблюдения, в которых для ребенка на первый план выступают только

предметы и ускользают люди, их деятельность и взаимоотношения. В

процессе дальнейших бесед, посредством включения детей в различные виды

деятельности, уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные

во время наблюдений.

Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых относится к

важным задачам дошкольного образования. Экскурсии выступают

важнейшим средством, условием формирования у дошкольников

представлений о труде взрослых. Они позволяют в естественной обстановке

познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют

развитию наблюдательности, возникновению интереса. Теоретический

анализ проблемы показал, что успешность использования этой формы работы

зависит от содержательной и процессуальной ее проработанности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика