Автор: Автандилова Наталья Яковлевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 55"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы. 9 класс. Творчество В.В. Маяковского
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 9 классе
«Владимир Маяковский. Ранняя лирика. Стихотворение «Хорошее отношение к ло-
шадям»
Цель урока:
1.
Знакомство со стихотворением, выявление тематики и проблематики стихотворе-
ния;
2.
Расширение представления учащихся о путях развития русской поэзии, развитие
литературной речи, умение анализировать текст художественного произведения;
3.
Воспитание грамотного и вдумчивого читателя, интерес и любовь к русской ли-
тературе.
Оборудование урока:
Эпиграфы на доске «Россия до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского»
(М. Цветаева), «Что он ямбами сделал? На этом ямбе лица нет» (С. Кирсанов)
Выставка книг, иллюстраций и репродукций живописи начала 20 века.
На доске слова: футуризм, тонический стих, акцентный стих, неологизм, аллитерация,
ассонанс, рефлексия, лирическая исповедь, пафос, ритм, интонационные повороты.
Ход урока:
Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
Вступительное слово учителя о яркой личности Маяковского, оставившей след в истории
русской литературы.
1.
Повторение. Актуализация опорных знаний
- где родился Маяковский какое образование получил?
- чем увлекался в юности?
- как начиналась литературная деятельность?
- что такое футуризм? Манифест «Пощечина общественному вкусу»
- чем отличались его стихи?
- как им была воспринята революция?
- какие стихи прочли? («Нате», «А вы могли бы?»)
Цель поэзии Маяковского: попытка пробудить совесть, сострадание, любовь, непонима-
ние и пошлость толпы, создание новых художественных средств, грубость и ранимость
личности поэта одновременно.
2.
Пояснение задачи урока: чтение, анализ стихотворения, в конце урока самостоя-
тельная работа в виде короткого теста, письменный развернутый ответ на дом,
необходимость отвечать устно и вести записи.
3.
Какова история создания стихотворения? (по материалам учебника подготовить от-
вет по газете М.Горького «Новая жизнь» 1918г. О целях поэта и писателя, о смене
названия стихотворения, о правде и художественном вымысле.
- чтение стихотворения учителем;
- чтение стихотворения подготовленными учащимися.
4. Беседа по содержанию стихотворения:
- в чем заключается идея стихотворения? Его гуманистичесий пафос? (Сочувствие,
жалость, слово поэта подняло лошадь)
- в чем смысл фразы: «все мы немножко лошади»? (Единство всего живого в мире(
- назовите образы стихотворения (литературный герой, толпа, лшадь, улица)
- каков образ толпы в стихотворении?
- что он напоминает? (зеваки, штаны, смех, лошадь – развлечение)
- что можете сказать о лирическом герое стихотворения? (внешняя грубоватость и
сила чувства, самозащита, сверхчувствительность)
- почему произошла смена стихотворения «Отношение к лошадям» на «Хорошее
отношение к лошадям»?
- сравните очерк М.Горького и стихотворение Маяковского. Какие цели у журнали-
ста Горького и поэта Маяковского?
5. Анализ художественных средств стихотворения.
Проведем наблюдение над стилем поэта. Поэзия Владимира Маяковского воспринимает-
ся трудно.
- с какой целью обычно используются поэтами художественные средства? (для уси-
ления идеи стихотворения, для эмоционального воздействия на читателя)
- чем не похожи стихотворения Маяковского на стихи других поэтов по форме? Что
в них необычного?
А) – начнем со звуковой инструментовки стиха – опита, обута, копыта – что это?
- что живописует этот звук? (поступь, лошадиный шаг)
- где еще использована аллитерация и зачем?
- что дает сочетание звуков «гр»? из-из? звс? (зеваки, зазвонил, зазвякал)
- используется ли в стихотворении ассонанс? Для чего? ( в начале и в конце стихо-
творения роль звуков о – у)
Ассонанс помогает поменять ритм а – я – и в стихотворении в конце
Б) – анализ чувств поэта, пафос его стихов (авторского настроения)
- какими чувствами проникнуто стихотворение? Гамма их? Гиперболизм их.
- как происходит смена интонации в стихотворении, найдите интонационные поворо-
ты в стихотворении (интимный шепот, сочувствие, презрение, порыв, восторг) Каждое
чувство доведено до предела: любовь – громада, громада – ненависть.
В) Метафоры для изображения улицы, тоски?
«ветром опита, льдом обута»
Необычность и выразительность метафоры
- приведите примеры метафоры, цель применения? (описание домов, людей, мосто-
вой)
Г) Неологизмы. Слова, придуманные поэтом или употребленные в необычной форме,
необычном виде? Как мы говорим и как поэт? ( каплища, плоше, опита, клёшить, ржану-
ла)
- что они дают стихотворению? (форма привлекает внимание к мысли, заложенной в
слове)
Д) Поэтический синтаксис Маяковского.
- риторические вопросы, обращения, восклицания (лошадь – деточка, жеребенок, ста-
рая)
- с помощью какой части речи передана в конце стихотворения сила чувства, стреми-
тельность порыва, нагнетание событий (встала, рванулась, ржанула, пошла…)
Е) Особенности стихосложения
- можно ли определить у Маяковского стихотворный размер?
- какие стихотворные размеры вы знаете?
- есть ли равномерное чередование ударных и безударных слогов у поэта?
Для него важно не количество стоп, а количество ударных слогов. Это акцентный стих,
тонический стих. Важны паузы с эмоциональным содержанием, с мыслью и чувством,
важны ритм и интонация, постоянно меняющиеся. Короткая строка, часто состоящая из
одного слова – лесенка не дает затеряться слову в строке, выделяет главное в отдельную
строчку. Отсюда умение правильно читать стихи Маяковского: не торопиться, не прогла-
тывать слова, менять ритм, передать богатство интонаций, передать пафос поэта.
6. Слово учителя. Обобщение по теме урока. Образ лирического героя. Каков он? (Силь-
но чувствующий и умеющий эти чувства передать талантливо) Чего он хочет? (Сделать
мир лучше, любить, жалеть. Легко ранимая душа, чуткая и нежная, но внешне грубова-
тая, страдающий максималист)
- что предлагали футуристы сделать с Пушкиным и другими «генералами» классики
(«сбросить с парахода современности»), но связь с русской и мировой литературой про-
слеживается. В 10-м классе вы будете изучать «Преступление и наказание» Достоевского.
Там, задолго до Маяковского, использована сцена с упавшей лошадью, которую до смер-
ти забивает пьяный хозяин. И та же толпа. И отношение к лошади – мерило нравственно-
сти каждого человека в этой толпе.
- кто еще в русской классике писал о животных и отношении к ним? (Толстой, Куприн,
Чехов)
- общее с очерком Горького: гражданственность, живой отклик на текущие события, гу-
манизм (мировоззренческая категория), но есть и отличие, неповторимое.
- наряду с жизненными, бытовыми деталями, есть обращение к гротеску, фантастике?
(лошадь слушается поэта)
- мало пейзажей. Маяковский – поэт города, нет развернутых картин города, только
отдельные штрихи, фон для стихотворения: лед, ветер, холод, стихия). Заявка на искус-
ство будущего была вызывающе демонстративной, бесстрашной. Но поэт был не один,
это группа людей, и не только поэтов. Это художники, архитекторы, инженеры, вся атмо-
сфера Серебряного века. Сам Маяковский был художником. Поэты вводили новые темы,
разрушали синтаксис, сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, эпос, ли-
рику и драму в поисках ощутимого слова. У художников – деформации, смещения, жи-
вые краски, новые линии и плоскости.
Идея поисков нового всегда актуальна, продолжается и сегодня, но главная цель - сделать
мир лучше с помощью искусства. Обращение к эпиграфу, слова М.Цветаевой и С.Кирса-
нова.
7. Заключительный этап урока.
Домашнее задание. Развернутый ответ – 150-300 слов. «Что нового внес Маяковский в
современную поэзию?»
Тестовые задания в 2-х вариантах (выполнить в конце урока)
1 вариант.
1.
Черты какого жанра несет в себе стихотворение «Хорошее отношение…»?
А) любовное послание Б) лирическая исповедь В) философская притча
2. Творчество Маяковского принадлежит эпохе:
А) начало 20 века Б) середина 20 века
3. Автор стихотворения в ходе повествования:
А) остается за рамками действия Б) заявляет собственную позицию
4. Как называется художественное средство : «каплища», «ржанула»
5. Как называется повтор одинаково звучащих согласных звуков?
6. Можно ли указать стихотворный размер стихотворения? Как называется такой стих?
7. Продолжи фразу – в стихах Маяковского есть что-то созвучное с нашим временем,
так как…
2 вариант.
1.
Художественный мир Маяковского относится к литературному течению:
А) романтизм Б) футуризм В) символизм
2.
Каков лирический герой этого стихотворения?
А) оптимистически настроенная личность Б) трагически страдающая личность
3. Тема упавшей лошади была использована в творчестве какого писателя:
А) Н.Некрасов Б) Ф, Достоевский В) М. Горький
4. Каким термином называется сочетание слов: «ветром опита, льдом обута улица»?
5. Какое это средство выразительности «гриб, грабь, гроб, груб»?
6. Что за средство синтаксической выразительности:
- Лошадь, слушайте…..
Что вы думаете, что вы их плоше?
7. Продолжи фразу – « В портрете лирического героя раннего Маяковского есть следую-
щие черты:………..»