Автор: Мячина Марина Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО "Дом детского творчества" Ордынского района Новосибирской области
Населённый пункт: р.п.Ордынское
Наименование материала: Открытое занятие для дошкольников
Тема: "Путешествие в страну королевы Математики"
Раздел: дополнительное образование
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
Тема: Конспект интегрированного занятия по математике в группе
«Путешествие в страну королевы Математики»
Выполнила:
Мячина Марина Валерьевна,
педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
Р.п.Ордынское, 2018
Цель: воспитывать любовь к математике; чувства товарищества, желание
прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые
арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать
слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей;
совершенствовать
знания
о
геометрических
фигурах
и
ориентировку
на
плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной
плоскости.
Предварительная работа:
Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй
дворец», «Придумай сказочную птицу».
Дидактические
игры:
«Живая
неделя»,
«Ручеек»,
«
Что,
где?»,
«Покажи
животное» или «Кто внимательный».
Материалы: письмо Царицы Математики, геометрические фигуры разных
цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; счетные палочки;
наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-
числовые карточки от 1 до10.
Ход занятия:
Педагог: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»
В группу входит педагог с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо»
Педагог: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»
Рассматривает
конверт
и
удивленно
говорит:
«ребята,
это
письмо
нам
прислала сама Царица Математики. Вот послушайте, что она пишет» Читает
письмо.
Конверт
с
письмом
оформлен
цифрами,
знаками,
геометрическими
фигурами.
1.
Письмо Царицы Математики: « Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет
вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том,
что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он
сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем
городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из
счетных палочек, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители
моей страны страшно напуганы и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не
боитесь
трудностей,
поспешите
к
нам
на
помощь!
Математическое
царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика.
Педагог: «Ну что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в
ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем»
Педагог: «Но попасть в это царство не просто, для этого нужно пройти
пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны
быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными.
Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если
справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Прохождение пароля.
Цель:
закреплять
у
детей
образное
мышление
и
восприятие,
умение
во спринимать
задание
на
слух,
счит ать
в
уме,
р а з в и в ат ь
сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы
педагога:
1.Сколько ушей у двух кошек?(4)
2.
Сколько дней в неделе? (7)
3.
Сколько глаз у светофора? (3)
4.
Сколько пальцев на одной руке?(5)
5.
Сколько солнышек на небе?(1)
6.
Сколько лап у двух собак?(8)
7.
Сколько пальцев на двух руках?(10)
8.
Сколько в неделе выходных дней?(2)
9.
Сколько солнышек на небе ночью?(0)
10. Какое число больше 8, но меньше девяти?(9).
Педагог: « Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с
вами в математической стране. А вот и первое задание: вам предстоит
стать
спасателями
и
строителями.
Разрушился
целый
город,
который
состоит
из
геометрических
фигур,
но
мы
его
восстановим.
Давайте
вспомним, из чего состоит город».
Дети:
«Из
домов,
жителей,
транспорта,
деревьев,
животных,
птиц,
растений»
Задание « Построй город из геометрических фигур»
Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде
города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно
наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов,
транспорта, деревьев и т.д.
Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных
форм и размеров, клеящие карандаши.
Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур,
т.е. «восстанавливают» разрушенный город:
дома, деревья, транспорт,
людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.
Педагог: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями.
Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!Сейчас
нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».
Игровое задание со счетными палочками.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать
задание
на
слух,
выкладывать
из
счетных
палочек
узоры;
видеть
и
называть фигуры, составляющие узоры.
Материалы: счетные палочки
Ход: педагог дает детям задание:
1.
Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник)
2.
Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат)
3.
Постройте
фигуру,
у
которой
2
стороны
длинные
и
2
стороны
короткие( прямоугольник)
4.
Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб)
5.
Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник)
6.
Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник)
7.
Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника.
Какая фигура получилась? (ромб)
8.
И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция)
9.
И
еще
2
палочки.
Что
получилось?
(2
ромба
или
трапеция
и
треугольник)
10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и
треугольник или 5 треугольников)
11.
И
еще
одну
палочку.
Какая
фигура
у
нас
получилась?
(многоугольник)
12. Из каких фигур она состоит? ( из треугольников, ромбов, трапеций:
2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников
Педагог: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь
проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный»
Игра «Что? Где?»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать
правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги ( справа, слева,
впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.
Составление и решение арифметических задач
Цель:
закреплять
умение
детей
составлять
простейшие
арифметические
задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде
примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус»).
Материал: демонстрационный счетный материал на ковролине.
Ход:
педагог
показывает
демонстрационный
материал
и
задает
тему:
«Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.)
6+3- в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало
корабликов?
4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько
стало рыбок?
10-6(яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8
грибочка. Сколько стало грибочков?
10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили.
Сколько морковок осталось?
Дети
самостоятельно
записывают
решение
задач
и
объясняют,
почему
поставили «плюс» или «минус»
Педагог: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием!
А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание»
Игра «Кто самый внимательный»
Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество
хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту
реакции.
Ход: педагог объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по
комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки.
Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.
Педагог: « Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно
справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй,
оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической
страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке.
Если
вы
правильно
расставите
числа,
то
узнаете
пароль
и
сможете
его
прочесть».
Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном
порядке (от 10 до 1), читать по слогам.
Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры
от 1 до 10), а с другой – буквы.
Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по
очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в
обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть
глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль»
(на обратной стороне написано слово «Математика»)
По
просьбе
педагога
дети
хором
по
слогам
читают
«пароль»
и
«возвращаются» домой.
Педагог:
«Ну
вот
мы
и
дома,
в
Доме
твочества…Все
математические
приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Педагог: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в ДДТ, вы оказали помощь
математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете
там много интересного».
Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе».