Напоминание

"Духовно-нравственный потенциал через театральную педагогику" (из педагогического опыта)


Авторы: Королева Ольга Ивановна, Турченко Татьяна Юрьевна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества № 6"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственный потенциал через театральную педагогику" (из педагогического опыта)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Духовно-нравственный потенциал через театральную педагогику

(из педагогического опыта)

Проблема духовно-нравственного развития учащихся стоит остро не только в театральном

объединении, но и в объединениях любой творческой направленности. Тему эту можно

смело поднимать через восприятие любого коллективного творческого дела, будь то

хореография, вокал, оркестр русских народных инструментов, вокально-

инструментальный ансамбль. Тенденции всегда, видимо, будут одинаковы. Отличительные

черты появятся в методах работы.

В детско-юношеском театре «Виват!» МБУ ДО ЦДТ №6 г.Ульяновска обучение

начинается с 10-летнего возраста, кода ребенок впитал уже много из сферы нравственного,

но далеко не все.

Изучение театрального искусства невозможно начинать без постоянной связи с

жизненными установками, нормами и принципами человеческого общежития, потому как

театральное объединение (как и многие творческие) - одна большая семья, а в семье

ценится каждый. Уместными здесь оказываются слова Шекспира «весь мир-театр, а люди

в нем актеры …». Поэтому все обучение начинается с простых жизненных примеров –

этюдов, где разбирая задания педагога, учащийся впервые сталкивается с неразрешимыми

вопросами выбора в зависимости от приобретенных ранее знаний о том, что такое добро

и зло, честь и позор, милосердие и корысть, взлет и падение.

Все классические театральные сюжеты - являются постоянной интерпретацией

вечной борьбы Добра и Зла. Поэтому первый опыт театральных проб, которые в театре мы

называем этюдами - это копилка жизненных знаний, моделей установок человека, где есть

любой пример поведения. Но выбор, в итоге предоставляется только учащемуся, который

вместе с режиссером-педагогом решает, как поступит его герой. В процессе обучения на

этюдах, упражнениях набирается целый пласт воспитательных моментов, которые мы

относим к разряду духовно-нравственных.

С помощью интернет - ресурсов попытаемся дать определение духовно-нравственному

воспитанию

Определений великое множество. Это и мораль, и этические принципы и отношения в

обществе. Определение термина дается именно в слиянии слов духовно – нравственное. И

понятие становится слишком обширным. Более интересны, оказались трактовки каждого

слова в отдельности.

Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в

словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика»

и «мораль» как их синоним.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку,

как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку

нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая

является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом,

нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей

совести.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки

именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих

добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В

иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в

Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов

почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в

жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми

высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в

их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические

идеалы.

Духовность – очень часто связывают с религией, с посещением религиозных учреждений,

к чтению литературы религиозного толка. Но ставить знак равенства между религией и

духовностью нельзя. Крест (полумесяц, красная нить на запястье) – это только символ

духовности, но не ее проявлении. Духовность не зависит и от образования- знание законов

Ньютона, даты крещения Руси, не спасут человека от глухоты к чужой боли и

состраданию. Поэтому, когда нам говорят, что введение религиозного воспитания будет

способствовать закладке основ духовности, можно только посочувствовать такому

неумелому лукавству. Духовности не учат в школе, ей учит жизнь. Вспомним еще раз

слова классика про то, «весь мир - театр, а люди в нем актеры». Поэтому все сюжеты

этюдов на сцене – есть прямое отражение жизни.

Таким образом, духовность – это всегда осознанный выбор человека, а не навязанное кем-

то мнение. Примером может быть следующее: попробуйте послушать музыку, которым

нравится вам, и музыку, навязанную вам музыкальным критиком. Определение духовного

роста - тоже весьма шатко. Это, скорее, изменение восприятия, изменение картины мира.

Нельзя сказать, что, попав в театральный коллектив, ребенок изменил картинку мира,

виденную им раньше, но, что попал в определенно новые взаимоотношения - это можно

говорить с уверенностью.

Для театра нам кажется более точным употребление термина не духовность, а душевность.

Душа, наша внутренняя совесть, и именно ей присуще радоваться, грустить,

сопереживать, милосердствовать. На этих душевных струнах строится весь театр.

Если, все же оставить, более общеупотребительный термин духовно-нравственное

воспитание, попытаемся поэтапно проследить, какую смысловую нагрузку он несет в

нашем детско-юношеском театре.

В 2011 году мы не случайно, а опытным путем, пришли к объединению двух театральных

студий «Отражение» и «Виват!». Студии много лет работали, у каждой был свой педагог.

Однако, воспитанники, которые долгое время занимались в этих студиях, переросли этап

простого освоения театральной программы, несмотря на то, что программа

профессионально ориентирована. Почти всегда занятия у каждого из педагогов

превращались в разбор ситуаций, сыгранных на сцене, но взятых из жизни. Разбирались

примеры, где необходим был нравственный выбор. Педагоги часто рисковали тем, что

отнималось время от репетиции спектакля, но радовались тому, что у воспитанников

появляется навык анализировать, сопоставлять, а в конечном итоге - сделать право выбора

в пользу нравственной категории. И это всегда был оправданный и благородный риск.

Например, необычно для педагогов было прикосновение к теме любви. Впервые о теме

любви заговорили подростки, слышался «укор» - хватит играть животных, давайте играть

любовь. А когда попробовали сцену, где необходимо прикосновение рука к руке мальчика

и девочки, то сразу обнаружилась неловкость, свойственная этому возрасту. Неловкость

можно было бы «оправдать» сценическим «зажимом», который при желании можно

снять. Но этого оказалось недостаточным. Ведь переход к теме любви сразу приобретал

другой ракурс, потому что касался уже категории духовной. Отсутствие жизненного

опыта, не пережитого самим воспитанником, сыграть очень сложно, как бы хорош актер

не был. В подростковом возрасте, если тема любви и поднимается, то случается она между

героями, например, котом и кошкой, Куклой и Клоуном и т.д. (спектакль «Сказ про

влюбленного кота»). Тема нравственного выбора звучала и в «Философской притче», где

одна из ролей так и значилась, как ДУША. Поэтому одним из приоритетных направлений

становится – выбор литературного материала для постановок. А отсюда уже идет

поступательное движение по нравственным ступенькам.

В педагогической литературе часто говорится о том, что процесс усвоения нравственных

норм можно разделить на 3 этапа. До пяти лет малыш осваивает самый примитивный

набор нравственных правил, основанный, как правило, на запрете делать что-либо. Если

ребенок

эти

нормы

выполняет,

то

мы

называем

его

воспитанным

ребенком.

К

десятилетнему возрасту подросток уже в состоянии оценить эмоциональное состояние

окружающих

его

людей,

дать

моральную

оценку

их

поступками.

Если

первый

этап

нравственного воспитания ребенок не освоил, то переходить ко второму этапу не имеет

смысла.

И

затем

к

15

годам

ребенок

постепенно

осваивает

необходимость

помогать

окружающим людям, и это в его картине мира, если нравственное воспитание школьников

эффективно, должно занять центральное место. Для нас этот возрастной «ценз» очень

важен. В группу 1 года обучения мы начинаем принимать с 10-летнего возраста, потому

что как раз нам и надо на сцене оценивать эмоциональное состояние партнера, а также

других студийцев и давать моральную оценку всем событиям и на сцене и вне сцены.

Не исключались попытки, в виде исключения, принимать детей 8-9 лет. Но, как правило,

это оказывалось пустой тратой времени, эти дети уходили, группы редели, это тянуло ряд

проблем, а, главное, что даже театральную сценку с ними бывало сделать тяжело, т.к. в

этом возрасте они работают еще по методу репродукции, выполняя задания педагога

механически. Пример можно привести очень простой: в виде задания даешь воспитаннику

повторить

громко

фразу

«закройте,

пожалуйста,

за

собой

дверь».

Учащийся

8-9

лет

именно громко повторит, а учащийся на год старше задаст педагогу вполне оправданный

вопрос «как произнести?», с грустью, с радостью, с тревогой, со сдержанностью, со

снисходительностью и т.д. Таким образом, он думает уже об окраске своего внутреннего

состояния.

Несколько лет программа детско-юношеского театра корректировалась, и на сегодняшний

день мы имеем следующую структуру - группы 1, 2, 3 годов обучения и действующую

театральную труппу. В театре работает педагог по актерскому мастерству, педагог по

вокалу, педагог-хореограф. Постановку спектаклей осуществляется группой «Театр», и

этим занимается художественный руководитель.

Программой предусматривается постановка спектаклей не ранее, чем, через два года

обучения. С 1 года обучения мы обучаем, четко придерживаясь программы. Но каждый из

педагогов-театралов

знает,

что

каждое

занятие

выходит

далеко

за

рамки

учебной

программы. Поэтому нам ближе такое разделение приоритетов в нашем объединении – с 1

по 3 год мы, воспитывая, обучаем, а с 4-5 года работаем над нравственно-духовным

потенциалом.

Специального отбора в театральное обьединение мы не осуществляем. Конечно, смотрим

на внешние данные, на чистоту произношения, ряд других творческих параметров. Но не

принять ребенка – это «педагогическая трагедия».

С 1 по 3 год обучения приоритетными направлениями являются:

Личностная культура

Социальная культура

Семейная культура

В группе «Театр»:

Творческая культура

Наполнение этих терминов происходит в следующем:

Личностная культура

Приход на занятия за 10 мин. до начала

Обязательность слов приветствия и прощания

Умение не перебивать педагога во время объяснения

Аккуратность в одежде

Выполнение

поручений

в

строго

установленные

сроки

взрослому

можно

поучиться)

Подготовка личного реквизита и бережного к нему отношения

Социальная культура

Выделиться на сцене не только самому, но и помочь партнеру

Высказать мнение о показе (даже не самом удачном) не обидев партнера

При неудачном показе не искать виновного в сценических партнерах

Отвергая мнение друга, дать аргументированный ответ и предложить свою идею.

Принцип «отвергая – предлагай!»

Обсуждение, а не осуждение – основной из методов работы

Семейная культура

Принцип –«первый показ – показ для родителей»

Семейные кинопросмотры для родителей и детей по тематике педагога (сказки

Александра Роу)

Совместные походы в театр

«Негатив», полученный в семье или школе (это тоже большая семья) – оставляем за

порогом кабинета

Семейно – педагогический совет (при решении трудных ситуаций)

Для

учащегося

в

процессе

обучения

процесс

накопления

духовно-нравственных

ценностей

происходит

незаметно,

но

педагог

и

родитель

видят,

какие

изменения

происходят

с

ребенком,

как

он

меняется

в

лучшую

сторону,

становится

более

целеустремленным, учится ценит свое время, старается не подвести друга.

Работа с родителями, постоянный контакт с ними - важная составляющая в нашем театре.

Тенденция у современного родителя – определить ребенка в несколько объединений

одновременно. Но каждый педагог знает, что работа ученика, «скачущего» по кружкам

абсолютно неэффективна. Наша ставка, прежде всего, на ученика, который посещает

только наше объединение.

Для вновь приходящих в театр, главным побудительным мотивом является игра на сцене в

костюмах, при свете рамп, желание сразу аплодисментов и грамот. Не получая такого на 1

году

обучения,

многие

разочарованно

покидают

занятия.

Потому

что

процесс

нравственного воспитания на первых годах обучения преобладает над другими аспектами

образования.

Немаловажной тенденцией стало у детей, именно редко выходящих на сцену даже на 3

году обучения желание продолжать посещать занятия, без желания играть на сцене. Им

просто нравится быть в коллективе. Так, может быть, освоив лишь немного актерских

навыков, он научился человеческим взаимоотношениям. А это для педагога особо ценно.

На

репетициях

он

помогает

за

световой,

музыкальной

аппаратурой,

придумывает

декорации

спектакля,

является

помощником

режиссера,

костюмером,

гримером,

производит видео и фотосъемку, является модератором в социальных сетях. Здесь ребенку

комфортно, здесь его воспринимают как личность, его мнение важно и ценно. А это и тоже

из сферы духовно - нравственных отношений.

Театральная детская труппа очень малочисленна, она не может быть более 15 человек. Это

уже актеры – исполнители, которые могут пройти все этапы художественно-творческого

осмысления мира, а это значит задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как

это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что

ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Здесь продолжается творческий рост учащегося и соединяются многие духовные

ценности:

Индивидуально – личностные (жизнь человека и его достоинство). Они

прослеживаются в любой роли

Семейные (дом, родители, традиции)

Общечеловеческие (мировая художественная культура, осознание причастности

себя к членам культурного сообщества).

Нам, педагогам детско-юношеского театра «Виват!» очень нравятся слова великой царицы

Александры Федоровны Романовой, супруги Николая II - «истинная мудрость состоит не в

усвоении знаний, а в правильном применении их во благо».

Как бы ни пафосны были эти слова в современной жизни, но главной задачей для нас

становится вырастить не столько настоящего актера, сколько настоящего Человека.



В раздел образования




Яндекс.Метрика