Авторы: Королева Ольга Ивановна, Турченко Татьяна Юрьевна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества № 6"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственный потенциал через театральную педагогику" (из педагогического опыта)
Раздел: дополнительное образование
Духовно-нравственный потенциал через театральную педагогику
(из педагогического опыта)
Проблема духовно-нравственного развития учащихся стоит остро не только в театральном
объединении, но и в объединениях любой творческой направленности. Тему эту можно
смело поднимать через восприятие любого коллективного творческого дела, будь то
хореография, вокал, оркестр русских народных инструментов, вокально-
инструментальный ансамбль. Тенденции всегда, видимо, будут одинаковы. Отличительные
черты появятся в методах работы.
В детско-юношеском театре «Виват!» МБУ ДО ЦДТ №6 г.Ульяновска обучение
начинается с 10-летнего возраста, кода ребенок впитал уже много из сферы нравственного,
но далеко не все.
Изучение театрального искусства невозможно начинать без постоянной связи с
жизненными установками, нормами и принципами человеческого общежития, потому как
театральное объединение (как и многие творческие) - одна большая семья, а в семье
ценится каждый. Уместными здесь оказываются слова Шекспира «весь мир-театр, а люди
в нем актеры …». Поэтому все обучение начинается с простых жизненных примеров –
этюдов, где разбирая задания педагога, учащийся впервые сталкивается с неразрешимыми
вопросами выбора в зависимости от приобретенных ранее знаний о том, что такое добро
и зло, честь и позор, милосердие и корысть, взлет и падение.
Все классические театральные сюжеты - являются постоянной интерпретацией
вечной борьбы Добра и Зла. Поэтому первый опыт театральных проб, которые в театре мы
называем этюдами - это копилка жизненных знаний, моделей установок человека, где есть
любой пример поведения. Но выбор, в итоге предоставляется только учащемуся, который
вместе с режиссером-педагогом решает, как поступит его герой. В процессе обучения на
этюдах, упражнениях набирается целый пласт воспитательных моментов, которые мы
относим к разряду духовно-нравственных.
С помощью интернет - ресурсов попытаемся дать определение духовно-нравственному
воспитанию
Определений великое множество. Это и мораль, и этические принципы и отношения в
обществе. Определение термина дается именно в слиянии слов духовно – нравственное. И
понятие становится слишком обширным. Более интересны, оказались трактовки каждого
слова в отдельности.
Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в
словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика»
и «мораль» как их синоним.
Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку,
как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку
нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая
является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом,
нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей
совести.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки
именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих
добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В
иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в
Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов
почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в
жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми
высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в
их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические
идеалы.
Духовность – очень часто связывают с религией, с посещением религиозных учреждений,
к чтению литературы религиозного толка. Но ставить знак равенства между религией и
духовностью нельзя. Крест (полумесяц, красная нить на запястье) – это только символ
духовности, но не ее проявлении. Духовность не зависит и от образования- знание законов
Ньютона, даты крещения Руси, не спасут человека от глухоты к чужой боли и
состраданию. Поэтому, когда нам говорят, что введение религиозного воспитания будет
способствовать закладке основ духовности, можно только посочувствовать такому
неумелому лукавству. Духовности не учат в школе, ей учит жизнь. Вспомним еще раз
слова классика про то, «весь мир - театр, а люди в нем актеры». Поэтому все сюжеты
этюдов на сцене – есть прямое отражение жизни.
Таким образом, духовность – это всегда осознанный выбор человека, а не навязанное кем-
то мнение. Примером может быть следующее: попробуйте послушать музыку, которым
нравится вам, и музыку, навязанную вам музыкальным критиком. Определение духовного
роста - тоже весьма шатко. Это, скорее, изменение восприятия, изменение картины мира.
Нельзя сказать, что, попав в театральный коллектив, ребенок изменил картинку мира,
виденную им раньше, но, что попал в определенно новые взаимоотношения - это можно
говорить с уверенностью.
Для театра нам кажется более точным употребление термина не духовность, а душевность.
Душа, наша внутренняя совесть, и именно ей присуще радоваться, грустить,
сопереживать, милосердствовать. На этих душевных струнах строится весь театр.
Если, все же оставить, более общеупотребительный термин духовно-нравственное
воспитание, попытаемся поэтапно проследить, какую смысловую нагрузку он несет в
нашем детско-юношеском театре.
В 2011 году мы не случайно, а опытным путем, пришли к объединению двух театральных
студий «Отражение» и «Виват!». Студии много лет работали, у каждой был свой педагог.
Однако, воспитанники, которые долгое время занимались в этих студиях, переросли этап
простого освоения театральной программы, несмотря на то, что программа
профессионально ориентирована. Почти всегда занятия у каждого из педагогов
превращались в разбор ситуаций, сыгранных на сцене, но взятых из жизни. Разбирались
примеры, где необходим был нравственный выбор. Педагоги часто рисковали тем, что
отнималось время от репетиции спектакля, но радовались тому, что у воспитанников
появляется навык анализировать, сопоставлять, а в конечном итоге - сделать право выбора
в пользу нравственной категории. И это всегда был оправданный и благородный риск.
Например, необычно для педагогов было прикосновение к теме любви. Впервые о теме
любви заговорили подростки, слышался «укор» - хватит играть животных, давайте играть
любовь. А когда попробовали сцену, где необходимо прикосновение рука к руке мальчика
и девочки, то сразу обнаружилась неловкость, свойственная этому возрасту. Неловкость
можно было бы «оправдать» сценическим «зажимом», который при желании можно
снять. Но этого оказалось недостаточным. Ведь переход к теме любви сразу приобретал
другой ракурс, потому что касался уже категории духовной. Отсутствие жизненного
опыта, не пережитого самим воспитанником, сыграть очень сложно, как бы хорош актер
не был. В подростковом возрасте, если тема любви и поднимается, то случается она между
героями, например, котом и кошкой, Куклой и Клоуном и т.д. (спектакль «Сказ про
влюбленного кота»). Тема нравственного выбора звучала и в «Философской притче», где
одна из ролей так и значилась, как ДУША. Поэтому одним из приоритетных направлений
становится – выбор литературного материала для постановок. А отсюда уже идет
поступательное движение по нравственным ступенькам.
В педагогической литературе часто говорится о том, что процесс усвоения нравственных
норм можно разделить на 3 этапа. До пяти лет малыш осваивает самый примитивный
набор нравственных правил, основанный, как правило, на запрете делать что-либо. Если
ребенок
эти
нормы
выполняет,
то
мы
называем
его
воспитанным
ребенком.
К
десятилетнему возрасту подросток уже в состоянии оценить эмоциональное состояние
окружающих
его
людей,
дать
моральную
оценку
их
поступками.
Если
первый
этап
нравственного воспитания ребенок не освоил, то переходить ко второму этапу не имеет
смысла.
И
затем
к
15
годам
ребенок
постепенно
осваивает
необходимость
помогать
окружающим людям, и это в его картине мира, если нравственное воспитание школьников
эффективно, должно занять центральное место. Для нас этот возрастной «ценз» очень
важен. В группу 1 года обучения мы начинаем принимать с 10-летнего возраста, потому
что как раз нам и надо на сцене оценивать эмоциональное состояние партнера, а также
других студийцев и давать моральную оценку всем событиям и на сцене и вне сцены.
Не исключались попытки, в виде исключения, принимать детей 8-9 лет. Но, как правило,
это оказывалось пустой тратой времени, эти дети уходили, группы редели, это тянуло ряд
проблем, а, главное, что даже театральную сценку с ними бывало сделать тяжело, т.к. в
этом возрасте они работают еще по методу репродукции, выполняя задания педагога
механически. Пример можно привести очень простой: в виде задания даешь воспитаннику
повторить
громко
фразу
«закройте,
пожалуйста,
за
собой
дверь».
Учащийся
8-9
лет
именно громко повторит, а учащийся на год старше задаст педагогу вполне оправданный
вопрос «как произнести?», с грустью, с радостью, с тревогой, со сдержанностью, со
снисходительностью и т.д. Таким образом, он думает уже об окраске своего внутреннего
состояния.
Несколько лет программа детско-юношеского театра корректировалась, и на сегодняшний
день мы имеем следующую структуру - группы 1, 2, 3 годов обучения и действующую
театральную труппу. В театре работает педагог по актерскому мастерству, педагог по
вокалу, педагог-хореограф. Постановку спектаклей осуществляется группой «Театр», и
этим занимается художественный руководитель.
Программой предусматривается постановка спектаклей не ранее, чем, через два года
обучения. С 1 года обучения мы обучаем, четко придерживаясь программы. Но каждый из
педагогов-театралов
знает,
что
каждое
занятие
выходит
далеко
за
рамки
учебной
программы. Поэтому нам ближе такое разделение приоритетов в нашем объединении – с 1
по 3 год мы, воспитывая, обучаем, а с 4-5 года работаем над нравственно-духовным
потенциалом.
Специального отбора в театральное обьединение мы не осуществляем. Конечно, смотрим
на внешние данные, на чистоту произношения, ряд других творческих параметров. Но не
принять ребенка – это «педагогическая трагедия».
С 1 по 3 год обучения приоритетными направлениями являются:
Личностная культура
Социальная культура
Семейная культура
В группе «Театр»:
Творческая культура
Наполнение этих терминов происходит в следующем:
Личностная культура
Приход на занятия за 10 мин. до начала
Обязательность слов приветствия и прощания
Умение не перебивать педагога во время объяснения
Аккуратность в одежде
Выполнение
поручений
в
строго
установленные
сроки
(и
взрослому
можно
поучиться)
Подготовка личного реквизита и бережного к нему отношения
Социальная культура
Выделиться на сцене не только самому, но и помочь партнеру
Высказать мнение о показе (даже не самом удачном) не обидев партнера
При неудачном показе не искать виновного в сценических партнерах
Отвергая мнение друга, дать аргументированный ответ и предложить свою идею.
Принцип «отвергая – предлагай!»
Обсуждение, а не осуждение – основной из методов работы
Семейная культура
Принцип –«первый показ – показ для родителей»
Семейные кинопросмотры для родителей и детей по тематике педагога (сказки
Александра Роу)
Совместные походы в театр
«Негатив», полученный в семье или школе (это тоже большая семья) – оставляем за
порогом кабинета
Семейно – педагогический совет (при решении трудных ситуаций)
Для
учащегося
в
процессе
обучения
процесс
накопления
духовно-нравственных
ценностей
происходит
незаметно,
но
педагог
и
родитель
видят,
какие
изменения
происходят
с
ребенком,
как
он
меняется
в
лучшую
сторону,
становится
более
целеустремленным, учится ценит свое время, старается не подвести друга.
Работа с родителями, постоянный контакт с ними - важная составляющая в нашем театре.
Тенденция у современного родителя – определить ребенка в несколько объединений
одновременно. Но каждый педагог знает, что работа ученика, «скачущего» по кружкам
абсолютно неэффективна. Наша ставка, прежде всего, на ученика, который посещает
только наше объединение.
Для вновь приходящих в театр, главным побудительным мотивом является игра на сцене в
костюмах, при свете рамп, желание сразу аплодисментов и грамот. Не получая такого на 1
году
обучения,
многие
разочарованно
покидают
занятия.
Потому
что
процесс
нравственного воспитания на первых годах обучения преобладает над другими аспектами
образования.
Немаловажной тенденцией стало у детей, именно редко выходящих на сцену даже на 3
году обучения желание продолжать посещать занятия, без желания играть на сцене. Им
просто нравится быть в коллективе. Так, может быть, освоив лишь немного актерских
навыков, он научился человеческим взаимоотношениям. А это для педагога особо ценно.
На
репетициях
он
помогает
за
световой,
музыкальной
аппаратурой,
придумывает
декорации
спектакля,
является
помощником
режиссера,
костюмером,
гримером,
производит видео и фотосъемку, является модератором в социальных сетях. Здесь ребенку
комфортно, здесь его воспринимают как личность, его мнение важно и ценно. А это и тоже
из сферы духовно - нравственных отношений.
Театральная детская труппа очень малочисленна, она не может быть более 15 человек. Это
уже актеры – исполнители, которые могут пройти все этапы художественно-творческого
осмысления мира, а это значит задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как
это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что
ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Здесь продолжается творческий рост учащегося и соединяются многие духовные
ценности:
Индивидуально – личностные (жизнь человека и его достоинство). Они
прослеживаются в любой роли
Семейные (дом, родители, традиции)
Общечеловеческие (мировая художественная культура, осознание причастности
себя к членам культурного сообщества).
Нам, педагогам детско-юношеского театра «Виват!» очень нравятся слова великой царицы
Александры Федоровны Романовой, супруги Николая II - «истинная мудрость состоит не в
усвоении знаний, а в правильном применении их во благо».
Как бы ни пафосны были эти слова в современной жизни, но главной задачей для нас
становится вырастить не столько настоящего актера, сколько настоящего Человека.