Напоминание

Использование ИКТ в образовательном процессе


Автор: Петровых Любовь Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа № 630
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в образовательном процессе
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение школа № 630

ЭССЕ

Использование информационно –

коммуникативных технологий в

образовательном процессе

Подготовила учитель

английского языка

Петровых Л.В.

Санкт – Петербург

2018г.

Модернизация системы образования сегодня рассматривается, как потенциал

инновационного развития общества и основана на реализации новых

концептуальных подходов к развитию образования.

Центральной проблемой остается обеспечение высокого уровня качества

образования. Новые ФГОСы предполагают внедрение системно –

деятельностного подхода к обучению учащихся на основе использования

передовых педагогических технологий, направленных на формирование у

учащихся ключевых компетентностей и универсальных учебных

действий(УУД).

Внедрение в практику работы школ ИКТ – технологий является одним из

приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить

качество обучения, но и способствующих развитию информационной

компетентности, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала

личности ученика.

Е.И.Огарев под компетентностью понимает оценочную категорию, которая

характеризует человека как субъекта деятельности, способного планировать и

осуществлять эффективные действия, направленные на достижение

поставленной цели.

В структуре компетентности он выделяет пять компонентов: глубокое

понимание существа решаемых задач и проблем; знания и опыт, накопленные в

области деятельности; овладение передовыми достижениями; умение выбирать

адекватные условиям средства и способы деятельности; чувство

ответственности за результаты своей деятельности в процессе достижения

цели.

Главными составляющими информационной компетентности

ученика являются:

умение правильно отбирать источники информации;

умение находить и преобразовывать информацию их различных

источников

владение конкретными навыками по использованию технических

устройств

способность использовать в своей деятельности компьютерные

информационные технологии

знание особенностей информационных потоков в нужной области

2

Под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем

систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение

которых обеспечивает решение центральных задач обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникационных технологий

в образовательном процессе

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм

обучения. Использование информационно-компьютерных технологий

открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.

Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для

размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует

развитию интереса школьников к предмету.

Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных

презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся

углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный

уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить

решение практических задач.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими

преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства

обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного

материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие

информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное

формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение

компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить

наглядно-образную, графическую информацию.

На сегодняшний день во всём мире широкое развитие получили

информационные коммуникационные технологии (ИКТ). Необходимость

внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает

сомнений. Современное общество характеризует процесс активного

использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в

условиях функционирования всемирной информационной сети, которая

позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных

ограничений по объему и скорости транслируемой информации.

Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в

качестве средства общения, воспитания. Информационно-коммуникационные

3

технологии открывают принципиально новые возможности в области

образования, в учебной деятельности творчестве учащихся. При использовании

ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется

познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной

работы. Впервые возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся и

основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности

человека. При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех

потенциалов личности: познавательного, морально – нравственного,

творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были

реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая

компетентность в области информационных технологий. Для

совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог

может применять различные психолого-диагностические компьютерные

программы, а также любые программные средства для организации проектной

деятельности учащихся.

ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР Microsoft Word. Один из важнейших

дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор предоставляет

большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготовить

наглядные пособия, разнообразные программы, дидактические карточки,

создать иллюстрированные тесты, упражнения, организовать выпуск школьных

периодических изданий по предмету, оформить кабинет. Текстовый редактор

предоставляет большие возможности для творческой работы. С его помощью

можно выполнять творческие проекты, задания, исследования, доклады для

конференций можно представлять в интересной, визуально привлекательной

форме.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ Microsoft Excel. Эта программа для обработки

табличных данных: их ввода, выполнения вычислений, построения графиков и

диаграмм. Графики и различные виды диаграмм – очень ценное средство

наглядного представления данных, различные виды диаграмм – очень ценное

средство наглядного представления данных, которое облегчает их анализ и

понимание.

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР Adobe Photoshop. Опыт показывает, красочно

иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается. Новые

информационно коммуникационные технологии позволяют учителю

использовать такие замечательные устройства, как сканер, принтер, проекторы.

4

Для обработки красочных изображений используют редактор Photoshop.

СIF-АНИМАЦИЯ. Анимация – это то, что никого не может оставить

равнодушным. Компьютерные анимации можно вставить в презентацию.

Анимированные изображения «оживят» лекционный материал и украсят

страничку в Интернете.

Microsoft Power Point. С помощью программы Power Point можно создавать

презентации для последующего показа во время выступления на уроке,

семинаре, незаменима она и во внеклассной работе по предмету. Но

возможности её так разнообразны, что она идеально подходит для создания

мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами,

звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как

одну из форм представления творческих, проектных работ. Кроме презентаций,

ученики могут создавать, например, базы данных. Подобные задания

предоставляют возможность поработать с интересной информацией,

расширяющей кругозор и закрепить навыки, полученные на уроках

информатики.

Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная

возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных

знаний и навыков, их практического применения, а также возможность

реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способности.

Интернет – Браузеры. Интернет превращает человечество в единое

сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам

самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети Интернет,

можно получить практически любую информацию.

Педагогические возможности электронной доски как средства обучения

превосходят возможности традиционных средств реализации учебного

процесса. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски

позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает

мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки,

корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно

использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой

для самостоятельной работы, таким образом, объяснение материала позволяет

сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее.

Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации

5

Современные компьютеры появились практически во всех школах и не только в

кабинетах информатики. Для многих педагогов очевидно, что современный

мультимедийный компьютер – надежный помощник и эффективное учебное

средство в преподавании. Так при объяснении нового материала и проведении

практических работ по разным предметам можно использовать компьютерные

программы Excel, Paint, Adobe Photoshop, Word, Power Point. Работа с ними по

силам даже начинающим осваивать компьютер.

Электронные таблицы Excel можно применить для расчета семейного бюджета,

составления бизнес-плана предприятия по ОЭЗ, строить графики функций по

алгебре, решать сложные математические задачи. В этой программе легко

производить математические, статистические расчеты.

Графический редактор Paintможно использовать при создании чертежей на

уроках геометрии, чертежи, технологии.

Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Power

Point, можно сделать учебные наглядные пособия по любому учебному

предмету.

Программа Word применяется при создании практических работ, тестов,

карточек-заданий. Проверка знаний учащихся с помощью компьютера

значительно ускоряет процедуру подведения итогов выполненных работ и

снижает количество ошибок при их оценке. Для создания программы

компьютерного тестирования обычно привлекают программистов. Однако

существуют компьютерные программные средства, позволяющие грамотному

пользователю решать подобные задачи самостоятельно. Одно из них -

электронные таблицы Microsoft Excel. Особенность этой программы состоит в

том, что она позволяет применять для расчетов логические выражения. Ими

можно воспользоваться и при подготовке тестов и контрольных работ.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создают широкие

возможности для развития современного образования, прежде всего в

направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого

потенциала учителя и ученика. Образовательные средства ИКТ включают в

себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для

решения определенных задач, имеющие предметное содержание и

ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Таким образом, в сфере преподавания учебных предметов использование ИКТ

открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией

материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления

и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

6

Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержание. В частности,

прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного

материала через гипертекст.

Появляется возможность для концентрации больших объемов учебного

материала из разных источников, представленных в разных формах,

оптимально выбранных и скомпонованных учителем в зависимости от

потребителей учащихся и особенностей программы.

Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации

диалогического компонента в обучении: можно представлять разные источники

информации, разные подходы к одному и тому же явлению.

Безусловно, использование такой наглядности делает процесс обучения более

живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их

активизации.

7



В раздел образования




Яндекс.Метрика