Автор: Марьина Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №61"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Занимательная математика"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для организации
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» для начальной школы является механизмом интеграции, обеспечения полноты и
цельности содержания программы по математике, расширяет и обогащает данную программу. Основное внимание уделяется развитию логического
и алгоритмического мышления школьников.
Основные цели курса
математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-
символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,
различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических
способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа
с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как
части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
расширение и углубление программного материала;
формирование универсальных учебных действий;
знакомство учащихся со способами поиска информации;
привитие интереса к математике как науке;
развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности,
самостоятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие,
способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели,
умение слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия.
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
адекватно воспринимать предложения учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие
способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять
синтез
как
составление
целого
из
частей;
проводить
сравнение
и
классификацию
по
заданным
критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
принимать участие в работе парами и группами;
воспринимать различные точки зрения;
использовать простые речевые средства;
контролировать свои действия в классе;
понимать задаваемые вопросы.
оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
использовать в речи язык математики
совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
проявлять инициативу в поиске и сборе информации.
Содержание курса внеурочной деятельности
Таблица 1
№ п/п
Наименование курсов
Количество
часов
1 класс
1
Курс «Наглядная геометрия»
11
2
Курс «Учимся решать логические задачи»
13
3
Курс «Учимся решать комбинаторные задачи»
9
Итого
33
Содержание курса
«Наглядная геометрия» - 11 часов
Взаимное расположение предметов. Отношения «справа», «слева», «между» - 1 час
Взаимное расположение предметов. «Схема тела» - 3 часа
Взаимное расположение предметов. Отношения «за-перед», «над-под», «ближе-дальше» - 2 часа
Взаимное расположение предметов. Конструирование геометрических фигур – 2 часа
Взаимное расположение предметов. Сходство и различие предметов – 3 часа
«Учимся решать логические задачи» - 13 часов
«Истина». «Ложь» - 1час
Знакомство с таблицей. - 1час
Построение истинных высказываний. - 1час
Работа с графической моделью. - 1час
Работа со схематической моделью. - 1час
Решение логических задач табличным способом- 1час.
Работа с ложными высказываниями. – 2 часа
Отрицание высказывания. - 1час
Моделирование как способ решения логических задач.
- 1час
Установление истинности/ложности высказываний.
- 1час
Решение логических задач методом исключения. - 1час
Работа с текстовой и графической информацией. - 1час
«Учимся решать комбинаторные задачи» - 9 часов
Знакомство с комбинаторными задачами. – 8 часов
Самостоятельная работа – 1 час
Основные виды деятельности
Устный счёт
Проверка наблюдательности
Игровая деятельность
Решение задач
Разгадывание головоломок, ребусов, кроссвордов, викторин
Проектная деятельность
Составление головоломок, ребусов, кроссвордов. стихов ,загадок.
Участие в математических соревнованиях
Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Формы деятельности
Олимпиады
Проекты
Круглые столы
Техническое моделирование
Конструирование
Конкурсы
Математические викторины
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочных занятий
«Занимательная математика».
1 класс.
№ занятия
Тема и цель занятия
Номера
заданий
Дата проведения
план
факт
«Наглядная геометрия» - 11 часов
1
Тема:
Взаимное расположение предметов. Отношения «справа», «слева»,
«между».
Цель: Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях
«справа — слева», «между».
1—3
2
Тема:
Взаимное расположение предметов. «Схема тела».
Цель: Учить ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки
отсчёта.
4—7
3—4
Тема:
Взаимное расположение предметов. «Схема тела».
Цель: Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме
тела» и относительно произвольной точки отсчёта.
8—17
5—6
Тема:
Взаимное расположение предметов. Отношения «за-перед», «над-под»,
«ближе-дальше».
Цель: Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева —
справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе
— дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.
18—20;
26—28
7—8
Тема:
Взаимное расположение предметов. Конструирование геометрических
фигур.
Цель: Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике.
Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать
представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.
21—25;
29, 30
9—10
Тема:
Взаимное расположение предметов. Сходство и различие предметов.
Цель: Проверить
усвоение
учащимися
отношений
«слева
–
справа»,
«на
–
под»,
«между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке
предметы одинаковой и разной формы.
31—37
11
Самостоятельная работа по теме «Взаимное расположение предметов».
Цель: Проверить
умение
детей
ориентироваться
на
плоскости
и
в
пространстве,
распознавать предметы одинаковой и различной формы.
38—41
«Учимся решать логические задачи» - 13 часов
12
Тема: «Истина». «Ложь».
Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно»,
«верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.
1-2
13
Тема: Знакомство с таблицей.
Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить
оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом
решения логических задач.
3
14
Тема: Построение истинных высказываний.
Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.
4-5
15
Тема: Работа с графической моделью.
Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия
между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые
описания.
6-7
16
Тема: Работа со схематической моделью.
Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и
графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить
формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом
решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений
(гипотез) и их проверки.
8-9
17
Тема: Решение логических задач табличным способом.
Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать
соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать
умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.
10
18-19
Тема: Работа с ложными высказываниями.
Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний
высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и
текстовым описанием оценивать истинность высказываний.
11-12
20
Тема: Отрицание высказывания.
Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование
умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.
13
21
Тема: Моделирование как способ решения логических задач.
Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической
задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить
формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания
высказываний.
14-15
22
Тема: Установление истинности/ложности высказываний.
Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию.
Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.
16-17
23
Тема: Решение логических задач методом исключения.
Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом
на основе построения отрицаний.
18-19
24
Тема: Работа с текстовой и графической информацией.
Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими
схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.
20-21
«Учимся решать комбинаторные задачи» - 9 часов
25
Тема: Знакомство с комбинаторными задачами.
Цель: Формировать умение определять количество возможных вариантов выбора одного
предмета из данной совокупности.
1 -4
26
Учить определять количество возможных вариантов расположения трёх цветов.
Познакомить со стихийным и системным перебором возможных вариантов
расположения трёх цветов.
5-6
27
Знакомство со способом выбора из данных трёх предметов всех вариантов двух
различных предметов и со всеми возможными вариантами их расположения.
7-8
28
Продолжить знакомство со способами выбора из данных трёх предметов всех вариантов
двух различных предметов и со всеми возможными вариантами их расположения.
Знакомство со способом выбора из данных четырёх предметов всех возможных
вариантов двух и трёх различных предметов
9-11
29
Знакомство со способами возможных вариантов расположения трёх различных
предметов в одном ряду.
12-13, 21
30
Освоение способа выбора из данной совокупности предметов возможных вариантов
двух, трёх, четырёх предметов при данном условии.
14-15
31
Освоение способа выбора из данных пяти предметов всех возможных вариантов двух и
трёх, четырёх и пяти предметов и способ расположения предметов при данных
условиях.
16-18
32
Освоение способа выбора из пяти данных предметов всех возможных вариантов двух
предметов.
19-20
33
Тема: Самостоятельная работа.
Цель: Проверить умения выбирать из данных трёх предметов все возможные варианты
двух предметов и все возможные варианты расположения трёх предметов в одном ряду.
22-23
Содержание курса внеурочной деятельности
Таблица 1
№ п/п
Наименование курсов
Количество
часов
2 класс
1
Курс «Наглядная геометрия»
13
2
Курс «Учимся решать логические задачи»
10
3
Курс «Учимся решать комбинаторные задачи»
11
Итого
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочных занятий
«Занимательная математика».
2 класс.
№ занятия
Тема и цель занятия
Номера
заданий
Дата проведения
«Наглядная геометрия» - 13 ч
1
Тема: Целое и части.
Цель:
Проверить
представления
детей
о
форме,
размере.
Формировать
умение
конструировать геометрическую фигуру из частей.
42, 43, 45,
47, 48
2-3
Тема: Целое и части. Конструирование геометрических фигур.
Цель: Формировать у учащихся умение конструировать треугольники и прямоугольники
из данных фигур.
44, 46, 49,
50, 51, 52,
53
4
Тема: Целое и части.
Цель: Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять
фигуру (целое) из других фигур (её частей).
54—56
5
Тема: Поверхности.
Цель: Формировать у учащихся представления о плоской и кривой поверхностях, уме-
ния распознавать их на изображениях геометрических тел.
57—65
7-8
Тема: Линии.
Цель: Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»;
66—73
расширить представления обучающихся о поверхностях; учить их определять взаимное
положение плоских поверхностей в пространстве.
9-10
Тема: Линии. Проведение линий на плоскостях.
Цель: Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить
формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.
74—82
11
Тема: Замкнутые области.
Цель: Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить
проводить линии внутри области при определённых условиях.
83—86
12
Тема: Соседние и несоседние области.
Цель: Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях.
87—90
13
Тема: Целое и части.
Цель: Учить учащихся выполнять деление области на части с помощью линий. Форми-
ровать представление об области с «дыркой».
91—96
«Учимся решать логические задачи» - 10 ч
14-15
Тема: Построение цепочки умозаключений.
Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных
условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом.
22-23
16
Тема: Графическая и табличная интерпретация текста
Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации.
Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность
высказываний и их отрицаний.
24,26
17
Тема: Выдвижение гипотез. Построение умозаключений.
Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки
умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать
правильные выводы.
25, 27-28
18
Тема: Построение цепочки рассуждений
Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе
построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…,
то…» и делать правильные выводы.
29-30
19
Тема: Планирование действий. Наглядное представление процессов. Составление
линейного алгоритма.
Цель: Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи
решения задач. Научить строить модель процесса перевозки, решать задачи способом
перебора возможных действий и на основе построения отрицаний.
31,32
20
Тема: Решение логических задач исследовательским методом.
Цель: Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы.
Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа
33, 34, 35
всевозможных гипотез. .
21
Тема: Решение логических задач различными способами.
Цель: Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки
умозаключений, табличным способом и на основе выдвижения и анализа всевозможных
гипотез.
36, 37, 39
22
Тема: Решение логических задач на пространственные отношения
Цель: Учить решать логические задачи на пространственные отношения между
предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать
истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий.
38
23
Тема: Наглядное представление текстовых данных.
Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием,
решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.
40,41,42
«Учимся решать комбинаторные задачи» - 11ч
24
Тема: Способы выбора из возможных вариантов.
Цель: Освоить способ выбора из четырёх разных цветов всех возможных вариантов
двух цветов. Освоить способы выбора из трёх предметов всех возможных вариантов
двух предметов и всех вариантов расположения трёх объектов в одном ряду
24,25,26
25
Тема: Способы выбора из возможных вариантов.
Цель: Освоить способ выбора из десяти данных предметов всех возможных вариантов
трёх предметов. Освоить способ выбора всех возможных вариантов расположения трёх
различных предметов в одном ряду
27,28,29,30
26
Тема: Способы выбора из возможных вариантов.
Цель: Освоить способ выбора из четырёх и пяти предметов всех возможных вариантов
двух предметов (системный перебор)
31, 32
27
Тема: Составление различных наборов при данных условиях.
Цель: Освоить составление различных наборов при данных условиях
33,34, 35, 36
28-29
Тема: Решение задач путём составления таблицы.
Цель: Научиться составлять таблицы для решения комбинаторных задач, пользуясь
инструкцией
37, 38, 39,
40,41,42
30
Тема: Способы установления соответствия.
Цель: Научиться решать комбинаторные задачи способом установления соответствия и
составления таблиц
43,44,45
31
Тема: Решение задач способом установления соответствия.
Цель: Научиться использовать способы установления соответствия и составления
таблиц для решения комбинаторных задач
46, 47
32
Тема: Решение задач способом установления соответствия.
Цель: Научиться решать комбинаторные задачи, используя способ соответствия и
составления таблиц
48,49
33
Тема: Построение цепочки рассуждений.
Цель: Учиться рассуждать в процессе решения комбинаторных задач.
50
34
Тема: Решение комбинаторных задач различными способами.
Цель: Самостоятельная работа. Проверить умение решать комбинаторные задачи,
используя способы установления соответствия, системного перебора и таблицы.
51, 52
Литература:
Пособия для учащихся:
1.
Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Рабочая тетрадь. 1-2 классы. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014
2.
Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько З.Б. Учимся решать комбинаторные задачи. Математика и информатика. 1-2 классы. Рабочая
тетрадь.
Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014
3.
Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. 1 класс. Тетрадь по математике.
Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014
Пособия для учителя:
1.Байиф Ж.-К. Логические задачи: Пер. с франц. / Перевод Сударева Ю. Н.; Под ред. И. М. Яглома. – М.: Мир, 1993. – 172 с.
2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. – М.: Детская литература, 2000. – 464 с.
3. Галеева Р. А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность / Р. А. Галеева, Г. С. Курбанов, И. В. Мельченко – Изд. 2 – е – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 272 с.: ил. – (Большая перемена).
4. Дмитриева А. В., Овчинников А. Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно-методическое пособие для реализации предпрофильной
подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 102 с.
5. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2007. – 382 с.: ил. (Учение с
увлечением)
6. Бизам Д., Герцог Я., Игра и логика. Москва: Мир, 2005.
7. Ермакова, Е.С. Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет. Москва: Глобус, 2011.
8. Дмитриева,А.В., Овчинников, А.Ф.. «Логические задачи. Методы решения». Новосибирск, 2009.
9. Беррондо М. Занимательные задачи. Москва: Мир, 2003.