Напоминание

"Занимательная математика"


Автор: Марьина Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №61"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Занимательная математика"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для организации

внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» для начальной школы является механизмом интеграции, обеспечения полноты и

цельности содержания программы по математике, расширяет и обогащает данную программу. Основное внимание уделяется развитию логического

и алгоритмического мышления школьников.

Основные цели курса

математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-

символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,

различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических

способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа

с алгоритмами выполнения арифметических действий;

воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как

части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи:

расширение и углубление программного материала;

формирование универсальных учебных действий;

знакомство учащихся со способами поиска информации;

привитие интереса к математике как науке;

развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности,

самостоятельности.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты.

Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие,

способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,

целеустремлённость и настойчивость в достижении цели,

умение слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия.

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

адекватно воспринимать предложения учителя;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие

способов решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять

синтез

как

составление

целого

из

частей;

проводить

сравнение

и

классификацию

по

заданным

критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

принимать участие в работе парами и группами;

воспринимать различные точки зрения;

использовать простые речевые средства;

контролировать свои действия в классе;

понимать задаваемые вопросы.

оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

использовать в речи язык математики

совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.

проявлять инициативу в поиске и сборе информации.

Содержание курса внеурочной деятельности

Таблица 1

№ п/п

Наименование курсов

Количество

часов

1 класс

1

Курс «Наглядная геометрия»

11

2

Курс «Учимся решать логические задачи»

13

3

Курс «Учимся решать комбинаторные задачи»

9

Итого

33

Содержание курса

«Наглядная геометрия» - 11 часов

Взаимное расположение предметов. Отношения «справа», «слева», «между» - 1 час

Взаимное расположение предметов. «Схема тела» - 3 часа

Взаимное расположение предметов. Отношения «за-перед», «над-под», «ближе-дальше» - 2 часа

Взаимное расположение предметов. Конструирование геометрических фигур – 2 часа

Взаимное расположение предметов. Сходство и различие предметов – 3 часа

«Учимся решать логические задачи» - 13 часов

«Истина». «Ложь» - 1час

Знакомство с таблицей. - 1час

Построение истинных высказываний. - 1час

Работа с графической моделью. - 1час

Работа со схематической моделью. - 1час

Решение логических задач табличным способом- 1час.

Работа с ложными высказываниями. – 2 часа

Отрицание высказывания. - 1час

Моделирование как способ решения логических задач.

- 1час

Установление истинности/ложности высказываний.

- 1час

Решение логических задач методом исключения. - 1час

Работа с текстовой и графической информацией. - 1час

«Учимся решать комбинаторные задачи» - 9 часов

Знакомство с комбинаторными задачами. – 8 часов

Самостоятельная работа – 1 час

Основные виды деятельности

Устный счёт

Проверка наблюдательности

Игровая деятельность

Решение задач

Разгадывание головоломок, ребусов, кроссвордов, викторин

Проектная деятельность

Составление головоломок, ребусов, кроссвордов. стихов ,загадок.

Участие в математических соревнованиях

Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

Формы деятельности

Олимпиады

Проекты

Круглые столы

Техническое моделирование

Конструирование

Конкурсы

Математические викторины

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочных занятий

«Занимательная математика».

1 класс.

№ занятия

Тема и цель занятия

Номера

заданий

Дата проведения

план

факт

«Наглядная геометрия» - 11 часов

1

Тема:

Взаимное расположение предметов. Отношения «справа», «слева»,

«между».

Цель: Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях

«справа — слева», «между».

1—3

2

Тема:

Взаимное расположение предметов. «Схема тела».

Цель: Учить ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки

отсчёта.

4—7

3—4

Тема:

Взаимное расположение предметов. «Схема тела».

Цель: Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме

тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

8—17

5—6

Тема:

Взаимное расположение предметов. Отношения «за-перед», «над-под»,

«ближе-дальше».

Цель: Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева —

справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе

— дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

18—20;

26—28

7—8

Тема:

Взаимное расположение предметов. Конструирование геометрических

фигур.

Цель: Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике.

Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать

представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

21—25;

29, 30

9—10

Тема:

Взаимное расположение предметов. Сходство и различие предметов.

Цель: Проверить

усвоение

учащимися

отношений

«слева

справа»,

«на

под»,

«между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке

предметы одинаковой и разной формы.

31—37

11

Самостоятельная работа по теме «Взаимное расположение предметов».

Цель: Проверить

умение

детей

ориентироваться

на

плоскости

и

в

пространстве,

распознавать предметы одинаковой и различной формы.

38—41

«Учимся решать логические задачи» - 13 часов

12

Тема: «Истина». «Ложь».

Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно»,

«верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.

1-2

13

Тема: Знакомство с таблицей.

Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить

оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом

решения логических задач.

3

14

Тема: Построение истинных высказываний.

Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.

4-5

15

Тема: Работа с графической моделью.

Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия

между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые

описания.

6-7

16

Тема: Работа со схематической моделью.

Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и

графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить

формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом

решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений

(гипотез) и их проверки.

8-9

17

Тема: Решение логических задач табличным способом.

Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать

соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать

умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.

10

18-19

Тема: Работа с ложными высказываниями.

Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний

высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и

текстовым описанием оценивать истинность высказываний.

11-12

20

Тема: Отрицание высказывания.

Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование

умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

13

21

Тема: Моделирование как способ решения логических задач.

Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической

задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить

формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания

высказываний.

14-15

22

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию.

Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

16-17

23

Тема: Решение логических задач методом исключения.

Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом

на основе построения отрицаний.

18-19

24

Тема: Работа с текстовой и графической информацией.

Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими

схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.

20-21

«Учимся решать комбинаторные задачи» - 9 часов

25

Тема: Знакомство с комбинаторными задачами.

Цель: Формировать умение определять количество возможных вариантов выбора одного

предмета из данной совокупности.

1 -4

26

Учить определять количество возможных вариантов расположения трёх цветов.

Познакомить со стихийным и системным перебором возможных вариантов

расположения трёх цветов.

5-6

27

Знакомство со способом выбора из данных трёх предметов всех вариантов двух

различных предметов и со всеми возможными вариантами их расположения.

7-8

28

Продолжить знакомство со способами выбора из данных трёх предметов всех вариантов

двух различных предметов и со всеми возможными вариантами их расположения.

Знакомство со способом выбора из данных четырёх предметов всех возможных

вариантов двух и трёх различных предметов

9-11

29

Знакомство со способами возможных вариантов расположения трёх различных

предметов в одном ряду.

12-13, 21

30

Освоение способа выбора из данной совокупности предметов возможных вариантов

двух, трёх, четырёх предметов при данном условии.

14-15

31

Освоение способа выбора из данных пяти предметов всех возможных вариантов двух и

трёх, четырёх и пяти предметов и способ расположения предметов при данных

условиях.

16-18

32

Освоение способа выбора из пяти данных предметов всех возможных вариантов двух

предметов.

19-20

33

Тема: Самостоятельная работа.

Цель: Проверить умения выбирать из данных трёх предметов все возможные варианты

двух предметов и все возможные варианты расположения трёх предметов в одном ряду.

22-23

Содержание курса внеурочной деятельности

Таблица 1

№ п/п

Наименование курсов

Количество

часов

2 класс

1

Курс «Наглядная геометрия»

13

2

Курс «Учимся решать логические задачи»

10

3

Курс «Учимся решать комбинаторные задачи»

11

Итого

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочных занятий

«Занимательная математика».

2 класс.

№ занятия

Тема и цель занятия

Номера

заданий

Дата проведения

«Наглядная геометрия» - 13 ч

1

Тема: Целое и части.

Цель:

Проверить

представления

детей

о

форме,

размере.

Формировать

умение

конструировать геометрическую фигуру из частей.

42, 43, 45,

47, 48

2-3

Тема: Целое и части. Конструирование геометрических фигур.

Цель: Формировать у учащихся умение конструировать треугольники и прямоугольники

из данных фигур.

44, 46, 49,

50, 51, 52,

53

4

Тема: Целое и части.

Цель: Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять

фигуру (целое) из других фигур (её частей).

54—56

5

Тема: Поверхности.

Цель: Формировать у учащихся представления о плоской и кривой поверхностях, уме-

ния распознавать их на изображениях геометрических тел.

57—65

7-8

Тема: Линии.

Цель: Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»;

66—73

расширить представления обучающихся о поверхностях; учить их определять взаимное

положение плоских поверхностей в пространстве.

9-10

Тема: Линии. Проведение линий на плоскостях.

Цель: Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить

формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

74—82

11

Тема: Замкнутые области.

Цель: Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить

проводить линии внутри области при определённых условиях.

83—86

12

Тема: Соседние и несоседние области.

Цель: Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях.

87—90

13

Тема: Целое и части.

Цель: Учить учащихся выполнять деление области на части с помощью линий. Форми-

ровать представление об области с «дыркой».

91—96

«Учимся решать логические задачи» - 10 ч

14-15

Тема: Построение цепочки умозаключений.

Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных

условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом.

22-23

16

Тема: Графическая и табличная интерпретация текста

Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации.

Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность

высказываний и их отрицаний.

24,26

17

Тема: Выдвижение гипотез. Построение умозаключений.

Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки

умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать

правильные выводы.

25, 27-28

18

Тема: Построение цепочки рассуждений

Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе

построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…,

то…» и делать правильные выводы.

29-30

19

Тема: Планирование действий. Наглядное представление процессов. Составление

линейного алгоритма.

Цель: Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи

решения задач. Научить строить модель процесса перевозки, решать задачи способом

перебора возможных действий и на основе построения отрицаний.

31,32

20

Тема: Решение логических задач исследовательским методом.

Цель: Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы.

Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа

33, 34, 35

всевозможных гипотез. .

21

Тема: Решение логических задач различными способами.

Цель: Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки

умозаключений, табличным способом и на основе выдвижения и анализа всевозможных

гипотез.

36, 37, 39

22

Тема: Решение логических задач на пространственные отношения

Цель: Учить решать логические задачи на пространственные отношения между

предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать

истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий.

38

23

Тема: Наглядное представление текстовых данных.

Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием,

решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.

40,41,42

«Учимся решать комбинаторные задачи» - 11ч

24

Тема: Способы выбора из возможных вариантов.

Цель: Освоить способ выбора из четырёх разных цветов всех возможных вариантов

двух цветов. Освоить способы выбора из трёх предметов всех возможных вариантов

двух предметов и всех вариантов расположения трёх объектов в одном ряду

24,25,26

25

Тема: Способы выбора из возможных вариантов.

Цель: Освоить способ выбора из десяти данных предметов всех возможных вариантов

трёх предметов. Освоить способ выбора всех возможных вариантов расположения трёх

различных предметов в одном ряду

27,28,29,30

26

Тема: Способы выбора из возможных вариантов.

Цель: Освоить способ выбора из четырёх и пяти предметов всех возможных вариантов

двух предметов (системный перебор)

31, 32

27

Тема: Составление различных наборов при данных условиях.

Цель: Освоить составление различных наборов при данных условиях

33,34, 35, 36

28-29

Тема: Решение задач путём составления таблицы.

Цель: Научиться составлять таблицы для решения комбинаторных задач, пользуясь

инструкцией

37, 38, 39,

40,41,42

30

Тема: Способы установления соответствия.

Цель: Научиться решать комбинаторные задачи способом установления соответствия и

составления таблиц

43,44,45

31

Тема: Решение задач способом установления соответствия.

Цель: Научиться использовать способы установления соответствия и составления

таблиц для решения комбинаторных задач

46, 47

32

Тема: Решение задач способом установления соответствия.

Цель: Научиться решать комбинаторные задачи, используя способ соответствия и

составления таблиц

48,49

33

Тема: Построение цепочки рассуждений.

Цель: Учиться рассуждать в процессе решения комбинаторных задач.

50

34

Тема: Решение комбинаторных задач различными способами.

Цель: Самостоятельная работа. Проверить умение решать комбинаторные задачи,

используя способы установления соответствия, системного перебора и таблицы.

51, 52

Литература:

Пособия для учащихся:

1.

Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Рабочая тетрадь. 1-2 классы. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014

2.

Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько З.Б. Учимся решать комбинаторные задачи. Математика и информатика. 1-2 классы. Рабочая

тетрадь.

Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014

3.

Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. 1 класс. Тетрадь по математике.

Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014

Пособия для учителя:

1.Байиф Ж.-К. Логические задачи: Пер. с франц. / Перевод Сударева Ю. Н.; Под ред. И. М. Яглома. – М.: Мир, 1993. – 172 с.

2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. – М.: Детская литература, 2000. – 464 с.

3. Галеева Р. А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность / Р. А. Галеева, Г. С. Курбанов, И. В. Мельченко – Изд. 2 – е – Ростов н/Д:

Феникс, 2006. – 272 с.: ил. – (Большая перемена).

4. Дмитриева А. В., Овчинников А. Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно-методическое пособие для реализации предпрофильной

подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 102 с.

5. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2007. – 382 с.: ил. (Учение с

увлечением)

6. Бизам Д., Герцог Я., Игра и логика. Москва: Мир, 2005.

7. Ермакова, Е.С. Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет. Москва: Глобус, 2011.

8. Дмитриева,А.В., Овчинников, А.Ф.. «Логические задачи. Методы решения». Новосибирск, 2009.

9. Беррондо М. Занимательные задачи. Москва: Мир, 2003.



В раздел образования




Яндекс.Метрика