Напоминание

«Трудности преподавания русского языка».


Автор: Кузнецова Галина Григорьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ Лицей №12
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: «Трудности преподавания русского языка».
Тема: «Трудности преподавания русского языка».
Раздел: среднее образование





Назад




«Трудности преподавания русского языка».

Работаю в школе давно, более 30 лет Часто в своей практике, особенно

последние 5 лет, сталкиваюсь с ситуацией, когда в общеобразовательном

классе сидят дети с ЗПР, но статуса

нет. Часто это связано с отказом

родителей переводить ребенка в специальное образовательное учреждение

или определить ему данную назологию

В

2018-2019

учебном

году

мне

пришлось

столкнуться

с

такой

ситуацией: в начале года на урок пришли пятиклассники, среди которых

дети с ЗПР (без назологии).

Как преподавать? Что делать?

Пригласила

психологов для того, чтобы дали направление, по которому мне двигаться

дальше. Трудно начинать, но надо что-то делать.

На

уроках

увидела,

что

отмечается

неравномерность

в

развитии

психической сферы учащихся: при выраженных затруднениях в решении

словесно-логических

задач

дети

относительно

хорошо

справляются

с

задачами

наглядно-образного

и

наглядно-действенного

характера,

с

обобщением на наглядном уровне.

Стало понятно, нужно использовать дифференцированный подход с

элементами группового обучения. Здесь

уместно применить достаточно

известный

прием:

при

объяснении

новой

темы

класс

делится

на

пары,

группы.

Сильный

ученик

должен

еще

раз

объяснить

тему

слабому.

В

качестве контроля даю индивидуальные задания устного и письменного

направления, использую игровые методики.

Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученики не желают

ничего делать: читать не буду, писать не хочу, говорить не могу и т.п. В этом

случае

помогает

неожиданная

смена

деятельности

и

формы

урока

(путешествие,

кроссворд,

игра,

викторина,

занимательная

грамматика,

проектирование по теме и т.п.) Урок перестает быть уроком, оставаясь им по

сути. Однако необходимо не перейти грань между дидактической игрой и

развлечением . Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более

активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на

таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в

форме

соревнования,

то,

естественно,

у

каждого

учащегося

возникает

желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики

это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого

подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что

свидетельствует об успешности урока.

Веду контроль за знаниями, даю тестовые задания, творческие работы

по

картинкам,

составляю

алгоритмы.

В

ход

урока

включаю

повторение

пройденного, контроль знаний, умений, изложение нового материала.

При

фронтальной

форме

обучения

учитываю

уровень

знаний.

Повторение или закрепление строю на разном, индивидуально подобранном

дидактическом материале (карточки, тексты, упражнения). Если совместная

работа невозможна, то сначала объясняю новый материал для детей без

ограничения здоровья, а детям с ОВЗ задаю самостоятельную работу на

закрепление ранее пройденной темы.

Затем

самостоятельную

работу

на

закрепление

нового

материала

выполняют дети без ограничения здоровья, а с детьми с ОВЗ произвожу

проверку выполненных работ, объяснение ошибок, помощь в их ликвидации

и

дальше

объясняю

новый

материал,

используя

наглядность,

речевое

сопровождение,

постепенный

переход

от

одного

к

другому,

пошаговое

выполнение заданий и т.п.

На своих уроках я применяю опорные схемы, большой упор делаю на

зрительную память, учу мысленно фотографировать то, что изображаем на

доске, экране. Оказываю каждому ученику необходимую помощь в решении

конкретных

учебных

заданий

с

перспективой

на

да льнейшие

самостоятельные действия, конкретизирую задания, обращаюсь к некоторым

примерам учебных заданий своих коллег. Как видно из моих наблюдений,

даже

при

оказании

наибольшей

обучающей

помощи,

дети

отнюдь

не

механически следуют за учителем, а обдумывают, осознают предлагаемые им

решения и ответы. Хочется

отметить

,

что

использование

разных

форм

и

методов

не

может

полностью

решить

проблемы

при

обучении

детей

с

ЗПР

в

классах

,

где

уровень

умственного

развития

не

однороден

,

так

как

зачастую

детям

с

ОВЗ

нужна

помощь

специалистов

.

Итак:

1)

Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития .

2)

Социальная адаптация ребенка происходит легче.

3)

Нельзя в классах. где есть дети с ОВЗ использовать традиционные методы

и формы работы.

4)

Составление

индивидуальных

учебных

маршрутов

и

проведение

мониторингов становится необходимым.



В раздел образования




Яндекс.Метрика