Напоминание

Письменные вычисления вида 328, 40-8


Автор: Бандурко Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ НСО "СКК"
Населённый пункт: Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: конспект урока математики
Тема: Письменные вычисления вида 328, 40-8
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики 2 класс

УМК: Школа России

Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: познакомить с письменным приемом сложения вида 32+8, вычитание вида 40-8;

- развивать логическое мышление и внимание.

Задачи формирования УУД:

Личностные:

демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и

способов действий;

- понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать

последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в

соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно

договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные: применять правила о порядке выполнения действий в число в выражениях со скобками и без скобок

при вычислениях значений числовых выражений; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный

опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Знать: алгоритм записи примеров в столбик.

Уметь: решать примеры на сложение и вычитание.

Оборудование: Учебник «Математика. 2 класс. 2 часть», презентация.

Организационная структура урока:

1.

Организационный момент. Настрой на урок.

2.

Актуализация знаний.

3.

Мотивация к деятельности. Целеполагание.

4.

Организация учебной деятельности по решению цели и задач уроку.

5.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Орг.

момент.

II.

1 мин.

- Прозвенел и смолк звонок

Всех собрал он на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол

Начинаем разговор!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

II. Актуализация

знаний.

6 мин

Устный счет:

- Сегодня на уроке нам поможет освоить

новые знания один сказочный герой. А кто

это, вы узнаете, решив устно примеры.

- Вы правильно решили примеры и отгадали

сказочного героя.

- Давайте напомним Буратино

какую большую тему мы изучаем?

- Сегодня на уроке мы продолжаем эту тему:

«Письменные вычисления».

-Буратино

просит

помощи.

Назовите

числа,

которые нужно вставить в квадратики.

Решают примеры. Ответы расставляют в порядке

возрастания. Узнают имя сказочного героя.

20

21

22

5

10

35

30

90

Р

А

Т

Б

У

Н

И

О

26 – ( 10+6)=10 76 – (50 + 6)=20 15 + ( 55 –

35)=35

81 + (18 –8) =91 35+ (12 - 7)=5 27 + ( 15 –

12)=30

(17 -7) + 12= 22 18 – 7+ 10 = 21

(Буратино)

.Повторение устных приёмов.

Что общего в выражениях?

Как

удобнее

сложить?

Что

заметили

в

полученных

результатах?

Что

общего

в

последующих выражениях?

Как удобнее вычесть?

Найдите значения выражений:

73 это 70 да 3. 70+(3+7)=70+10=80

60

50

Общее: сложение двузначного числа с

однозначным числом.

Удобно единицы складывать с единицами.

В значениях выражений двузначное число,

оканчивающее нулем.

Вычитание из двузначного числа, единицы

которого равны нулю однозначное число.

Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и

оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть

единицы.

60 это 50 да 10; 50+(10-6)=50+4=54

67

28

III. Мотивация к

деятельности.

Целеполагание

10мин

Вычислите устно с объяснением.

-Откройте учебник на стр. 18 и посмотрите,

как еще можно записать эти примеры.

-Сравните записи решения.

-Какова будет тема урока?

-Какую цель поставим перед собой?

Сегодня мы с вами познакомимся с новым

видом записи решения выражений т.е. в

столбик вида:

-Сложение двузначного числа с однозначных,

в значении суммы которых число в котором

единицы равны нулю;

-Вычитание из двузначного числа

однозначное. В уменьшаемом единицы равны

нулю.

1 слагаемое разложим на удобные слагаемые.

Получается 30 и 2 Удобнее единицы сложить с

единицами. Получается:

32+8=30+(2+8) =40

Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и

оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть

единицы.

40 это 30 да 10; 30+(10-8)=32

-Приёмы сложение и вычитание двузначного числа

с однозначным.

-Научиться записывать данные вычислительные

приемы в столбик.

IV. Организация

учебной

деятельности по

решению цели и

задач уроку.

17мин

– Буратино предлагает выполнить задание в

парах.

Обсудите со своим соседом по парте, как

выполнено сложение.

– Что необходимо, чтобы правильно

выполнить сложение?

– Определим шаги алгоритма сложения:

1. Пишу…

2. Складываю единицы…

- 10 единиц это…

- Запишу…

- Запомню…, чтобы не забыть…

1.Пишу единицы под единицами.

2.Складываю единицы 3+7=10. 10 единиц это 1

десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под

единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть

надпишу 1 над десятками первого слагаемого или

стрелочку.

3.Десятков стало 8 т.к. 7 да 1 восемь.

4.Читаю ответ: значение сумы чисел семидесяти

трех и семи равно восьмидесяти.

3. Десятков стало …, т.к…

4. Читаю ответ…

-Обратите внимание на 2 столбик 40-8.

-Послушайте, как объясню решение примера

на вычитание.

1. Единицы нужно вычитать из единиц, но в

числе 40 - 4 десятка и 0 единиц, т.е. нет

отдельных единиц. Значит, нужно из 4

десятков взять 1 десяток. Из этих10 единиц

будем вычитать 8 но, чтобы не забыть о том,

что 1 десяток взят, поставим над цифрой 4

точку. Вычитаем единицы: 10 единиц – 8

единиц =2 единицы. Записываем 2 под

единицами. Из 4 десятков взяли 1 десяток (об

этом напоминает точка, осталось 3 десятка).

Пишем 3 под десятками. Читаем ответ:

разность равна 32.

Алгоритм решения примера на вычитание.

1. Пишу…

2. Вычту единицы…

- Это 10 единиц и дес.

- Надпишу над …

- Из 10 вычту …

3. Десятков осталось …

4. Читаю ответ…

Посмотрите в учебнике на странице 18 № 1.

Попробуем решить примеры.

Что требуется сделать?

-Разбейте выражения на две группы. По

1.Пишу единицы под единицами.

2.Вычту единицы. 80 это 0 единиц и 8 десятков.

Возьмем из 8 десятков 10 единиц. Поставим над

цифрой 8 точку, чтобы не забыть, что 1 дес. мы

заняли. Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под

единицами.

3. Десятков осталось7.

4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и

семи равно семидесяти трем.

1.Пишу единицы под единицами.

2.Складываю единицы 6+4=10. 10 единиц это 1

десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под

единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть

надпишу 1 над десятками первого слагаемого или

стрелочку.

3.Десятков стало 6 т.к. 5 да 1 шесть.

4.Читаю ответ: значение сумы чисел пятидесяти

шести и четырех равно шестидесяти.

1.Пишу единицы под единицами.

2.Вычту единицы. 90 это 0 единиц и 9 десятков. Из

9 дес. возьмем 10 единиц, поставим точку над

цифрой 9, чтобы не забыть, что мы заняли 1 дес.

Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под

единицами.

3. Десятков осталось7. Об этом напоминает точка.

какому принципу осуществили разбиение?

Выполним вычисления в тетради. Один

ученик у доски с устным объяснением.

Запишите в тетради №1.

Вычисления производим столбиком.

– Что помогало выполнить вычисление верно?

-А какими способами мы можем проверить

правильное решение примером?

Проверим.

Задача №2.

Прочитаем.

Когда Оля прочитала 40 страниц книги, ей

осталось прочитать на 5 страниц меньше,

чем она прочитала. Сколько страниц в книге?

- О ком говорится в задаче?

- Что Оля делала?

- Сколько страниц она прочитала?

- Сколько страниц осталось прочитать?

- Какой вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Почему?

- А это можем узнать?

- С помощью какого действия?

-Знаем, сколько прочитала и сколько осталось.

-Теперь можем ответить на вопрос задачи?

-Какое действие будет следующим?

-Какой ответ получим?

-Молодцы, вы отлично справились.

Задача №3.

Прочитайте задачу.

-О ком говорится в задаче?

-Купюры, какого достоинства у Кати?

-Что она сделала?

4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и

семи равно семидесяти трем.

Алгоритм.

Вычитанием, другим способом сложения.

73+7=70+(3+7)=70+10=80

80-7=70+(10-7)=70+3=73

56+4=50+(6+4)=50+10=60

60-4=50+(10-4)=50+6=56

60-56=4

90-9=80+(10-9)=80+1=81

90-81=9

Об Оле.

Читала книгу.

40 страниц

На 5 страниц меньше, чем она прочитала.

Сколько всего страниц в книге?

Нет. Не знаем, сколько страниц осталось

прочитать.

Да.

Вычитания.

1.

40-5=35 (с.) – осталось прочитать.

Да.

Сложение.

2.

40+35=75 (с.) – всего страниц в книге.

Ответ: 75 страниц.

У Кати было 10 р. и 50 р. Она истратила 8 р.

Сколько денег осталось у Кати?

О Кате.

10рублей и 50 рублей

Истратила 8 рублей

Сколько денег осталось у Кати?

Нет. Мы не знаем, сколько всего денег было у Кати.

-Что требуется найти?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос

задачи? Почему?

-А можем узнать? Как?

-Знаем, сколько денег было и сколько

истратила. Как найти сколько осталось?

-А как еще можно решить данную задачу?

-Получилось 3 способа.

№ 4 выполните самостоятельно. Один ученик

у доски.

Проверим.

№6.

Прочитайте задание.

Реши уравнения.

-Рассмотрим 1 уравнение.

х – 9 = 4.

Запишите решение в тетрадь.

-Следующие уравнения решите

самостоятельно. Что получилось?

Решим примеры под вопросительным знаком.

Каков порядок выполнения действий в

выражениях, содержащих скобки?

Без скобок?

Найдите значения выражений самостоятельно.

Какой ответ получили в первом примере? Во

втором? В третьем?

1.

10+50=60 (р.) – было у Кати.

Вычитанием.

2.

60-8=52 (р.) – осталось у Кати.

Из 10 р. вычесть 8 р. и прибавить 50 р.

50+(10-8) = 52 (р.) – осталось у Кати.

И наоборот:

(50-8) + 10 = 52 (р.)-осталось у Кати.

32 64 74 98 86

48

23

18

65

14

80 41 92 33 100

Неизвестно уменьшаемое, чтобы его найти нужно

к

разности прибавить вычитаемое.

х-9=4

х=4+9

х=13____

13-9=4

4=4

Ответ:13

у + 7 = 15 35 – х = 30

у = 15 – 7 х = 35 - 30

у = 8

х = 5_____

8+7=15 35-5=30

15=15 30=30

Ответ: 8 Ответ: 5

Сначала выполняют действия в скобках

Слева направо

63-(5+8)=50; 68 – 20 +2 = 50; 80 – 32 = 48

V. Рефлексия

деятельности.

1 мин

Буратино доволен вашей работой на уроке.

-Давайте вспомним, какие примеры мы

Научиться записывать данные вычислительные

приемы в столбик.

Итог урока.

сегодня научились решать?

-Какие задачи мы ставили?

-Выполнили мы их?

-Каким образом?

-Как же поступить, если нельзя из единиц

уменьшаемого вычесть единицы

вычитаемого?

-Вы отлично поработали. Молодцы! Урок

окончен.

Ответы детей.

Занять 10 единиц у десятка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика