Автор: Бандурко Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ НСО "СКК"
Населённый пункт: Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: конспект урока математики
Тема: Письменные вычисления вида 328, 40-8
Раздел: начальное образование
Урок математики 2 класс
УМК: Школа России
Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: познакомить с письменным приемом сложения вида 32+8, вычитание вида 40-8;
- развивать логическое мышление и внимание.
Задачи формирования УУД:
Личностные:
демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий;
- понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно
договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Познавательные: применять правила о порядке выполнения действий в число в выражениях со скобками и без скобок
при вычислениях значений числовых выражений; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Знать: алгоритм записи примеров в столбик.
Уметь: решать примеры на сложение и вычитание.
Оборудование: Учебник «Математика. 2 класс. 2 часть», презентация.
Организационная структура урока:
1.
Организационный момент. Настрой на урок.
2.
Актуализация знаний.
3.
Мотивация к деятельности. Целеполагание.
4.
Организация учебной деятельности по решению цели и задач уроку.
5.
Рефлексия деятельности. Итог урока.
Ход урока.
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.
Орг.
момент.
II.
1 мин.
- Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор!
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок.
II. Актуализация
знаний.
6 мин
Устный счет:
- Сегодня на уроке нам поможет освоить
новые знания один сказочный герой. А кто
это, вы узнаете, решив устно примеры.
- Вы правильно решили примеры и отгадали
сказочного героя.
- Давайте напомним Буратино
какую большую тему мы изучаем?
- Сегодня на уроке мы продолжаем эту тему:
«Письменные вычисления».
-Буратино
просит
помощи.
Назовите
числа,
которые нужно вставить в квадратики.
Решают примеры. Ответы расставляют в порядке
возрастания. Узнают имя сказочного героя.
20
21
22
5
10
35
30
90
Р
А
Т
Б
У
Н
И
О
26 – ( 10+6)=10 76 – (50 + 6)=20 15 + ( 55 –
35)=35
81 + (18 –8) =91 35+ (12 - 7)=5 27 + ( 15 –
12)=30
(17 -7) + 12= 22 18 – 7+ 10 = 21
(Буратино)
.Повторение устных приёмов.
Что общего в выражениях?
Как
удобнее
сложить?
Что
заметили
в
полученных
результатах?
Что
общего
в
последующих выражениях?
Как удобнее вычесть?
Найдите значения выражений:
73 это 70 да 3. 70+(3+7)=70+10=80
60
50
Общее: сложение двузначного числа с
однозначным числом.
Удобно единицы складывать с единицами.
В значениях выражений двузначное число,
оканчивающее нулем.
Вычитание из двузначного числа, единицы
которого равны нулю однозначное число.
Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и
оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть
единицы.
60 это 50 да 10; 50+(10-6)=50+4=54
67
28
III. Мотивация к
деятельности.
Целеполагание
10мин
Вычислите устно с объяснением.
-Откройте учебник на стр. 18 и посмотрите,
как еще можно записать эти примеры.
-Сравните записи решения.
-Какова будет тема урока?
-Какую цель поставим перед собой?
Сегодня мы с вами познакомимся с новым
видом записи решения выражений т.е. в
столбик вида:
-Сложение двузначного числа с однозначных,
в значении суммы которых число в котором
единицы равны нулю;
-Вычитание из двузначного числа
однозначное. В уменьшаемом единицы равны
нулю.
1 слагаемое разложим на удобные слагаемые.
Получается 30 и 2 Удобнее единицы сложить с
единицами. Получается:
32+8=30+(2+8) =40
Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и
оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть
единицы.
40 это 30 да 10; 30+(10-8)=32
-Приёмы сложение и вычитание двузначного числа
с однозначным.
-Научиться записывать данные вычислительные
приемы в столбик.
IV. Организация
учебной
деятельности по
решению цели и
задач уроку.
17мин
– Буратино предлагает выполнить задание в
парах.
Обсудите со своим соседом по парте, как
выполнено сложение.
– Что необходимо, чтобы правильно
выполнить сложение?
– Определим шаги алгоритма сложения:
1. Пишу…
2. Складываю единицы…
- 10 единиц это…
- Запишу…
- Запомню…, чтобы не забыть…
1.Пишу единицы под единицами.
2.Складываю единицы 3+7=10. 10 единиц это 1
десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под
единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть
надпишу 1 над десятками первого слагаемого или
стрелочку.
3.Десятков стало 8 т.к. 7 да 1 восемь.
4.Читаю ответ: значение сумы чисел семидесяти
трех и семи равно восьмидесяти.
3. Десятков стало …, т.к…
4. Читаю ответ…
-Обратите внимание на 2 столбик 40-8.
-Послушайте, как объясню решение примера
на вычитание.
1. Единицы нужно вычитать из единиц, но в
числе 40 - 4 десятка и 0 единиц, т.е. нет
отдельных единиц. Значит, нужно из 4
десятков взять 1 десяток. Из этих10 единиц
будем вычитать 8 но, чтобы не забыть о том,
что 1 десяток взят, поставим над цифрой 4
точку. Вычитаем единицы: 10 единиц – 8
единиц =2 единицы. Записываем 2 под
единицами. Из 4 десятков взяли 1 десяток (об
этом напоминает точка, осталось 3 десятка).
Пишем 3 под десятками. Читаем ответ:
разность равна 32.
Алгоритм решения примера на вычитание.
1. Пишу…
2. Вычту единицы…
- Это 10 единиц и дес.
- Надпишу над …
- Из 10 вычту …
3. Десятков осталось …
4. Читаю ответ…
Посмотрите в учебнике на странице 18 № 1.
Попробуем решить примеры.
Что требуется сделать?
-Разбейте выражения на две группы. По
1.Пишу единицы под единицами.
2.Вычту единицы. 80 это 0 единиц и 8 десятков.
Возьмем из 8 десятков 10 единиц. Поставим над
цифрой 8 точку, чтобы не забыть, что 1 дес. мы
заняли. Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под
единицами.
3. Десятков осталось7.
4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и
семи равно семидесяти трем.
1.Пишу единицы под единицами.
2.Складываю единицы 6+4=10. 10 единиц это 1
десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под
единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть
надпишу 1 над десятками первого слагаемого или
стрелочку.
3.Десятков стало 6 т.к. 5 да 1 шесть.
4.Читаю ответ: значение сумы чисел пятидесяти
шести и четырех равно шестидесяти.
1.Пишу единицы под единицами.
2.Вычту единицы. 90 это 0 единиц и 9 десятков. Из
9 дес. возьмем 10 единиц, поставим точку над
цифрой 9, чтобы не забыть, что мы заняли 1 дес.
Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под
единицами.
3. Десятков осталось7. Об этом напоминает точка.
какому принципу осуществили разбиение?
Выполним вычисления в тетради. Один
ученик у доски с устным объяснением.
Запишите в тетради №1.
Вычисления производим столбиком.
– Что помогало выполнить вычисление верно?
-А какими способами мы можем проверить
правильное решение примером?
Проверим.
Задача №2.
Прочитаем.
Когда Оля прочитала 40 страниц книги, ей
осталось прочитать на 5 страниц меньше,
чем она прочитала. Сколько страниц в книге?
- О ком говорится в задаче?
- Что Оля делала?
- Сколько страниц она прочитала?
- Сколько страниц осталось прочитать?
- Какой вопрос в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
Почему?
- А это можем узнать?
- С помощью какого действия?
-Знаем, сколько прочитала и сколько осталось.
-Теперь можем ответить на вопрос задачи?
-Какое действие будет следующим?
-Какой ответ получим?
-Молодцы, вы отлично справились.
Задача №3.
Прочитайте задачу.
-О ком говорится в задаче?
-Купюры, какого достоинства у Кати?
-Что она сделала?
4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и
семи равно семидесяти трем.
Алгоритм.
Вычитанием, другим способом сложения.
73+7=70+(3+7)=70+10=80
80-7=70+(10-7)=70+3=73
56+4=50+(6+4)=50+10=60
60-4=50+(10-4)=50+6=56
60-56=4
90-9=80+(10-9)=80+1=81
90-81=9
Об Оле.
Читала книгу.
40 страниц
На 5 страниц меньше, чем она прочитала.
Сколько всего страниц в книге?
Нет. Не знаем, сколько страниц осталось
прочитать.
Да.
Вычитания.
1.
40-5=35 (с.) – осталось прочитать.
Да.
Сложение.
2.
40+35=75 (с.) – всего страниц в книге.
Ответ: 75 страниц.
У Кати было 10 р. и 50 р. Она истратила 8 р.
Сколько денег осталось у Кати?
О Кате.
10рублей и 50 рублей
Истратила 8 рублей
Сколько денег осталось у Кати?
Нет. Мы не знаем, сколько всего денег было у Кати.
-Что требуется найти?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос
задачи? Почему?
-А можем узнать? Как?
-Знаем, сколько денег было и сколько
истратила. Как найти сколько осталось?
-А как еще можно решить данную задачу?
-Получилось 3 способа.
№ 4 выполните самостоятельно. Один ученик
у доски.
Проверим.
№6.
Прочитайте задание.
Реши уравнения.
-Рассмотрим 1 уравнение.
х – 9 = 4.
Запишите решение в тетрадь.
-Следующие уравнения решите
самостоятельно. Что получилось?
Решим примеры под вопросительным знаком.
Каков порядок выполнения действий в
выражениях, содержащих скобки?
Без скобок?
Найдите значения выражений самостоятельно.
Какой ответ получили в первом примере? Во
втором? В третьем?
1.
10+50=60 (р.) – было у Кати.
Вычитанием.
2.
60-8=52 (р.) – осталось у Кати.
Из 10 р. вычесть 8 р. и прибавить 50 р.
50+(10-8) = 52 (р.) – осталось у Кати.
И наоборот:
(50-8) + 10 = 52 (р.)-осталось у Кати.
32 64 74 98 86
48
23
18
65
14
80 41 92 33 100
Неизвестно уменьшаемое, чтобы его найти нужно
к
разности прибавить вычитаемое.
х-9=4
х=4+9
х=13____
13-9=4
4=4
Ответ:13
у + 7 = 15 35 – х = 30
у = 15 – 7 х = 35 - 30
у = 8
х = 5_____
8+7=15 35-5=30
15=15 30=30
Ответ: 8 Ответ: 5
Сначала выполняют действия в скобках
Слева направо
63-(5+8)=50; 68 – 20 +2 = 50; 80 – 32 = 48
V. Рефлексия
деятельности.
1 мин
Буратино доволен вашей работой на уроке.
-Давайте вспомним, какие примеры мы
Научиться записывать данные вычислительные
приемы в столбик.
Итог урока.
сегодня научились решать?
-Какие задачи мы ставили?
-Выполнили мы их?
-Каким образом?
-Как же поступить, если нельзя из единиц
уменьшаемого вычесть единицы
вычитаемого?
-Вы отлично поработали. Молодцы! Урок
окончен.
Ответы детей.
Занять 10 единиц у десятка.