Автор: Федоркина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 407
Населённый пункт: г.Самара ,Самарская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект НОД по исследовательской деятельности в средней группе на тему «Секрет сосновой шишки»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по исследовательской деятельности в средней
группе на тему «Секрет сосновой шишки»
Цель: познакомить детей с изменением формы предметов за счёт
влияния воды; развивать наблюдательность, смекалку. Развивать
творческое воображение.
Материал: две сосновые шишки, ванночка с водой
Ход занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
Сюрпризный момент:
Воспитатель приносит корзинку с шишками.
Белка шишку сорвала
В ней орешки не нашла.
Лежит шишка под сосной.
Очень скучно ей одной.
Возьми её и поиграй,
А во что, сам угадай!
Воспитатель: Сосна - высокое дерево (до 35 метров, живет до 150-200
лет, иногда до 400 лет. Растет сосна медленно. Из упавших шишек
высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток
длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных
иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое
дерево. Семена сосны едят клесты, дятлы, бурундуки. Хвоей питаются
лоси, глухари, тетерев; корой – жуки-короеды; древесиной – жуки-
усачи, точильщики.
Воздух в лесу, где растут хвойные деревья, чистый, свежий, полезный
для здоровья, а все потому, что сосны, ели выделяют особые
вещества, которые губительны для микробов.
2.Постановка вопроса.
Воспитатель: Ребята мы с вами сейчас опустим шишку в теплую
воду, как вы думаете, что станет с шишкой ? Шишка утонет или нет?
(Дети высказывают свои предположения.)
3.Опыт
Воспитатель: Потрогайте шишку, какая она, какого цвета, с какого
дерева?
-шишку рассмотреть, понюхать, покатать между ладоней,
попробовать согнуть чешуйки, почему не сгибаются?
ДЕТИ: отвечают.
Воспитатель: как вы думаете, почему шишка стала такой?
ДЕТИ: она созрела, чешуйки раскрылись и семена вылетели.
Воспитатель: хотите увидеть, какой она была раньше?
ДЕТИ: отвечают.
-опустить шишку в воду, что с ней произошло?
(она плавает на поверхности, потому что легкая)
Воспитатель показывает детям шишку, которая заранее была
опущена в воду.
-шишка изменила форму, почему?
(пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид)
-за счет поглощения воды, стала тяжелой и утонула, объём воды в
ванночке уменьшился.
4. Фиксирование результатов эксперимента.
- сухая шишка легкая, жесткая, не тонет в воде;
- шишка погруженная в воду, поглощает её, становится тяжелой и
мягкой;
- сравнить сухую и влажную шишку, объем
влажной шишки уменьшился в половину, а вес увеличился за счет
поглощения влаги.
Ребята ,вот мы с Вами и раскрыли секрет шишки. Раньше ,так по
шишками люди определяли погоду. Если у шишки чешуйки раскрыты,
то стоит сухая и теплая погода, а если стали чешуйки закрываться
,то это значит скоро начнется дождь. Таким образом шишка
защищает свои семена от непогоды.
5.Физминутка «Есть в лесу»
Есть в лесу три полочки:
(Хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки.
(Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх, встать на носочки)
На елках – птичьи голоса.
(Руки в стороны, махи руками)
Внизу на елочках – роса.
(Руки вниз, присели)
Дети садятся на свои места.
6.Дидактическое упражнение «Один-много»
К предложенным словам дети добавляют слово «много» и
называют заданное слово во множественном числе.
Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Снег – много снега.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Древесина – много древесины.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали из опыта ? (Ответы
детей) .Какую пользу приносят хвойные деревья? Что можно делать из
шишек?