Автор: Повитухина Людмила Филипповна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУСОШ №250
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педсовет по преемственности обучения"
Раздел: начальное образование
Малый педагогический
Малый педагогический
совет по преемственности
совет по преемственности
«Осуществление преемственности при
«Осуществление преемственности при
переходе учащихся из начальной школы в
переходе учащихся из начальной школы в
основную»
основную»
Поговорим?…
2018-2019 учебный год
Главные цели:
Объединение усилий педагогического
коллектива школы для повышения
эффективности его работы.
Выработка линии поведения, единых
требований классных руководителей и
учителей предметников.
Создание системы общих взглядов на
использование правил преемственности в
образовательном процессе.
Задачи:
•
Обмен опытом педагогов начальной и основной
школы, их взаимодействие, во избежание
трудностей у пятиклассников в дальнейшей
учебной деятельности.
•
Выработка единых педагогических технологий
с учетом психологических и возрастных
особенностей на средней ступени обучения.
•
Привлечение внимание педагогического
коллектива к проблеме сохранения здоровья
всех участников образовательного процесса.
Вопросы:
Вопросы:
•
Основные аспекты проблемы преемственности пятиклассников по итогам
проведенного контроля, причины и следствия дезадаптации. ( Линникова Г.Н.
-зам. директора по УВР., Бутаева С.А.-зам. директора по нач. классам)
•
Трудности адаптационного периода на второй ступени образования.
( кл.
руководители 5-х классов)
•
Индивидуальные особенности учащихся и классного коллектива в целом за период
начального образования. ( педагоги начальных классов)
•
Анализ деятельности классных руководителей по адаптации учащихся 5-х классов к
средней школе (Катайлова А.В.-зам.директора по ВР)
•
Особенности учебного процесса в 5-х классах
( учителя- предметники)
Основные аспекты проблемы
Основные аспекты проблемы
преемственности
преемственности
пятиклассников по итогам
пятиклассников по итогам
проведенного контроля,
проведенного контроля,
причины и следствия
причины и следствия
дезадаптации.
дезадаптации.
Основные аспекты проблемы
Основные аспекты проблемы
преемственности
преемственности
пятиклассников по итогам
пятиклассников по итогам
проведенного контроля,
проведенного контроля,
причины и следствия
причины и следствия
дезадаптации.
дезадаптации.
Линникова Г.Н.- зам. директора по УВР
Бутаева С.А.-зам. директора по нач.классам
Многолетние наблюдения педагогов
и школьных психологов
свидетельствуют о том, что
переход из начальной школы в
среднюю неизбежно связан со
снижением успеваемости, хотя бы
временным.
Факторы влияющие на дезадаптацию:
Психологические
Педагогические
Некоторые дети в силу
Некоторые дети в силу
своих психологических особенностей не готовы к подобной
своих психологических особенностей не готовы к подобной
самостоятельности –
самостоятельности –
совмещать учебные и организационные стороны
школьной жизни:
они испытывают
растерянность,
всё время всё путают и
забывают,
не могут сосредоточиться на
учёбе.
Другие дети настолько
привыкли к постоянному
контролю со стороны
взрослых, что неспособны
самостоятельно
организовать собственную
школьную жизнь.
Всё это, естественно,
ведёт к
снижению успеваемости!
Существенные
Существенные
психологические изменения
психологические изменения
5-го класса:
5-го класса:
Занятия теперь проходят в новой школе,
кабинете.
А часто — и в разных кабинетах.
В расписании появились названия
незнакомых предметов (ботаника,
физика, история).
И самое главное — каждый предмет
ведёт новый учитель.
Показатели
подросткового возраста
Негативные показатели
•
дисгармоничность в строении
личности
•
свёртывание прежде
установившейся системы
интересов
•
протестующий характер
поведения по отношению к
взрослым
Положительные показатели
•
возрастает самостоятельность
ребёнка
•
значительно более
многообразными и
содержательными становятся
его отношения с другими
детьми и взрослыми
•
значительно расширяется и
качественно изменяется сфера
его деятельности
•
развивается ответственное
отношение к себе
•
развивается ответственное
отношение к другим людям
Психологические особенности подростков,
которые делают этот возраст особенно
опасным:
•
крайняя неустойчивость самооценки и
при этом максимализм
•
неадекватное представление о
собственной компетентности,
социальной компетентности в частности
•
снижение настроения, тревожность
•
легко возникающие страхи
Неполнота данных
о выпускниках
начальной школы
Немотивиро-
ванность
учителей на изучение
данных о
выпускниках
начальной школы
Недостаточное изуче
ние данных о выпуск
никах начальной шко
лы, их возможностях
и реальных учебных
результатах
Несоответствие
оценок
реальным
результатам
обучения
Неподготовленность
учителей к работе
с детьми младшего
школьного возраста
Неадаптивность методики преподавания
к возможностям детей данного возраста.
Скачкообразный переход к новым в сравне
нии с начальной школой методам обучения
Рассогласованность
в содержании
учебных
курсов начальной
и средней школы
Непонимание учащимися учебного мате
риала вследствие его вступления в противо
речие с ранее изученным в начальной школе
Рассогласованность
в нормах
выставления
оценок с начальной
школой или их отсутст
вие в средней школе
Демотивированностъ учебной
деятельности учащихся
Рассогласованность
в сложности
содержания
образовательных
программ
Неподготовленность к восприятию ус
ложненного содержания учебных курсов
в 5 классе
Модель выпускника
Модель выпускника
4 класса
4 класса
Модель выпускника
Модель выпускника
4 класса
4 класса
Наши ожидания
Наши ожидания
1.Учебно-организационные
компетенции:
•
работать по алгоритму;
•
самостоятельно составлять
алгоритм;
•
владеть методами самоконтроля;
•
уметь оценить ответ
одноклассника.
2.Учебно-информационные
компетенции:
•
владеть техникой чтения в
соответствии с возрастом;
•
уметь работать с учебником;
•
уметь работать с дополнительной
литературой; справочниками,
словарем, энциклопедиями,
научно-публицистической
литературой.
З.Учебно-коммуникативные
компетенции:
•
владеть в соответствии с возрастом устной
монологической речью;
•
вести диалог;
•
излагать логически мысли;
•
владеть в соответствии с возрастом
письменной монологической речью:
•
списывать текст;
•
записывать под диктовку;
•
писать изложения;
•
писать сочинения разных жанров;
•
писать рецензию;
•
писать статью.
4.Учебно-интеллектуальные
компетенции:
•
анализировать;
•
сравнивать;
•
классифицировать;
•
обобщать;
•
абстрагировать;
•
синтезировать;
•
выделять главную мысль;
•
отвечать на вопросы;
•
самостоятельно ставить вопросы;
•
выполнять творческие задания;
•
уметь переносить (использовать) приобретенные знания
в нестандартной (новой) учебной ситуации.
Диагностика
( что имеем)
•
Математика
•
Русский язык
Техника чтения
Рекомендации учителю начальных классов по
организации преемственности в обучении
•
Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу.
•
Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический
запас, в том числе за счет специальных терминов.
•
Работать над скоростью письма и каллиграфией.
•
Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания,
механической и оперативной памяти.
•
Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей.
•
Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных
навыков,
знания
таблицы
умножения,
компонентов
всех
арифметических
действий и правил их нахождения.
•
Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.
•
Искоренять неумеренную помощь родителей в выполнении домашнего задания.
•
Добиваться от учащихся развернутых полных ответов, четкой грамотной речи.
•
Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только
стихотворные, но и прозаические тексты.
•
Приучать
учащихся
работать
с
энциклопедиями,
справочниками,
словарями,
научно-популярной и дополнительной литературой.
•
При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на
письменные работы.
Рекомендации по итогам
посещенных уроков:
•
Учителям, работающим в 5в классе принять участие в
работе проблемно- творческой группы « Особенности
работы в 5х классах» под руководством психолога школы
Шершнёва В.В., с целью изучения форм, методов и
приемов работы с учащимися.
•
Учителям-предметникам привести в систему проведение
физкульминуток, минуток релаксации для оздоровления
учащихся: коррекции осанки , зрения, создания
психологической адаптации и т.д.
•
Всем учителям обратить внимание на домашнее задание.
Необходимо ни только его запись в дневнике, но и
подробное объяснение процесса выполнения.
•
Педагогам необходимо по мере возможности вводить
игровые моменты на уроке для концентрации внимания и
разнообразия деятельности учащихся, определиться с
набором приемов и методов направленных на развитие
познавательной активности.
Рекомендации по подготовке
учителя к работе в 5 классе
•
Изучение программы начальных классов по предмету.
•
Ознакомление
с
возрастными
особенностями
учащихся,
изучение
уровня
работоспособности
младших школьников.
•
Изучение системы работы учителя начальных классов:
формы, методы организации учебной деятельности.
•
Изучение системы внеклассной работы и работы с
родителями учащихся.
•
Посещение последовательно 3-5 занятий в 4 классе.
Обязательные рекомендации учителю 5
классов по соблюдению единых
требований к уроку
•
Организовать
подготовку
ученика
к
уроку:
учебные
принадлежности
должны
быть
выложены на стол, в том числе дневник.
•
Учителям-предметникам регулярно выставлять
отметки в дневники учащихся.
•
Домашнее
задание
давать
своевременно,
с
объяснением, в соответствии с требованиями к
его объему.
•
Контролировать
дисциплинированность
учащихся:
отмечать
пропуски
в
классном
ж у р н а л е ,
н е
д о п у с к а т ь
о п о з д а н и й
на урок.
Рекомендации по подготовке
урока в 5 классе
•
Разнообразить методы организации учебной деятельности
учащихся
с
целью
повышения
их
познавательной
активности.
•
Предусмотреть
освоение
методических
приемов
инновационных технологий начальной школы в старших
классах.
•
Разработать
систему
повторения
учебного
материала
начальной школы по русскому языку и математике в 5
классе.
•
Шире
использовать
демонстрационный
и
раздаточный
материал:
наглядные
пособия,
опорные
таблицы,
перфокарты и др.
•
Использовать на уроке дидактические и познавательные
игры, продумывать мотивационную сторону урока.
•
На
каждом
уроке
проводить
минутки
о т д ы х а ;
физкультурные паузы, минутки релаксации, музыкальные
и динамические паузы.
Единые требования к осуществлению
преемственности в обучении учащихся
младшего и среднего звеньев
1.
Учителям
начальной
школы
знать
программу
средней
школы,
а
учителям среднего звена программу начальной школы.
2.
Учителям
начального
звена
3-4
классов
знать
программу
по
предметам
5
класса,
учителям-предметникам
знать
основные
требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов.
3.
Учителям
4
классов
в
I
полугодии
посещать
уроки
учителей-
предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной
деятельности.
4.
Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки
учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и
приемами,
методами
работы
учителей
с
детьми
этого
возраста;
практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
5.
При
тематическом
планировании
учителям
4
классов
включать
элементы опережающего обучения.
6.
Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт
с
классными
руководителями
и
учителями-предметниками с
целью
оказания
помощи
в
изучении
п с и х о л о г и ч е с к и х ,
индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
7.
Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместное
с будущим классным руководителем.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для
родителей пятиклассников
1.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно
скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
2.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на
психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую
командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.)
сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в
семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении
детей.
3.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации,
вместе ищите выход из конфликтов.
4.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему
описать их, отметить какие-то особые черты.
5.
Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за
помощью к классному руководителю.
6.
В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних
заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и
в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых
этапах обучения в средней школе.
7.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если
в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать
портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки.
Решение « Малого педсовета»
декабрь 2018 года
1. Учителям
,
работающим
в
5-х
классах
строго
соблюдать единые требования работы
с пятиклассниками и
требования,
соответствующее
санитарно
-
гигиеническим
нормам; активно внедрять в уроки здоровьесберегающие технологии; регулярно
проводить
физкультминутки
(
гимнастика
для
глаз
,
пальцев
,
осанки
,
минуты
релаксации
)
в рамках реализации
П
рограммы«
Формирование
здоровьесберегающего пространства школы».
2.
Учителям
разработать и последовательно внедрять
приемы
концентрации
внимания,
активизации познавательной
деятельности, формирования ключевых
компетенций соответствующих возрасту
на
уроках
с
учетом
уровня развития
учащихся
3.
Классным руководителям
5-х классов
довести
до
сведения
родителей
результаты
контроля
.
Максимально
использовать
потенциал
социальной и
психологической
поддержки СМППС при работе с детьми и их
родителями
.
4
Классным руководителям соблюдать преемственность в сотрудничестве с родителями
по программе « Семья и школа».
5. Классным руководителям и педагогу-психологу акцентировать внимание на учащихся
с девиантным поведением.
6.
Учителям
русского
языка
и
литературы
,
математики
5-х
классов
организовать
занятия
с
учащимися
по
ликвидации
выявленных
пробелов
за
счет
часов
школьного
компонента.
7.
Педагогам, которые в перспективе будут работать в 5х классах начать работу по
изучению методики преподавания предметов в 4-х классах и изучению программ
начальной школы.