Напоминание

"Педсовет по преемственности обучения"


Автор: Повитухина Людмила Филипповна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУСОШ №250
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педсовет по преемственности обучения"
Раздел: начальное образование





Назад




Малый педагогический

Малый педагогический

совет по преемственности

совет по преемственности

«Осуществление преемственности при

«Осуществление преемственности при

переходе учащихся из начальной школы в

переходе учащихся из начальной школы в

основную»

основную»

Поговорим?…

2018-2019 учебный год

Главные цели:

Объединение усилий педагогического

коллектива школы для повышения

эффективности его работы.

Выработка линии поведения, единых

требований классных руководителей и

учителей предметников.

Создание системы общих взглядов на

использование правил преемственности в

образовательном процессе.

Задачи:

Обмен опытом педагогов начальной и основной

школы, их взаимодействие, во избежание

трудностей у пятиклассников в дальнейшей

учебной деятельности.

Выработка единых педагогических технологий

с учетом психологических и возрастных

особенностей на средней ступени обучения.

Привлечение внимание педагогического

коллектива к проблеме сохранения здоровья

всех участников образовательного процесса.

Вопросы:

Вопросы:

Основные аспекты проблемы преемственности пятиклассников по итогам

проведенного контроля, причины и следствия дезадаптации. ( Линникова Г.Н.

-зам. директора по УВР., Бутаева С.А.-зам. директора по нач. классам)

Трудности адаптационного периода на второй ступени образования.

( кл.

руководители 5-х классов)

Индивидуальные особенности учащихся и классного коллектива в целом за период

начального образования. ( педагоги начальных классов)

Анализ деятельности классных руководителей по адаптации учащихся 5-х классов к

средней школе (Катайлова А.В.-зам.директора по ВР)

Особенности учебного процесса в 5-х классах

( учителя- предметники)

Основные аспекты проблемы

Основные аспекты проблемы

преемственности

преемственности

пятиклассников по итогам

пятиклассников по итогам

проведенного контроля,

проведенного контроля,

причины и следствия

причины и следствия

дезадаптации.

дезадаптации.

Основные аспекты проблемы

Основные аспекты проблемы

преемственности

преемственности

пятиклассников по итогам

пятиклассников по итогам

проведенного контроля,

проведенного контроля,

причины и следствия

причины и следствия

дезадаптации.

дезадаптации.

Линникова Г.Н.- зам. директора по УВР

Бутаева С.А.-зам. директора по нач.классам

Многолетние наблюдения педагогов

и школьных психологов

свидетельствуют о том, что

переход из начальной школы в

среднюю неизбежно связан со

снижением успеваемости, хотя бы

временным.

Факторы влияющие на дезадаптацию:

Психологические

Педагогические

Некоторые дети в силу

Некоторые дети в силу

своих психологических особенностей не готовы к подобной

своих психологических особенностей не готовы к подобной

самостоятельности –

самостоятельности –

совмещать учебные и организационные стороны

школьной жизни:

они испытывают

растерянность,

всё время всё путают и

забывают,

не могут сосредоточиться на

учёбе.

Другие дети настолько

привыкли к постоянному

контролю со стороны

взрослых, что неспособны

самостоятельно

организовать собственную

школьную жизнь.

Всё это, естественно,

ведёт к

снижению успеваемости!

Существенные

Существенные

психологические изменения

психологические изменения

5-го класса:

5-го класса:

Занятия теперь проходят в новой школе,

кабинете.

А часто — и в разных кабинетах.

В расписании появились названия

незнакомых предметов (ботаника,

физика, история).

И самое главное — каждый предмет

ведёт новый учитель.

Показатели

подросткового возраста

Негативные показатели

дисгармоничность в строении

личности

свёртывание прежде

установившейся системы

интересов

протестующий характер

поведения по отношению к

взрослым

Положительные показатели

возрастает самостоятельность

ребёнка

значительно более

многообразными и

содержательными становятся

его отношения с другими

детьми и взрослыми

значительно расширяется и

качественно изменяется сфера

его деятельности

развивается ответственное

отношение к себе

развивается ответственное

отношение к другим людям

Психологические особенности подростков,

которые делают этот возраст особенно

опасным:

крайняя неустойчивость самооценки и

при этом максимализм

неадекватное представление о

собственной компетентности,

социальной компетентности в частности

снижение настроения, тревожность

легко возникающие страхи

Неполнота данных

о выпускниках

начальной школы

Немотивиро-

ванность

учителей на изучение

данных о

выпускниках

начальной школы

Недостаточное изуче

ние данных о выпуск

никах начальной шко

лы, их возможностях

и реальных учебных

результатах

Несоответствие

оценок

реальным

результатам

обучения

Неподготовленность

учителей к работе

с детьми младшего

школьного возраста

Неадаптивность методики преподавания

к возможностям детей данного возраста.

Скачкообразный переход к новым в сравне

нии с начальной школой методам обучения

Рассогласованность

в содержании

учебных

курсов начальной

и средней школы

Непонимание учащимися учебного мате

риала вследствие его вступления в противо

речие с ранее изученным в начальной школе

Рассогласованность

в нормах

выставления

оценок с начальной

школой или их отсутст

вие в средней школе

Демотивированностъ учебной

деятельности учащихся

Рассогласованность

в сложности

содержания

образовательных

программ

Неподготовленность к восприятию ус

ложненного содержания учебных курсов

в 5 классе

Модель выпускника

Модель выпускника

4 класса

4 класса

Модель выпускника

Модель выпускника

4 класса

4 класса

Наши ожидания

Наши ожидания

1.Учебно-организационные

компетенции:

работать по алгоритму;

самостоятельно составлять

алгоритм;

владеть методами самоконтроля;

уметь оценить ответ

одноклассника.

2.Учебно-информационные

компетенции:

владеть техникой чтения в

соответствии с возрастом;

уметь работать с учебником;

уметь работать с дополнительной

литературой; справочниками,

словарем, энциклопедиями,

научно-публицистической

литературой.

З.Учебно-коммуникативные

компетенции:

владеть в соответствии с возрастом устной

монологической речью;

вести диалог;

излагать логически мысли;

владеть в соответствии с возрастом

письменной монологической речью:

списывать текст;

записывать под диктовку;

писать изложения;

писать сочинения разных жанров;

писать рецензию;

писать статью.

4.Учебно-интеллектуальные

компетенции:

анализировать;

сравнивать;

классифицировать;

обобщать;

абстрагировать;

синтезировать;

выделять главную мысль;

отвечать на вопросы;

самостоятельно ставить вопросы;

выполнять творческие задания;

уметь переносить (использовать) приобретенные знания

в нестандартной (новой) учебной ситуации.

Диагностика

( что имеем)

Математика

Русский язык

Техника чтения

Рекомендации учителю начальных классов по

организации преемственности в обучении

Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу.

Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический

запас, в том числе за счет специальных терминов.

Работать над скоростью письма и каллиграфией.

Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания,

механической и оперативной памяти.

Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей.

Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных

навыков,

знания

таблицы

умножения,

компонентов

всех

арифметических

действий и правил их нахождения.

Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.

Искоренять неумеренную помощь родителей в выполнении домашнего задания.

Добиваться от учащихся развернутых полных ответов, четкой грамотной речи.

Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только

стихотворные, но и прозаические тексты.

Приучать

учащихся

работать

с

энциклопедиями,

справочниками,

словарями,

научно-популярной и дополнительной литературой.

При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на

письменные работы.

Рекомендации по итогам

посещенных уроков:

Учителям, работающим в 5в классе принять участие в

работе проблемно- творческой группы « Особенности

работы в 5х классах» под руководством психолога школы

Шершнёва В.В., с целью изучения форм, методов и

приемов работы с учащимися.

Учителям-предметникам привести в систему проведение

физкульминуток, минуток релаксации для оздоровления

учащихся: коррекции осанки , зрения, создания

психологической адаптации и т.д.

Всем учителям обратить внимание на домашнее задание.

Необходимо ни только его запись в дневнике, но и

подробное объяснение процесса выполнения.

Педагогам необходимо по мере возможности вводить

игровые моменты на уроке для концентрации внимания и

разнообразия деятельности учащихся, определиться с

набором приемов и методов направленных на развитие

познавательной активности.

Рекомендации по подготовке

учителя к работе в 5 классе

Изучение программы начальных классов по предмету.

Ознакомление

с

возрастными

особенностями

учащихся,

изучение

уровня

работоспособности

младших школьников.

Изучение системы работы учителя начальных классов:

формы, методы организации учебной деятельности.

Изучение системы внеклассной работы и работы с

родителями учащихся.

Посещение последовательно 3-5 занятий в 4 классе.

Обязательные рекомендации учителю 5

классов по соблюдению единых

требований к уроку

Организовать

подготовку

ученика

к

уроку:

учебные

принадлежности

должны

быть

выложены на стол, в том числе дневник.

Учителям-предметникам регулярно выставлять

отметки в дневники учащихся.

Домашнее

задание

давать

своевременно,

с

объяснением, в соответствии с требованиями к

его объему.

Контролировать

дисциплинированность

учащихся:

отмечать

пропуски

в

классном

ж у р н а л е ,

н е

д о п у с к а т ь

о п о з д а н и й

на урок.

Рекомендации по подготовке

урока в 5 классе

Разнообразить методы организации учебной деятельности

учащихся

с

целью

повышения

их

познавательной

активности.

Предусмотреть

освоение

методических

приемов

инновационных технологий начальной школы в старших

классах.

Разработать

систему

повторения

учебного

материала

начальной школы по русскому языку и математике в 5

классе.

Шире

использовать

демонстрационный

и

раздаточный

материал:

наглядные

пособия,

опорные

таблицы,

перфокарты и др.

Использовать на уроке дидактические и познавательные

игры, продумывать мотивационную сторону урока.

На

каждом

уроке

проводить

минутки

о т д ы х а ;

физкультурные паузы, минутки релаксации, музыкальные

и динамические паузы.

Единые требования к осуществлению

преемственности в обучении учащихся

младшего и среднего звеньев

1.

Учителям

начальной

школы

знать

программу

средней

школы,

а

учителям среднего звена программу начальной школы.

2.

Учителям

начального

звена

3-4

классов

знать

программу

по

предметам

5

класса,

учителям-предметникам

знать

основные

требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов.

3.

Учителям

4

классов

в

I

полугодии

посещать

уроки

учителей-

предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной

деятельности.

4.

Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки

учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и

приемами,

методами

работы

учителей

с

детьми

этого

возраста;

практиковать проведение пробных уроков в этих классах.

5.

При

тематическом

планировании

учителям

4

классов

включать

элементы опережающего обучения.

6.

Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт

с

классными

руководителями

и

учителями-предметниками с

целью

оказания

помощи

в

изучении

п с и х о л о г и ч е с к и х ,

индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.

7.

Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместное

с будущим классным руководителем.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для

родителей пятиклассников

1.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно

скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

2.

Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на

психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую

командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.)

сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в

семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении

детей.

3.

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации,

вместе ищите выход из конфликтов.

4.

Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему

описать их, отметить какие-то особые черты.

5.

Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за

помощью к классному руководителю.

6.

В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних

заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и

в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых

этапах обучения в средней школе.

7.

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если

в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.

Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать

портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки.

Решение « Малого педсовета»

декабрь 2018 года

1. Учителям

,

работающим

в

5-х

классах

строго

соблюдать единые требования работы

с пятиклассниками и

требования,

соответствующее

санитарно

-

гигиеническим

нормам; активно внедрять в уроки здоровьесберегающие технологии; регулярно

проводить

физкультминутки

(

гимнастика

для

глаз

,

пальцев

,

осанки

,

минуты

релаксации

)

в рамках реализации

П

рограммы«

Формирование

здоровьесберегающего пространства школы».

2.

Учителям

разработать и последовательно внедрять

приемы

концентрации

внимания,

активизации познавательной

деятельности, формирования ключевых

компетенций соответствующих возрасту

на

уроках

с

учетом

уровня развития

учащихся

3.

Классным руководителям

5-х классов

довести

до

сведения

родителей

результаты

контроля

.

Максимально

использовать

потенциал

социальной и

психологической

поддержки СМППС при работе с детьми и их

родителями

.

4

Классным руководителям соблюдать преемственность в сотрудничестве с родителями

по программе « Семья и школа».

5. Классным руководителям и педагогу-психологу акцентировать внимание на учащихся

с девиантным поведением.

6.

Учителям

русского

языка

и

литературы

,

математики

5-х

классов

организовать

занятия

с

учащимися

по

ликвидации

выявленных

пробелов

за

счет

часов

школьного

компонента.

7.

Педагогам, которые в перспективе будут работать в 5х классах начать работу по

изучению методики преподавания предметов в 4-х классах и изучению программ

начальной школы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика