Автор: Бакотина Елена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Полянка"
Населённый пункт: деревня Дубнево Московская область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Важность экологического воспитания в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Эссе «Важность экологического воспитания в
детском саду»
Бакотина Елена Дмитриевна воспитатель высшей
квалификационной категории
«Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!»
Н. Луконина
Работаю в детском саду уже 33 года, очень часто встает вопрос о
необходимости экологического воспитания. Нужно ли именно в
дошкольном возрасте начинать эту деятельность? Свое эссе я бы хотела
начать словами великого педагога, заслуженного учителя В.
А. Сухомлинского: «Человек стал человеком только тогда , когда увидел
красоту вечерней зари, облаков плывущих в голубом небе, услышал пение
соловья, пережив восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и
красота идут рядом». Работая с детьми я не раз замечала их равнодушное
отношение к красоте окружающей природы. Мало кто из них умеет
любоваться распустившимися цветами, их яркими красками, голубым небом,
искристым белым снегом. В.А. Сухомлинский сказал: "Если добрые
чувства не воспитывать в детстве, их никогда не воспитаешь". Можно
сказать также: если не научить в детстве правильному отношению к
природе, можно опоздать на целую жизнь.
Я – воспитатель, передо мной стоит ответственная задача воспитывать
малышей, а значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей,
добра и красоты, научить детей не только видеть красоту окружающей
природы, но и вызвать у них желание учувствовать в её созидании.
«Любовь к природе, впрочем как и вся человеческая любовь, несомненно
закладывается в нас с детства» И. И. Соколов- Микитов. Для того чтобы
человек бережно относился к природе, необходимо чтобы он любил её.
Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники,
убивать лягушек, разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, ему
необходимо внушать любовь к муравью, к лягушке, к колокольчику, дубу ко
всему, что его окружает. Природа с её разнообразием звуков, запахов, красок,
форм дает детям большие возможности для пополнения знаний о ней.
В течение трех лет приоритетной темой в работе с малышами для меня
является тема «Природа и человек». Считаю эту тему актуальной, так как
дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности, а
продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений
развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное
многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения
окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого,
дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное
отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Дошкольное детство
- это начальный этап становления личности. Формирование гуманного
отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая
реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и
сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы,
но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир.
Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы
является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети
особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все
мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что
люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы
(например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без
кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все
живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение
птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок
на окне порадует тех, кто его поливал)
В нашем детском саду экологическое воспитание одно из приоритетных
направлений. Экологическое воспитание осуществляется как на занятиях,
так и в повседневной жизни. Начиная работу с детьми, я выяснила, что ребята
знают о природе, каково их отношение к ней. Проанализировав полученные
результаты, я сделала вывод, что отношение маленьких детей к природе
строится на чувственном, эмоциональном восприятии. Именно в
дошкольном возрасте пробуждается интерес к окружающему миру. Считаю
очень важным сформировать у детей желание самостоятельно изучать
природу. Способствует этому создание разнообразной среды экологического
направления. В нашей группе для ребят был создан яркий привлекающий
внимание детей экологический уголок. Ребята могут самостоятельно
отмечать состояние погоды в календаре природы, наблюдать за комнатными
растениями, учиться ухаживать за ними.
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться
практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети
видели положительный результат своей деятельности и имели желание
совершенствовать свои достижения.
Работая с детьми, для меня было важно, вызвать первые эстетические
переживания от красоты окружающей природы. Осуществить это можно в
первую очередь на ежедневных прогулках. Мы с ребятами наблюдали за
небом и солнцем, тучами и дождем, играли в забавные игры: например «На
что похожа облачко», рассматривали красивые цветы в цветниках,
знакомились с их названиями, наблюдали за деревьями, учились определять
дует ли ветер, наблюдали, как взрослые убирают урожай, называли, что
выросло на грядках, подкармливали птиц зимой и много другое. К концу
первого года я заметила, что многие дети не ломают веток, не срывают цветы,
возмущаются не только когда ровесники, но и взрослые ведут себя
неподобающе. Немного повзрослев, ребята начинают усваивать более
сложные понятия, и закономерности, а мне необходимо давая им новые
знания опираться на известные им факты. Прежде чем провести любое
занятие по экологии я читаю методическую литературу, готовлю
занимательный материал, подбираю загадки, сказки, вопросы для викторины.
Дети дошкольного возраста с удовольствием принимают участие в
различного рода опытах и экологических проектах. Неподдельную радость
у детей вызвало наблюдение за прорастающими семенами, посаженными
своими руками. Дать ребёнку прикоснуться и почувствовать удивительный
мир природы, изобразить его в рисунках еще одна задача которую я ставлю
перед собой. В наше время вырастить экологически грамотного человека
усилиями только воспитателя невозможно. Конечно, самыми главными
воспитателями ребенка являются его родители. Это бесспорно. Но, к
сожалению, экологическая культура многих родителей оставляет желать
лучшего. Поэтому перед воспитателями детского сада стоит ответственная
задача научить детей видеть красоту окружающей природы, научить беречь
ее, вызвать желание участвовать в ее созидании.
Чтобы такое воспитание осуществить, нужно решить, по крайней мере, три
задачи:
1.
Доказать детям, что в природе все взаимосвязано,
2.
Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы
не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за
собой плохие последствия, (и для природы, и для человека), зная же эти
связи, можно использовать природу разумно и бережно;
3.
Помочь детям научиться правильно вести себя в природе.
Только опираясь на семью, совместными усилиями можно вырастить
человека с большой буквы. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают
так же, как когда то вели себя и поступали их родители. Если родители будут
заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей
будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к
ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном
взаимодействии с семьей ребёнка. Работая с родителями по экологическому
воспитанию, применяю такие формы как беседы, консультации,
сообщения экологической направленности.
Заканчивая своё эссе, мне бы хотелось отметить, что экологическое
воспитание, это не только воспитание любви к природе, ее понимание,
прежде всего, это воспитание человечности, доброты ответственного
отношения к природе и к людям которые живут рядом.
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!