Автор: Головина Ольга Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Проблемный урок по окружающему миру
Тема: "Кто такие птицы и звери"
Раздел: начальное образование
Проблемный урок.
Предмет: Окружающий мир, 1 класс
Мир вокруг нас, А.А.Плешаков
Составила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №22 Головина О.В.
Тема: Кто такие птицы и звери?
Тема для учителя:
1.
Познакомить детей с птицами через постановку учебной проблемы по
определению принадлежности к своей группе, научить определять от-
личительные признаки птиц.
2.
Развивать наблюдательность, внимание, формирование умения искать и
преобразовывать необходимую информацию.
3.
Воспитывать интерес и любовь к природе.
Цели урока для уч-ся: (проблема: знаем названия птиц , но не знаем, почему не
все летают))
1.
Открытие новых знаний через формулировку учебной проблемы и по-
иска её решения в процессе её работы.
2.
Формирование умения выдвигать гипотезы и находить её правильное
решение, развивать речь и логическое мышление.
3.
Развивать умение общаться друг с другом.
Оборудование:
Конверт с письмом для первоклассников; картинки с изображением
птиц и насекомых, видеофильм о птицах, музыкальная запись «Утро в
лесу»
Этапы урока
Действия учителя
Действия уч-ся
1.
Самоопределение
деятельности
Приглашает вместе с Му-
равьшкой отправиться на
заочную экскурсию в лес.
Включает музыкальную за-
пись «В лесу»
- Догадайтесь, кого я могла
услышать в зеленом доме?
- О ком на уроке пойдет
речь?
- Кто такие птицы?
-Птиц.
-О птицах
- Это животные, кото-
рые умеют летать.
2.
Актуализация зна-
ний и фиксация за-
труднения в дея-
тельности.
Загадывает загадки о пти-
цах и насекомых и вывеши-
вает картинки с изображе-
нием . Черный жилет, крас-
-Определяют ответы
по группам.
Дятел.
ный берет.
Нос как топор, хвост, как
упор.
Пестрая крякушка ловит
лягушек.
Ходит вразвалочку, споты-
калочку.
Шевелились у цветка все 4
лепестка.
Я сорвать его хотел – он
вспорхнул и улетел.
Зверька узнаем мы с тобой
по двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зи-
мой, а в рыжей шубе – ле-
том.
- Все ли эти животные
умеют летать?
-Бабочка умеет летать, зна-
чит, она птица?
- Белка умеет летать, её зо-
вут еще белка-летяга, зна-
чит она тоже птица?
Утка.
Бабочка.
Белка.
-Все.
- Нет, она насекомое.
- Нет, она животное.
3.
Постановка учебной
задачи
-Посмотрите внимательно
на картинки стр.24 и ска-
жите, что общего у всех
этих животных?
- Умение летать является ли
главным признаком для
птиц?
- Что общего у всех птиц?
- Какова же проблема уро-
ка?
- Какова цель нашего уро-
ка?
-Они умеют летать.
- Мы не знаем, поче-
му не все птицы лета-
ют.
-У всех есть перья.
- Мы не знаем, поче-
му не все птицы лета-
ют, хотя имеют перья.
- Ответить на вопрос
«Кто такие птицы?»
4.
Построение проекта
выхода из затрудне-
ния
- Кого вы видите внизу на
стр.24?
- Рассмотрите тело птицы.
Назовите части тела гусей,
голубей.
- Теперь закрасьте кружки
около тех птиц, которых вы
- Мы видим гусей.
-Голова, шея, тулови-
ще, ноги, хвост.
-
видели в природе.
5.
Первичное закреп-
ление во внешней
речи.
Практическая работа.
-На ваших столах лежат пе-
рья птиц разные по разме-
ру, форме и цвету. Дога-
дайтесь, где стержень у
пера?
- А еще у пера есть бород-
ки. Обратите внимание, как
прикрепляются бородки.
-Что случится, если подует
ветерок?
-Разрежьте перо. Что вы ви-
дите внутри?
-Обмакните перо в стакан с
водой. Что произошло с пе-
ром?
-Поэтому перья защищают
птицу от воды и сырости.
_ - А для чего птицам нуж-
ны большие перья?
-А маленькие?
- А для чего еще нужны пе-
рья?
Распустила хвост жар-пти-
ца,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес…
Рассказывает о красоте
птичьих перьев.
-Рассмотрите рисунок на
правой странице. Что дела-
ет Муравьишка? Сможет ли
он встретиться с птицами?
.Показывает изображения
пингвинов, страусов.
- Почему страус не умеет
летать?
-Кроме того, у страуса
длинные, крупные ноги, на
которых он быстро бегает,
не догнать его и лошади.
-В середине пера.
-Перья полетят. Они
легкие.
-Ничего. Внутри пу-
сто.
-Вода скатилась с
пера капельками.
-Чтобы летать.
- Для тепла.
- Для украшения.
-Павлин.
-Умение летать не яв-
ляется признаком
птиц, поэтому наш
Муравьшка не смо-
жет встретиться с
птицами в небе.
- Страус - крупная
птица, перья у него
служат для украше-
ния, как и у павлина.
-Пингвины – морские
птицы. Они плавают
и ныряют. Но они не
умеют летать, потому,
ч то у них вместо
крыльев – ласты, ко-
торые помогают им
- А пингвин?
- Тело пингвина покрыто
густым непромокаемым
опереньем. Чтобы выжить,
этим птицам не нужно под-
ниматься в воздух.
плавать.
6.
Физминутка
7.
Просмотр видео-
фильма о разнообра-
зии, птиц.
- Какой вывод вы можете
сделать после просмотрен-
ного фильма?
- Птиц в природе
огромное количество.
И все они разные и по
форме, и по размеру ,
и по красоте. И все
птицы имеют перья,
хотя и не все летают.
8.
Включение в систе-
му знаний и повто-
рение
Игра-соревнование. Учи-
тель дает установку, какая
команда больше всех назо-
вет птиц.
9.
Итог урока
- Какова была цель урока?
-Справились ли мы с ней?
Соотносят цель и
действия.
Называют отличи-
тельные признаки
птиц и отвечают на
вопрос «Почему не
все птицы летеают?»