Автор: Лебедь Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Литературное чтение 1 класс. Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Раздел: начальное образование
Класс: 1
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать
речь, память, логическое мышление.
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
–
особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость
предшествующего согласного)
Уметь:
–
отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой.
Метапредметные
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД:
ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой
и умственной форме,
осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике,
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения
поставленной задачи.
Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать
умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить
сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
уметь слушать и слышать учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своих действий;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Средства обучения : учебник, предметные картинки, доска, тетрадь по чтению, ноутбук,
проектор, электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого и др., «Азбука.1 класс»
Ход урока
I.
Этап самоопределения к деятельности
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Рассаживаемся на места, проверяем посадку( слайд )
Кто узнал себя на нижнем слайде?
В течение урока стараемся правила посадки соблюдать.
Эмоциональный настрой ( слайд )
II.
Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения в деятельности
1.
Беседа.
Чтобы книги нам читать, Надо буквы повторять.
Буквы сделала рука, а увидят глазки,
Чтоб потом мы без труда прочитали сказки.
Мы изучили немало звуков и букв русского алфавита и узнали, что все звуки можно
разделить на 2 группы
- какие?
(гласные и согласные)
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
-Назовите гласные, обозначающие тёрдость предшествующего согласного
-что обозначают гласные я и е?
-среди гласных есть особенные буквы, какие?
-почему они особенные?
-в каком случае они обозначают два звука?
- А теперь давайте поиграем в игру и заодно понаблюдаем за работой гласных звуков. Я
буду называть вам слоги, если вы услышите мягкий согласный – хлопайте в ладоши, а
если твёрдый поднимайте две руки вверх.
Ма, мя, ра, ни, се, пя, ло, ро, чи, ве, гу, ди.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной необычной буквой, в чем её
необычность -
- Об этом мы узнаем, изучив сегодня новую тему.
СЛАЙД задачи урока
2.
Постановка целей и определение темы урока.
Составление схем к слову пень, печатаем и разбираем вместе, гусь- самост.
Алиса читает текст о гусях
Учитель показывает детям предметную картинку с изображением одного гуся и просит
составить звуковую схему этого слова.
- Сколько слогов в этом слове? (Слог-слияние и мягкий согласный, образующий один
слог).
- Как обозначим слог слияния? А последний согласный звук?
- Сколько звуков получилось в этом слове?
- А теперь ниже под схемой напечатаем слово ГУСЬ в тетради. (Ученик работает у доски и
может напечатать слово без мягкого знака)
- Прочитайте записанное слово. (ГУС)
- А нам нужно слово ГУСЬ.
- Какой звук мы слышим на конце слова ГУСЬ? (Мягкий согласный)
- А какие буквы показывают мягкость согласного? Давайте попробуем их поставить и
прочитать, что получится? (ГУСИ, ГУСЯ)
- Тогда почему мы произносим звук [с'] мягко? Что-то указывает на мягкость согласного?
- Послушайте сказку и скажите, что ещё может указывать на мягкость согласного?
Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква,
похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам
не нравилось, что она не обозначает звука.
—
Что ты за буква? — возмущались они.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил,
не разговаривал. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое
занятие. Решили они составить слово гвоздь.
Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.
—
Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у
нас твердый.
—
Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась
в конце.
—
Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь.
—
Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы
попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.
Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в
сторонке.
—
Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова.
Получилось гвоздь.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.
- Какую же букву нужно поставить, чтобы получилось слово ГУСЬ?
ПО СЛАЙДУ ПИСЬМО БУКВЫ Ь
- Давайте напечатаем ее в конце слова. Теперь получилось слово ГУСЬ.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой мягкий знак , которая обозначает мягкость
согласного звука, но сама по себе звука не обозначает
3.
Физминутка
III.
Этап построение проекта выхода из затруднений
1.
Знакомство с новой буквой.
Букву Р перевернули
И уселись как на стуле,
И назвали букву так —
Мягкий знак — «Ь».
ПИСЬМО БУКВЫ Ь ПО КАРТОЧКАМ
2.
Чтение буквосочетаний с мягким знаком
- Попробуем прочитать эти сочетания. Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)
- Значит как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)
ль вь пь рь сь мь нь бь ть
- Сколько букв в каждом сочетании? (две)
- А звуков? (один)
- Звуков меньше чем букв?
-
В чем же секрет мягкого знака? (Он не обозначает звука, но показывает, что согласный
перед ним нужно читать мягко)
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
3.Развитие речи (с.10). ПО СЛАЙДУ
- Рассмотри картинку на с.10. Какое время года там изображено?
–
Кто изображен? Чем заняты лось и заяц?
- Какое время суток изображено? Как вы догадались, что это ночь?
- Назовите предметы, в названиях которых есть мягкий знак (лось, ель, пень, зверь)
- Прочитаем пословицу вверху страницы (Красна птица опереньем, а человек – уменьем)
- Как вы понимаете эти слова? (На птицу любуются, когда она красива. Человека ценят за
то, что он что-то умеет делать хорошо.)
5.
Физминутка
IV.
Этап реализации построенного проекта и самостоятельная работа
1.
Чтение слов в столбиках (с. 11) Образование слов единственного и
множественного числа.
- В каких словах встретился мягкий знак? (они обозначают один предмет или стоят в
единственном числе)
- А давайте придумаем свои пары слов и образуем единственное число (окуни – окунь,
лоси – лось, гуси – гусь, кони – конь)
- А в каких словах встретился мягкий знак? Что они обозначают? (один предмет)
2.
Чтение текста на (с. 11)
Вопросы:
–
О ком говорится в рассказе?
–
Чем питается лось?
–
Что насыпали мальчики лосю?
–
Как можно назвать рассказ? («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)
Дети повторно читают рассказ, подчеркивая слова, в которых встречается ь. Определяют,
мягкость каких звуков обозначена с помощью ь?
РЕЗЕРВ РАЗВИТИЕ РЕЧИ
3.
Самостоятельная работа (карточка)