Напоминание

Литературное чтение 1 класс. Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.


Автор: Лебедь Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Литературное чтение 1 класс. Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Раздел: начальное образование





Назад




Класс: 1

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать

речь, память, логическое мышление.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: проблемно-диалогическая

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость

предшествующего согласного)

Уметь:

отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой.

Метапредметные

Личностные УУД:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой

и умственной форме,

осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта

характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике,

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения

поставленной задачи.

Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать

умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить

сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

уметь слушать и слышать учителя;

строить речевые высказывания в устной форме;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своих действий;

умение формулировать собственное мнение и позицию.

Средства обучения : учебник, предметные картинки, доска, тетрадь по чтению, ноутбук,

проектор, электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого и др., «Азбука.1 класс»

Ход урока

I.

Этап самоопределения к деятельности

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Рассаживаемся на места, проверяем посадку( слайд )

Кто узнал себя на нижнем слайде?

В течение урока стараемся правила посадки соблюдать.

Эмоциональный настрой ( слайд )

II.

Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения в деятельности

1.

Беседа.

Чтобы книги нам читать, Надо буквы повторять.

Буквы сделала рука, а увидят глазки,

Чтоб потом мы без труда прочитали сказки.

Мы изучили немало звуков и букв русского алфавита и узнали, что все звуки можно

разделить на 2 группы

- какие?

(гласные и согласные)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

-Назовите гласные, обозначающие тёрдость предшествующего согласного

-что обозначают гласные я и е?

-среди гласных есть особенные буквы, какие?

-почему они особенные?

-в каком случае они обозначают два звука?

- А теперь давайте поиграем в игру и заодно понаблюдаем за работой гласных звуков. Я

буду называть вам слоги, если вы услышите мягкий согласный – хлопайте в ладоши, а

если твёрдый поднимайте две руки вверх.

Ма, мя, ра, ни, се, пя, ло, ро, чи, ве, гу, ди.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной необычной буквой, в чем её

необычность -

- Об этом мы узнаем, изучив сегодня новую тему.

СЛАЙД задачи урока

2.

Постановка целей и определение темы урока.

Составление схем к слову пень, печатаем и разбираем вместе, гусь- самост.

Алиса читает текст о гусях

Учитель показывает детям предметную картинку с изображением одного гуся и просит

составить звуковую схему этого слова.

- Сколько слогов в этом слове? (Слог-слияние и мягкий согласный, образующий один

слог).

- Как обозначим слог слияния? А последний согласный звук?

- Сколько звуков получилось в этом слове?

- А теперь ниже под схемой напечатаем слово ГУСЬ в тетради. (Ученик работает у доски и

может напечатать слово без мягкого знака)

- Прочитайте записанное слово. (ГУС)

- А нам нужно слово ГУСЬ.

- Какой звук мы слышим на конце слова ГУСЬ? (Мягкий согласный)

- А какие буквы показывают мягкость согласного? Давайте попробуем их поставить и

прочитать, что получится? (ГУСИ, ГУСЯ)

- Тогда почему мы произносим звук [с'] мягко? Что-то указывает на мягкость согласного?

- Послушайте сказку и скажите, что ещё может указывать на мягкость согласного?

Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква,

похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам

не нравилось, что она не обозначает звука.

Что ты за буква? — возмущались они.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил,

не разговаривал. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое

занятие. Решили они составить слово гвоздь.

Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.

Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у

нас твердый.

Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась

в конце.

Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь.

Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы

попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.

Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в

сторонке.

Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова.

Получилось гвоздь.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.

- Какую же букву нужно поставить, чтобы получилось слово ГУСЬ?

ПО СЛАЙДУ ПИСЬМО БУКВЫ Ь

- Давайте напечатаем ее в конце слова. Теперь получилось слово ГУСЬ.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой мягкий знак , которая обозначает мягкость

согласного звука, но сама по себе звука не обозначает

3.

Физминутка

III.

Этап построение проекта выхода из затруднений

1.

Знакомство с новой буквой.

Букву Р перевернули

И уселись как на стуле,

И назвали букву так —

Мягкий знак — «Ь».

ПИСЬМО БУКВЫ Ь ПО КАРТОЧКАМ

2.

Чтение буквосочетаний с мягким знаком

- Попробуем прочитать эти сочетания. Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)

- Значит как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)

ль вь пь рь сь мь нь бь ть

- Сколько букв в каждом сочетании? (две)

- А звуков? (один)

- Звуков меньше чем букв?

-

В чем же секрет мягкого знака? (Он не обозначает звука, но показывает, что согласный

перед ним нужно читать мягко)

Мягкий знак — хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома УГОЛ

Превратился сразу в УГОЛЬ,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

3.Развитие речи (с.10). ПО СЛАЙДУ

- Рассмотри картинку на с.10. Какое время года там изображено?

Кто изображен? Чем заняты лось и заяц?

- Какое время суток изображено? Как вы догадались, что это ночь?

- Назовите предметы, в названиях которых есть мягкий знак (лось, ель, пень, зверь)

- Прочитаем пословицу вверху страницы (Красна птица опереньем, а человек – уменьем)

- Как вы понимаете эти слова? (На птицу любуются, когда она красива. Человека ценят за

то, что он что-то умеет делать хорошо.)

5.

Физминутка

IV.

Этап реализации построенного проекта и самостоятельная работа

1.

Чтение слов в столбиках (с. 11) Образование слов единственного и

множественного числа.

- В каких словах встретился мягкий знак? (они обозначают один предмет или стоят в

единственном числе)

- А давайте придумаем свои пары слов и образуем единственное число (окуни – окунь,

лоси – лось, гуси – гусь, кони – конь)

- А в каких словах встретился мягкий знак? Что они обозначают? (один предмет)

2.

Чтение текста на (с. 11)

Вопросы:

О ком говорится в рассказе?

Чем питается лось?

Что насыпали мальчики лосю?

Как можно назвать рассказ? («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)

Дети повторно читают рассказ, подчеркивая слова, в которых встречается ь. Определяют,

мягкость каких звуков обозначена с помощью ь?

РЕЗЕРВ РАЗВИТИЕ РЕЧИ

3.

Самостоятельная работа (карточка)



В раздел образования




Яндекс.Метрика