Напоминание

Духовно - нравственное воспитание на всех этапах развития личности"


Автор: Гаврюшова Татьяна Ивановна
Должность: учитель "Технологии", классный руководитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ посёлок Витим", МО "Ленский район", РС (Я)
Населённый пункт: Посёлок Витим, Ленский район, РС (Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно - нравственное воспитание на всех этапах развития личности"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Витим»

МО «Ленский район» РС (Я)

«Для преподавателей образовательных учреждений,

дополнительного образования, родителей, представителей

государственных структур, епархии, работников культуры,

здравоохранения, социальных служб, общественных

организаций».

Тема: Духовно- нравственное воспитание на всех этапах

развития личности»

Выполнила: учитель технологии

МАОУ СОШ п. Витим.

Гаврюшова Татьяна Ивановна

2019 год.

«Руководить нравственным воспитанием

– это значит создавать тот моральный тонус

школьной жизни, который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком – то заботится,

о ком-то печётся и беспокоится,

кому-то отдаёт своё сердце»

В.А.Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание на всех этапах развития личности.

В настоящее время общество переживает духовно-нравственный кризис.

Российское государство лишилось официальной идеологии, общество –

духовных и нравственных идеалов. Было время, когда ребёнок стремился к

идеалу: в первом классе стать октябрёнком и с гордостью носить значок с

изображением Ленина, в третьем классе стать пионером, а потом вступить в

комсомол. Нужно было приложить много усилий, чтобы всё это заслужить.

Учиться без двоек, помогать престарелым и участникам войны, собирать

металлолом и макулатуру. Каждую неделю, готовили политминутки,

рассказывая своим одноклассникам, что происходит в стране и в мире. Мы

гордились тем, что наша Родина СССР. За проступки нас могли вызвать на

сбор или совет и вынести выговор на первых порах, а потом и исключить из

организации. А потом пришла перестройка, и все идеалы были вычеркнуты.

Канули в лето октябрята и пионеры, за комсомол забыли. Проживём без них.

И вот уже у этих детей появились свои дети, у которых небыло идеала. Чему

могли научить своих детей, если у них самих духовно – нравственное

воспитание отсутствовало.

Сведенными к минимуму оказались и духовно-нравственные обучающие и

воспитательные функции действующей системы образования. Следствием

этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих

массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом

деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и

государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без

преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в

деле обеспечения национальной безопасности страны. Традиционные основы

воспитания и образования подменяются «более современными», западными.

Так на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации

духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе.

Главными являются:

1. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной

культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в

вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной

функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как

следствие – необходимость массового просвещения родителей и

педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного

воспитания детей.

2. Государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-

нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой

идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу

суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

3. До сих пор нет программы по духовно-нравственному воспитанию в

масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи.

4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном

мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и

настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного

распорядка дня, недели, года.

5. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного

воспитания, а также четко структурированного культурологического

учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной

культуры) для разных уровней системы образования.

6. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности

педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного

воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость

организации специальной подготовки, переподготовки и повышения

квалификации педагогических кадров.

7. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных

программ либерального характера, нет средств на разработку и создание

учебно-методической и информационной продукции по традиционному

духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной

культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку

педагогов.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И.

Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения,

определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия

«духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Мы считаем,

что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит

от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма

общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается

вечной категорией.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное

воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания,

развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного

поведения.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-

нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность

преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на

формирование высших нравственных ценностей у школьников, а также

качеств патриота и защитника Родины.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется все

большее внимание. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка,

что основной задачей образования является формирование духовно-

нравственной личности. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание

я взяла за основу своей работы как классного руководителя. В связи с этим я

поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто

воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний

ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на

всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитать так, чтобы они

научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в

мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины.

Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя

положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко

образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только

знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается,

окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия

на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно

обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только

формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество

личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение

к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому

человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»

писал К.Д.Ушинский.

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что

они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в

современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения

норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся сегодня стоит в

нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут

разрушительную антидуховную пропаганду. Становясь причиной снижения

критериев нравственности.

Я работаю в муниципальном автономном общеобразовательном

учреждении. Преподаю в среднем звене.

На базе нашей школы работают спортивные секции, кружки различного

направления, Дом творчества, музыкальная школа, где реализуются

индивидуальные возможности школьников.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России,

сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и

политической сферах жизни общества, привели к значительной

дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения

снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства,

образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма.

Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий,

способствующих формированию духовно – нравственного развития и

гражданского становления личности.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой

культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно

вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного,

трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или

полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Как я уже

говорила, выше мы, росли и учились любить свою страну и уважать

традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Поэтому работу с детьми я вела так, чтобы и они любили свою Родину,

гордились своими предками, и с гордостью говорили Я гражданин РОСИИ.

В качестве форм гражданско-патриотического воспитания

школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выделяю:

классные часы, беседы, диспуты, коллективные творческие дела, смотры-

конкурсы, выставки, соревнования, знакомство с историческим прошлым

малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского и

якутского народа, фольклором.

Работа по духовно - нравственному развитию, воспитания ребенка

организуется в три этапа:

I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное

отношение к семейным традициям.

II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего,

культуры, быта, традиций.

III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.

На первом этапе проводятся тематические классные часы:

«Знакомьтесь – моя семья», «Моя мама лучшая на свете», «Я и моя мама».

Классный час, посвященный Дню Матери, позволяет детям испытать чувство

гордости за своих мам, дает наглядный пример проявления внимания и

чуткости. Мамы с удовольствием приходят на такие мероприятия.

Подобная деятельность заставляет детей бережнее относиться к своим

традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за

свою семью не только у детей, но и у взрослых.

В результате значительно укрепились семейные связи, у детей

появилось чувство гордости за свою семью, стал расти интерес родителей

к своим генеалогическим корням, пополнились семейные библиотеки

литературой краеведческого и патриотического содержания, выявились

новые факты семейных биографий, связанные с Великой Отечественной

войной.

На втором этапе начинается изучение истории своего края, его

настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.

Классные часы «Мой край», «День флага», «Край любимый», «Моя

малая Родина», «День Республики» позволяют расширить знания учащихся о

республики, гордиться тем, что они выросли в Якутии.

На третьем этапе дети готовы воспринимать более сложный

материал. Мною разработан цикл классных часов о родной стране: «С чего

начинается Родина», «Символика Российского государства», «Символика

Якутского государства (презентация на электронном носителе), «Я

гражданин России», «Патриотизм: знак вопроса», «Защитники Отечества» и

др.

Школьные стенды, посвященные символам Российского и Якутского

государства, выдающимся людям страны, позволяют вести работу в этом

направлении. Популяризация среди школьников государственных символов

является важнейшей составляющей в воспитании гражданственности и

патриотизма. Обращение к символам государства способствует

формированию у школьников уважительного отношения к своей Родине,

гордости за нее, сопричастности к ее истории.

Экскурсии в школьный краеведческий музей приучают к бережному

отношению к памятным местам.

Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует

участие класса в школьном конкурсе песни и строя, инсценировки

военных песен, создание стенда «Мои родные – защитники Отечества», в

акциях «Помоги ветерану».

Большую роль гражданско-патриотическом воспитании школьников

оказывает взаимодействие классного руководителя с семьей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в

семье. Поэтому приходиться заниматься воспитанием не только детей, но и

«воспитывать родителей».

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как

«малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя

семья и род», «мой дом». Поэтому работа классного руководителя по

гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия

родителей.

В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому

воспитанию школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- дни творчества детей и родителей;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

- привлечение родителей к организации праздников;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,

выставки детских работ;

- создание родительского актива.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм,

создание определенных организационно-педагогических условий позволили

обеспечить повышение эффективности духовного и гражданско-

патриотического воспитания.

Родина для школьников не абстрактная категория, а конкретная

страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Они начинают

осознавать личную ответственность за судьбу Отечества. Их чувства

становятся личными, пережитыми.

Ребёнок испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова

учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог

не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует

устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности,

нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между

педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и

социализации.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является

ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства

народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и

экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя

человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от

гражданской позиции человека, его мотивационноволевой сферы, жизненных

приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных

ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,

любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть

важнейшее условие успешного развития России.



В раздел образования




Яндекс.Метрика