Напоминание

"Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления"


Автор: Лушкова Виктория Игоревна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ №10
Населённый пункт: г.о.Чехов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10»

"Типичные недостатки

семейного воспитания и пути их

преодоления"

Выполнила: Лушкова Виктория Игоревна

учитель английского языка МБОУ СШ № 10

сот.тел.: 8-905-667-12-09

Содержание:

Вступление...........................................................................................................стр.3

1.

Введение…………………………………………………………………………..стр.4-5

2. Типичные ошибки в семейном воспитании........................................................стр.6

3. Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи................стр.7-10

4.

Основы

организации

сотрудничества

школы

и

семьи.

Общение

учителя

с

родителями.........................................................................................................стр.11-12

5. Школа и её влияние на формирование личности ребёнка…………………стр.13-14

6. Заключение ………………………………………………………………….....стр.15

7. Список литературы…………………………………………………………..стр.16

Вступление

А ты?

Входя в дома любые -

И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые;

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Л.Мартынов

Сразу после рождения человек живёт в окружении людей. Это родители, сестры и

братья, бабушки и дедушки. Постепенно круг общения расширяется, и в течение всей

последующей жизни большинство из нас связаны определёнными нитями различной

длины и крепости со множеством людей, отличающихся по возрасту, полу, социальному

положению, интеллектуальному и духовному развитию. И каким это будет общение -

приятным или невыносимым, - всецело зависит от нас самих... .

Человек

может

быть

физически

красивым,

достаточно

умным,

но

только

воспитанность делает его Человеком. "Семья - это первый скульптор, который начинает

лепить и физически и духовно народившуюся личность...". "Семья - одна из наиболее

древних социальных общностей..."

На мой взгляд, семья - самое важное и главное, что есть в жизни человека,

особенно маленького, который нуждается в защите, любви, воспитании. Именно семья

вводит человека в общество, учит выживать в нём.

Поэтому сегодня хочется как никогда обсудить и раскрыть данную тему... А какие

ошибки в воспитании детей делают родители? С какими проблемами сталкиваются и как

они их решают...? Много вопросов, на которые необходимо найти ответы.

1.

Введение

«…загадка семьи не понятна,

не разрешена.

Династии, общества, империи

обращались в прах,

если в них начинала рушится семья…»

Астафьев Виктор Петрович

Семья является наиболее естественной средой жизнедеятельности человека. Как

известно, одна из важнейших потребностей человека – необходимость самоутверждения,

ради этого он готов пожертвовать многим, вплоть до питания, одежды, жилища. И вот

семья в некотором роде предназначена для удовлетворения этой потребности. Царящая в

ней

атмосфера

особой

эмоциональности,

теплоты

позволяет

человеку

полностью

раскрыться, быть искренним. Здесь он среди тех, кто его хорошо знает, понимает, любит

и уважает. Семья – это сообщество нескольких друзей и на всю жизнь.

Каждый человек может и должен быть счастливой в семейной жизни. Для этого,

как

утверждают

специалисты

и

доказывают

примеры

из

жизни,

необходимы

определённые знания.

В школах обучают навыкам письма и чтения, грамоте и другим дисциплинам, в

вузах помогают овладеть избранной профессией (инженера, врача и др.). Можно пойти

учиться вязанию, шитью, игре на гитаре. А как стать достойными родителями, не учат

нигде, хотя через это испытание проходят почти все.

Молодые

люди,

заключившие

брак,

раскрывают

друг

перед

другом

свои

индивидуальные

биологические

и

социальные

черты,

скрытые

от

людей,

начинают

решать совместно. Как часто недостаток знаний по тем или иным вопросам, с которыми

сталкивается семья, приводят к затянувшимся ссорам и скандалам, способным убить

тёплые чувства и сделать супругов чужими.

Развод – тяжёлая психическая травма не только для супругов, но и для детей.

Вдумайтесь в цифры: более 1 млрд. детей живут и воспитываются в детских интернатах.

Сиротство такого масштаба мы знали лишь в страшные годы войн и голода.

А

ведь

если

подумать,

самый

важный

институт

не

свете,

куда

стремятся

практически все, - это институт счастливой семьи. Но почему в него попадают лишь

немногие? Ответ на этот вопрос прост – для этого нужны знания. Оглянитесь вокруг – у

скольких людей, окружающих нас в жизни, жизнь не сложилась и очень часто потому,

что они не знали, как её «сложить».

В

технических

вузах

есть

такая

дисциплина,

как

сопротивление

материала

(сопромат). Суть её: с материалами (металлом, деревом, бетоном) нельзя обращаться как

вздумается. На каждую глупость, незнание они отвечают катастрофой (например, мост,

не рассчитанный по правилам, рухнет и т.д.). Студенты этих вузов уверены, что нет

дисциплины труднее сопромата.

Оказывается,

существует

ещё

более

сложная

и

трудная

дисциплина

сопротивление жизни…

2. Типичные ошибки в семейном воспитании.

Ошибки

родителей

условно

можно

подразделить

на

две

группы:

первая

-

неправильные представления и действия отцов и матерей, связанные с влиянием на детей

всего уклада жизни семьи, их личного примера; вторая - неправильные представления и

поступки родителей, связанные с целенаправленным воздействием на формирование

личности школьника.

К

числу

наиболее

серьёзных

и

типичных

ошибок

в

семейном

воспитании

относится недооценка роли личного примера родителей, единства предъявляемых к

ребёнку требований, недостаточное внимание к организации жизни детей в семье. Не

менее пагубно на формирование личности детей в семье отражается перекладывание

ответственности за воспитание детей на ясли, детсад, школу; отстранение детей от

посильного

домашнего

труда;

неумение

пользоваться

поощрениями

и

наказаниями;

применение физических наказаний; отсутствие такта в отношениях с ребёнком; ссоры

родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту

(пьянство, скандалы); переоценка родителями своих воспитательных возможностей и др.

Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействуют не только на

успеваемость и общественную активность школьников, но и на формирование у них

трудолюбия, коллективизма, инициативности, дисциплинированности, ответственности,

честности и требовательности к себе.

Бессмысленно

искать

панацею,

которая

избавит

от

разнообразных

и

многочисленных ошибок, встречающихся в семейном воспитании детей. Универсального

рецепта здесь быть не может. Исправление каждой такой ошибки требует своего особого

решения или, чаще всего, выбора оптимального средства из нескольких возможных.

Осознание

и

верное

истолкование

своей

ошибки

подскажет

родителю

и

путь

её

устранения.

Предупредить

педагогические

ошибки

родителей

-

вот

наиболее

верный

путь

совершенствования воспитания детей в семье. Каждая совершённая родителями ошибка

уже

оказала

своё

отрицательное

воздействие

на

ребёнка.

Для

нейтрализации

и

устранения её последствий требуется чрезвычайно много усилий... . Да и успехи не

всегда очевидны...

3.Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в

детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится

в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на

личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней

закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем

наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного

фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может

потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную

и

важнейшую

роль.

У

тревожных

матерей

часто

вырастают

тревожные

дети;

честолюбивые

родители

нередко

так

подавляют

своих

детей,

что

это

приводит

к

появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя

по

малейшему

поводу,

нередко,

сам

того

не

ведая,

формирует

подобный

же

тип

поведения у своих детей.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать

так,

чтобы

максимизировать

положительные

и

свести

к

минимуму

отрицательные

влияния

семьи

на

воспитание

ребёнка.

Для

этого

необходимо

точно

определить

внутрисемейные

социально-психологические

факторы,

имеющие

воспитательное

значение.

Именно

в

семье

ребёнок

получает

первый

жизненный

опыт,

делает

первые

наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то,

чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел,

что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького

человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.

Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию

детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если

придётся

идти

на

компромисс,

то

обязательно

удовлетворить

основные

требования

сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о

позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в

позициях родителей, то есть обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка

состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в

семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные

взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок

может

приниматься

родителями

таким,

какой

он

есть

(безусловная

любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям,

когда хорошо учится и ведёт себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям,

то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит

значительные

трудности,

ребёнок

не

уверен

в

родителях,

он

не

чувствует

той

эмоциональной

безопасности,

которая

должна

быть

с

самого

младенчества

(обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им

безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются,

всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые

пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то

новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя

тревожность не содействуют успешному родительству.

Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя

цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это

счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание

такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или

иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – всё это и

придаёт

воспитанию

каждого

родителя

особый,

неповторимый,

индивидуальный

характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском

труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,

поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с

каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Например, если родители во

всём совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд

смогут

осуществить

самую

главную

родительскую

задачу

воспитать

в

ребёнке

потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

В каждой семье объективно складывается определённая система воспитания. Под

системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или

менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учёт того, что

можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики

воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и

предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и

соперничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними

членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим

трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот ,

усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье,

строящаяся

на

признании

возможности

и

даже

целесообразности

независимого

существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».

Сотрудничество как

тип

взаимоотношений

в

семье

предполагает

опосредованность

межличностных

отношений

в

семье

общими

целями

и

задачами

совместной

деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой

ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим

типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится

группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей

играют

существеннейшую

роль

в

жизни

каждого

человека.

Родительская

любовь

источник

и

гарантия

благополучия

человека,

поддержания

телесного

и

душевного

здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка

уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Самая естественная и самая

необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом

возрасте любовно и внимательно. Глубокий постоянный психологический контакт с

ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени

может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого

ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями

дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность

и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что

происходит в жизни ребёнка.

Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и

родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с

другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога – это

совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в

направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной

направленности

к

разрешению

проблем.

Ребёнок

всегда

должен

понимать,

какими

целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом

возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в

общей семейной жизни. Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все её

цели и планы, наступает подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то

есть

признание

активной

роли

ребёнка

в

процессе

воспитания.

Человек

всегда

активный субъект воспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для

родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных формах глазами своих детей.

Помимо

диалога

для

внушения

ребёнку

ощущения

родительской

любви

необходимо выполнять ещё одно чрезвычайно важное правило. На психологическом

языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка.

Под

принятием

ребёнка

понимается

признание

права

ребёнка

на

присущую

ему

индивидуальность, непохожесть на родителей. Необходимо выработать для себя правило

не

оценивать

негативно

самого

ребёнка,

а

подвергать

критике

только

неверно

осуществлённое действие или ошибочный, необдуманный поступок.

4.Основы организации сотрудничества школы и семьи. Общение учителя с

родителями.

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация

такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические

действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений

«учитель – родители учащихся» учитель вовлекается объективной необходимостью и

самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений

способна функционировать и без непосредственного контакта её участников, потому что

их связывает ученик как объект взаимного влияния. Отношения «учитель – родители

учащихся» являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое

воздействие на нравственную жизнь учащихся.

Противоречия

между

учителем

и

родителями

учащихся

возникают

по

разным

причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые

предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный

уровень педагогической квалификации. Непомерно большое количество обязанностей,

которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и

обстановки,

в

силу

их

невыполнимости

на

практике

ведут

к

непониманию,

неблагодарности,

досаде.

С

другой

стороны,

повышенный

уровень

требований

свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.

Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и

семьи

они

представляют

собой

разные

социально-психологические

группы

с

многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп начинают

взаимодействовать

между

собой,

сохраняя

в

отношении

ученика

установившиеся

и

привычные связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда

учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с

учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий

подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители

учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти

претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы

подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет

понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу

своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что

приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей.

Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о

ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более

известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.

Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может

вызвать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и

методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя

неоправданное

стремление

доминировать

в

вопросах

обучения

и

воспитания,

неуважительно

относиться

к

мнению

другой

стороны,

что

затрудняет

контакты

и

изначальную необходимость в сотрудничестве.

Причины

противоречий

между

учителем

и

родителями

учащихся,

способные

помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы,

которые часто могут быть смягчены.

Выделение

в

семейной

педагогике

аспекта

отношений

«родители

учащихся

-

учитель»

исходит

из

того,

что

семья

является

бесспорно

важнейшим

источником

формирования

нравственных

позиций

ребёнка,

закрепление

его

нравственно-

психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о

цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности.

Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у

ребёнка, в каких условиях происходило это формирование.

Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное

взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и

задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками

в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной

микросреды, а родители ученика – частью его школьной микросреды.

5.Школа и её влияние на формирование личности ребёнка.

Семья

и

школа

выступают

теми

сферами

жизнедеятельности

детей,

подростков,

молодёжи,

в

которых

должна

формироваться

подлинная

человеческая

культура

и,

в

частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их

уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает глобальное

значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что некоторые

семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту

функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.

По мнению педагогов наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи,

школы являются (в порядке значимости):

Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;

Чрезмерная

занятость

родителей

материальными

заботами,

ведущая

к

сокращению времени внимания к воспитанию детей;

Низкий

уровень

доверия

и

даже

негативное

отношение

к

школьному

воспитанию;

Низкий

образовательный

уровень

родителей,

как

следствие,

снижение

культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у детей.

В

процессе

коллективной

творческой

деятельности

достаточно

корректно

и

естественно осуществляется педагогическое воздействие школы на семьи учащихся –

непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение.

Изучение

особенностей

воспитательного

потенциала

семей,

оказание

им

квалифицированной психолого – педагогической помощи – на этой основе идёт их

сближение.

Совместная

работа

школы

и

семьи

по

формированию

культуры

межличностного

общения,

пронизанной

идеями

гуманизма,

должна

составить

органическую часть их сотрудничества.

В школе дети приобретают жизненные опыт и знания, которые в большей части не

вписываются во взаимодействии процесса обучения, оказываются не всегда пригодными

для

взаимодействия

в

группе.

Часто

полученные

знания

,

опыт

реальной

жизни

оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формирование

человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого

совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных,

стихийно сложившихся форм.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель

руководил

деятельностью

ребёнка,

организуя

его

активное

самовоспитание

путём

совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог – воспитатель может

и

обязан

помочь

растущему

человеку

пройти

этот

всегда

уникальный

и

самостоятельный – путь морально – нравственного и социального развития.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в

жизни детей, как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Это не

только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые

отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе,

школе,

школьным

делам

и

заботам.

Это

очень

напряжённый

период,

прежде

всего

потому, что школа с первых же дней

ставит перед учениками целый ряд задач ,не

связанных

непосредственно

с

их

опытом,

требует

максимальной

мобилизации

интеллектуальных и физических сил.

К чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах

школы, можно отнести:

Ответственность

и

чувство

внутренней

свободы,

чувство

собственного

достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

Честность и совестливость; готовность к социальному необходимому труду и

стремление к нему; критичность и убеждённость;

Наличие твёрдых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

Инициативность

и

дисциплинированность;

желание

и

(умение)

понимать

других людей и требовательность к себе и другим;

Способность

размышлять,

взвешивать

и

воля;

готовность

действовать,

смелость.

Заключение.

Таким

образом,

для

того,

чтобы

максимизировать

положительные

и

свести

к

минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные

ошибки

семейного

воспитания,

необходимо

помнить

общие

внутрисемейные

психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его

жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно

принимать решения;

Иметь представления о различных этапах в жизни ребёнка;

Уважать право ребёнка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к

равноправному

партнёру,

который

просто

пока

что

обладает

меньшим

жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать

карьеру и самосовершенствоваться.

В ходе работы я особо отметила, какие ошибки в воспитании могут допустить

родители и как они могут повлиять на личность ребёнка, его дальнейшее развитие,

формирование потребностей и как он будет дальше идти с этими качествами по

жизни.

Список литературы

1.

Гаврилова Е.Б. «Психология семьи. Вопросы психологии» – М. Мир, 2002

2.

«Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся)» / Под ред. С.Г.

Вершиловского) – Спб.: Просвещение, 2006

3.

С.В.Ковалёв «Психология современной семьи», М, 1988

4.

Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М, 1990

5.

В.И.Нефёдов, Ю.Ю.Щербань «Искусство воспитания в семье» Минск, 1971

6.

Пашин В.С. «Человек и его потребности: учебное пособие» – Спб.: Академия ГА,

2002

7.

В.Писаренко, И.Писаренко «Педагогическая этика» Минск, 1986

8.

«Популярная психология для родителей» А.А.Бодалева, М, 1988

9.

«Психология и педагогика» А.А.Радугина. М, 1997

10.К.Флейк-Хобсон,

Б.Робинсон,

П.Скин

«Развитие

ребёнка

и

его

отношений

с

окружающими», М, 1993Киев, 1988

11.И.Чернокозов «Профессиональная этика учителя»

12.

Шиловская Е.Е. «Человек и его потребности» – М.: Альфа-М, 2008



В раздел образования




Яндекс.Метрика