Автор: Лушкова Виктория Игоревна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ №10
Населённый пункт: г.о.Чехов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10»
"Типичные недостатки
семейного воспитания и пути их
преодоления"
Выполнила: Лушкова Виктория Игоревна
учитель английского языка МБОУ СШ № 10
сот.тел.: 8-905-667-12-09
Содержание:
Вступление...........................................................................................................стр.3
1.
Введение…………………………………………………………………………..стр.4-5
2. Типичные ошибки в семейном воспитании........................................................стр.6
3. Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи................стр.7-10
4.
Основы
организации
сотрудничества
школы
и
семьи.
Общение
учителя
с
родителями.........................................................................................................стр.11-12
5. Школа и её влияние на формирование личности ребёнка…………………стр.13-14
6. Заключение ………………………………………………………………….....стр.15
7. Список литературы…………………………………………………………..стр.16
Вступление
А ты?
Входя в дома любые -
И в серые, и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые;
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Л.Мартынов
Сразу после рождения человек живёт в окружении людей. Это родители, сестры и
братья, бабушки и дедушки. Постепенно круг общения расширяется, и в течение всей
последующей жизни большинство из нас связаны определёнными нитями различной
длины и крепости со множеством людей, отличающихся по возрасту, полу, социальному
положению, интеллектуальному и духовному развитию. И каким это будет общение -
приятным или невыносимым, - всецело зависит от нас самих... .
Человек
может
быть
физически
красивым,
достаточно
умным,
но
только
воспитанность делает его Человеком. "Семья - это первый скульптор, который начинает
лепить и физически и духовно народившуюся личность...". "Семья - одна из наиболее
древних социальных общностей..."
На мой взгляд, семья - самое важное и главное, что есть в жизни человека,
особенно маленького, который нуждается в защите, любви, воспитании. Именно семья
вводит человека в общество, учит выживать в нём.
Поэтому сегодня хочется как никогда обсудить и раскрыть данную тему... А какие
ошибки в воспитании детей делают родители? С какими проблемами сталкиваются и как
они их решают...? Много вопросов, на которые необходимо найти ответы.
1.
Введение
«…загадка семьи не понятна,
не разрешена.
Династии, общества, империи
обращались в прах,
если в них начинала рушится семья…»
Астафьев Виктор Петрович
Семья является наиболее естественной средой жизнедеятельности человека. Как
известно, одна из важнейших потребностей человека – необходимость самоутверждения,
ради этого он готов пожертвовать многим, вплоть до питания, одежды, жилища. И вот
семья в некотором роде предназначена для удовлетворения этой потребности. Царящая в
ней
атмосфера
особой
эмоциональности,
теплоты
позволяет
человеку
полностью
раскрыться, быть искренним. Здесь он среди тех, кто его хорошо знает, понимает, любит
и уважает. Семья – это сообщество нескольких друзей и на всю жизнь.
Каждый человек может и должен быть счастливой в семейной жизни. Для этого,
как
утверждают
специалисты
и
доказывают
примеры
из
жизни,
необходимы
определённые знания.
В школах обучают навыкам письма и чтения, грамоте и другим дисциплинам, в
вузах помогают овладеть избранной профессией (инженера, врача и др.). Можно пойти
учиться вязанию, шитью, игре на гитаре. А как стать достойными родителями, не учат
нигде, хотя через это испытание проходят почти все.
Молодые
люди,
заключившие
брак,
раскрывают
друг
перед
другом
свои
индивидуальные
биологические
и
социальные
черты,
скрытые
от
людей,
начинают
решать совместно. Как часто недостаток знаний по тем или иным вопросам, с которыми
сталкивается семья, приводят к затянувшимся ссорам и скандалам, способным убить
тёплые чувства и сделать супругов чужими.
Развод – тяжёлая психическая травма не только для супругов, но и для детей.
Вдумайтесь в цифры: более 1 млрд. детей живут и воспитываются в детских интернатах.
Сиротство такого масштаба мы знали лишь в страшные годы войн и голода.
А
ведь
если
подумать,
самый
важный
институт
не
свете,
куда
стремятся
практически все, - это институт счастливой семьи. Но почему в него попадают лишь
немногие? Ответ на этот вопрос прост – для этого нужны знания. Оглянитесь вокруг – у
скольких людей, окружающих нас в жизни, жизнь не сложилась и очень часто потому,
что они не знали, как её «сложить».
В
технических
вузах
есть
такая
дисциплина,
как
сопротивление
материала
(сопромат). Суть её: с материалами (металлом, деревом, бетоном) нельзя обращаться как
вздумается. На каждую глупость, незнание они отвечают катастрофой (например, мост,
не рассчитанный по правилам, рухнет и т.д.). Студенты этих вузов уверены, что нет
дисциплины труднее сопромата.
Оказывается,
существует
ещё
более
сложная
и
трудная
дисциплина
–
сопротивление жизни…
2. Типичные ошибки в семейном воспитании.
Ошибки
родителей
условно
можно
подразделить
на
две
группы:
первая
-
неправильные представления и действия отцов и матерей, связанные с влиянием на детей
всего уклада жизни семьи, их личного примера; вторая - неправильные представления и
поступки родителей, связанные с целенаправленным воздействием на формирование
личности школьника.
К
числу
наиболее
серьёзных
и
типичных
ошибок
в
семейном
воспитании
относится недооценка роли личного примера родителей, единства предъявляемых к
ребёнку требований, недостаточное внимание к организации жизни детей в семье. Не
менее пагубно на формирование личности детей в семье отражается перекладывание
ответственности за воспитание детей на ясли, детсад, школу; отстранение детей от
посильного
домашнего
труда;
неумение
пользоваться
поощрениями
и
наказаниями;
применение физических наказаний; отсутствие такта в отношениях с ребёнком; ссоры
родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту
(пьянство, скандалы); переоценка родителями своих воспитательных возможностей и др.
Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействуют не только на
успеваемость и общественную активность школьников, но и на формирование у них
трудолюбия, коллективизма, инициативности, дисциплинированности, ответственности,
честности и требовательности к себе.
Бессмысленно
искать
панацею,
которая
избавит
от
разнообразных
и
многочисленных ошибок, встречающихся в семейном воспитании детей. Универсального
рецепта здесь быть не может. Исправление каждой такой ошибки требует своего особого
решения или, чаще всего, выбора оптимального средства из нескольких возможных.
Осознание
и
верное
истолкование
своей
ошибки
подскажет
родителю
и
путь
её
устранения.
Предупредить
педагогические
ошибки
родителей
-
вот
наиболее
верный
путь
совершенствования воспитания детей в семье. Каждая совершённая родителями ошибка
уже
оказала
своё
отрицательное
воздействие
на
ребёнка.
Для
нейтрализации
и
устранения её последствий требуется чрезвычайно много усилий... . Да и успехи не
всегда очевидны...
3.Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится
в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней
закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может
потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную
и
важнейшую
роль.
У
тревожных
матерей
часто
вырастают
тревожные
дети;
честолюбивые
родители
нередко
так
подавляют
своих
детей,
что
это
приводит
к
появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя
по
малейшему
поводу,
нередко,
сам
того
не
ведая,
формирует
подобный
же
тип
поведения у своих детей.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать
так,
чтобы
максимизировать
положительные
и
свести
к
минимуму
отрицательные
влияния
семьи
на
воспитание
ребёнка.
Для
этого
необходимо
точно
определить
внутрисемейные
социально-психологические
факторы,
имеющие
воспитательное
значение.
Именно
в
семье
ребёнок
получает
первый
жизненный
опыт,
делает
первые
наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то,
чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел,
что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького
человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.
Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк.
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию
детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если
придётся
идти
на
компромисс,
то
обязательно
удовлетворить
основные
требования
сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о
позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в
позициях родителей, то есть обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка
состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в
семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные
взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.
Ребёнок
может
приниматься
родителями
таким,
какой
он
есть
(безусловная
любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям,
когда хорошо учится и ведёт себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям,
то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит
значительные
трудности,
ребёнок
не
уверен
в
родителях,
он
не
чувствует
той
эмоциональной
безопасности,
которая
должна
быть
с
самого
младенчества
(обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им
безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).
Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются,
всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые
пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то
новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя
тревожность не содействуют успешному родительству.
Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя
цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это
счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание
такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или
иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – всё это и
придаёт
воспитанию
каждого
родителя
особый,
неповторимый,
индивидуальный
характер.
В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском
труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,
поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с
каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Например, если родители во
всём совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд
смогут
осуществить
самую
главную
родительскую
задачу
–
воспитать
в
ребёнке
потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
В каждой семье объективно складывается определённая система воспитания. Под
системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или
менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учёт того, что
можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики
воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и
предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и
соперничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними
членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим
трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот ,
усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье,
строящаяся
на
признании
возможности
и
даже
целесообразности
независимого
существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».
Сотрудничество как
тип
взаимоотношений
в
семье
предполагает
опосредованность
межличностных
отношений
в
семье
общими
целями
и
задачами
совместной
деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой
ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим
типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится
группой высокого уровня развития – коллективом.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей
играют
существеннейшую
роль
в
жизни
каждого
человека.
Родительская
любовь
–
источник
и
гарантия
благополучия
человека,
поддержания
телесного
и
душевного
здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка
уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Самая естественная и самая
необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом
возрасте любовно и внимательно. Глубокий постоянный психологический контакт с
ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени
может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого
ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями
дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность
и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что
происходит в жизни ребёнка.
Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и
родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с
другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога – это
совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в
направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной
направленности
к
разрешению
проблем.
Ребёнок
всегда
должен
понимать,
какими
целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом
возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в
общей семейной жизни. Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все её
цели и планы, наступает подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то
есть
признание
активной
роли
ребёнка
в
процессе
воспитания.
Человек
–
всегда
активный субъект воспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для
родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных формах глазами своих детей.
Помимо
диалога
для
внушения
ребёнку
ощущения
родительской
любви
необходимо выполнять ещё одно чрезвычайно важное правило. На психологическом
языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка.
Под
принятием
ребёнка
понимается
признание
права
ребёнка
на
присущую
ему
индивидуальность, непохожесть на родителей. Необходимо выработать для себя правило
не
оценивать
негативно
самого
ребёнка,
а
подвергать
критике
только
неверно
осуществлённое действие или ошибочный, необдуманный поступок.
4.Основы организации сотрудничества школы и семьи. Общение учителя с
родителями.
Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация
такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические
действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений
«учитель – родители учащихся» учитель вовлекается объективной необходимостью и
самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений
способна функционировать и без непосредственного контакта её участников, потому что
их связывает ученик как объект взаимного влияния. Отношения «учитель – родители
учащихся» являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое
воздействие на нравственную жизнь учащихся.
Противоречия
между
учителем
и
родителями
учащихся
возникают
по
разным
причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые
предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный
уровень педагогической квалификации. Непомерно большое количество обязанностей,
которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и
обстановки,
в
силу
их
невыполнимости
на
практике
ведут
к
непониманию,
неблагодарности,
досаде.
С
другой
стороны,
повышенный
уровень
требований
свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.
Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и
семьи
–
они
представляют
собой
разные
социально-психологические
группы
с
многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп начинают
взаимодействовать
между
собой,
сохраняя
в
отношении
ученика
установившиеся
и
привычные связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда
учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с
учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий
подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители
учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти
претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы
подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет
понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу
своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что
приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей.
Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о
ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более
известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.
Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может
вызвать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и
методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя
неоправданное
стремление
доминировать
в
вопросах
обучения
и
воспитания,
неуважительно
относиться
к
мнению
другой
стороны,
что
затрудняет
контакты
и
изначальную необходимость в сотрудничестве.
Причины
противоречий
между
учителем
и
родителями
учащихся,
способные
помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы,
которые часто могут быть смягчены.
Выделение
в
семейной
педагогике
аспекта
отношений
«родители
учащихся
-
учитель»
исходит
из
того,
что
семья
является
бесспорно
важнейшим
источником
формирования
нравственных
позиций
ребёнка,
закрепление
его
нравственно-
психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о
цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности.
Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у
ребёнка, в каких условиях происходило это формирование.
Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное
взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и
задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками
в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной
микросреды, а родители ученика – частью его школьной микросреды.
5.Школа и её влияние на формирование личности ребёнка.
Семья
и
школа
выступают
теми
сферами
жизнедеятельности
детей,
подростков,
молодёжи,
в
которых
должна
формироваться
подлинная
человеческая
культура
и,
в
частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их
уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает глобальное
значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что некоторые
семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту
функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.
По мнению педагогов наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи,
школы являются (в порядке значимости):
Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;
Чрезмерная
занятость
родителей
материальными
заботами,
ведущая
к
сокращению времени внимания к воспитанию детей;
Низкий
уровень
доверия
и
даже
негативное
отношение
к
школьному
воспитанию;
Низкий
образовательный
уровень
родителей,
как
следствие,
снижение
культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у детей.
В
процессе
коллективной
творческой
деятельности
достаточно
корректно
и
естественно осуществляется педагогическое воздействие школы на семьи учащихся –
непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение.
Изучение
особенностей
воспитательного
потенциала
семей,
оказание
им
квалифицированной психолого – педагогической помощи – на этой основе идёт их
сближение.
Совместная
работа
школы
и
семьи
по
формированию
культуры
межличностного
общения,
пронизанной
идеями
гуманизма,
должна
составить
органическую часть их сотрудничества.
В школе дети приобретают жизненные опыт и знания, которые в большей части не
вписываются во взаимодействии процесса обучения, оказываются не всегда пригодными
для
взаимодействия
в
группе.
Часто
полученные
знания
,
опыт
реальной
жизни
оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формирование
человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого
совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных,
стихийно сложившихся форм.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель
руководил
деятельностью
ребёнка,
организуя
его
активное
самовоспитание
путём
совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог – воспитатель может
и
обязан
помочь
растущему
человеку
пройти
этот
–
всегда
уникальный
и
самостоятельный – путь морально – нравственного и социального развития.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в
жизни детей, как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Это не
только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые
отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе,
школе,
школьным
делам
и
заботам.
Это
очень
напряжённый
период,
прежде
всего
потому, что школа с первых же дней
ставит перед учениками целый ряд задач ,не
связанных
непосредственно
с
их
опытом,
требует
максимальной
мобилизации
интеллектуальных и физических сил.
К чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах
школы, можно отнести:
Ответственность
и
чувство
внутренней
свободы,
чувство
собственного
достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
Честность и совестливость; готовность к социальному необходимому труду и
стремление к нему; критичность и убеждённость;
Наличие твёрдых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;
Инициативность
и
дисциплинированность;
желание
и
(умение)
понимать
других людей и требовательность к себе и другим;
Способность
размышлять,
взвешивать
и
воля;
готовность
действовать,
смелость.
Заключение.
Таким
образом,
для
того,
чтобы
максимизировать
положительные
и
свести
к
минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные
ошибки
семейного
воспитания,
необходимо
помнить
общие
внутрисемейные
психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его
жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения;
Иметь представления о различных этапах в жизни ребёнка;
Уважать право ребёнка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к
равноправному
партнёру,
который
просто
пока
что
обладает
меньшим
жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать
карьеру и самосовершенствоваться.
В ходе работы я особо отметила, какие ошибки в воспитании могут допустить
родители и как они могут повлиять на личность ребёнка, его дальнейшее развитие,
формирование потребностей и как он будет дальше идти с этими качествами по
жизни.
Список литературы
1.
Гаврилова Е.Б. «Психология семьи. Вопросы психологии» – М. Мир, 2002
2.
«Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся)» / Под ред. С.Г.
Вершиловского) – Спб.: Просвещение, 2006
3.
С.В.Ковалёв «Психология современной семьи», М, 1988
4.
Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М, 1990
5.
В.И.Нефёдов, Ю.Ю.Щербань «Искусство воспитания в семье» Минск, 1971
6.
Пашин В.С. «Человек и его потребности: учебное пособие» – Спб.: Академия ГА,
2002
7.
В.Писаренко, И.Писаренко «Педагогическая этика» Минск, 1986
8.
«Популярная психология для родителей» А.А.Бодалева, М, 1988
9.
«Психология и педагогика» А.А.Радугина. М, 1997
10.К.Флейк-Хобсон,
Б.Робинсон,
П.Скин
«Развитие
ребёнка
и
его
отношений
с
окружающими», М, 1993Киев, 1988
11.И.Чернокозов «Профессиональная этика учителя»
12.
Шиловская Е.Е. «Человек и его потребности» – М.: Альфа-М, 2008