Напоминание

Коррекционная работа в ДОУ


Автор: Чебаненко Наталья Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №52 "Самолётик"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекционная работа в ДОУ
Дата публикации: 04.02.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционная работа в ДОУ

В коррекционных образовательных учреждениях особое значение придается организации

взаимодействия

в

работе

узких

специалистов

и

воспитателей.

Содержание

коррекционно-

развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает

интеграцию

речевого,

познавательного,

экологического,

художественно-эстетического

развития

ребенка.

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям

дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных

образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих дошкольных группах

дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Таких детей, которые отстают по

психофизическому развитию от своих сверстников, в настоящее время называют дети с особыми

образовательными потребностями.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными

потребностями

является

весьма

острой

и

актуальной

на

сегодняшний

день.

Как

показывают

исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов

различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов,

педагогов.

Успешное

преодоление

различных

психических

отклонений

у

детей

в

специальных

(коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех

специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными

действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство

и определенная предметно-развивающая среда.

В

связи

с

этим

возникают

проблемы

руководства

работой

педагогов

узкого

профиля

и

организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение

бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных

условий пребывания в детском саду.

Методист как координатор взаимодействия

Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач

дошкольного

образования.

Иногда

в

педагогических

коллективах

роль

воспитателя

главного

человека, находящегося ближе всего к ребенку, при наличии в детском саду разных специалистов,

занижается. Проблема организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию

условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной.

Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и

энергии,

поэтому

главной

целью

становится

создание

группы

единомышленников.

Возникают

проблемы организации взаимодействия специалистов в управленческом аспекте:

четкое определение того, кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи

в воспитании и развитии детей;

с кем он взаимодействует;

какова доля участия всех остальных.

Методист

принимает

активное

участие

в

уточнении

должностных

обязанностей

узких

специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных

особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и

обязанности,

которые

находятся

на

контроле

у

методической

службы.

Должна

прослеживаться

определенность:

кто,

что

и

к

какому

сроку

выполняет,

с

кем

взаимодействует.

Именно

взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.

Роль методиста в системе управления образовательного учреждения является ведущей при

организации

научно-методической

работы

в

детском

саду,

направлена

на

формирование

педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные

исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.

Узкие

специалисты,

профессионально

занимаясь

одним

из

направлений

дошкольного

воспитания, экспериментируя, находя и внедряя новые технологии обучения, имеют большую, чем

воспитатель, возможность обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может

методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы:

- задача методиста – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в

педагогическом

коллективе.

В

связи

с

этим

изменяется содержание

функций

методического

сопровождения, они получают соответствующее наполнение:

- информационно-нормативная – предполагает информирование педагогов о документах, связанных с

охраной прав ребенка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов, новых достижениях в

области педагогики и психологии дошкольного воспитания, а также коррекционной педагогики и

психологии;

- аналитическая – определяет творческий потенциал узкого специалиста и его индивидуальный стиль

деятельности; предусматривает обучение коллективной релаксации, самоанализ деятельности;

- координационная – определение близких, средних и дальних перспектив реализации плана ДОУ

(координация

годового

и

месячного

перспективных

планов

ДОУ

и

личных

планов

узких

специалистов);

- инновационная – обусловливает разработку и поиск совместно с узкими специалистами новых

прогрессивных технологий, методов и приемов воспитания детей и внедрение их в практику;

-

контролирующая –

позволяет

отслеживать

качество

работы,

обеспечивающее

выполнение

государственных

стандартов

в

обучении, воспитании

и

коррекции

нарушений

дошкольников,

исключая перегрузку.

2

Исходя из функций, можно выделить основные направления работы методиста:

-

образовательное –

создание

системы

управления

работой

узких

специалистов,

осуществление

личностно-ориентированного

подхода

в

повышении

их

квалификации

через

определение

индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;

-

научно-исследовательское –

определение

направления

научно-исследовательской

работы

в

соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ; расширение исследований по различным

образовательным проблемам;

- диагностическое – мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, позволяющий

определить качество образовательных услуг;

-

информационное –

оказание

методической

поддержки

в

создании,

освоении,

внедрении

и

распространении инноваций в педагогическом коллективе и других образовательных учреждениях.

Направления

методической

работы

с

узкими

специалистами

позволяют

обеспечить

следующие компоненты ее структуры:

1.

компетентные кадры;

2.

систему образования и воспитания;

3.

планирование воспитательно-образовательного процесса;

4.

координацию инновационной экспериментальной творческой деятельности;

5.

создание предметно-развивающей среды.

Взаимодействие специалистов

Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей

уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.

Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского

персонала

в

процессе

коррекционно-развивающей

образовательной

деятельности,

в

снятии

противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности

педагогов

и

обучении

родителей

новым

формам

общения

и

поддержки

ребенка,

организации

предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры

дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития»,

личностно-ориентированного подхода.

Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную

систему.

Ее

цель

состоит

в

организации

воспитательно-образовательной

деятельности

образовательного

учреждения

как

системы,

включающей

диагностический,

коррекционно-

развивающий

и

профилактический

аспекты,

обеспечивающие

нормальный

у р о в е н ь

интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий

развития

ребенка

и

обеспечивает

интеграцию

речевого,

познавательного,

экологического,

3

художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким

применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и

дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).

Система

коррекционно-развивающей

деятельности

предусматривает

индивидуальные,

подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально

организованной пространственной среде.

Организация работы специалистов в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитатели,

учитель-дефектолог,

педагог-психолог

и

другие

специалисты,

имеющиеся

в

ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к

воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Поскольку

с

детьми,

имеющими

ограниченные

возможности

здоровья,

эффективность

проведения

фронтальных

занятий

очень

низкая,

вся

работа

проводится

в

индивидуальной

и

подгрупповой форме.

Сетка

занятий

составлена

так,

чтобы

каждый

ребенок

ежедневно

был

охвачен

коррекционно-

развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

В

первую

половину

дня

проводятся

занятия

как

с

воспитателями,

так

и

с

учителем-

дефектологом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная

работа

по

заданию

учителя-дефектолога.

Учитель-дефектолог

является

организатором

и

координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.

Учитель-дефектолог

проводит

занятия

по

развитию

речи,

формированию

элементарных

количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.

Воспитатели

проводят

занятия

по

ознакомлению

с

окружающим,

изодеятельность,

конструирование и ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают

умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную

жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная

деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе

(для детей с ограниченными возможностями здоровья), в детском саду была выработана следующая

система деятельности:

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты

индивидуально

обследуют

детей,

наблюдают

за

ними

в

процессе

занятий.

Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных

моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе

с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей,

намечаются пути коррекции.

4

2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем

видам

деятельности

детей

и

по

всем

разделам

программы

(ознакомление

с

окружающим,

продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех

разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит

воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые

проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий,

ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-

дефектолога.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в

разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные

занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за

определенный

период.

Чтобы

все

возможности

детей

были

раскрыты,

реализованы,

над

их

подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным

руководителем.

4. Тесно взаимодействуем с родителями.

Основная

задача

педагогов

при

организации

работы

с

родителями

помочь

им

стать

заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги

разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые

дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком

случае возможны наилучшие результаты.

Достижение

эффективности

в

коррекционно-развивающей

работе

возможно

за

счет

взаимодействия

всех

участников

педагогического

процесса

и

в

совместном

решении

образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие

подходов

к

работе

с

детьми,

преемственность

в

требованиях,

а

также

в

содержании

и

методах

коррекционной,

учебной

и

воспитательной

работы,

комплексность

и

многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование

ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно

определить

таким

образом:

с

одной

стороны,

это

оптимальная

«логопедизация»

учебных

и

внеучебных занятий, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом,

их «психологизация».

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми,

работы

по

преодолению

или

предупреждению

у

дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:

5

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной

н а п р а в л е н н о с т и

з а н я т и й

и

с в о б о д н о й

д е я т е л ь н о с т и

д е т е й .

2.

Развивающий

характер

работы

и

формирование

качеств

личности

ребенка.

Принцип

максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора

на личный опыт детей.

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной

деятельности

детей.

Принцип

индивидуализации

и

дифференциации

обучения

на

основе

комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на

занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов

освоения детьми знаний и умений.

5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и

знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех

специалистов.

7.

Применение

принципа

деятельностного

подхода,

активное

использование

различных

видов,

особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.

8.

В

коррекционной

работе

все

чаще

использовать

различные

виды

продуктивной

и

игровой

деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в

интересной и увлекательной форме.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе

многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Т олько в

тесном

взаимодействии

всех

участников

педагогического

процесса

возможно

успешное

формирование

личностной

готовности

детей

с

нарушениями

развития

к

школьному

обучению,

социализации и адаптации их в обществе.

6



В раздел образования




Яндекс.Метрика