Автор: Чебаненко Наталья Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №52 "Самолётик"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекционная работа в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Коррекционная работа в ДОУ
В коррекционных образовательных учреждениях особое значение придается организации
взаимодействия
в
работе
узких
специалистов
и
воспитателей.
Содержание
коррекционно-
развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает
интеграцию
речевого,
познавательного,
экологического,
художественно-эстетического
развития
ребенка.
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям
дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных
образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих дошкольных группах
дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Таких детей, которые отстают по
психофизическому развитию от своих сверстников, в настоящее время называют дети с особыми
образовательными потребностями.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями
является
весьма
острой
и
актуальной
на
сегодняшний
день.
Как
показывают
исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов
различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов,
педагогов.
Успешное
преодоление
различных
психических
отклонений
у
детей
в
специальных
(коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех
специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными
действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство
и определенная предметно-развивающая среда.
В
связи
с
этим
возникают
проблемы
руководства
работой
педагогов
узкого
профиля
и
организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение
бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных
условий пребывания в детском саду.
Методист как координатор взаимодействия
Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач
дошкольного
образования.
Иногда
в
педагогических
коллективах
роль
воспитателя
–
главного
человека, находящегося ближе всего к ребенку, при наличии в детском саду разных специалистов,
занижается. Проблема организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию
условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной.
Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и
энергии,
поэтому
главной
целью
становится
создание
группы
единомышленников.
Возникают
проблемы организации взаимодействия специалистов в управленческом аспекте:
четкое определение того, кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи
в воспитании и развитии детей;
с кем он взаимодействует;
какова доля участия всех остальных.
Методист
принимает
активное
участие
в
уточнении
должностных
обязанностей
узких
специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных
особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и
обязанности,
которые
находятся
на
контроле
у
методической
службы.
Должна
прослеживаться
определенность:
кто,
что
и
к
какому
сроку
выполняет,
с
кем
взаимодействует.
Именно
взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.
Роль методиста в системе управления образовательного учреждения является ведущей при
организации
научно-методической
работы
в
детском
саду,
направлена
на
формирование
педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные
исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.
Узкие
специалисты,
профессионально
занимаясь
одним
из
направлений
дошкольного
воспитания, экспериментируя, находя и внедряя новые технологии обучения, имеют большую, чем
воспитатель, возможность обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может
методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы:
- задача методиста – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в
педагогическом
коллективе.
В
связи
с
этим
изменяется содержание
функций
методического
сопровождения, они получают соответствующее наполнение:
- информационно-нормативная – предполагает информирование педагогов о документах, связанных с
охраной прав ребенка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов, новых достижениях в
области педагогики и психологии дошкольного воспитания, а также коррекционной педагогики и
психологии;
- аналитическая – определяет творческий потенциал узкого специалиста и его индивидуальный стиль
деятельности; предусматривает обучение коллективной релаксации, самоанализ деятельности;
- координационная – определение близких, средних и дальних перспектив реализации плана ДОУ
(координация
годового
и
месячного
перспективных
планов
ДОУ
и
личных
планов
узких
специалистов);
- инновационная – обусловливает разработку и поиск совместно с узкими специалистами новых
прогрессивных технологий, методов и приемов воспитания детей и внедрение их в практику;
-
контролирующая –
позволяет
отслеживать
качество
работы,
обеспечивающее
выполнение
государственных
стандартов
в
обучении, воспитании
и
коррекции
нарушений
дошкольников,
исключая перегрузку.
2
Исходя из функций, можно выделить основные направления работы методиста:
-
образовательное –
создание
системы
управления
работой
узких
специалистов,
осуществление
личностно-ориентированного
подхода
в
повышении
их
квалификации
через
определение
индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;
-
научно-исследовательское –
определение
направления
научно-исследовательской
работы
в
соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ; расширение исследований по различным
образовательным проблемам;
- диагностическое – мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, позволяющий
определить качество образовательных услуг;
-
информационное –
оказание
методической
поддержки
в
создании,
освоении,
внедрении
и
распространении инноваций в педагогическом коллективе и других образовательных учреждениях.
Направления
методической
работы
с
узкими
специалистами
позволяют
обеспечить
следующие компоненты ее структуры:
1.
компетентные кадры;
2.
систему образования и воспитания;
3.
планирование воспитательно-образовательного процесса;
4.
координацию инновационной экспериментальной творческой деятельности;
5.
создание предметно-развивающей среды.
Взаимодействие специалистов
Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей
уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.
Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского
персонала
в
процессе
коррекционно-развивающей
образовательной
деятельности,
в
снятии
противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности
педагогов
и
обучении
родителей
новым
формам
общения
и
поддержки
ребенка,
организации
предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры
дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития»,
личностно-ориентированного подхода.
Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную
систему.
Ее
цель
состоит
в
организации
воспитательно-образовательной
деятельности
образовательного
учреждения
как
системы,
включающей
диагностический,
коррекционно-
развивающий
и
профилактический
аспекты,
обеспечивающие
нормальный
у р о в е н ь
интеллектуального и психического развития ребенка.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий
развития
ребенка
и
обеспечивает
интеграцию
речевого,
познавательного,
экологического,
3
художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким
применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и
дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).
Система
коррекционно-развивающей
деятельности
предусматривает
индивидуальные,
подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально
организованной пространственной среде.
Организация работы специалистов в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитатели,
учитель-дефектолог,
педагог-психолог
и
другие
специалисты,
имеющиеся
в
ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к
воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Поскольку
с
детьми,
имеющими
ограниченные
возможности
здоровья,
эффективность
проведения
фронтальных
занятий
очень
низкая,
вся
работа
проводится
в
индивидуальной
и
подгрупповой форме.
Сетка
занятий
составлена
так,
чтобы
каждый
ребенок
ежедневно
был
охвачен
коррекционно-
развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
В
первую
половину
дня
проводятся
занятия
как
с
воспитателями,
так
и
с
учителем-
дефектологом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная
работа
по
заданию
учителя-дефектолога.
Учитель-дефектолог
является
организатором
и
координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.
Учитель-дефектолог
проводит
занятия
по
развитию
речи,
формированию
элементарных
количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.
Воспитатели
проводят
занятия
по
ознакомлению
с
окружающим,
изодеятельность,
конструирование и ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают
умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную
жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная
деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе
(для детей с ограниченными возможностями здоровья), в детском саду была выработана следующая
система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты
индивидуально
обследуют
детей,
наблюдают
за
ними
в
процессе
занятий.
Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных
моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе
с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей,
намечаются пути коррекции.
4
2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем
видам
деятельности
детей
и
по
всем
разделам
программы
(ознакомление
с
окружающим,
продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех
разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит
воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые
проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий,
ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-
дефектолога.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в
разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные
занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за
определенный
период.
Чтобы
все
возможности
детей
были
раскрыты,
реализованы,
над
их
подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным
руководителем.
4. Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная
задача
педагогов
при
организации
работы
с
родителями
–
помочь
им
стать
заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги
разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые
дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком
случае возможны наилучшие результаты.
Достижение
эффективности
в
коррекционно-развивающей
работе
возможно
за
счет
взаимодействия
всех
участников
педагогического
процесса
и
в
совместном
решении
образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие
подходов
к
работе
с
детьми,
преемственность
в
требованиях,
а
также
в
содержании
и
методах
коррекционной,
учебной
и
воспитательной
работы,
комплексность
и
многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование
ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно
определить
таким
образом:
с
одной
стороны,
это
оптимальная
«логопедизация»
учебных
и
внеучебных занятий, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом,
их «психологизация».
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
работы
по
преодолению
или
предупреждению
у
дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
5
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной
н а п р а в л е н н о с т и
з а н я т и й
и
с в о б о д н о й
д е я т е л ь н о с т и
д е т е й .
2.
Развивающий
характер
работы
и
формирование
качеств
личности
ребенка.
Принцип
максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора
на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной
деятельности
детей.
Принцип
индивидуализации
и
дифференциации
обучения
на
основе
комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на
занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов
освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и
знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех
специалистов.
7.
Применение
принципа
деятельностного
подхода,
активное
использование
различных
видов,
особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
8.
В
коррекционной
работе
все
чаще
использовать
различные
виды
продуктивной
и
игровой
деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в
интересной и увлекательной форме.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе
многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Т олько в
тесном
взаимодействии
всех
участников
педагогического
процесса
возможно
успешное
формирование
личностной
готовности
детей
с
нарушениями
развития
к
школьному
обучению,
социализации и адаптации их в обществе.
6