Напоминание

Средства развития экологической позиции у младших школьников


Автор: Марышева Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бахтемирская СОШ"
Населённый пункт: Астраханская область, Икрянинский район, село Бахтемир
Наименование материала: татья
Тема: Средства развития экологической позиции у младших школьников
Дата публикации: 06.02.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Марышева Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «Бахтемирская СОШ»

Икрянинского района

Астраханской области

Средства развития экологической позиции у младших

школьников.

В настоящее время существует множество средств, благодаря которым

процесс развития экологической позиции у младших школьников проходит

наиболее успешно.

Одним из средств развития экологической позиции является наблюдение.

Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, - это отношение

к конкретным объектам, которые лишь постепенно при систематической

работе педагога с детьми принимает более общие формы и распространяется

на новые объекты. Практика показывает, что наблюдение у детей развивает

разные оттенки отношения к природе. Прежде всего, развивается

познавательный интерес – у детей возникает интеллектуальные чувства от

удовлетворения потребности познать новое. Важно подчеркнуть, что знания,

полученные в наблюдении, рождают осознанно-правильное понимание того,

что происходит, почему надо (или не надо) что-либо делать.

Игра также является средством развития экологической позиции у

младших школьников. В играх заложена огромная информация различных

знаний, и учащиеся могут получить их свободно. Цель игры – стимулировать

развитие мышления, умения применять на практике, полученные на уроках

знания, помогает выявить способности обучающегося. Усвоение знаний о

природе с помощью игры, вызывающей эмоциональный отклик у учащихся,

оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам

окружающей природы. Подтверждением является исследование

Л.А.Абромян, которая показала, что через игру активно развивается

экологическая позиция у младших школьников.

Развивать экологическую позицию можно посредством экскурсий.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, которая позволяет

проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные

предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных

условиях. Цель экскурсии – научить детей видеть окружающую природу.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они

конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях

учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят

их в умения и навыки.

Немало важна и беседа. Беседа – наиболее распространенное и

эффективное средство обучения в начальной школе. Беседа – это метод

обучения, представляющий собой диалог учителя и учащихся, проводимый с

конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно

продуманному плану.

Цель беседы – активизация познавательной и умственной деятельности

учащихся, в процессе которой они учатся думать, рассуждать, анализировать,

делать самостоятельные выводы.

В качестве средства развития экологической позиции используют рассказ.

Рассказ – это систематическое изложение какого-либо природного объекта

или явления природы. Цель рассказа – активизировать мыслительную

деятельность учащихся, развить инте6рес к изучаемому материалу.

Чаще всего учителя применяют рассказ, когда материал мало знаком

учащимся. Рассказ учителя даёт возможность учащимся ознакомиться с

материалом в последовательном, систематическом виде, приучает их

правильно логически мыслить. При применении рассказа учитель путём

ясного и доступного изложения добивается, чтобы учащиеся понимали

главное, могли из него выделить ряд частных вопросов, деталей. Рассказ

должен быть научно выдержан, доступен для понимания детей

определённого возраста.

Развивать экологическую позицию можно посредством проблемных

ситуаций (проблемных заданий, проблемных задач, проблемных вопросов).

Цель проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения

знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся,

развивать бережное отношение к природе.

Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски

выхода из состояния затруднения, которое испытывает ученик в момент

столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.

Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе

являются учебные проблемы. Каждая учебная проблема вызывает

противоречие. Именно противоречие между познавательными и

практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и

наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их

умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно,

если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление

процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной

ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы

учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное

воздействие на эмоциональную сферу ребят.

Ещё одно средство для развития экологической позиции – это просмотр

видеофильмов на экологическую тему. Цель просмотра видеофильмов –

активизировать познавательную деятельность учащихся, расширить их

кругозор. Они позволяют повысить наглядность обучения, ознакомить

учащихся с теми явлениями, которые они не могут наблюдать

непосредственно в природе, видеофильм позволяет дать точные и полные

сведения о предметах и явлениях природы. Использование видеофильмов,

даёт возможность показа изображения природного явления на экране

крупным планом. Видеофильм создаёт неограниченные возможности для

знакомства учащихся с природой. Благодаря средствам художественной

выразительности видеофильм имеет большое воспитательное значение,

способствуя развитию эстетических чувств ребёнка.

Таким образом, можно сказать о том, что процесс развития

экологической позиции личности, будет успешен в том случае, если будут

учтены все средства, о которых говорилось выше.



В раздел образования




Яндекс.Метрика