Напоминание

"Развитие речи в условиях семьи и детского сада"


Авторы: Михайлова Ольга Викторовна, Якимова Маргарита Александровна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 32 "Зоренька"
Населённый пункт: Город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: Мастер–класс
Тема: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для родителей

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

(мастер-класс проводится вместе с детьми второй младшей группы)

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Форма проведения: мастер-класс для родителей.

План проведения:

1. Развитие речи в условиях семьи.

2. Показ артикуляционной гимнастики.

3. Показ дыхательной гимнастики.

4. Пальчиковые игры.

5.Самомассаж.

6.Чистоговорки.

7. Речевые игры.

8. Советы и рекомендации, памятки родителям.

Цель:

Ознакомление

родителей

с

методами

и

приёмами

развития

речи

детей

четырёхлетнего возраста.

Задачи:

1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.

2. Показать на практике методы и приёмы по развитию речи.

3. Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной

речи у детей.

Участники: родители, дети и педагоги.

Оборудование:

зеркала

на

каждого

участника,

пособия

для

дыхательной

гимнастики (ватные шарики, вертушки, ворота), шестигранные карандаши,

палочки

для

массажа,

шарики,

пробки,

мешок

с

игрушками

для

игры

«Чудесный мешочек», карточки для написания чистоговорок, фломастеры.

Длительность: 40 минут.

I. Вводная часть (только для родителей).

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас на мастер-

класс на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада”.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании

речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и

педагоги.

От

того,

как

они

говорят

с

ним,

сколько

внимания

уделяют

речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в

усвоении языка.

В

речи

четырехлетнего

малыша

уже

встречаются

сложносочиненные

и

сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо,

после; союзы: что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок

правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно

идут

на

него.

И

это

нужно

всячески

использовать

в

интересах

общего

развития.

Правильно поступают те взрослые -не только родители, конечно, но и другие

члены семьи ( бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т.д.) - которые

основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим

они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и

любознательности.

Всё внимание и неустанные старания родителей должны быть направлены на

то,

чтобы

дети

слышали

речь

правильную,

ясную

и

логически

последовательную.

Говорить

с

детьми

надо

обыкновенным,

правильным

языком, главное говорить медленно, ясно и громко.

В процессе общения, взрослым необходимо помогать ребенку овладевать

речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово

или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора

так, чтобы поправка не прерывала общения.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему

высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности,

содержательнее

и

полноценнее

отношения

со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Уже

достаточно

давно

специалисты,

изучающие

особенности

развития

детской

психики,

говорят

о

необходимости

больше

внимания

уделять

вопросу

развития

мелкой

моторики

рук

детей.

Дело

в

том,

что

уровень

речевого

развития

ребенка

находится

в

прямой

зависимости

от

способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие

предметы, свободно действовать кистями рук, так как доказано, что истоки

способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения

мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас

есть

возможность

приобретать

для

ребенка

развивающие

игрушки

и

мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом

деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и

правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми

считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Мы в своей работе используем здоровьесберегающие технологии. Что же это

такое? Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников

образовательного процесса.

Цель

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

-

обеспечить

ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность

сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки

не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни,

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одним

из

видов

здоровьесберегающих

технологий

является

гимнастика.

Гимнастика

бывает

разной

(утренней,

просыпательной,

на

занятиях

физкультуры).

Мы

же

с

вами

сегодня

поговорим

о

гимнастике,

которая

способствует развитию речи, а именно:

* артикуляционная гимнастика;

* дыхательная;

* пальчиковая гимнастика;

* игровой массаж, самомассаж.

II. Практическая часть.

Активизация родителей:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Входят дети, идут к своим родителям.

- Итак, предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой

моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.

Артикуляционная

гимнастика

-

это

выработка

качественных,

полноценных

движений

органов

артикуляции,

подготовка

к

правильному

произнесению фонем (звуков).

Детям

очень

нравится

выполнять

такие

упражнения.

Разумеется,

артикуляционная гимнастика проходит в форме игры.

Упражнение «Жаба Квака» - упражнение для мышц мягкого нёба и

глотки.

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала, - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала, - глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Упражнение «Бегемотик» - открываем рот как можно шире, словно

бегемотик просит еды, потом медленно закрываем.

Упражнение «Забор» -

улыбаемся, как можно сильнее растягивая

губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.

Упражнение

«Чистим

зубки»-

улыбаемся,

открываем

рот,

а

затем

чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний,

нижний ряд.

Упражнение «Дудочка» - вытягиваем губы сильно вперед, как можно

дальше, зубы должны быть сомкнуты.

Упражнение

«Чашка»-

улыбаемся,

высовываем

язык,

пытаемся

придать

широкому

языку

форму

чашечки.

Для

этого

слегка

приподнимаем кончик языка.

2. Дыхательная гимнастика- это ритмичные шумные вдохи и выдохи

способствуют

насыщению

организма

кислородом,

улучшают

обменные

процессы,

психо

эмоциональное

состояние,

выводят

из

стресса,

повышают иммунитет. Гимнастика положительно влияет на организм в

целом.

Для

занятий гимнастикой

не

требуется

особых

условий.

Дает

хороший

эффект

для

тренировки

мышечной

системы

дыхательного

аппарата и грудной клетке. Гимнастика показана и взрослым, и детям.

Игра-упражнение «Машина»

Дети

становятся

на

одной

линии,

делают

вдох

("наливают

бензин")

и

начинают

движение

вперед,

при

этом

делая

губами

"бр-р-р".

Дети,

как

обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на

одном дыхании.

Игра-упражнение «Воздушный футбол»

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на

столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на

мячик,

чтобы

он

прокатился

по

столу

и

закатился

в

ворота.

Можно

попробовать усложнить задачу: гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а

носом.

Игра-упражнение «Рисунок на окне»

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после

чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Игра-упражнение «Снегопад (Листопад)»

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты или бумаги. Просим малыша

устроить снегопад – класть «снежинки», «листочки» на ладонь и сдувать их.

Сдувание одуванчиков (показать образцы).

3.

Пальчиковые

игры

позволяют

активизировать

работоспособность

головного

мозга,

влияет

на

центры

развития

речи,

развивает

ручную

умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка

каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети

с

удовольствием

принимают

участие

в

играх

потешках.

Самый

известный вариант такой игры – «Сорока- сорока», но есть и более сложные

для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка, ( попеременно массируем пальцы руки),

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки).

Игра «Прогулка»

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

спать легли (ладошки под щечку).

«4. Игровой самомассаж позволяет стимулировать рост нервных клеток,

развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный

контакт и снять напряжение.

Массаж с помощью разнообразных мячиков:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Игры с мячом направлены на формирование правильного звукопроизношения

и

развитие

фонематических

процессов,

расширение

словарного

запаса,

развитие грамматического строя речи.

«Чудесный мешочек» - ребёнок старается наощупь угадать предмет

(играем все вместе в игру. Сначала показываем, что будет лежать в

мешочке, затем и дети, и родители по очереди стараются наощупь

угадать предмет).

«Сухой бассейн» - в таз помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в

него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или

только бобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это –

«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся

на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы!

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если

пробки просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.

Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

5.Чистоговорки

- это

рифмованные

фразы

с

часто

повторяющимися

звуками. Но не стоит путать со скороговорками. Скороговорку

труднее

произнести, чистоговорка развивает чувство рифмы.

Вы можете и сами придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу".

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и

звуком.

У Сени и Сани сом с усами.

Са-са-са: в клетке спит лиса.

Су-су-су: смотрим на лису.

Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.

Се-се-се: знаем сказку о лисе.

Родители

придумывают

свои

чистоговорки,

записывают

их

на

карточках.

7. Речевые игры

«Назови ласково».

Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол

-столик, заяц - зайчик, книга - книжечка, лиса — лисичка.

«Кто больше».

В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к

любому существительному. Например: лето - теплое, солнечное, дождливое,

ласковое, жаркое.

«Один – много» .

Необходимо назвать предметы во множественном числе.

Рыба – рыбы, нос – носы, утка – утки.

«Чей детёныш?»

Необходимо назвать детенышей животных и птиц.

III. Советы и рекомендации, памятки родителям.

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с памятками “Речь ребенка”.

Благодарим за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Памятка для родителей

С детьми играем – речь развиваем

1. Общее

правило

чем

больше

Вы

разговариваете

с

ребёнком,

тем

большему он научится.

2. Продолжайте

и

дополняйте

сказанное

ребёнком

делайте

его

предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу

правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых

он мог бы рассказать.

5. Поощряйте

в

ребенке

стремление

задавать

вопросы

и

никогда

не

оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит

рассказывать

другими

словами,

не

дайте

заподозрить,

что

Вас

мало

интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте

ребёнку

перебирать

крупы,

играть

с

пуговицами,

мелкими

игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте

внимание

детей

на

звуки

и

шумы

с

улицы,

из

другой

комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор

вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте

с

ребёнком

художественную

литературу

это

приучает

ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого

делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Игры для развития речи детей

1. «Что бывает….? Какое бывает?»

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и

подождите,

пока

ребенок

придумает

свой

вариант

(хотя

бы

один).

Если

малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами.

Или наоборот:

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или

желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других

предметах или живых существах.

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое?

Что бывает жидкое? Что бывает длинное?

Что бывает пушистое? Что бывает твердое?

Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

2. «Что сначала, что потом»

Познакомьте

ребенка

с

понятиями

"сначала"

и

"потом"

на

наглядных

жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда

ребенок

будет

осознавать

смысл

этих

слов,

предложите

ему

продолжить фразы типа:

-сначала чай наливают, потом пьют

-сначала человек ложится спать, потом встает

-сначала самолет взлетает, потом…

-сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще,

понятнее ему.

3. «Что будет, если…»

Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что

будет,

если

в

ванну

с

водой

упадет

мячик?

Палка?

Полотенце?

Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями

4.

«У

меня

зазвонил

телефон». Игра

способствует

развитию

речи,

пополнению словарного запаса

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона

можно

использовать

любые

предметы:

кубики,

палочки,

детали

от

конструктора. По очереди изображайте звонок телефона.

Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

Меняйтесь ролями.

Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок

начинает, вы продолжаете.

5.«Скажи, какой…»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их. Например, «Это

груша», а ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». И т.д

6. «Я заметил».

«Давай

проверим,

кто

из

нас

самый

внимательный.

Будем

называть

предметы, мимо которых мы проходим; а еще, обязательно укажем, какие

они. Вот кошка – она пушистая, серая. Вот машина – она грузовая». Ребенок

и взрослый могут называть объекты по очереди.

Подготовили Михайлова О.В, Якимова М.А,

воспитатели МБДОУ Детский сад № 32 «Зоренька», 2019г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика