Напоминание

"СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОУ"


Автор: Хаметова Кадрия Гилмановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 120 "Сказочный"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОУ
Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Педагогическая технология
 есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для воспитателя и воспитанников. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. В данном определении педагогической технологии внимание обращается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим определяются и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. Слова «продуманная во всех деталях» вроде бы освобождают педагога от необходимости мыслить: бери какую-либо известную технологию и применяй в своей деятельности. Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должного результата. «продуманная» и означает, что прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особенности. Выяснить, на что она направлена, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях учителю.
Какой смысл вкладывается в понятие «технология»?
    Педагогическая технология, как и любая другая, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого человека.    
  Основные требования (критерии) педагогической технологии:
 Системность  Концептуальность  Управляемость  Воспроизводимость  Эффективность
Системность
 – критерий, при котором технология должна обладать всеми признаками системы:  - целостностью,  - взаимосвязью его частей,  - логикой процесса;

Концептуальность
 – критерий, опирающийся на определенную научную концепцию, которая включает дидактическое, философское, социально- педагогическое и  психологическое обоснование достижения образовательных целей.
Управляемость – 
возможность целеполагания, проектирования процесса обучения, планирования, поэтапной диагностики, варьирования методов и средств с целью коррекции результатов.
Воспроизводимость – 
возможность применения (воспроизведения, повторения) образовательной технологии во всех образовательных учреждениях (т.е. технология, выступая как педагогический инструмент, должна иметь гарантированную эффективность в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его возраста,  опыта, стажа и личностных взглядов).
Эффективность –
 под данным критерием кроется эффективность современных педагогических технологий, существующих в конкретных условиях, по результатам и оптимальным затратам, гарантированность достижения определенного стандарта образования.
   

Структура образовательной технологии
    Структура образовательной технологии состоит из трех основополагающих частей:  Содержательная часть – это конкретное, общее содержание и цели учебного материала.  Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого- педагогические идеи, заложенные в ее фундамент.  Процессуальная часть – совокупность методов и форм работы педагога, методов и форм учебной деятельности детей, диагностика обучающего процесса, деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала.     Таким образом, очевидно: система должна соответствовать всем перечисленным требованиям, в случае если она претендует на роль 
технологии
. Сегодня быть компетентным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Наиболее используемые педагогические технологии в нашем образовательном процессе: I .Технология проектной деятельности Цель:Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:  «игровые»  «экскурсионные»  «повествовательные»  «конструктивные» II Информационно-коммуникативные технологии Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Требования к компьютерным программам ДОУ: Исследовательский характер; Легкость для самостоятельных занятий детей; Развитие широкого спектра навыков и представлений; Возрастное соответствие; Занимательность. ИКТ в работе современного педагога Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. III. Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Ортопедическая гимнастика; Гимнастика для глаз; Релаксация; Стретчинг; Гимнастика дыхательная; Гимнастика пальчиковая; Корригирующая гимнастика; Подвижная и спортивная игра; Динамическая пауза. Технологии обучения ЗОЖ Физкультурное занятие; Коммуникативная игра; Игротерапия, игротренинги; Точечный массаж. Коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия; Сказкотерапия;
Логоритмика; Цветотерапия; Арт-терапия. IV. Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: беседы; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия. V. Технология «Портфолио педагога» Современное образование нуждается в новом типе педагога:  творчески думающим,  владеющим современными технологиями образования,  приемами психолого-педагогической диагностики,  способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,  умением прогнозировать свой конечный результат. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой,
социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. VI. Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. VII .Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в  воспитательной деятельности современные образовательные технологии.


В раздел образования




Яндекс.Метрика