Напоминание

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе.


Автор: Фатенкова Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: г.Карасук, Новосибирская область
Наименование материала: мастер - класс
Тема: Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе.
Дата публикации: 10.02.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках

в начальной школе»

Цель: Научить применять активные методы обучения на разных

этапах уроках в начальных классах.

Задачи:

1. Познакомить участников с АМО.

2. Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.

3. Создать

условия

для

активного

взаимодействия

участников

мастер-класса между собой.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент

-Уважаемые

коллеги,

для

положительного

настроя

на

работу

и

для

установления

доброжелательной

атмосферы,

я

предлагаю

начать

наше

мероприятие

с

упражнения

«Поздороваемся

ладошками!».

-Пожелаем

друг

другу

здоровья.

Повернитесь

друг

к

другу,

посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но

не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю

(большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуй

( вс е й

ладонью)

- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать

всем

нам

интересной

и

плодотворной

работы. (Участники

выбирают себе ладошку определенного цвета).

-Переход начального образования на обучение по Федеральным

государственным

Стандартам

второго

поколения

требует

от

педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались –

обучаются

успешно

только

10%.

Почему? На

слайде мы

видим

процентное

соотношение

уровня

запоминания

учащихся

в

зависимости

от

вида

деятельности. Объяснение

простое:только

10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И

только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности,

только тогда мы запоминаем на 90%.

Для

этого

необходимы

новые

педагогические

технологии,

эффективные

формы

организации

образовательного

процесса,

активные методы обучения.

2. Сообщение темы, введение в неё.

-

Я

хочу

остановиться

на

одной

из

технологий,

которую

использую в своей деятельности. Это технология АМО - активные

методы обучения. Эффективное управление классом в процессе

урока,

максимально

полное

вовлечение

всех

учеников

в

образовательный

процесс,

поддержание

высокой

познавательной

активности

обучающихся

на

протяжении

всего

у р о ка ,

гарантированное

достижение

целей

урока.

Именно

такую

организацию

предполагает

технология

АМО, основанная

на

использовании активных методов обучения.

Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы

обучения,

рассмотрим

некоторые

виды

активных

методов

и

возможность

применения

активных

методов

обучения

на

различных этапах своих уроков.

3.Знакомство с основными видами АМО.

1.Орг. момент

-Активный метод начала образовательного мероприятия

- Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться

глазами

или

локтями.

(М е т о д «Поздоровайся

глазами»,

« П о з д о р о в а й с я

л о к т я м и»).

Цель

таких

методов:

положительный

настрой

на

работу

и

установление контакта между учениками.

- Мы с вами поздоровались ладошками, а вот так здороваются

локтями.

2. Постановка цели и задач урока

-АМ выяснение целей, опасений и ожиданий.

-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и

о п а с е н и й

м о ж н о

и с п о л ь з о в а т ь

с л е д у ю щ и й

м е т о д :

Методы «Фруктовый сад»

Учителю

этот

метод

позволит

лучше

понять

класс

и

каждого

ученика.

Ученикам

данный

метод

позволит

более

четко

определиться

с

целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги

могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Учитель

заранее

готовит

два

больших

плаката.

Одно

дерево

подписано

«Яблоня»,

второе

«Лимон»,

а

ученикам

заранее

вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках дети пишут

свои ожидания, на лимонах – опасения.

- А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках

«ладошки».

- Зачитайте вслух свои ответы.(по желанию зачитывают). В конце

мероприятия мы вернёмся к ладошкам.

3. Новый материал

-АМ презентации учебного материала.

Методы: «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм».

- Определимся с понятием «активные методы обучения». Что такое

активные методы обучения. Для этого применим метод «Инфо-

угадай-ка»

Цель: представление

нового

материала,

структурирование

материала,

оживление

внимания

обучающихся. Он

применяется

при

работе

в

группах.

Для

работы

в

группах

нам

необходимо

разделиться.

Используем

метод «Композиция».

В

игровой

форме

нужно разделить учащихся на группы.

-

Мы

с

вами

разделились

на

группы

по

цвету

«ладошек».

- Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на

которых записано название этого метода. Тема «Активные методы

обучения». Листок разделён на сектора.

Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать

ключевые

моменты

к

этому

разделу.

Запишите. (Ответы

педагогов).

Активные

методы

обучения

это

система

методов,

обеспечивающих

активность

и

разнообразие

мыслительной

и

практической

деятельности

учащихся

в

процессе

освоения

учебного материала.

(Система

методов,

которая

обеспечивает

активность

и

разнообразие

мыслительной

и

практической

деятельности

учащихся)

Сектор 2 – этапы урока.

-На

каких

этапах

урока

можно

применять

АМО?

(Ответы

педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

Организация

класса,

проверка

домашнего

задания,

постановка

целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного,

обобщение

знаний,

организация

самостоятельной

работы,

подведение итогов урока, релаксация

Для

каждого

этапа

урока

используются

свои

активные

методы,

позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

-

Мы

уже

познакомились

с

некоторыми

видами

методов,

перечислите их и запишите.

(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Поляна снежинок»,

«Инфо-угадайка» и др.)

Сектор -4. Цели

применения АМО.

-Запишите.

(Развитие

мотивации,

интереса

к

предмету,

коммуникативных

навыков,

учебно-информационных

и

учебно-

организационных умений)

Можно

сделать

вывод,

что

активные

методы

обучения

ставят

ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и

становится активным участником образовательного процесса.

4.Физкультминутка (АМ релаксации).

- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке.

Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться,

весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные

методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

- Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии».

Это

земля,

вода,

воздух,

огонь.

Если

я

скажу

"земля"

-

вы

приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я

скажу

"вода"

-

вы

вытягиваете

руки

вперед

и

совершаете

плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на

носочки

и

поднимаете

руки

вверх.

Если

я

скажу

"огонь"

-

вы

вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.

5. Обобщение знаний.

-

Н а

э т а п е

о б о б щ е н и я

з н а н и й

и с п о л ь з у ю

приёмы кластер («кластер» в переводе означает пучок, созвездие).

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него

рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это

слово

с

другими,

от

которых, в свою очередь лучи расходятся

далее).

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам составить кластер по теме

«Активные методы обучения», используя предыдущую таблицу.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

-

Кластер

может

быть

использован

также

для

организации

индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

-

Начиная

изучать

по

русскому

языку

в

3

классе

тему

«Имя

существительное», предложил детям составить кластер, записав

всё, что они знают об имени существительном. Вот, что получилось

- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые

данные.

- На каких уроках ещё можно применять этот метод? (литературное

чтение, окружающий мир)

- Кроме кластера можно использовать составление синквейна, что

требует

от

ученика

в

кратких

выражениях

обобщить

учебный

материал. Это форма свободного творчества, но по определенным

правилам. Правила написания синквейна показаны на экране.

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это

и есть тема синквейна.

На

второй

строчке

надо

написать

два

прилагательных,

раскрывающих тему синквейна.

На

третьей

строчке

записываются

два

глагола,

описывающих

действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть

крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником

предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной

теме, чувство или сравнение.

- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения

для составления характеристики герою.

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

-

Уважаемые

коллеги,

попробуем

составить

синквейн

по

теме

нашего мастер-класса самостоятельно (Работа в группах).

Итак, тема синквейна - Метод.

-Запишите на карточках.

Заслушиваются ответы разных групп.

- Вот какой синквейн составил я

6 . Подведение итога урока.

- Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка»,

«Мудрый совет», «Итоговый круг».

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям,

которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на

главные

вопросы,

относящиеся

к

теме

урока,

записанные

на

обратной стороне лепестка.

Метод

«Итоговый

круг». Учитель

даёт

минуту.

Подготовленные

представители группы встают в круг, задают вопросы детям других

групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

-Эти методы помогают грамотно и интересно подвести итоги урока.

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить,

что

ребята

усвоили

хорошо,

а

на

что

обратить

внимание

на

следующем уроке.

-Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и

опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а

опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.

- А теперь представители каждой группы встанем в «Итоговый

круг» и подведем итоги нашего мастер-класса. (По кругу пускаем

«Цветик–семицветик», отрываем лепестки с вопросами по теме и

отвечаем на них).

- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со

многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто

заинтересовался

ими,

предлагаю

в

подарок

вот

такой

буклет,

подготовленный мной.

- И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай

попытку». Не бойтесь применять инновационные методы.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



В раздел образования




Яндекс.Метрика