Автор: Минина Наталия Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка логопедического занятия
Тема: Тема «Дифференциация звуков д–т, и букв д–т в слогах, словах, предложениях»
Раздел: начальное образование
Урок подготовила
учитель-логопед
МБОУ СОШ №4
Н.Н. Минина
Тема «Дифференциация звуков д-т, и букв д-т в слогах, словах,
предложениях»
Цели урока:
-учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки д-т в
слогах, словах, предложениях и буквы, которые их обозначают;
-закреплять умение определять место звука в слове;
-закреплять навык работы с деформированным текстом;
-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов с д-т;
-развивать у учащихся потребность к чёткой и правильной речи;
Ход урока:
1.Орг.момент.
Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги:
Та-да-та-да ду-ту-ду-ту
То-до-до-то то-до-то-до
Да-да-та-та ты-ты-ды-ды
Сегодня мы будем говорить о 2-х чудесных звуках. Если в слове заменить
один из этих звуков другим, получится новое слово. Посмотрите на доску.
т
очка
д
- Прочитайте, какие слова у меня написаны?
-Чем похожи и чем отличаются эти слова?
-Придумайте предложение со словами.
-Скажите, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Сегодня на уроке мы будем учиться различать на слух звуки т-д, и при
письме буквы, которые их обозначают, чтобы у вас в тетрадках меньше было
ошибок.
2. Откройте зеркала. Произнесите звук д. Обратите внимание в каком
положении у вас губы, где находится кончик языка (губы улыбаются, кончик
языка ударяется в верхние зубы).
А сейчас произнесите звук т. Опять обратите внимание, в каком положении у
вас губы, где находится язычок.
-Сделайте вывод об артикуляции звуков д-т.
-А давайте проверим, чем же отличаются эти звуки. Мы тыльную сторону
руки приложим к шее и произнесём звуки д-т.
-Что слышите при произнесении звука д? – голос звенит.
-Что слышите при произнесении звука т? – не звенит, звук слышится глухо.
-Если мы произносим звук д с голосом, то это какой звук?
-Дайте характеристику звуку д, в слове дочка.
-Если мы произносим звук т без голоса, с шумом, то это какой звук?
-Дайте характеристику звуку т, в слове точка.
Итак, чем отличаются звуки д-т?
3.Дифференциация звуков на слух среди других звуков:
- А сейчас поиграем, если вы слышите звук д-хлопните в ладоши, звук т-
топните ножкой.
А, в, д, у, г, т, к, д, т, л, ш, и, ж, т, м, д.
4. Откройте тетради. Подпишите число.
-Скажите, какой буквой обозначен звук д?
-Какой буквой обозначен звук т?
5. Играем в игру «Шифровальщики»
Вам нужно отгадать загадки, а отгадку зашифровать.
Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
Сладка, а не сахар.
С хвостом, а не мышь. (дыня)
Цветное коромысло на небе повисло. (радуга)
Знак препинания, который ставится в конце предложения? (точка)
Предмет классного оборудования, на котором пишут учащиеся. (доска)
Я расчищу снег ,ребята, просто мне нужна …..(лопата).
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч и облаков
Целый день идти готов. (душ)
6.А сейчас следующая игра, называется «Буквенный бой»
Я говорю слово, а вы называете, какой звук слышите в слове и считаете на
каком месте этот звук.
Например, ягода-слышу звук д, он на 4 месте в слове.
Утро, посуда, табун,
радио, ведро, дом, утро, ворота, одуванчик, лопата,
карандаши и последнее слово дата.
7. Следующее задание:
Послушайте слова, выпишите слоги с буквами д –т.
Дыни, духи, туман, победа, коты, пальто, тарелка, доски.
8.Физкультминутка «Пожалуйста»
9.А, сейчас, поиграем в игру «Кто куда спрятался»
-но прежде чем играть в эту игру, давайте вспомним, где у нас правая рука, а
где левая. Поднимите правую руку. Молодцы!
Я вам буду задавать вопросы, вы будете свои ответы записывать в тетрадь.
- Кто в левом верхнем углу?
-Кто над топором?
-Что справа от кота?
-Что между стулом и карандашами?
-Что под медведем?
-Что в правом верхнем углу?
-Что здесь во множественном числе?
А сейчас, давайте проверим, что у вас получилось?
10.
На
партах
у
вас
лежат
карточки.
Прочитайте
задание.
/Закончи
предложение, используя картинки. Запиши, обозначь звуки д-т.
Даша рисует цветными ……
Гвозди забивают ……
Землю копают …….
Толя забежал за …..
На лугу растёт сочная……..
Дрова рубят…….
-А сейчас читаем предложения и устно подбираем нужное слово. Запишите
эти предложения самостоятельно.
11. Итог урока.
Самоанализ занятия.
Занятие проводилось в 3 классе по теме «Дифференциация звуков д-т, и букв
д-т в слогах, словах, предложениях». Ранее были проведены занятия по
каждому звуку, т.е. проводился предварительный этап над каждым из
смешиваемых звуков.
На данном занятии решались задачи:
-учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки д-т в
слогах, словах, предложениях и буквы, которые их обозначают;
-закреплять умение определять место звука в слове;
-закреплять навык работы с деформированным текстом;
-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов с д-т;
-развивать у учащихся потребность к чёткой и правильной речи.
При планировании и проведении занятия учитывала требования программы,
возрастные и индивидуальные особенности. В течение урока старалась
использовать разнообразные методы и приёмы, которые располагались в
порядке нарастания сложности. В ходе занятия использовала различные виды
наглядности. Старалась построить урок так, чтобы на протяжении всей
работы дети были активны и заинтересованы.
Хочется подробнее остановиться на самом уроке:
Организационный момент. Я использовала упражнения на дифференциацию
слогов на слух, для создания положительного настроения и ввода в тему
урока. Далее детям были предложены 2 слова, где им нужно было найти чем
похожи и чем различаются эти слова, с уточнением значений слов-
способствующей уточнению и расширению словаря. Из этих слов дети
выделили звуки, с которыми будут работать на уроке. Затем уточнили
правильную артикуляцию звуков и сделали вывод, что артикуляция звуков
одинаковая, но звуки различаются с помощью тактильных ощущений
ладошкой. Ребята с помощью схемы дали характеристики каждому звуку.
Далее выделяли звук среди других звуков, играли в игру «Шифровальщики»,
где делили слова на слоги и находили нужные звуки, была использована игра
«Буквенный бой», где ребята говорили какой звук они слышат и указывали
место буквы, что способствует развитию фонематического анализа и синтеза.
Также была использована игра «Кто куда спрятался» направленная на
развитие пространственных представлений, ребята должны были определить,
где находится предмет, правильно написать слово, и обозначить букву.
Для дифференциации звуков в предложениях я использовала карточки.
Задание на карточке было: прочитать предложение и закончить его, используя
картинку. Записать эти предложения, подчеркнуть нужные буквы.
Поставленные цели были реализованы полностью, со всеми заданиями дети
справились.