Напоминание

Тема «Дифференциация звуков д–т, и букв д–т в слогах, словах, предложениях»


Автор: Минина Наталия Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка логопедического занятия
Тема: Тема «Дифференциация звуков д–т, и букв д–т в слогах, словах, предложениях»
Раздел: начальное образование





Назад




Урок подготовила

учитель-логопед

МБОУ СОШ №4

Н.Н. Минина

Тема «Дифференциация звуков д-т, и букв д-т в слогах, словах,

предложениях»

Цели урока:

-учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки д-т в

слогах, словах, предложениях и буквы, которые их обозначают;

-закреплять умение определять место звука в слове;

-закреплять навык работы с деформированным текстом;

-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов с д-т;

-развивать у учащихся потребность к чёткой и правильной речи;

Ход урока:

1.Орг.момент.

Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги:

Та-да-та-да ду-ту-ду-ту

То-до-до-то то-до-то-до

Да-да-та-та ты-ты-ды-ды

Сегодня мы будем говорить о 2-х чудесных звуках. Если в слове заменить

один из этих звуков другим, получится новое слово. Посмотрите на доску.

т

очка

д

- Прочитайте, какие слова у меня написаны?

-Чем похожи и чем отличаются эти слова?

-Придумайте предложение со словами.

-Скажите, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Сегодня на уроке мы будем учиться различать на слух звуки т-д, и при

письме буквы, которые их обозначают, чтобы у вас в тетрадках меньше было

ошибок.

2. Откройте зеркала. Произнесите звук д. Обратите внимание в каком

положении у вас губы, где находится кончик языка (губы улыбаются, кончик

языка ударяется в верхние зубы).

А сейчас произнесите звук т. Опять обратите внимание, в каком положении у

вас губы, где находится язычок.

-Сделайте вывод об артикуляции звуков д-т.

-А давайте проверим, чем же отличаются эти звуки. Мы тыльную сторону

руки приложим к шее и произнесём звуки д-т.

-Что слышите при произнесении звука д? – голос звенит.

-Что слышите при произнесении звука т? – не звенит, звук слышится глухо.

-Если мы произносим звук д с голосом, то это какой звук?

-Дайте характеристику звуку д, в слове дочка.

-Если мы произносим звук т без голоса, с шумом, то это какой звук?

-Дайте характеристику звуку т, в слове точка.

Итак, чем отличаются звуки д-т?

3.Дифференциация звуков на слух среди других звуков:

- А сейчас поиграем, если вы слышите звук д-хлопните в ладоши, звук т-

топните ножкой.

А, в, д, у, г, т, к, д, т, л, ш, и, ж, т, м, д.

4. Откройте тетради. Подпишите число.

-Скажите, какой буквой обозначен звук д?

-Какой буквой обозначен звук т?

5. Играем в игру «Шифровальщики»

Вам нужно отгадать загадки, а отгадку зашифровать.

Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло.

Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь. (дыня)

Цветное коромысло на небе повисло. (радуга)

Знак препинания, который ставится в конце предложения? (точка)

Предмет классного оборудования, на котором пишут учащиеся. (доска)

Я расчищу снег ,ребята, просто мне нужна …..(лопата).

Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой.

Он без туч и облаков

Целый день идти готов. (душ)

6.А сейчас следующая игра, называется «Буквенный бой»

Я говорю слово, а вы называете, какой звук слышите в слове и считаете на

каком месте этот звук.

Например, ягода-слышу звук д, он на 4 месте в слове.

Утро, посуда, табун,

радио, ведро, дом, утро, ворота, одуванчик, лопата,

карандаши и последнее слово дата.

7. Следующее задание:

Послушайте слова, выпишите слоги с буквами д –т.

Дыни, духи, туман, победа, коты, пальто, тарелка, доски.

8.Физкультминутка «Пожалуйста»

9.А, сейчас, поиграем в игру «Кто куда спрятался»

-но прежде чем играть в эту игру, давайте вспомним, где у нас правая рука, а

где левая. Поднимите правую руку. Молодцы!

Я вам буду задавать вопросы, вы будете свои ответы записывать в тетрадь.

- Кто в левом верхнем углу?

-Кто над топором?

-Что справа от кота?

-Что между стулом и карандашами?

-Что под медведем?

-Что в правом верхнем углу?

-Что здесь во множественном числе?

А сейчас, давайте проверим, что у вас получилось?

10.

На

партах

у

вас

лежат

карточки.

Прочитайте

задание.

/Закончи

предложение, используя картинки. Запиши, обозначь звуки д-т.

Даша рисует цветными ……

Гвозди забивают ……

Землю копают …….

Толя забежал за …..

На лугу растёт сочная……..

Дрова рубят…….

-А сейчас читаем предложения и устно подбираем нужное слово. Запишите

эти предложения самостоятельно.

11. Итог урока.

Самоанализ занятия.

Занятие проводилось в 3 классе по теме «Дифференциация звуков д-т, и букв

д-т в слогах, словах, предложениях». Ранее были проведены занятия по

каждому звуку, т.е. проводился предварительный этап над каждым из

смешиваемых звуков.

На данном занятии решались задачи:

-учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки д-т в

слогах, словах, предложениях и буквы, которые их обозначают;

-закреплять умение определять место звука в слове;

-закреплять навык работы с деформированным текстом;

-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов с д-т;

-развивать у учащихся потребность к чёткой и правильной речи.

При планировании и проведении занятия учитывала требования программы,

возрастные и индивидуальные особенности. В течение урока старалась

использовать разнообразные методы и приёмы, которые располагались в

порядке нарастания сложности. В ходе занятия использовала различные виды

наглядности. Старалась построить урок так, чтобы на протяжении всей

работы дети были активны и заинтересованы.

Хочется подробнее остановиться на самом уроке:

Организационный момент. Я использовала упражнения на дифференциацию

слогов на слух, для создания положительного настроения и ввода в тему

урока. Далее детям были предложены 2 слова, где им нужно было найти чем

похожи и чем различаются эти слова, с уточнением значений слов-

способствующей уточнению и расширению словаря. Из этих слов дети

выделили звуки, с которыми будут работать на уроке. Затем уточнили

правильную артикуляцию звуков и сделали вывод, что артикуляция звуков

одинаковая, но звуки различаются с помощью тактильных ощущений

ладошкой. Ребята с помощью схемы дали характеристики каждому звуку.

Далее выделяли звук среди других звуков, играли в игру «Шифровальщики»,

где делили слова на слоги и находили нужные звуки, была использована игра

«Буквенный бой», где ребята говорили какой звук они слышат и указывали

место буквы, что способствует развитию фонематического анализа и синтеза.

Также была использована игра «Кто куда спрятался» направленная на

развитие пространственных представлений, ребята должны были определить,

где находится предмет, правильно написать слово, и обозначить букву.

Для дифференциации звуков в предложениях я использовала карточки.

Задание на карточке было: прочитать предложение и закончить его, используя

картинку. Записать эти предложения, подчеркнуть нужные буквы.

Поставленные цели были реализованы полностью, со всеми заданиями дети

справились.



В раздел образования




Яндекс.Метрика