Напоминание

"Развитие поисково - познавательной деятельности детей дошкольного возраста"


Автор: Гринёва Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №60 г.Благовещенска"
Населённый пункт: Амурская область, г.Благовещенск
Наименование материала: "Ребёнок - исследователь"
Тема: "Развитие поисково - познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стремление

к

исследованиям,

поисковая

активность

естественное

состояние

ребенка

дошкольного

возраста.

Детям

свойственна потребность в получении и переработке информации.

Организуя

поисково-исследовательскую

д е я т е л ь н о с т ь

дошкольников,

следует

помнить,

что

при

дефиците

новых

впечатлений

дети

испытывают

интеллектуальный

голод,

а

избыточная

стимуляция

умственной

деятельности

и

критика

со

стороны

взрослого

тормозят

развитие

любознательности

и

потребности в самостоятельном поиске.

Следовательно, для успешного формирования исследовательского

поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые

бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не

давали

бы

готовых

образцов,

решений,

а

активизировали

бы

самостоятельную

познавательно-практическую

деятельность.

Таким

образом,

необходимы

преодолимые

препятствия,

развивающие вкус к поиску и составляющие исследовательскую

практику ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо

легче

постигать

новое,

проводя

собственные

исследования

наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные

суждения

и

умозаключения,

чем

получать

уже

добытые

кем-то

знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности:

приём

пищи,

игры

детей,

занятия,

прогулки,

сон.

В

процессе

экспериментирования с новыми объектами ребёнок может получить

совершенно

неожиданную

для

него

информацию.

Но

разве

наблюдательность

не

является

природным

свойством

ребёнка?

Оказывается,

что

нет.

Это

-

то

качество,

которое

необходимо

развивать так же, как развивают у детей логику, память, внимание.

Оборудование

и

материалы

для

опытов

потребуются

самые

простые, они есть в любом доме. В ход могут пойти пластиковые

бутылки, пуговицы, ненужные цветные журналы из плотной бумаги

и прочий мусор. Любое место в квартире может стать местом для

эксперимента.

Например,

ванная

комната.

Во

время

купания

ребёнок

может

многое

узнать

о

свойствах

воды,

мыла,

о

растворимости веществ. Что быстрее растворится: морская соль,

пена для ванны, хвойный экстракт или кусочки мыла?

Кухня также может быть лабораторией, где ребёнок будет успешно

экспериментировать.

Если

у

вас

двое

детей,

можно

устроить

соревнование

между

двумя

физиками.

Поставьте

на

стол

две

ёмкости, низкую миску с водой и дайте детям поролоновые губки

разного размера. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая

из них наберёт больше воды? Отожмите воду в приготовленные

ёмкости. У кого больше воды и почему?

Если ребёнок рисует, предложите ему создать зелёную краску

самому. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую

краски? Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование

это,

наряду

с

игрой,

ведущий

вид

деятельности

дошкольника.

Цель

экспериментирования:

вести

детей вверх по ступенькам познания окружающего мира.

Ребёнок научится определять наилучший способ решения задачи.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила.

1.

Установите цель проведения эксперимента.

2.

Подберите необходимые материалы.

3.

Обсудите

процесс

(поэтапные

инструкции

по

проведению

эксперимента).

4.

Подведите итоги (какой результат).

5.

Предложите ребёнку объяснить, почему так происходит.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность

вас и вашего ребёнка.

Предлагаем вашему вниманию несколько несложных опытов

для детей старшего дошкольного возраста.

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы:

светло-желтый

мелок,

белая

бумага,

красная

прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге, накрыть

картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет содержит

в себе жёлтый, который сливается с цветом картинки.

Животные

часто

имеют

окраску,

сливающуюся

с

цветом

окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?

Молекулы

мыла

и

воды

соединяются,

образуя

структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному

раствору растягиваться в тонкий слой.

Лавовая лампа

Нужны:

Соль,

вода,

стакан

растительного

масла,

несколько

пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная

банка.

Опыт: Стеклянную банку на 2/3 наполнить водой, вылить в воду

растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте

пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1

чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности,

но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан,

масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль

распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на

поверхность. Пищевой краситель поможет сделать

опыт более

зрелищным.

Личная радуга

Нужны:

Емкость,

наполненная

водой

(ванна,

тазик),

фонарик,

зеркало, лист белой бумаги.

Опыт:

В

емкость

наливаем

воду

и

кладем

на

дно

зеркало.

Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно

поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он

проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в

виде радуги.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При

помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите

разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших

глазах

лепестки

цветов

начнут

распускаться.

Это

происходит

потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и

лепестки раскрываются.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру,

чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте

трубочку

с

карандашом

песком

так,

чтобы

концы

трубочки

выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка

осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды.

Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя

целыми и невредимыми.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое

вареное,

как

можно

это

определить?

Конечно,

каждая

хозяйка

сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет

интересно.

Конечно,

он

вряд

ли

свяжет

это

явление

с

центром

тяжести.

Объясните

ему,

что

в

вареном

яйце

центр

тяжести

постоянен,

поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса

является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую -

такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с

одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли

после

падения?

Почему

пластилин

не

подпрыгивает,

а

мячик

подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому,

что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове

малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях,

а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет.

Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с

мячиком происходит то же, что и с ним, когда он сгибает колени,

мячик

немного

вдавливается,

когда

падает

на

пол,

затем

подпрыгивает, и в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч

упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите

ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки

не сгибай".

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик

не

подпрыгивает.

Если

колени

не

сгибать,

то

и

подпрыгнуть

невозможно.

Нельзя

же

разогнуть

коленки,

которые

не

были

согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается,

а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не

упругий.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада

или

конфет)

очень

узкими

и

длинными

полосками.

Проведите

расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к

отрезкам.

Полоски

начнут

"танцевать".

Это

притягиваются

друг

к

другу

положительные и отрицательные электрические заряды.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или

мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет

прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к

стенке, а самое главное - к ребенку.

Это

объясняется

тем,

что

все

предметы

имеют

определенный

электрический

заряд.

В

результате

контакта

между

двумя

различными

материалами

происходит

разделение

электрических

разрядов.

Воздух в стакане

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку.

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень

ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Пламя загрязняет воздух

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух?

Подержите над пламенем свечи на расстоянии (1-2 см.) стекло или

фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот

предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.

Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и

бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на

дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на

маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что

виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая

виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется

пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться

несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу

всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть

плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы

сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет

вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают

пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как

пересыпается

песок.

Дайте

детям

возможность

ощутить

длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как

можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка

песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не

высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой

"Время как песок", "Время как вода".

Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Маленький

человек

охвачен

жаждой

познания

и

освоения

огромного

нового

мира.

Вы

отвечаете

на

все вопросы

юного

почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие

любопытный взор, и рассказываете о них? Регулярно бываете с

ребёнком

в

кукольном

театре,

музее,

цирке?

Это

не

праздные

вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро

состарится». К сожалению, «промахи воспитания» дадут о себе

знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок

будет пассивно, равнодушно относиться к любым нововведениям.

Исследовательская

деятельность

детей

может

стать

одним

из

условий

развития

детской

любознательности,

познавательных

интересов

ребёнка.

Э то очень

важная

ступень

при

подготовке

ребенка к обучению в школе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика