Напоминание

"Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных»


Автор: Самбулова Ольга Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ушаковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Ушаково Лотошинского муниципального района Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных»
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по русскому языку

4 класс

Тема: «Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных»

Учитель: Самбулова Ольга Борисовна

январь 2019 г.

Тип урока

Комбинированный

Педагогические задачи

Создать условия для формирования представления учащихся об основных грамматических признаках имен

прилагательных (роде и числе); о том, что род, число прилагательного совпадают с родом, числом имени

существительного, к которому данное имя прилагательное относится; совершенствовать умения определять

тему и главную мысль текста, указывать тип текста, подбирать заголовок к данному тексту, выполнять

выборочное списывание.

Планируемые

предметные результаты

Научатся определять тему и главную мысль текста; указывать тип текста; подбирать заголовок к данному

тексту; выполнять выборочное списывание; изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от

формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные,

выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными

прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число по окончаниям и

вопросам имен прилагательных; образовывать однокоренные прилагательные от существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по

заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и

собственным опытом (под руководством учителя);

регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно

критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения

учебной задачи;

коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

(задачи); аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать

точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Технологии

Игровая технология, информационно-коммуникационная технология, тестовая технология.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность уч-ся

1. Организационный момент

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную

Задачи учителя: Подготовить

учащихся к работе на уроке и

настроить на эффективную

работу на уроке

деятельность. Психологический настрой

-Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Будем грамотно писать

На вопросы отвечать.

Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь

день.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы урок принёс вам

радость.

Я сегодня на урок принесла вам подарок . Посмотрите кто же это. (бабочка).

А она вам нравиться. А почему? Представьте что вы художники?

А если нет карандашей и красок можно ли украсить предмет? Как?

(используя разные слова)

Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря

замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень

точные слова:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и

выразителен.

Повысить психическую активность детей

на уроке.

2. Актуализация знаний.

Постановка темы и целей

урока.

Задача учителя:

Обеспечение мотивации и

принятия учащимися цели

учебно-познавательной

деятельности, активизация

опорных знаний и умений по

теме «Имя прилагательное»

Цель этапа: Повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению

нового материала.

Весёленький, звенеть, язык, аккуратный, сапоги, победить, обедать, песок,

северный.

- Прочитайте слова.

- На какие три группы можно их разделить?

- На какие вопросы отвечают слова каждой группы?

- Что обозначают слова I, II, III групп? (Запись слов по группам на доске)

Назовите слова в которых 2 слога

Назовите слово в котором все согласные произносятся мягко.

- Послушайте стихотворение.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

- Как называется часть речи, о которой говорится в стихотворении?

- Что она обозначает?

- Составьте с каждым из признаков словосочетание, поставьте вопрос от имени

существительного к имени прилагательному.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Послушайте отрывок из книги Татьяны Рик «Доброе утро Имя Прилагательное»

3 учащихся у доски, каждый рассказывает

правило о частях речи.

Читают дети.

Имя Прилагательное взяла кисть и палитру и принялась за работу. Все, к чему

прикасалась ее волшебная кисточка, удивительным образом преображалось.

Каждый предмет становился каким-нибудь особенным.

Было, например, дерево. Прикоснулась к нему кистью художница.

- Смотрите какое стало дерево! Зеленое, высокое! Ветвистое!

Была просто кошка. Ничего особенного – кошка как кошка. Имя Прилагательное

разрисовала и ее.

- Ух какая кошка! – завопила Катюша. – Какая красивая, пушиcтая, толстая!

… И тут художница принялась раскрашивать гриб.

- Какой стал гриб? – спросила Светлана Даниловна.

- Красный, нарядный, веселый! – ответил Женька.

- Но зато ядовитый, несъедобный, страшный ! – предупредила Юлька.

- О каком грибе рассказала девочка Юля?

- Как вы это определили?

- какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?

- Определите тему нашего урока?

- Какая цель нашего урока?

Один ученик работает у доски.

(записывает словосочетание)

3. Изучение нового материала.

Задачи учителя:

1.

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания знаний.

2.

Научить определять

род, число, окончание

имен прилагательных

Цель: научиться правильно определять род, число имен прилагательных.

Игра «Зимние превращения»

Посмотрите внимательно на экран. Видите ли вы здесь имена

прилагательные? Слова какой части речи перед нами? Давайте

попробуем слова, записанные в скобках, превратить в

прилагательные.

День (зима)

Погода (мороз)

Ветер (север)

Снег (пух)

Дорожка (лед)

Шапка (снег)

- Как изменяются прилагательные в ед. ч.?

- Отчего зависит род прилагательного?

- Прочитайте следующее стихотворение.

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Доказывают группами

1 образует прилагательное

2 определяет число, род имени

прилагательного

3 выделяет окончание.

Чтение хором.

Выполнение упражнения 11 страница 8.(Работа у доски)

(Сделайте вывод)

ФИЗМИНУТКА.

4. Закрепление.

Задачи учителя:

1.

Закрепить усвоение

нового материала с

элементом выборочного

списывания.

2.

Помочь разобраться

учащимся, которые не

освоили новый

материал.

Цель: Проверить усвоение нового материала, научить использовать новые знания в

системе изученных ранее знаний.

Слайд-шоу «Зимняя сказка» (работа в группах) проверка

Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание,

сосредоточенность и умение хорошо запоминать. Приглашаю вас в зимнюю

сказку.

Дополните существительные прилагательными, которые встретились в

ролике.

Одеяло (теплое)

Снег (легкий)

Ресницы (мохнатые)

Совы (золотые)

Сугробы (большие, белые)

Лес (дремучий)

Дома (сонные)

Сказка (зимняя)

Записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы. (по одному представителю

от группы работают на доске. )

Что значит золотые совы? В каком значении автор употребил слово золотые?

Замените синонимом слова дремучий, мохнатый.

Тест

Взаимопроверка.

Минутка творчества (текст на слайде) СЛАЙД 13

Пришла з..ма. Хлоп…я л…глина землю и крыш…д…мов. Сне… п…вис на

в…твях д…рев…ев кружев…м. Украсил ели и сосны ша…ками.

-Давайте вставим пропущенные буквы, объяснив их написание.

Нравится ли вам такой текст? Почему? (скучный)

Чего ему не хватает? (яркости, красок, выразительности)

Ответы на тест (использование

интерактивной доски) , проверка.

Запись словосочетаний с выборочным

списыванием

Выполнение задания на карточках

(использование карточек разного уровня)

Дифференцированная работа

А теперь я предлагаю исправить текст, украсив его именами

прилагательными. (работают на карточках)

5.Работа над текстом

Задача учителя:

Учить определять тему и

главную мысль текста;

указывать тип текста; подбирать

заголовок к данному тексту

Работа над упражнением 14.

Составление плана рассказа «Моя любимая игрушка»

5. Задание на дом.

Задачи учителя:

1.Дать анализ и оценить

успешности достижения целей и

наметить перспективу

последовательности

саморазвития с целью

закрепления материала в

зависимости от уровня усвоения

учащихся знаний полученных на

уроке.

2.Дать реальную информацию о

результатах учения

Рефлексия

Прием «Опорные слова» (Дать характеристику урока, используя имена

прилагательные)

Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И

помогут нам в этом, конечно же, имена прилагательные.У каждого из вас есть карточки

с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее

урок и поместите его на наше дерево.

ИНТЕРЕСНЫЙ

НЕИНТЕРЕСНЫЙ

СКУЧНЫЙ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

УМНЫЙ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

КРАСИВЫЙ

РАЗВИВАЮЩИЙ

БЕСПОЛЕЗНЫЙ

ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ

Комментирование оценок.

- Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать

слово, правильно употреблять их в своей речи.

А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.

Домашнее задание: по выбору детей

Стр.8 упр 12

Стр.9 упр 13



В раздел образования




Яндекс.Метрика