Автор: Самбулова Ольга Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ушаковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Ушаково Лотошинского муниципального района Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных»
Раздел: начальное образование
МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока по русскому языку
4 класс
Тема: «Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных»
Учитель: Самбулова Ольга Борисовна
январь 2019 г.
Тип урока
Комбинированный
Педагогические задачи
Создать условия для формирования представления учащихся об основных грамматических признаках имен
прилагательных (роде и числе); о том, что род, число прилагательного совпадают с родом, числом имени
существительного, к которому данное имя прилагательное относится; совершенствовать умения определять
тему и главную мысль текста, указывать тип текста, подбирать заголовок к данному тексту, выполнять
выборочное списывание.
Планируемые
предметные результаты
Научатся определять тему и главную мысль текста; указывать тип текста; подбирать заголовок к данному
тексту; выполнять выборочное списывание; изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от
формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные,
выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными
прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число по окончаниям и
вопросам имен прилагательных; образовывать однокоренные прилагательные от существительных
Метапредметные УУД
Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и
собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно
критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения
учебной задачи;
коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи); аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать
точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом
Технологии
Игровая технология, информационно-коммуникационная технология, тестовая технология.
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность уч-ся
1. Организационный момент
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную
Задачи учителя: Подготовить
учащихся к работе на уроке и
настроить на эффективную
работу на уроке
деятельность. Психологический настрой
-Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Будем грамотно писать
На вопросы отвечать.
Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь
день.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы урок принёс вам
радость.
Я сегодня на урок принесла вам подарок . Посмотрите кто же это. (бабочка).
А она вам нравиться. А почему? Представьте что вы художники?
А если нет карандашей и красок можно ли украсить предмет? Как?
(используя разные слова)
Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря
замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень
точные слова:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и
выразителен.
Повысить психическую активность детей
на уроке.
2. Актуализация знаний.
Постановка темы и целей
урока.
Задача учителя:
Обеспечение мотивации и
принятия учащимися цели
учебно-познавательной
деятельности, активизация
опорных знаний и умений по
теме «Имя прилагательное»
Цель этапа: Повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению
нового материала.
Весёленький, звенеть, язык, аккуратный, сапоги, победить, обедать, песок,
северный.
- Прочитайте слова.
- На какие три группы можно их разделить?
- На какие вопросы отвечают слова каждой группы?
- Что обозначают слова I, II, III групп? (Запись слов по группам на доске)
Назовите слова в которых 2 слога
Назовите слово в котором все согласные произносятся мягко.
- Послушайте стихотворение.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- Как называется часть речи, о которой говорится в стихотворении?
- Что она обозначает?
- Составьте с каждым из признаков словосочетание, поставьте вопрос от имени
существительного к имени прилагательному.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Послушайте отрывок из книги Татьяны Рик «Доброе утро Имя Прилагательное»
3 учащихся у доски, каждый рассказывает
правило о частях речи.
Читают дети.
Имя Прилагательное взяла кисть и палитру и принялась за работу. Все, к чему
прикасалась ее волшебная кисточка, удивительным образом преображалось.
Каждый предмет становился каким-нибудь особенным.
Было, например, дерево. Прикоснулась к нему кистью художница.
- Смотрите какое стало дерево! Зеленое, высокое! Ветвистое!
Была просто кошка. Ничего особенного – кошка как кошка. Имя Прилагательное
разрисовала и ее.
- Ух какая кошка! – завопила Катюша. – Какая красивая, пушиcтая, толстая!
… И тут художница принялась раскрашивать гриб.
- Какой стал гриб? – спросила Светлана Даниловна.
- Красный, нарядный, веселый! – ответил Женька.
- Но зато ядовитый, несъедобный, страшный ! – предупредила Юлька.
- О каком грибе рассказала девочка Юля?
- Как вы это определили?
- какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?
- Определите тему нашего урока?
- Какая цель нашего урока?
Один ученик работает у доски.
(записывает словосочетание)
3. Изучение нового материала.
Задачи учителя:
1.
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания знаний.
2.
Научить определять
род, число, окончание
имен прилагательных
Цель: научиться правильно определять род, число имен прилагательных.
Игра «Зимние превращения»
Посмотрите внимательно на экран. Видите ли вы здесь имена
прилагательные? Слова какой части речи перед нами? Давайте
попробуем слова, записанные в скобках, превратить в
прилагательные.
День (зима)
Погода (мороз)
Ветер (север)
Снег (пух)
Дорожка (лед)
Шапка (снег)
- Как изменяются прилагательные в ед. ч.?
- Отчего зависит род прилагательного?
- Прочитайте следующее стихотворение.
Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Доказывают группами
1 образует прилагательное
2 определяет число, род имени
прилагательного
3 выделяет окончание.
Чтение хором.
Выполнение упражнения 11 страница 8.(Работа у доски)
(Сделайте вывод)
ФИЗМИНУТКА.
4. Закрепление.
Задачи учителя:
1.
Закрепить усвоение
нового материала с
элементом выборочного
списывания.
2.
Помочь разобраться
учащимся, которые не
освоили новый
материал.
Цель: Проверить усвоение нового материала, научить использовать новые знания в
системе изученных ранее знаний.
Слайд-шоу «Зимняя сказка» (работа в группах) проверка
Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание,
сосредоточенность и умение хорошо запоминать. Приглашаю вас в зимнюю
сказку.
Дополните существительные прилагательными, которые встретились в
ролике.
Одеяло (теплое)
Снег (легкий)
Ресницы (мохнатые)
Совы (золотые)
Сугробы (большие, белые)
Лес (дремучий)
Дома (сонные)
Сказка (зимняя)
Записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы. (по одному представителю
от группы работают на доске. )
Что значит золотые совы? В каком значении автор употребил слово золотые?
Замените синонимом слова дремучий, мохнатый.
Тест
Взаимопроверка.
Минутка творчества (текст на слайде) СЛАЙД 13
Пришла з..ма. Хлоп…я л…глина землю и крыш…д…мов. Сне… п…вис на
в…твях д…рев…ев кружев…м. Украсил ели и сосны ша…ками.
-Давайте вставим пропущенные буквы, объяснив их написание.
Нравится ли вам такой текст? Почему? (скучный)
Чего ему не хватает? (яркости, красок, выразительности)
Ответы на тест (использование
интерактивной доски) , проверка.
Запись словосочетаний с выборочным
списыванием
Выполнение задания на карточках
(использование карточек разного уровня)
Дифференцированная работа
А теперь я предлагаю исправить текст, украсив его именами
прилагательными. (работают на карточках)
5.Работа над текстом
Задача учителя:
Учить определять тему и
главную мысль текста;
указывать тип текста; подбирать
заголовок к данному тексту
Работа над упражнением 14.
Составление плана рассказа «Моя любимая игрушка»
5. Задание на дом.
Задачи учителя:
1.Дать анализ и оценить
успешности достижения целей и
наметить перспективу
последовательности
саморазвития с целью
закрепления материала в
зависимости от уровня усвоения
учащихся знаний полученных на
уроке.
2.Дать реальную информацию о
результатах учения
Рефлексия
Прием «Опорные слова» (Дать характеристику урока, используя имена
прилагательные)
Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И
помогут нам в этом, конечно же, имена прилагательные.У каждого из вас есть карточки
с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее
урок и поместите его на наше дерево.
ИНТЕРЕСНЫЙ
НЕИНТЕРЕСНЫЙ
СКУЧНЫЙ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
ДОБРЫЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
УМНЫЙ
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ
КРАСИВЫЙ
РАЗВИВАЮЩИЙ
БЕСПОЛЕЗНЫЙ
ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ
Комментирование оценок.
- Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать
слово, правильно употреблять их в своей речи.
А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.
Домашнее задание: по выбору детей
Стр.8 упр 12
Стр.9 упр 13