Напоминание

Подготовка слабых учащихся к ОГЭ по математике


Автор: Попова Ирина Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Усть–Нерская гимназия"
Населённый пункт: п. Усть–Нера. Оймяконский район, РС(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка слабых учащихся к ОГЭ по математике
Раздел: среднее образование





Назад




Система подготовки к ОГЭ по математике.

Подготовка слабоуспевающих учеников к ОГЭ по математике.

Учитель математики МБОУ «Усть-Нерская гимназия» Попова И.Б.

Каждый учитель желает знать, как подготовиться к ГИА.

И я тоже. Для меня сдать экзамен по математике - это, прежде всего,

написать его без «двоек». А ученики, которые могут сдать ОГЭ по

математике на «двойку», имеются, наверное, в каждом классе. И одним из

актуальных является вопрос «Как подготовить слабоуспевающих учащихся к

успешной сдаче экзамена по математике?». Всем известно, что ученики 9

класса впервые сдают государственный выпускной экзамен, для них это что-

то новое и не очень понятное. Поэтому большинство учащихся пугаются и

побаиваются, тревожатся в течение всего учебного года. И усилия учителя

должны быть направлены на формирование у школьников потребности в

учебной деятельности, желания учиться.

И очень важно настроить на положительный успех не только сильных

учащихся, но и слабоуспевающих.

Математика – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики

и систематизированных знаний. Математика – одна из самых сложных

школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Надо

вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в

минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

Исключительно важным становится целенаправленная и специально

планируемая подготовка школьников к ОГЭ.

При подготовке к экзаменам учащиеся должны иметь и уметь применять

довольно большой объем знаний. Безусловно, на последние годы обучения в

школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает

роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого

ученика.

Как же я строю работу в учащимися по подготовке к ОГЭ, особенно с теми,

кто слабо успевает? Что-то я нахожу сама, чему-то учусь у коллег.

1) Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ.

Основной государственный экзамен является новой формой итоговой

аттестации. Для успешной его сдачи учащийся должен быть подготовлен не

только практически, но и психологически. Прежде всего на своих уроках,

решая типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым

учеником – ситуация успеха.

Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть

надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто показать ему то, что

данные задания он способен выполнить, если будет использовать

определенный алгоритм или логические рассуждения. На занятиях стараюсь

создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую

сотрудничество «учитель – ученик» и « ученик- ученик». На своих уроках я

делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан

учителем или одноклассником. Доброжелательное отношение к ученикам

снимает у них страх перед трудностями обучения: ребенок не должен бояться

ошибиться, спросить учителя, если он что-то прослушал или не понял.

Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем:

отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену;

обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в

себе, в своих силах. Т.е. психологический настрой на положительную сдачу

ОГЭ очень важен.

Кроме этого, очень важно в течение учебного года неоднократно проводить

пробное тестирование с применением экзаменационных бланков. Провожу

занятия по заполнению бланков ответов. Это поможет учащимся научиться

без труда заполнять бланки ответов, привыкнуть к форме тестов,

расположению заданий, психологически настраиваться на экзамен.

Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

- Обучение постоянному жесткому контролю времени.

- Обучение объективной и субъективной оценке трудности заданий и,

соответственно, разумному выбору этих заданий.

- Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как

приему проверки, проводимой сразу после решения задания.

В кабинете вывешиваю информационный стенд для учащихся:

нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, баллы,

которые необходимо набрать на экзамене, ресурсы Интернет по вопросам

ОГЭ.

2)Использование дифференцированного подхода при подготовке к ОГЭ.

Повысить уровень обученности и качества знаний обучающихся позволяет

использование мониторинга ЗУН, применение самодиагностики, самооценки.

Все это позволяет более эффективно проводить индивидуальную работу с

учениками по ликвидации пробелов в их знаниях. На каждого ученика 9

класса есть мониторинг выполнения диагностических работ по каждому

заданию. У меня есть целая папка, в которой на каждого ученика 9 класса

заведен свой лист мониторинга. Для организации подготовки школьников к

экзамену по результатам первой диагностической работы определены 3

группы учащихся:

первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель –

преодоление нижнего рубежа (8 заданий); Это самая сложная,

слабоуспевающая группа учеников, так называемая «группа риска», с

которыми нужно планомерно и постоянно работать в течение всего учебного

года.

вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – сдать

экзамен на оценку «4».

третья группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить

высокие баллы.

Для каждой группы мною были определены принципы организации

подготовки к ОГЭ.

Первая группа. Для этой группы необходимо преодолеть рубеж 8

баллов, набранные в сумме за выполнение заданий двух модулей, при

условии, что из них не менее 2 баллов по модулю «Геометрия». Выявляю

сильные и слабые позиции математической подготовки каждого и работаем с

сильными позициями (закрепляем то, что уже получается), добавляя

посильные задания из слабых позиций. Выполняем осмысленную отработку

базовых математических навыков. Цель такой работы – отработать решение

выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся, что нижний рубеж им

по силам. Трудность ОГЭ 2018г, в отличие от ОГЭ 2017г – в модулях.

Модуль «Геометрия» всегда оказывается для слабоуспевающих учащихся

труднее, чем модуль «Алгебра». Как предмет, геометрия требует большего

знания теоретических сведений, понимания и умения видеть чертеж. Со

слабыми учащимися задания по геометрии из тестов ОГЭ я стараюсь

прорабатывать полностью. Трудность всегда вызывает задание по теме

«Утверждения геометрии». Чтобы ребятам было легче ориентироваться в

решении такого вида заданий, я сделала памятки со всеми утверждениями,

которые встречаются в задании №20. Я пробовала заставлять их учить

данные утверждения, затем рассказывать и показывать на чертеже, но

убедилась, что через некоторое время дети их снова забывают. Сейчас листы

с такими утверждениями лежат на столе у учеников на уроке и мы часто

устно повторяем эти утверждения. Это дает положительный результат – при

проведении тестирования задание №20 сделали большинство учеников.

Вообще, стараюсь, чтобы слабые учащиеся смогли сделать как можно больше

заданий из раздела «Геометрия».

Вторая группа – на оценку «4».. Для этой группы необходимо уверенно

получить 16-22 баллов, при условии, что из них не менее 2-х баллов по

геометрии.

Работаем со слабыми позициями, постоянно держа под контролем сильные

позиции выполнением соответствующих задач (добиваемся выполнения того,

что не получается). Цель работы – сформировать навыки самопроверки и

добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с

задачами в которых ученик более успешен, повторить темы, дающие

возможность решения наиболее сложных заданий.

Третья группа. Для этой группы вырабатываем умение уверенно выполнять

задания части 2,чтобы набрать 22-32 баллов. Регулярно решаем задания,

развивающие творческие способности учащихся к решению задач

повышенного уровня сложности. Цель работы - сформировать умения и

навыки, позволяющие получить наивысшие баллы.

В каждодневной работе использую данную уровневую дифференциацию.

При дифференцированной работе каждый ученик имеет возможность

овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и

индивидуальных особенностей личности, когда за критерий оценки

деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим

материалом и творческому применению знаний.

3) Мониторинг качества подготовки учащихся к экзамену.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное

отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная

коррекция уровня усвоения учебного материала на уроках и во внеурочное

время с помощью учителя, учеников или самостоятельная работа ученика под

контролем учителя. Имею тетрадь, где отслеживается работа с каждым

заданием базового уровня. Эти результаты довожу до сведения родителей и

администрации. Такая «следящая» система обеспечивает возможность

прогнозирования оценок на экзамене. Корректировку всех пробелов в

знаниях учащихся провожу индивидуально, на уроке и чаще во внеурочное

время. Индивидуальная работа с учеником дает возможность очень хорошо

понять уровень знаний ученика и наметить пути исправления недочетов.

В своей работе руководствуюсь анализом результатов ОГЭ по математике,

представленным в аналитическом отчете ФИПИ «Результаты основного

государственного экзамена (краткий анализ результатов выполнения

экзаменационных работ ОГЭ)», и диагностических работ в формате ОГЭ, в

котором сделан ряд выводов, относящихся к ключевым вопросам, на которых

должна быть сосредоточена подготовка к ОГЭ. Прежде всего, отмечено

большое количество вычислительных ошибок, допущенных как при

выполнении задач базового, так и повышенного уровней сложности; ошибки,

связанные с незнанием свойств степеней, действий с десятичными и

обыкновенными дробями, квадратного корня; с неумением использовать

стандартные методы решения простейших уравнений и неравенств;

невнимательного чтения текста и т.д. Даже ошибки из-за незнания таблицы

умножения.

4). Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к

ОГЭ по математике.

В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает

необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и

качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает

роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не

разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие

вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в

ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют

этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень)

преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать

отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений,

преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и

старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для

проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных

программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся,

требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении

развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Устные упражнения

как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся,

необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или

осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,

необходимо установить правильное соотношение в применении устных и

письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только

тогда, когда устно вычислить трудно.

Практика показала, что систематическая работа с УС способствует

значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований.

Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных

уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на

множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных

выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной

задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей

умножения”) для решения более сложных задач. Я на уроках в 9 классе устно

работаю по темам «Действия с обыкновенными, десятичными дробями»

(задание№1), « Степени. Кв. корень» (задание №4), «Графики функций»

(задание №10). «Последовательности» (задание №11).

5) Можно завести учащимся тетрадь-справочник, в которой отражены все

основные вопросы данного материала по той или иной задаче, а именно

прописываются: теоретический материал (алгоритм решения, помещены

тренировочные задания). Таким образом, изучая материал в полном объеме,

ученик знает где, как и что ему надо повторить, если такая необходимость

возникла. Иногда достаточно одного взгляда на теоретический материал,

чтобы ученик «раскрутил» ту цепочку основных умений, которые в свое

время, видимо, не были доведены у него до автоматизма. Если недостаточно

одного взгляда на теоретический материал, чтобы вспомнить нужное, значит

есть необходимость поработать с алгоритмом решения по данной теме. Таким

справочным материалом очень удобно пользоваться при подготовке к ОГЭ.

Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня

обучения наиболее слабым учащимся. Очень часто я делаю для слабых

учащихся карточки с образцом решения для отработки умения выполнять то

или иное задание.

Уже с 5 класса при изучении различных тем можно прорешивать

аналогичные задания из ОГЭ. Действия с обыкновенными и десятичными

дробыми – 5-6 класс, Проценты, пропорции – 5-6 класс. Начиная изучать

геометрию в 7 классе, привожу примеры того, что часть заданий

геометрического характера также есть в экзаменационной работе. Поэтому и

на уроках геометрии можно выделить задания, наиболее часто встречаемые

на экзаменах.

6)Очень важную роль играет сотрудничество с родителями. Проблема

распределения ответственности между родителями и школой по поводу

трудностей, возникающих в процессе обучения и подготовки ребенка к

экзаменам – одна из острейших проблем в педагогической практике.

Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия. Учитель

не должен взваливать на себя всю работу и ответственность за подготовку -

дети и родители должны знать, что учителя всегда рядом, готовы прийти на

помощь. Но экзаменуют всё-таки учеников и от них в первую очередь

требуется заинтересованность и активность.

В течение первого полугодия с родителями мы дважды встречались на

собраниях и «внятно» объясняли цели и задачи подготовительного периода, о

структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре

проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ГИА.

Говорили об уровне готовности каждого выпускника, информировали о

результатах пробного внутришкольного экзамена, проводили

индивидуальные консультации родителей. Были встречи «учитель – ученик-

родитель».

Но активность и ответственность родителей оставляет желать лучшего.

В течение года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри

школы. Работы беру с официального сайта СтатГрад, где работы

максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные

условия проведения ГИА. Опыт свидетельствует о том, что такая

организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей

работы над текстом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет

веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Очень важно «видеть» экзаменационную работу и как можно эффективнее её

выполнить. Мы знаем, что достаточно выполнить восемь заданий, из них как

минимум 2 по геометрии.

Для этого можно учить ученика работать по инструкции:

1) Отбираю те задания, которые могу решить.

2) Считаю, сколько таких заданий.

3) Определяю еще несколько заданий, решение которых мне известно. Чем

больше таких заданий, тем лучше.

4) Решаю отобранные задания.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного

материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾

части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе

обучения.

Поэтому на уроках математики при подготовке к экзамену

желательно применение ИКТ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно

важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с

использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные

логические математические построения;

возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать

(исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям

усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом

чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при

объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом

для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего

инструмента, объекта обучения.

Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще

раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Натаскивание на варианты ОГЭ слабоуспевающих учеников необходимо. В

этом мне помогают задания с сайта ФИПИ из открытого банка заданий,

которые я собираю по темам в брошюры. Ученик привыкает к этим заданиям.

Он знает, что эти задания будут у него в экзаменационной работе. Нет того

стресса, который был бы у него перед неизвестным. В брошюре: теория,

образцы действий и задания. Работаем по этим брошюрам в классе, на

дополнительных занятиях, дома.



В раздел образования




Яндекс.Метрика