Автор: Денисова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской обл.
Наименование материала: Доклад
Тема: Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Доклад
« Формы, методы и средства воспитания
духовно-нравственных
ценностей у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Денисова Елена Борисовна
Уважаемые коллеги свой доклад я хочу начать высказыванием священника
Александра Ельчанинова.
«Почему так важны впечатления детства?? Почему важно торопиться
наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста?
В детстве сила доверия , простота, мягкость, способность к умилению, к
состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окомененности.
Это именно та почва в которой посеянное даёт урожай в 30; 60; 100 крат.
Потом когда уже окаменеет очерствеет душа, воспринятое в детстве снова
может очистить, спасти человека. Воспитав человека интеллектуально-не
воспитав его нравственно-значит вырастить угрозу для общества»
Одна из важнейших проблем воспитания ,над которой бились и бьются
поколения педагогов- это проблема духовного и нравственного становления
личности.
Очень важно сегодня создавать среду. В которой происходит становление
этой самой личности ребёнка, противостоять современной среде. Которая
калечит души наших детей.
На мой взгляд актуальность духовно нравственного воспитания связана по
крайней мере в следующем:
-Наше современное общество нуждается в подготовке высоконравственных
образованных людей обладающими не только глубокими знаниями но и
прекрасными чертами личности.
-В нашем современном мире на неокрепшую душу ребёнка на ещё
формирующуюся сферу нравственности обрушиваются источники сильного
воздействия как позитивного так и негативного характера.
-Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость вырастить в душах
детей таких общечеловеческих ценностей как: Истина-Добро-Красота—Вера-
Надежда-Любовь.
Эмоциональное развитие ребёнка-дошкольника является важным этапом
духовно-нравственного воспитания. Для ребёнка способного понять чувства
и эмоции другого человека, такие понятия как дружба, справедливость,
сострадание ,.доброта-не являются пустым звуком. Усваивая язык эмоций и
чувств ребёнок овладевает принятыми в обществе формами выражения
своих переживаний при помощи словесных и несловесных средств. Он
овладевает наукой управления своими эмоциями, учится пользоваться
своими чувствами осознанно.
Нравственное воспитание не должно строиться на основе заучивания и
отработкой привычек поведения. Нравственные ценности ребёнок может
постичь только на основе личных эмоциональных переживаний путём своих
проб и ошибок в реальной жизни .
Влияние личности педагога на ребёнка является одним из условий для
нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитатель должен
придерживаться следующих принципов:
-Нравственный пример воспитателя
-Социально педагогическое партнёрство
-Индивидуально-личностное развитие
-Уважение к Отечественной истории и родному языку
Теперь давайте разберём методы - приёмы и средства духовно-
нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1.
Духовно-образовательное направление(занятия, чтение детям, устные
поучения, обсуждение поступков героев и детей)
2.
Воспитательно-оздоровительное направление(праздники, подвижные
игры, прогулки, экскурсии, походы)
3.
Культурно-познавательное направление(концерты, просмотры
фильмов и мультфильмов, участие в православных праздниках)
4.
Нравственно-трудовое направление(труд по самообслуживанию,
изготовление подарков, атрибутов для игр)
Для успешной работы в данном направлении используются разные
методы:
Наглядный, словесный, и практический.
Наглядный метод используется во время(Чтение воспитателем устного
народного творчества; наблюдений; показа сказок и других произведений
как педагогом так и детьми; рассматривание книжных иллюстраций;
проведении дидактических игр; целевых прогулок экскурсий)
Словесные методы наиболее эффективные в процессе:
(рассказ воспитателя; чтение произведения воспитателем; заучивание
потешек, песен, пословиц, поговорок; бесед с элементами диалога;
загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; разбор
житейских ситуаций; проведение конкурсов, утренников)
Очень важное значение имеет практический метод который используется
когда необходимо:
(изготовить с детьми наглядные пособия; провести различные виды игр
инсценировок; изготовить поделки на выставку; организовать постановку
сказки; )
Хочу отметить что в методике используются разнообразные формы с
детьми:
Это(занятия, чтение произведений, беседы, игры, проведение совместных
праздников, экскурсии, тематические вечера, организация выставок,
постановка сказок духовно-нравственного содержания)
В работе с родителями можно выделить следующие формы:
(собрания на которых родителей знакомят со средствами народной
педагогики, открытые показы НОД, вечера вопросов и ответов,
проведение совместных мероприятий, индивидуальные и групповые
консультации)
Так же используем наглядные виды работ с родителями такие как:
(информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки передвижки,
привлечение родителей к проведению открытых занятий и утренников,
выставки совместного творчества детей и родителей)
Доведение до сознания родителей духовно-нравственного воспитания
даёт заметные положительные результаты.
Из всего выше сказанного я могу сделать следующий вывод:
-Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания
дошкольников необходима системная организация работы, включающая
учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную
жизнедеятельность дошкольников; использование многообразных форм и
методов приобщение дошкольников к истокам национальной культуры;
педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в основании основ
народной педагогики.
А закончить свой доклад я хочу такими словами: Если каждый воспитатель
будет верить в это сам и убедит своих воспитанников в правильности этого
утверждения, то каждое его занятие превратиться в праздник и для детей
и для самого воспитателя.То что мы получили в наследство от наших
предков , мы должны, обогатив и приумножив, передать в дар нашим
потомкам. В этом заключается духовно-нравственное воспитание.