Напоминание

"Правильная биомеханика тела"


Автор: Белянкина Ольга Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НО "Арзамассский медицинский колледж"
Населённый пункт: Нижегородская область г. Арзамас
Наименование материала: методическая разработка практического занятия
Тема: "Правильная биомеханика тела"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«АРЗАМАССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая

медицинская сестра по уходу за больными»

(МДК04.02Безопасная среда для пациента и персонала)

по теме: «Правильная биомеханика тела»

Разработала:

Белянкина Ольга Евгеньевна

Дата апробации:

21.01.2019

г. Арзамас

2019 год

Содержание

стр.

1.

Пояснительная записка.

3

2.

Цели занятия.

4

3.

Технологическая карта занятия.

6

4.

Приложение №1. Мотивация.

9

5.

Приложение №2. Контроль и оценка опорных знаний.

Задания по теме «Лечебно-охранительный режим в

ЛПУ».

10

6.

Приложение №3. Эталон ответов к заданиям по теме

«Лечебно-охранительный режим в ЛПУ».

13

7.

Приложение №4. Критерии оценки к заданию по

теме: «Лечебно-охранительный режим в ЛПУ».

15

8.

Приложение №5. Инструктаж преподавателя по

теме: «Правильная биомеханика»

16

9.

Приложение №6. Доклады опережающего задания.

Доклад 1: «Эргономика».

Доклад 2: «Вспомогательные средства перемещения

пациента».

21

10.

Приложение №7 Применение и закрепление знаний и

умений ( практическая работа)

24

11.

Приложение

№8 Задания

по

карточкам

по

теме:

«Правильная биомеханика».

37

12.

Приложение

№9.

Эталоны

ответов

на

задания

по

карточкам по теме «Правильная биомеханика».

40

13.

Приложение №10. Критерии оценки к заданиям.

41

14.

Приложение №11. Оценочный лист преподавателя.

42

15.

Приложение

№12.

Задание

для

самостоятельной

работы студентов.

43

16.

Приложение №13. Литература.

44

2

Пояснительная записка

Содержание темы «Правильная биомеханика» позволяет понять сущность

правил

биомеханики

и

предотвратить

возможность

травматизма

как

медицинского персонала, так и пациента.

Актуализация опорных знаний проводится в виде различных заданий

(решение

тестов,

ситуационных

задач,

дать

определение,

продолжить

предложение), позволяющих активизировать мыслительную деятельность. На

этапе

изучения

нового

материала

с

целью

развития

поисковых

умений,

отработки навыков самостоятельной работы с книгой и компьютером студенты

выполняют

опережающее

задание:

доклады

на

тему:

«Эргономика»,

«Вспомогательные средства поднятия и подъемные устройства». Знакомство

студентов

с

новым

материалом

преподаватель

сопровождает

мультимедиа-

презентацией с видеофрагментами.

На

практическом

этапе

занятия

студенты

сначала

смотрят

алгоритмы

перемещения

пациента

в

видеофильме,

а

затем

отрабатывают

их

самостоятельно

разделившись

на

малые

группы.

С

целью

закрепления

изученного

материала

студентам

предлагается

выполнить

тест

и

решить

кроссворд.

При подведении итогов занятия студентам предлагается вначале самим

проанализировать, что нового они узнали, затем преподаватель сам подводит

итоги, обратив внимание на ключевые моменты.

3

Тема: «Правильная биомеханика тела».

Продолжительность занятия: 180 минут

Тип занятия: комбинированное

Цели занятия:

Обучающие - формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

населения, пациентов и его окружения.

ПК.1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК

2.2.

Представлять

информацию

в

понятном

для

пациента

виде,

объяснять ему суть вмешательств.

ПК.2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и

изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК.2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Развивающие – формирование общих компетенций:

ОК

1.

Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК

2.Организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

типовые

методы

и

способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать

их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а

также для своего профессионального и личностного развития.

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологи

в

профессиональной деятельности.

ОК

8.

Самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и

осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны

труда,

производственной

санитарии,

инфекционной

и

противопожарной

безопасности.

Воспитательные – формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК

6.

Работать

в

коллективе

и

команде,

эффективно

общаться

с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК

12.

Организовывать

рабочее

место

с

соблюдением

требований

охраны

труда,

производственной

санитарии,

инфекционной

и

противопожарной безопасности.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, занимать физической культурой и

спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных

ценностей.

Место проведения: кабинет ОСД

4

Оснащение

кабинета: функциональная

кровать;

стул;

кресло-каталка;

компьютер; мультимедийная установка; дидактический материал (тесты;

карточки с заданиями; раздаточный материал); компьютерные презентации;

видеофильм; методическая разработка занятия.

Междисциплинарные связи:

ОП.02. «Анатомия и физиология человека»;

МДК.01.02. «Основы профилактики».

Методы и формы деятельности:

словесный (лекция, беседа, объяснение);

объяснительно

-

иллюстрированный

(мультимедиа

-

презентации,

доклад);

видеометод (просмотр видеоматериалов);

репродуктивный (задание по карточкам);

практический (алгоритмы)

5

Технологическая карта теоретического занятия

«Правильная биомеханика тела»

п/п

Название и содержание этапа

Время

(мин)

1.

Организационный момент.

Цель - Организовать студентов на восприятие новой информации.

Создать рабочую обстановку (формирование ОК. 12).

2 мин.

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Приводят в порядок рабочие

места и внешний вид.

Приветствуют

преподавателя.

Б р и г а д и р

н а з ы в а е т

отсутствующих.

Привет ствует

с т уд е н т о в ,

обращает внимание на внешний вид

студентов,

готовность

к

занятию,

санитарное

состояние

учебной

аудитории.

Отмечает

отсутствующих

в

г р у п п е ,

з а п о л н я е т

ж у р н а л

успеваемости и посещаемости.

Проверяет

наличие

рабочих

тетрадей.

Метод обучения: словесный.

Форма деятельности: беседа.

Средства обучения: Журнал

успеваемости и посещаемости,

методическая разработка занятия.

2.

Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности.

Цель - вызвать познавательный интерес к занятию, настроить студентов

на целенаправленную деятельность (формирование ОК. 1.).

3 мин.

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Слушают, осознают.

Записывают тему в рабочую

тетрадь.

Осмысливают план занятия.

С ооб щает

т ему

з а н я т и я.

Излагает студентам цель занятия и

план занятия.

Отмечает

значение

и

роль

и зу ч е н и я

д а н н о й

т е мы

в

и х

профессиональной

деятельности

(приложение № 1).

Метод обучения: словесный.

Ф о рм а

д е я т е л ь н о с т и : беседа,

объяснение.

3.

Контроль и оценка опорных знаний.

Цель - активизировать мыслительную деятельность, выявить уровень

усвоения материала предыдущего занятия (формирование ОК. 2, ОК. 4,

ОК. 8, формирование ПК. 1.1, ПК. 1.3, ПК.2.1.).

20

мин.

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

6

Выполняют задания.

Раздает задания, наблюдает за

его выполнением, контролирует

время (приложение № 2,3,4).

Методы обучения: словесный,

репродуктивный.

Форма деятельности:

объяснение, задания по карточкам.

4.

Инструктаж преподавателя.

Цель - изложить новые сведения по изучаемой теме (формирование

ОК.1, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК. 13, формирование ПК. 1.1, ПК.1.2, ПК.2.1,

ПК.2.7).

20

мин.

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Внимательно

с л у ш а ют,

смотрят слайды, конспектируют.

Рассказывают доклады.

Излагает

новые

сведения

по

изучаемой

теме,

выступление

сопровождает

д е м о н с т р а ц и е й

слайдов

мультимедиа-презентации

(приложение № 5).

Дает пояснение и акцентирует

внимание на основных моментах.

П р о в о д и т

п р о в е р к у

опережающего

задания,

выделяет

н а и б о л е е

в а ж н ы е

м о м е н т ы

(приложение № 6).

Метод обучения: объяснительно-

иллюстративный (мультимедийная

презентация), репродуктивный,

словесный.

Форма деятельности: доклад,

объяснение.

5.

Применение и закрепление нового материала (практическая работа).

Цель –отработать практические навыки по перемещению пациента с

соблюдением

правил

биомеханики

(формирование

ОК.1,

ОК.4,

ОК.5,

ОК.6, ОК. 13, формирование ПК. 1.1, ПК.1.2, ПК.2.1, ПК.2.7).

130

мин.

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

7

Слушают инструктаж.

Смотрят видеофильм.

Отрабатывают алгоритмы

Выполняют задания.

Проводит инструктаж.

Следит за деятельностью

студентов, консультирует, обращает

внимание на ошибки, при

необходимости помогает.

Раздает задания по карточкам,

проверяет и оценивает (приложение

№ 7,8,9).

М е т о д

о б у ч е н и я : видеометод,

обьяснительно-иллюстративный,

практичский, репродуктивный.

Ф о р м а

д е я т е л ь н о с т и :

и н с т р у к т а ж ,

п р о с м о т р

видиоматериалов,

алгоритмы,

тест, задания.

6.

Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов.

Цель

-

активизировать

мыслительную

деятельность

и

стимулировать

интерес к учебе (формирование ОК.1, ОК.6).

3 мин.

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Оценивают

свой

вклад

в

достижение

поставленных

в

начале

занятия

целей,

свою

активность.

Анализируют уровень своих

знаний,

принимают

к

сведению

результаты своей работы.

Предлагает студентам оценить

занятие.

О т м е ч а е т

а к т и в н о с т ь

студентов.

Подводит итоги, выставляет и

объявляет

оценки

по

оценочному

листу (приложение №10).

Метод обучения: словесный.

Форма деятельности: беседа.

7.

Постановка внеаудиторной самостоятельной работы.

Цель

-

вызвать

познавательный

интерес

к

предстоящей

работе

и

осознанному

усвоению

материала

(формирование

ПК.

1.1,

ПК.1.2,

ПК.2.1, формирование ОК. 1, ОК. 4, ОК. 5, ОК. 8).

2 мин.

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

с л у ш а ют

з а д а н и е

и

инструктаж

по

составлению

памяток.

Записывают

задание

в

тетрадь.

Предлагает

студентам составить

п а м я т к у

п о

б и о м е х а н и к и

т е л а

медицинской

сестры

и

перемещению

пациентов (приложение № 11).

Объявляет об окончании занятия.

М е т о д

о б у ч е н и я:

с л о в е с н ы й ,

обьяснительно-иллюстрационный.

Ф о р м а

д е я т е л ь н о с т и : беседа,

инструктаж.

8

Мотивация

В условиях стационара медсестре часто приходится осуществлять уход

за пациентами с нарушением удовлетворения потребности "двигаться".

Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного

режима двигательной активности, а также снизить риск возможных травм у

медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необходимо

знать и соблюдать целый ряд правил.

Медсестра должна знать правила биомеханики и обучать им пациента и

его

родственников

с

целью

эффективного

удовлетворения

потребности

двигаться, избегая падения и травм.

9

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Контроль и оценка опорных знаний

Вопросы к заданию по теме:

«Лечебно охранительный режим в ЛПУ».

Задание 1. Дайте характеристику положения пациента в постели

1. Активное положение___________________________________________

2. Пассивное положение__________________________________________

3. Вынужденное положение _______________________________________

Задание 2. Дополните предложение.

1.

Медсестра

должна

постоянно

следить

за

тем,

чтобы

положение

пациента было _________________________________________________

2. Функциональная кровать служит для ____________________________

Задание 3. Решите ситуационную задачу.

Пациентка

неврологического

отделения

предъявляет

жалобы

на

повышенную слабость, головокружение, шаткость при ходьбе.

Говорит: «Хожу, как пьяная, шатает из стороны в сторону. Иногда

прошу, чтобы меня провожали до туалета, боюсь упаду.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

Задание 4. Решите тест.

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

1. Функциональная кровать предназначена:

а) для перевозки в операционную пациентов

б) для тежелобольных пациентов

в) для проведения перевязок

2. Положение пациента ортопноэ - это:

а) полусидя

б) полулежа

в) сидя на постели с опущенными ногами

3. Положение Симса - это:

а) сидя, опираясь руками на край кровати

10

б) полулежа

в) среднее положение между положением лежа на боку и на животе

4. Постуральный рефлекс - это:

а) головокружение, обморок

б) нарушение равновесия при ходьбе

в) стресс и нервное истощение

5. Факторами риска для сестринского персонала в ЛПУ являются:

а) возраст старше 65 лет

б) стресс и нервное истощение

в) проведение ухода за пациентом

6.

При

наличии

у

пациента

болевого

синдрома,

он

занимает

положение:

а) активное

б) вынужденное

в) пассивное

7. В основе лечебно-охранительного режима лежит:

а)

устранение

воздействия

на

организм

пациента

неблагоприятных

факторов

б) оказание экстренной помощи пациенту

в) нарушение психологического покоя

8.

В

положение

полулежа

пациент

укладывается

на

кровать,

изголовье которой находится под углом:

а) 45°

б) 60°

в) 10°

9.

В

положение

полусидя

пациент

укладывается

на

кровать,

изголовье которой находится год углом:

а) 45°

б) 60°

в) 10°

10. В бессознательном состоянии пациент будет находится в

положении:

а) активное

б) пассивное

в) вынужденное

11. Головокружение, появляющееся при изменении положения тела -

это:

а) ортопноэ

б) постуральный рефлекс

в) эффект Вальсальвы

12. Среднее положение между положением лежа на боку и на животе -

это:

а) Фаулера

б) Симса

11

в) вынужденное

13. Для придания удобного положения пациенту в постели служит:

а) кушетка

б) каталка

в) функциональная кровать

14. Положение пациента в постели при коликах в животе:

а) вынужденное

б) активное

в) пассивное

15. Упор для стоп обеспечивается под углом:

а) 45°

б) 60°

в) 90°

12

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Эталон ответов к заданиям по теме:

«Лечебно-охранительный режим в ЛПУ».

Задание 1.

Активное положение - свободное и произвольное перемещение пациента в

постели.

Пациент

самостоятельно

поворачиваться,

сидит,

встает,

обслуживает себя.

Пассивное

положение

- пациент

не

может

самостоятельно

повернутся,

изменить

положение

вследствие

сильной

слабости

при

высокой

интоксикации, кровотечении, в послеоперационном периоде.

Вынужденное положение

- пациент

принимать

позу

для

облегчения

или

улучшения своего состояния в зависимости от особенностей заболевания:

например, при боли в животе, коликах пациент сгибает ноги.

Задание 2.

1. Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение пациента

б ыло функциональным

(улучшало

функцию того

или

иного

органа

или

системы) и удобным.

2.

Функциональная

кровать

служит

для ухода

за

лежачими

пациентами,

тяжелобольными,

пожилыми

ослабленными

людьми,

а

также

за

лицами,

перенесшими операцию.

Задание 3.

Нарушены потребности: в физической безопасности; в сне и отдыхе.

Проблемы

пациента:

Риск

травматизации

на

фоне

неврологической

симптоматики

(головокружение,

слабость,

шаткость

при

ходьбе).

Индивидуальный план ухода

Проблемы

пациента

Цель/

ожидаемые

результаты

Сестринские

вмешательства

Оценка эффективности ухода

Кратнос

ть

оценки

Оценочные

критерии

Итоговая

оценка

13

Риск

травматизации

на фоне

неврологи-

ческой

симптоматики

(головокружен

ие, слабость,

шаткость при

ходьбе).

Пациентка

знает о мерах

безопасности

и придержи-

вается их на

протяжении

всего

угрожающего

периода.

1. Рассказать

пациентке о

соблюдении правил

перемещения(исключ

ить резкие движения и

т.д.) с явлениями

головокружения.

2. Попросить

пациентку прибегать к

помощи сотрудников

при появлении

сильной слабости.

3. Контролировать

деятельность и

перемещение

пациентки.

4. Вводить по

назначению врача

препараты,

стабилизирующие

состояние пациентки.

Ежеднев

но

Принимает

помощь

сотрудников.

Выполняет

действия с

соблюдением

предосторожн

ости.

Цель

достигли.

Задание 4.

Номер

вопроса

Вариант

ответа

Номер

вопроса

Вариант

ответа

Номер

вопроса

Вариант

ответа

1

Б

6

Б

11

Б

2

В

7

А

12

Б

3

В

8

А

13

В

4

А

9

Б

14

А

5

Б

10

Б

15

В

14

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Критерии оценки к заданиям по теме:

«Лечебно охранительный режим в ЛПУ».

Оценка 5 «отлично» - ставится в случае, если студент ответил на 90%

вопросов,

допустил

0-1

ошибку,

если

студент

выполнил

все

задания

с

незначительными неточностями.

Оценка 4 «хорошо» - ставится, в случае если студент ответил на 80%

вопросов, допустил 2-3 ошибки, если студент выполнил не менее 2 заданий.

Оценка 3 «удовлетворительно» - студент ответил на 70% вопросов,

допустил 4-5 ошибок, если студент допустил существенные ошибки.

Оценка 2 «неудовлетворительно» - ставится, в случае если, студент

ответил менее чем на 60% вопросов, допустил более 6 ошибок, если не

выполнил письменные задания.

15

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Инструктаж преподавателя

Изложение нового материала по теме: «Правильная биомеханика».

Биомеханика - это наука, изучающая правила (законы) механического

движения тела в живых системах.

В

медицине

биомеханика

изучает

координацию

усилий

костно-

мышечной, нервной систем и вестибулярного аппарата, направленных на

поддержание равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения

тела в покое и при движении: при ходьбе, подъеме тяжести, наклоне, в

положении сидя, стоя, лежа.

Правильная

биомеханика

тела

обеспечивает

наибольшую

эффективность

движения

с

наименьшим

напряжением

мышц,

расходом

энергии и нагрузкой на скелет.

Сохранить

вертикальное

положение

тела

в

пространстве

возможно

только

сохранив

равновесие.

Это

позволит

избежать

падений,

травм,

уменьшит

нагрузку

на

позвоночник.

Сохранить

устойчивое

положение

возможно при определенном соотношении центра тяжести тела к площади

опоры. В положении стоя площадь опоры ограничивается ступнями ног.

Центр тяжести находится примерно на уровне второго крестцового позвонка.

При изменении позы центр тяжести может выйти за пределы площади опоры,

что нарушит равновесие и может привести к падению.

Медсестра должна знать правила биомеханики и обучать пациента и его

родственников

для

эффективного

удовлетворения

потребности

двигаться,

избегая падения и травмы.

Профессия

медицинской

сестры

связана

с

выполнением

как

статической, так и динамической работы. Чтобы сохранить свое здоровье и

профессиональное долголетие, избежать травмирования при перемещении

пациентов и уменьшить нагрузки на отделы опорно-двигательного аппарата,

необходимо соблюдать законы биомеханики:

1 .

В н ед р е н и е

в

п р а кт и ку

р а б от ы

м ед и ц и н с к и х

с е с т е р

16

статодинамических нагрузок.

2. Выбор оптимальной рабочей позы.

Рабочая

поза

-

э то

на иб оле е

ч а с то е

п р е д п о ч т и т е л ь н о е

взаиморасположение

звеньев

тела

при

выполнении

трудовых

операций.

Рабочая поза динамична, ее изменения связаны с рабочими движениями.

Нагрузка на диски и мышцы спины будет отличаться в зависимости от позы.

Нагрузка на диски и мышцы спины – 80 кг.

Дополнительно

включены

мышцы

плечевого

пояса.

Нагрузка на диски и мышцы спины – 100кг.

В ы к л юч е н ы

м ы ш ц ы

п о я с а

в е р х н и х

конечностей

Нагрузка на мышцы и диски спины – 140 кг. В

основном

в

поддержании

позы

учувствуют

мышцы спины и брюшного пресса. Мышцы

пояса

нижних

конечностей

практически

выключены.

Нагрузка на мышцы и диски спины – 190 кг. В

поддержании позы участвуют только мышцы

спины. Мышцы брюшного пресса выключены.

Нагрузка на диски и мышцы спины – 150 кг. В

поддержании Позы участвуют мышцы спины и

задние мышцы бедра.

Нагрузка на диски и мышцы спины - 170 кг. В

поддержании позы участвуют мышцы спины и

передние мышцы бедра. Мышцы работают не

рационально, так как сместился центр тяжести.

17

Нагрузка на диски и мышцы спины 225 кг. В

поддержании

позы

в

основном

участвуют

мышцы

брюшного

пресса,

а

они

не

у

всех

сильные.

Нагрузка на диски мышцы спины - 260 кг. При

подъеме

груза

с

пола

таким

способом

в

основном работают мышцы спины.

Нагрузка на диски и мышцы спины - 400 кг.

Груз

переносится

на

вытянутых

руках,

нагрузка

очень

высокая,

так

как

действует

принцип «рычага».

3 . Ось тела и центр тяжести. Каждое тело имеет центр тяжести.

Человеческое тело имеет два центра тяжести: физический и гравитационный.

Физический центр тяжести (ось тела) - это перпендикуляр, опушенный

из

макушки

на

площадь

опоры.

Физический

центр

не

смешается

при

движении туловища.

Гравитационный

центр

тяжести

располагается

в

области

тазового

кольца.

Он

подвижный,

смешается

при

движении

туловища.

Мы

будем

эргономично

двигаться

тогда,

когда

эти

два

центра

совпадают

или

максимально

приближены

друг

к

другу.

Когда

человек

сидит

на

стуле,

гравитационный центр выходит за пределы тазового кольца и удаляется от

оси тела. При наклоне тела эти центры приближаются, и из такой позы

пациента поднять легче.

4. Устойчивость. Каждое физическое тело должно быть устойчивым.

Главное условие устойчивости - площадь опоры: чем она больше, тем тело

более

устойчиво.

Стопа

человека

по

сравнению

с

ростом

невелика.

Мы

перемешаемся в вертикальном положении.

Есть три условия повышения устойчивости:

• увеличение плошали опоры; необходимо поставить ноги на ширине

плеч и согнуть ноги в коленях (присесть); приближение гравитационного

центра к площади опоры;

• увеличение трения - ношение эргономической обуви.

Искусственные

средства

увеличения

площади

опоры

при

необходимости - палка, трость, костыли, ходунки, трапеция.

5 . Состояние равновесия. Исходя из принципов биомеханики, чтобы

поднять больший груз, необходимо уменьшить плечо рычага (прижать груз к

18

себе) или создать противовес (поза «на колене»).

6 . Приложение

сил.

При

перемещении

пациента

или

груза

сила,

затрачиваемая для этого, будет зависеть от нескольких величин: от веса

пациента (груза) вместе с приспособлениями, от силы трения, направления

перемещающей

силы.

Наименьшие

усилия

мы

будем

прилагать,

если

перемещающая сила будет направлена параллельно скользящей поверхности,

так как сила трения не увеличивается за счет нашего усилия.

Способы облегчения груза:

• использование приспособлений для перемещения пациента или груза

с изменяющейся высотой, возможность регуляции высоты под рост;

• создание противовеса, применение рессоры или пружины;

использование

поверхности

с

наименьшим

коэффициентом

сцепления (скользящие и вращающиеся поверхности).

Выступление

студента

с

опережающим

заданием

на

тему

«Эргономика». (доклад

1)

«Вспомогательные

средства

поднятия

и

подъемные устройства». (доклад 2)

Правильная биомеханика в положении сидя

Правильная биомеханика в положении сидя заключается в следующем:

1. колени должны быть чуть выше бедер (это

позволит

перераспределить

массу

тела

и

уменьшить

нагрузку на поясничный отдел позвоночника);

2. спина должна быть прямой, а мышцы живота –

напряженными;

3.

плеч и

д олжны

б ыт ь

расправлены

и

расположены симметрично бедрам.

Запомните!!!

Для

того

чтобы

повернуться,

находясь

в

положении

сидя,

повернитесь

всем

корпусом, а не только грудью или плечами. Если по

роду

деятельности

медицинской

сестре

приходится

часто поворачиваться в стороны, сидя на стуле, лучше,

чтобы этот стул был вертящимся и на колесах. Кроме того, следует правильно

подобрать стул. Для этого сядьте на стул и обопритесь на его спинку. Высота

стула и его глубина подобраны правильно, если: 2/3 длины ваших бедер

находятся на сиденье; · стопы без напряжения касаются пола.

Если

размер

стула

не

подходит,

следует

использовать

различные

приспособления (подушки, подставки для ног), для того чтобы биомеханика

тела была правильной.

Правильная биомеханика тела в положении стоя

Правильная

биомеханика

тела

в

положении

стоя

заключается в следующем:

1. колени должны быть расслаблены так, чтобы коленные

суставы двигались свободно;

2. масса тела должна быть распределена равномерно на

обе ноги;

19

3. ступни должны быть расставлены на ширину плеч;

4. для того чтобы снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника,

встаньте

прямо

и

напрягите

мышцы

живота

и

ягодиц;

голову

при

этом

следует

держать

прямо,

чтобы

подбородок

находился

в

горизонтальной

плоскости;

5. расположите плечи в одной плоскости с бедрами.

Запомните!!! Для того чтобы повернуться, находясь в положении стоя,

вначале поверните ступни так, чтобы за ними следовал корпус тела. Не

начинайте поворот с поясницы!

Правильная биомеханика при поднятии тяжестей

Правильная

биомеханика

при

поднятии

тяжестей

заключается

в

следующем:

1. перед поднятием тяжестей расположите стопы

на расстоянии 30 см друг от друга, выдвинув одну

стопу слегка вперед (этим достигается хорошая опора и

уменьшается опасность потери равновесия и падения);

2.

встаньте

рядом

с

человеком,

которого

вам

нужно будет поднимать, так, чтобы вам не нужно было

наклоняться вперед;

3. прижимайте поднимаемого человека к себе в

процессе подъема;

4. сгибайте только колени, поднимая человека,

сохраняя туловище в вертикальном положении;

5. не делайте резких движений.

Запомните!!! Для того чтобы повернуться, сначала поднимите груз, а

затем, опираясь на стопы, плавно поворачивайтесь, не сгибая туловища, до

тех

пор,

пока

груз

находиться

у

вас

в

руках.

Используя

правильную

биомеханику тела, медицинский персонал обеспечивает себе безопасность, а

стало быть, сохраняет свое здоровье.

Подготовка к поднятию (перемещению) пациента

Если передвижением пациента заняты два и более человек, желательно,

чтобы они были одного роста.

Если во время передвижения необходимо подставить (убрать) судно

или держать дренажный мешок, поврежденную конечность, дополнительно

нужен еще человек.

Кто

будет

выполнять

роль

лидера,

давая

ясные

указания

всем

участвующим в перемещении и объяснять пациенту ход процедуры?

Насколько

безопасна

окружающая

обстановка?

(Следует

убрать

предметы,

в

том

числе

стулья,

стойки

с

капельницами,

каталку,

кровать

поставить

на

тормоз,

по

возможность

поднять

(опустить)

кровать

или

каталку, приготовить или заменить постельное белье).

Какова окружающая обстановка? (Воду на полу, тапочки пациента,

20

упавшие предметы следует убрать).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Доклады опережающего задания по теме: «Правильная биомеханика»

Доклад 1 «Эргономика»

Термин «эргономика» был принят в Англии в 1949 г. Произошел он от

сочетания

двух

греческих

слов:

«эргон»

-

работа,

«номос»

-

закон.

В

буквальном

переводе

он

означает:

закономерности

функционирования

человека во время работы.

Эргономика

это

отрасль

науки,

изучающая

трудовые

процессы

с

целью

оптимизации

орудии,

условий

труда,

повышения

эффективности

трудовой деятельности человека и сохранения его здоровья.

В

настоящее

время

она

включает

в

себя

не

только

сферу

производственной деятельности человека, но и спорт, домашнюю работу,

уход за ребенком, обучение и тренинг, социальную работу, услуги в сфере

здравоохранении, а также виды деятельности, связанные с контролем за

техническими системами или адаптацией к ним.

Эргономика как наука подразделяется на макро- и микроэргономику.

-

Макроэргономика

занимается

проектированием

социотехнических

систем. Уровень постановки рабочих задач - общеорганизационный.

- Микроэргономика- исследует взаимоотношения между человеком и

техникой на основе изучения возможностей человека и их использования в

трудовых процессах.

Медицинская эргономика - прикладная дисциплина, один из разделов

профессиональной эргономики, изучающий особенности трудовых процессов

в медицине.

Занимается разработкой:

наиболее

оптимальных

алгоритмов

движения

в

ходе

выполнения

медицинских манипуляций;

• орудии труда; облегчающих труд медицинских работников;

• оптимальных условий труда на рабочем месте.

Целью

медицинской

эргономики

как

науки

является

повышение

эффективности труда медицинских работников и сохранение их здоровья.

Она сформировалась на базе таких дисциплин как анатомия, физиология,

психология.

21

Доклад 2 «Вспомогательные средства перемещения пациента»

В

последнее

время

появилось

простое

в

обращении

вспомогательное

устройство Easyslide. Немного истории. 25 лет назад норвежский врач Хель

Рейсет получил травму позвоночника, перекладывая тяжелого пациента. Это

заставило его задуматься над проблемой перемещения больных. Результатом

четырехлетних

исследований

и

экспериментов

стало

изобретение

из

уникального

синтетиче ского

материала,

обладающего

низ ким

коэффициентом

трения.

Этот

материал

и

лег

в

основу

гениального

изобретения - Easyslide.

Простейшее

изобретение

позволяет

без

особых

усилий

перемещать

пациента

с

кровати

на

каталку,

с

каталки

на

кровать,

операционный,

массажный,

перевязочный,

рентгеновский

столы,

а

также

передвигать

пациента в кровати для осуществления ухода за ним и т. п.

Оценив

проблему

в

отношении

обращения

с

пациентом,

медицинский

работник должен использовать любое подходящее или имеющееся в наличии

вспомогательное средство или подъемное устройство.

К ним относятся:

макси-слайд - большая скользящая простыня фирмы Ацо;

макси-тьюб - скользящая простыня, сшитая в виде рукава или трубы,

фирмы Ацо;

макси-трансфер -тонкий скользящий матрац, сшитый в виде рукава или

трубы,

размером

в

человеческий

рост.

Используется

для

перемещен

ия

пациента с одной горизонтальной поверхности на другую;

ручной слит - эластичная пластина синего цвета, с двумя прорезями для рук

с

каждой

стороны,

размером

510x205x3

мм,

изобретенная

доктором

Д.

Троупом из стабилизированного полимерного материала, выдерживающего

нагрузку в 1500 кг. Применяется при перемещении пациента;

ручной

«утюг»

(«колодка»)

-

специальное

прямоугольное

деревянное

приспособление с ручкой, напоминающее утюг. Помогает увеличить длину

руки и площадь опоры. Используется для перемещения пациента в постели;

флекси-диск - приспособление, состоящее из двух взаимно вращающихся

дисков

для

перемещения

пациента

путем

поворота.

Изготавливается

из

различных материалов. Подкладывается под ступни или под ягодицы, а также

веревочную лестницу, трапецию («обезьяний шест»), вращающиеся диски,

страховочные пояса, подъемники. Важно научиться практическим навыкам

перемещения

пациентов

с

использованием

всех

представленных

видов

оборудования.

Медицинский

работник

должен

использовать

в

своей

практике

поддерживающий пояс и другие устройства

Существует насколько разновидностей Easyslide:

• стандартный - для перемещения с одной поверхности на другую (рис.

1);

• Turn-slide - модель, с помощью которой пациента можно регулярно

22

поворачивать в постели (рис. 2);

Minislide

предназначен

для

пациентов,

обладающих

некоторой

подвижностью. Позволяет им самостоятельно переместиться с кровати в

кресло, на стул, из автомобиля - на кресло-каталку (рис. 3);

Рис.1. стандартный Easyslide

Рис.2. Turn-slide Easyslide

Рис.3. Minislide Easyslide

23

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Практическая часть. Самостоятельная работа студентов

Сейчас

вам

будет

представлен

фрагмент

видеофильма

по

теме

«Правильная биомеханика», после просмотра, которого вы разобьетесь на пары

для выполнения алгоритмов перемещения с учетом правил биомеханики.

Просмотр видеофильма.

Инструктаж: сейчас мы будем отрабатывать алгоритмы перемещения пациента.

Для этого вам необходимо разбиться на пары, где один из вас будет исполнять роль

пациента, второй - медицинской сестры. После выполнения всех заданий

необходимо поменяться ролями.

Просмотрев видеоролик и пользуясь алгоритмом отработать методику

перемещения пациента.

Правила перемещения пациентов

Прежде чем перемещать пациента ответьте на вопросы

1.

Какова цель перемещения?

2.

Каково состояние пациента?

3.

Какова масса пациента?

4.

Какие вспомогательные средства у вас есть?

5.

Какой способ передвижения наиболее оптимален, сколько человек

должно в нем участвовать?

6.

Кто выполняет роль лидера (если в перемещение занято два и более

человек)?

7.

Насколько безопасна окружающая среда (оценить влажность пола,

наличие посторонних предметов, стоящих на пути передвижения)?

Правильное положение ног

Встать в положение ноги врозь, соблюдая равновесие между массой

тела пациента и направлением движения. Одну ногу поставить рядом с

пациентом, чтобы принять массу его тела в начале перемещения, другая нога

находится в направлении движения и готова принять на себя массу тела

пациента.

Если

приходится

поднимать

пациента

с

пола,

его

тело

должно

находиться между ногами медицинской сестры, присевшей на корточки в

начале подъема. Никогда не поднимайте пациента сбоку от себя!

Положение пациента

Прежде

чем

перемещать

пациента

нужно

придать

ему

удобное

положение.

Положение рук медсестер

24

Выбранный способ удерживания при перемещении зависит от наличии

болезненных участков у пациента.

Положение спины и позвоночника медсестры

Спина прямая, плечи находятся и одной плоскости с тазом,

при поднятии

пациента одной рукой - другая (свободная) поддерживает равновесие.

Работа в бригаде

Перемещение пациента может быть успешным только при выполнении

определенных условий:

- роль лидера выполняет - один человек;

- действия членов бригады должны быть согласованы;

- самый сильный член бригады поднимает наиболее тяжелую часть тела

пациента - таз и бедра пациента.

Способы удерживания пациента

1.

Запястный, или

единичный, захват.

Правой кистью обхватите

спереди правое запястье

вашего помощника .

Уменьшается нагрузка

на медсестру,

поднимающую пациента.

Обеспечивается

возможность надежного

поднятия пациента.

2.

Двойной запястный

захват.

Обхватите правой кистью

область правого запястья

своего помощника, располагая

кисть на передней

поверхности (помощник де-

лает то же самое).

Более надежный и безо-

пасный способ удержива-

ния, чем единичный зах-

ват. Обеспечивается безо-

пасность пациента,

уменьшается нагрузка на

медсестру, поднимающую

пациента.

3.

Захват рукой.

Возьмите правой рукой

правую руку вашего

помощника, как при

рукопожатии.

Этот захват не очень

надежен, т.к. руки могут

расцепиться, особенно

если они влажные.

4.

Захват пальцами.

Обхватите правой рукой I —

IV пальцы друг друга.

Этот захват не очень

надежен, т.к. он может

быть болезненным,

особенно если у кого-то

из пары медсестер острые

ногти.

5.

Захват

«ладонь

в

л а д о н ь »

с

з а х в а т о м

большого пальца.

О бх в ат и т е

п р а в о й

р у к о й

с в е р х у

к и с т ь

помощника

с

фикс ацией

большого пальца.

Обеспечивается

возможность надежного

поднятия пациента.

6.

Захват «Стульчик»

Один фиксирует свою правую

руку на своём же левом

запястье, а левую руку

Обеспечивается

возможность надежного

перемещения пациента.

25

фиксирует на правом запястье

второго.

Удерживание пациента

1 .

Удерживание

пациента

методом

«захват

при

поднятом

локте»

(выполняется одной сестрой, пациент может помочь).

Использование:

поддержка

и

перемещение

пациента,

способного

оказать помощь.

1.

Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает

и получить его согласие на проведение.

2.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.

3.

Встать сбоку от пациента, сидящего на стуле (низкой кровати)

лицом

к

нему:

одну

ногу

поставить

рядом

со

стулом,

другую,

слегка

развернув стопу, впереди ног пациента, фиксируя своей ногой его колени.

4.

Убедиться, что вы можете свободно перемещать массу своего тела

с одной ноги на другую и стоите удобно.

5.

Попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперед так,

чтобы

одно

плечо,

находящееся

ближе

к

вам,

твердо

упиралось

в

ваше

туловище.

6.

Наклониться слегка вперед за спиной пациента и крепко охватить

его за локти, поддерживая их снизу.

7.

Подставить

другое

плечо

так,

чтобы

другое

плечо

пациента

упиралось в вашу руку.

1.

Удерживание

пациента

методом

«подмышечный

захват»

(выполняется одной сестрой, пациент может помочь).

Использование:

поддержка

и

перемещение

пациента,

способного

оказать содействие.

1.

Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает

и получить его согласие на проведение.

2.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.

3.

Встать

сбоку

лицом

к

сидящему

на

стуле

(низкой

кровати)

пациенту: одну ногу поставить рядом со стулом, другую, слегка развернув

стопу, - впереди ног пациента, фиксируя его колени своей ногой.

4.

Подсунуть кисти в подмышечные впадины пациента: одну кисть в

направлении

спереди

-

назад,

ладонью

вверх,

большой

палец

вне

подмышечной впадины; другую - в направлении сзади - вперед, ладонью

вверх, большой палец снаружи, вне подмышечной впадины.

5.

Убедиться, что вы свободно перемещаете массу тела с одной ноги

на

другую

и

стоите

удобно.

Попросить

пациента

(или

помочь

ему)

наклониться

вперед

так,

чтобы

то

плечо,

которое

ближе

к

вам,

твердо

упиралось в ваше туловище.

26

2.

Удерживание

пациента

за

пояс

(выполняется

одной

сестрой,

пациент может помочь).

Использование:

поддержка

и

перемещение

пациента,

способного

оказать содействие.

1.

Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает

и получить его согласие на проведение.

2.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.

3.

Встать сбоку лицом к пациенту. Одну ногу поставить рядом с его

ногой, другую — впереди его ног, фиксируя колени.

4.

Подвести большие пальцы обеих рук за пояс брюк пациента (юбки

пациентки),

затем

охватить

одежду

всеми

пальцами

(Можно

надеть

на

пациента дополнительно широкий ремень.)

5.

Убедиться, что ремень надежно застегнут.

6.

Попросить

пациента

поддержать

себя,

положив

руки

вам

на

поясницу или охватив вас за ремень.

Перемещение пациента

1.

прием «Захват через руку»

(

выполняет один человек, пациент может

помочь)

Цель перемещения: Поддержка и перемещение сползающего пациента к

спинке стула или кресла.

Последовательности перемещения:

1.

Объяснить пациенту последовательность

выполнения приема, убедиться, что он его понимает,

получить согласие пациента.

2.

Оценить состояние пациента и окружающую

обстановку.

3.

Попросить пациента скрестить руки и

прижать их к груди (если одна рука ослаблена, пациент

охватывает запястье слабой руки более сильной).

27

4.

Встать сзади пациента (кресла или стула, на котором он сидит),

5.

Провести свои руки под мышки пациента и взяться своими руками за

среднюю треть предплечий или запястья пациента.

6.

Упереться согнутыми коленями в спинку стула или кресла, на «выдохе»

подтянуть пациента к спинке стула.

2.

п р и е м «При

помощи

раскачивания

и

удерживания

за

пояс»

(выполняет один человек, пациент может помочь).

Последовательности перемещения:

1.

Объяснить пациенту последовательность

выполнения приема, убедиться, что он ею понимает,

получить согласие пациента.

2.

Оценить

со стояние

пациента

и

окружающую обстановку.

3.

Встать лицом к пациенту, одной ногой

фиксировать

стопы

пациента,

другой

ногой

фиксировать ножку стула.

4.

Попросить пациента наклониться вперед

5.

Взяться обеими руками за пояс брюк

(юбки)

пациента. (Можно

надеть

на

пациента

широкий пояс)

6.

Начать плавное раскачивание, перемещая

массу своего тела взад-вперед, удерживая пациента рядом с собой

7.

Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать

8.

Поднять пациента

3.

прием «Подмышечный захват» (выполняет один человек, пациент может

помочь).

Последовательность перемещения:

1.

Объяснить пациенту последовательность

выполнения приема, убедиться, что он его понимает,

получить

согласие

пациента.

Оценить

состояние

пациента и окружающую обстановку.

2.

Встать сбоку, лицом к сидящему на стуле (или

низкой кровати) пациенту. Одну ногу поставить рядом со

стулом, другую, слегка развернув стопу - впереди ног

пациента, фиксируя его колени своей ногой.

3.

Подвести кисти в подмышечные впадины

пациента.

4.

Одну кисть в направлении спереди - назад,

ладонью вверх, большой палец вне подмышечной

впадины

5.

Другую руку в направлении сзади - вперед,

ладонью

вверх,

большой

палец

снаружи,

вне

28

подмышечной впадины.

6.

Убедиться, что вы свободно перемещаете массу тела с одной ноги на

другую и стоите удобно. Попросить пациента наклониться вперед так, чтобы то

плечо, которое ближе к вам, упиралось в ваше туловище.

7.

Поднять пациента.

Поддерживание пациента при ходьбе

(выполняет один человек)

Последовательность перемещения:

1.

Объяснить

пациенту

последовательность

выполнения

приема,

убедиться, что он его понимает, получить согласие

пациента.

2.

О ц е н и т ь

с о с т оя н и е

п а ц и е н т а

и

окружающую обстановку (нужны ли вспомогательные

средства - трость, костыли, ходунки).

3.

Встать рядом с пациентом. Применить

«Захват большими пальцами», держать правую руку

пациента в своей правой руке (или левую в левой). Рука

пациента прямая, опирается ладонью на ладонь сестры

при сомкнутых в замок больших пальцах.

4.

Поддерживать другой рукой пациента под

локоть или под мышкой, или обхватить пациента за

талию.

5.

Встать как можно ближе к пациенту,

поддерживая его колени правой ногой (если сестра стоит

справа), если пациент чувствует себя неуверенно.

6.

Передвигаться рядом с пациентом.

Перемещение пациента с помощью подкладной пеленки к краю кровати

(выполняют два человека)

Цель перемещения:

Смена белья. Как предварительный этап для других перемещений.

Последовательность перемещения:

1.

Объяснить

пациенту

последовательность

выполнения

приема,

убедиться, что он его понимает, получить согласие пациента.

2.

Оценить состояние пациенту и окружающую обстановку. Закрепить

тормоза кровати.

3.

Убедиться, что пациент лежит посередине кровати горизонтально.

4.

Встать с двух сторон кровати.

5.

Попросить пациента поднять голову (если он не в состоянии это

сделать, бережно поднять ее), положить подушку к изголовью кровати.

6.

Края подкладной пеленки скатать в рулон по направлению к пациенту до

тех пор, пока ваши руки не коснуться тела пациента.

7.

Положить перед собой, на освободившуюся часть кровати, пеленку.

29

8.

Ваш помощник встает в положение ноги врозь, одна нога впереди,

колени слегка согнуты.

9.

Встать как можно ближе к кровати, поставить одно колено на пеленку,

лежащую на кровати, другая нога плотно стоит на полу.

10.

Взяться за края скатанной пеленки ладонями вверх.

11.

На счет «три» поднять пациента и переместить его к краю кровати,

используя подкладную пеленку:

- передвигать медленно, без рывков, поднимая достаточно высоко, чтобы

пациент не скользил по кровати

- во время подъема переносить свой вес с ноги, стоящей на полу, на колено,

стоящее на кровати

- ваш помощник переносит свой вес с ноги, выдвинутой вперед, на ногу,

отставленную назад.

12.

Подложить под голову и шею пациента подушку.

13.

Заправить края подкладной пеленки.

Перемещение пациента к изголовью кровати (выполняет один человек,

пациент может помочь)

Последовательность перемещения:

1.

Объяснить пациенту последовательность выполнения приема,

убедиться, что он его понимает, получить согласие пациента.

2.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить

тормоза кровати.

3.

Убедиться, что пациент лежит посередине кровати горизонтально.

4.

Попросить пациента поднять голову (если он не в состоянии это

сделать, аккуратно поднимите ее), убрать подушку и положить ее к изголовью

кровати.

5.

Поставить ноги на ширину плеч. Развернуть носок, ближайшей к

изголовью ноги, в сторону изголовья.

6.

Попросить пациента согнуть колени и плотно прижать стопы к матрацу,

а руки - к кровати, ладонями вниз.

7.

Положить одну руку под плечи пациента, другую под ягодицы. Не

30

наклоняться вперед, держать спину ровно. Согнуть свои ноги в коленях.

8.

Попросить пациента, оттолкнуться от кровати стопами и ладонями на

счет «три» или попросить пациента взяться руками за изголовье кровати. На счет

«три», помочь сестре, подтянув себя вверх.

9.

Раскачиваясь, посчитать до «трех» и перенести массу тела на ногу,

близкую к изголовью, перемещая туда пациента.

10.

Повторять эти действия до тех пор, пока пациент не займет

необходимое положение. Перемещать постепенно, на небольшое расстояние, чтобы

не повредить спину.

11.

Поднять голову и плечи пациента и подложить подушку.

Перемещение пациента к изголовью кровати с помощью простыни

(выполняет один человек)

Последовательность перемещения:

1.

Объяснить пациенту последовательность

выполнения

приема,

убедиться,

что

он

его

понимает, получить согласие пациента.

2.

Оценить состояние пациента и окружающую

обстановку. Закрепить тормоза кровати.

3.

Вытащить края простыни из-под матраца.

4.

Убрать подушку и положить ее рядом.

Опустить изголовье кровати.

5.

Встать у изголовья кровати, расставит ноги на

ширину плеч и поставит одну ногу немного вперед.

Над изголовьем не наклоняться.

6.

Скатать простыню около головы и плеч

пациента. Попросить его согнуть колени (если это

возможно) и прижать стопы к матрацу.

7.

Взять двумя руками, ладонями вверх, скатанные простыни с двух сторон

от изголовья.

8.

Согнуть ноги в коленях, держать спину ровно!

31

9.

На счет «три», отклонив корпус назад, подтянуть пациента к изголовью

кровати.

10.

Подложить подушку под голову, расправить простыню.

Перемещение беспомощного пациента к изголовью кровати (выполняет

один человек)

Последовательность перемещения:

1.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.

2.

Если

пациент

в

сознании,

объяснить

ему

последовательность

выполнения приема, убедиться, что он его понимает, получить согласие пациента.

3.

Закрепить тормоза кровати.

4.

Положить пациента горизонтально (подушку убрать, поставив ее к

изголовью кровати).

5.

Начать перемещение с ног пациента, передвинуть по диагонали ноги

пациента к изголовью.

6.

Передвинуть по диагонали таз пациента к изголовью.

7.

Подвести одну руку под шею пациента, поддерживая его плечо, а

другую под спину пациента, передвинуть голову и верхнюю часть туловища

пациента по диагонали к изголовью,

8.

Перейти на другую сторону кровати, повторяя предыдущие операции,

пока тело пациента не достигнет желаемой высоты.

9.

Переместить пациента на середину постели, поочередно передвигая

верхнюю часть тела, таз, ноги.

10.

Поднять голову и плечи пациента и подложить подушку. Убедиться, что пациент

удобно лежит.

Перемещение пациента в положение «На бок»

(выполняет один человек)

Последовательность перемещения:

1.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.

2.

Если

пациент

в

сознании,

объяснить

ему

последовательность

выполнения приема, убедиться, что он его понимает, получить согласие пациента.

3.

Передвинуть пациента ближе к краю кровати, противоположного тому,

куда его будут поворачивать.

4.

Скрестить руки пациента на груди.

5.

Если поворачиваете пациента на правый бок, необходимо подвести

левую ногу под правое колено.

32

6.

Положить свою левую руку на левое плечо пациента, а свою правую

руку на колено левой ноги.

7.

Повернуть пациента на бок.

8.

Пациент не должен лежать на своей руке. Руки пациента слегка согнуты.

Под руку, находящуюся сверху, положить подушку.

9.

Под полусогнутую ногу пациента, находящуюся сверху, положить

подушку (от паховой области до стоп).

10.

Положить для упора, валик под стопы пациента.

11.

Убедиться, что пациент лежит удобно.

Перемещение пациента из положения «Лежа на боку» в положение

«Сидя на кровати с опущенными ногами» (выполняет один человек)

Последовательность перемещения:

1.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.

2.

Объяснить

пациенту

последовательность

выполнения

приема,

убедиться, что он его понимает, получить согласие пациента.

3.

Закрепить тормоза кровати.

4.

Встать напротив пациента: леву руку подвести под плечи, правую - под

колени. Согнуть ноги в коленях. Не наклоняться!

5.

Поднять пациента, опуская его ноги вниз и одновременно поворачивая

его корпус на постели под углом 90°,

6.

Усадить пациента, придерживая одной рукой за плечо, а другой - за

33

корпус.

7.

Убедиться, что пациент садит устойчиво. Подложить упор для спины.

8.

Надеть пациенту тапочки, если его ноги касаются пола или подставить

под ноги скамейку.

Перемещение пациента из положения «Сидя на кровати с опущенными

ногами» на кресло-каталку со съемную подставку для ног (или стул)

(выполняет один человек, пациент может помочь)

Последовательность перемещения:

1.

Объяснить пациенту последовательность выполнения приема, убедиться,

что он его понимает, получить согласие пациента.

2.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.

3.

Закрепить тормоза кровати.

4.

Поставить кресло-каталку (стул) рядом с кроватью. По возможности,

опустить кровать до уровня кресла-каталки.

5.

У кресла-каталки отодвинуть подставку для ног, закрепить тормоза

6.

Встать с той стороны, где находится кресло-каталка (стул)

7.

Использовать один из способов поднятия и удержания пациента.

Поставить пациента на ноги, поворачиваться с ним до тех пор, пока не окажетесь

спиной к креслу-каталке.

8.

Попросите пациента сказать вам, когда он коснется края кресла-каталки.

9.

Опустить пациента в кресло-каталку:

- согнув свои колени, придерживать ими колени пациента

- держать спину прямо

34

- пациент может помочь, если положит руки на подлокотники кресла-каталки.

10.

Опустить пациента убедиться что он надежно сидит, снять тормоз.

)

Размещение

пациента

в

кресле-каталке (выполняют два человека

Последовательность перемещения:

1.

Объяснить

пациенту

последовательность

выполнения

приема,

убедиться, что он его понимает, получить согласие пациента.

2.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.

3.

Закрепить тормоза на кресле-каталке.

4.

Встать сзади кресла-каталки, за спиной у пациента.

5.

Одна сестра поддерживает голову пациента своей грудной клеткой.

Упирается согнутыми коленями в спинку кресла и делает «Захват через руку».

6.

Вторая

сестра

приседает

на

одно

колено

сбоку

от

пациента,

приподнимая его бедра.

7.

Положить бедра пациента на свое колено.

8.

Сказать пациенту, что на счет «три» вы подвинете пациента к спинке

кресла.

9.

На счет «три»:

- одна сестра слегка приподнимает бедра пациента и передвигает их по

направлению к спинке кресла

- вторая сестра подтягиваете пациента к спинке

кресла, используя скольжение.

10.

Убедитесь, что пациент сидит удобно.

Примечание: при размещении пациента в кресле-

каталке,

под

спину,

ягодицы

и

стопы

помещают

поролоновые подушки или прокладки толщиной до 10

35

см.

Перемещение пациента из положения «Сидя на стуле» в положение

«Лежа на кровати» (выполняет один человек)

Последовательность перемещения:

1.

Объяснить

пациенту

последовательность

выполнения

приема,

убедиться, что он его понимает, получить согласие пациента.

2.

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить

тормоза кровати.

3.

Провести поднятие и удерживание пациента одним из известных вам

способов.

4.

Поворачиваться с пациентом до тех пор, пока он бедрами не коснется

края кровати.

5.

Посадить пациента на кровать. Встать сбоку, лицом к нему. Расставить

ноги на ширину плеч. Согнуть колени. Держать спину прямо!

6.

Подвести руку под колени, другой рукой охватить плечи пациента.

7.

Поднять ноги пациента на кровать, разворачивая его туловище на 90°,

опустить голову на подушку.

8.

Укрыть пациента, убедиться, что он лежит удобно.

36

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Задания по карточкам

по теме: «Правильная биомеханика».

Вам необходимо выполнить несколько заданий.

Решите тест

Выберите один правильный ответ

1. Для того, чтобы повернуться, находясь в положении стоя, вначале

необходимо повернуть:

1) корпус;

2) голову;

3) плечевой пояс;

4) ступни.

2.

Обувь,

не

представляющая

опасности

для

медсестры

при

перемещении пациента:

1) тапки - шлепанцы;

2) босоножки;

3) кроссовки;

4) туфли на каблуке.

3. Верхняя планка для стула должна располагаться:

1) выше лопаток;

2) на уровне поясницы;

3) под лопатками;

4) в любом месте.

4. Точка в теле человека, через которую проходят все действующие силы,

называется:

1) дегенерация;

2) равновесие;

3) центр тяжести;

4) основание.

5. Идеальная осанка – это:

1) вертикальная линия, проходящая через центр тяжести и находящаяся в

пределах основания;

2) площадь опоры, необходимая для сохранения равновесия;

3) способ, помогающий человеку или предмету двигаться и не падать;

4) хорошо сбалансированное положение тела, требующее минимум усилий

для того, чтобы тело оставалось прямым.

6.

Для

уменьшения

усилий,

прикладываемых

при

подъеме

тяжести,

предмет необходимо приблизить к себе на:

1) 5 сантиметров;

2) 15 сантиметров;

3) 10 сантиметров;

37

4) вплотную.

7.При подъеме тяжести необходимо максимально использовать мышцы:

1) рук;

2) ног;

3) спины;

4) плечевого пояса.

8. Спина при подъеме и перемещении должна быть:

1) прямая;

2) наклонена вперед;

3) наклонена назад;

4) наклонена в сторону перемещения.

9.Площадь опоры, необходимая для сохранения равновесия, называется:

1) основание;

2) сила тяжести;

3) идеальная осанка;

4) равновесие.

10. Easyslide – это:

1) гладкая доска;

2) вращающий круг;

3) труба;

4) плотный матрас.

особенностей человеческого тела.

2. Подпиши виды захвата

1.

1.

2.

2.

3.

4.

38

5..

6.

3.

Найди соответствие

1. прием «Захват через руку»

а

2. прием «Подмышечный захват»

б

3.

п р и е м « П р и

п о м о щ и

раскачивания

и

удерживания

за

пояс»

в

4.

Перечислите

известные

Вам

приспособления

для

облегчения

перемещения пациентов__________________________________________

39

ПРИЛОЖЕНИЕ №9

Эталоны ответов на задания по карточкам:

«Правильная биомеханика».

1.

Эталоны ответов теста

номер вопроса

вариант ответа

номер вопроса

вариант ответа

1

4

6

4

2

3

7

2

3

3

8

1

4

3

9

1

5

4

10

3

2. Подпиши виды захвата

1.

Запястный, или единичный, захват.

2.

Двойной запястный захват.

3.

Захват рукой.

4.

Захват пальцами.

5.

6.

Захват «ладонь в ладонь» с захватом большого

пальца.

7.

Захват «Стульчик»

3. 1-в, 2-а, 3-б.

4 . Скользящая простынь, скользящая простыня, сшитая в виде рукава или

трубы,

тонкий

скользящий

матрац, флекси-диск,

ручной

«утюг»,

поддерживающий пояс.

ПРИЛОЖЕНИЕ №10

Критерии оценки к заданиям по карточкам:

40

«Правильная биомеханика».

Оценка 5 «отлично» - ставится в случае, если студент ответил на 90%

вопросов,

допустил

0-1

ошибку,

если

студент

выполнил

все

задания

с

незначительными неточностями.

Оценка 4 «хорошо» - ставится, в случае если студент ответил на 80%

вопросов, допустил 2-3 ошибки, если студент выполнил не менее 2 заданий.

Оценка 3 «удовлетворительно» - студент ответил на 70% вопросов,

допустил 4-5 ошибок, если студент допустил существенные ошибки.

Оценка 2 «неудовлетворительно» - ставится, в случае если, студент

ответил менее чем на 60% вопросов, допустил более 6 ошибок, если не

выполнил письменные задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ №11

41

Оценочный лист

ФИО студента

Оценка за

опорные

знания

Оценка за

опережающее

задание

Оценка за

выполнение

алгоритмов

Оценка за

задание по

карточкам

Итоговая

оценка

ПРИЛОЖЕНИЕ №12

Задания внеаудиторной самостоятельной работы по теме:

«Правильная биомеханика»

42

1.

Повторите

понятия

и

термины,

используя

учебник

Мухиной

С.А

и

Терновской И. И. Подготовьтесь к терминологическому диктанту.

2.

Составить

памятку

по

биомеханики

тела

медицинской

сестры

при

перемещении пациента.

ПРИЛОЖЕНИЕ №13

Литература

Основная:

43

1 . Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»:

учебник /Мухина С.А. Тарновская И.И. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010г., 352-

с.

2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум. Серия «Медицина

для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2011 г., 480-с.

3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова,

О.В. Чернова; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина.- Издание 8-ое. - Ростов н/Д:

Феникс, 2007г. (Медицина для вас). 260- с.

Дополнительная:

1. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи /Морозова Г.И. - М.:

ГЭОТАР- Медиа, 2015г., 240-с.

2 . Ослопов

В.Н.,

Богоявленская

О.В.

«Общий

уход

за

больными

в

терапевтической

клинике»

Учебное

пособие

для

ВУЗов.

Москва,

Издательская группа «ГЭОТАР-медиа», 2006г., 178 - с.

3.

Учебно-методическое

пособие

по

основам

сестринского

дела:

Для

студентов

мед.

училищ

и

колледжей

/

Басихина

Т.С.,

Коноплева

Е.Л.,

Кулакова Т.С. [и др.]; Под ред. А.И. Шпирина; М-во здравоохранения Рос.

Федерации. Гос. образоват. учреждение "Всерос. учеб.-науч.-метод. Центр по

непрерыв. мед. и фармацевт. образованию". - М. : ГОУ ВУНМЦ, 2003г. (ГУП

Смол. полигр. комб.). 719- с.

4. Широкова Н. В. и др. Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций:

учебное пособие, Москва, Издательство группа «Гэотар-Медиа», 2013г., 155-

с.

44



В раздел образования




Яндекс.Метрика