Автор: Чупина Лидия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация дифференцированного подхода на уроке иностранного языка на примере приемов ТРИЗ"
Раздел: среднее образование
Реализация дифференцированного подхода на уроке иностранного языка
на примере приемов ТРИЗ
Чупина Л. В.,
учитель английского языка
МБОУ « СОШ №12» г. Ангарск.
Образование в Российской Федерации – это единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом
и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества о государства, а
также совокупность приобретенных знаний, умений и навыков. За последние
годы в российском образовании произошли серьезные изменения, в том
числе принята «Концепция модернизации российского образования».
Большой энциклопедический словарь толкует термин «модернизация» как
изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.
Модернизация образования – это комплексное, всестороннее обновление
всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной
деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Основные
задачи модернизации российского образования – повышение её
доступности, качества и эффективности.
В условиях модернизации образования учителя стараются использовать в
своей работе эффективные подходы обучения. Среди них
дифференцированный подход в обучении иностранному языку. Под
дифференцированным обучением обычно понимают форму организации
учебной деятельности для различных групп учащихся. В условиях классно –
урочной системы, когда в классе находятся дети с разными способностями,
интересами, разным психическим и физическим развитием для обеспечения
эффективного обучения необходим дифференцированный подход к нему.
Сегодня я хочу поделиться опытом реализации дифференцированного
подхода на примерах приемов ТРИЗ в обучении иностранному языку
(английскому).
Школа №12 города Ангарска является членом «Международной ассоциации
ТРИЗ». ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, разработанная
Генрихом Сауловичем Альтшуллером , в середине прошлого столетия.
Изначально, данная теория не имела отношения к детям. Но со временем,
ТРИЗ успешно «осела» в разных сферах жизни, в том числе и в педагогике.
Сущность ТРИЗ – это решение так называемых «открытых задач», то есть
задач, не имеющих единственно правильного решения. Формула закрытой
задачи : четкое условие + утвержденный способ решения + единственный
правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утвержденного способа
решения – снижение оценки. А жизнь требует умения решать задачи другого
типа. Это задачи, в которых не всегда понятно условие, нет четкого
стандартного пути решения, зато возможны разные варианты ответа. Это
открытая задача. Надо сказать что достаточно трудно сразу приступить к
решению изобретательских задач без развития творческого воображения
(РТВ).
Я хочу рассмотреть несколько приемов ТРИЗ, РТВ с точки зрения
дифференциации в трехступенчатом виде – то есть подача одного (общего)
приема рассчитана на разных учащихся: слабый, средний, сильный.
1 прием «Круги по воде» - применяется в качестве фонетической разминки в
начале урока:
T: What day is it today?
P: Today is Monday
Слово Monday записываем вертикально на доске и начинаем работу:
1 группа
2 группа
3 группа
Называет глаголы, в
которых есть буквы из
данного слова.
Пример: глагол
understand
Составляет
утвердительное
предложение.
Пример: I understand
you
Составляет
Вопросительное и
отрицательное
предложение.
Пример: Do you
understand me?
Таким образом, мы наблюдаем процесс дифференциации от простого к
сложному.
2 прием « Я начну, ты закончи» фонетическая зарядка.
T: [ai], [ai],[ai]
P:
1 группа
2 группа
3 группа
Hазывают слова, в
которых есть данный
Составляет
предложение в прямой
Составляет
предложение в
звук.
Пример: why, bye, hi…
exc
речи
Пример: Mother asks her
daughter, “Why do you
cry?”
косвенной речи
Пример: Mother asks her
daughter why does she
cry.
3 прием «Булавка» стихотворение сочиненное на уроке на примере
модального глагола should
На классной доске написаны слова: shouldn’t, we, show, off, we, seldom, a
sense of humor, should, people, them, offend, respect, should, we, shouldn’t,
then
1 группа
2 группа
3 группа
Составляет простые
предложения.
Пример: We should
respect people.
Составляет простые
предложения.
Пример: We should
respect people.
Представляет
(зачитывает) классу
стихотворение из
полученных
предложений
Пример: We should
respect people, We
shouldn’t offend them,
We should have a sense
of humour.
We shouldn't show off
then.
4 прием «Угадайка» эффективен при работе над лексической стороной речи
на любой стадии изучения иностранного языка
Board: It can jump, but it is not a kangaroo,
It can run, but it is not a dog,
It can swim, but it is not a fish,
It is strong, but it is not an elephant .
Guess who is it?
P: It is a tiger
1 группа
2 группа
3 группа
Зачитывает загадку и
отгадывает ее.
По данному образцу
составляет свою
собственную загадку.
Красочно оформляет
полученную загадку на
большом листе.
5 прием « Путаница»
На доске слова ,в которых перепутаны буквы по трем темам, например: виды
спорта, еда и школьные принадлежности
Geg, foalotbl, peciln, abagbce, elbabasl, rerul
1 группа
2 группа
3 группа
Составляет слова
Egg, football, pencil,
cabbage, baseball, ruler
Делит слова на три
группы
Food Sport School
Составляет связный
рассказ используя
лексику одной из групп
6 прием «Найди слово»
Учащимся предлагается поработать с картинкой в которой спрятаны слова
1 группа
2 группа
3 группа
Находит слова на
картинке
Самостоятельно рисует
картинку но
произвольной теме
( дома) прячет в них
слова
Учащиеся
обмениваются на уроке
своими картинками,
ищут спрятанные слова
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что использование
дифференцированного подхода на примерах приемов ТРИЗ технологий в
современном образовательном процессе позволяет решать множество
практических, развивающих и образовательных задач учителя иностранного
языка, позволяет методически грамотно строить урок. Важно, что
применение данных приемов не требует специальных затрат, достаточно
классной доски ученической тетради. Реализация данных приемов делает
процесс обучения иностранным языкам не скучным, увлекательным и
продуктивным