Напоминание

"Использование игровых приемов обучения в условиях апробации УМК "Байкальский сундучок" в начальных классах"


Автор: Молчанова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Баргузинская сош"
Населённый пункт: С Баргузин, Баргузинский район, Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых приемов обучения в условиях апробации УМК "Байкальский сундучок" в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование игровых приемов обучения в условиях апробации

УМК «Байкальский сундучок» в начальных классах.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань

этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни,

когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа нависла над человечеством и

проблема сохранения того, что мы имеем стала жизненной необходимостью.

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно под этим лозунгом проводятся все

мероприятия в нашей предшколе и первых классах, которые направлены на то, чтобы наши дети

научились любить свою малую Родину. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному

краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его

бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и

психических

возможностей,

начало

становления

личности.

В

этот

период

формируются

первоосновы экологического мышления. Сознания, экологической культуры. Потом поменять

мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.

Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране

окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали аналогом

выживания человека на нашей планете. Результативность деятельности в системе дошкольного

образования

является

прочным

фундаментом

для

последующих

за

ней

ступеней

системы

экологического образования.

Большинство

современных

детей

редко

общается

с

природой.

Огромную

роль

в

экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская

деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает

конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится

прогнозировать

результат,

экспериментировать,

сравнивать,

анализировать,

делать

выводы

и

обобщения,

словом

развивает

познавательные

способности.

Поэтому,

детям

предоставляется

дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу

познания окружающего мира.

Для занятий с детьми на этапе предшкольной подготовки в условиях апробации учебно-

методического комплекса «Байкальский сундучок» был разработан курс «Природа Байкала в

красках».

Цели курса

1.

Создание

условий

для

формирования

у

ребенка

элементов

экологической

культуры

экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам

флоры и фауны;

2.

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания

и

формирование

в

детях

осознанно

правильного

взаимодействия

с

окружающим

его

большим миром природы.

В задачи курса.

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3.

Развивать

умение

делать

выводы,

устанавливая

причинно-следственные

связи

между

объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты

с природными объектами, используя правила

безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила

безопасного труда.

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы:

растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Процесс формирования экологической грамотности

не должен быть стихийным. Он

должен проходить с постепенным расширением познаний ребенка об окружающем мире.

Программа

предшкольной

подготовки

построена

на

основе

ознакомления

с

цветовым

многообразием

природы

с

использованием

изобразительных

средств

выразительности,

направленных на формирование

способности воспринимать

природу как полноправного

субъекта взаимодействия с человеком. После изучения курса «Природа Байкала в красках»

дошкольники обладают определенным уровнем пропедевтических знаний.

Методическими особенностями курса является совмещение теоретического обучения с

преобладанием

игровых

моментов

и

практической

деятельности.

Учащиеся

занимаются

разнообразной

изобразительной

деятельностью:

рисованием,

лепкой,

аппликацией.

Результатами

данной

работы

есть

понимание

ребенком

своего

места

в

природе,

эмоциональное осознание своей связи с живой природой, бережное отношение к животным и

растениям, самооценка ребенком своих поступков. Методами оценки результатов

изучения

курса могут быть: тестирование, решение экологических задач, а самое главное для данного

возраста – творческие работы.

Включение

детей

в

разнообразные

формы

работ,

использование

на

занятиях

игровых

приемов обучения, постепенное расширение представлений дошкольников о природе родного

края и озере Байкал дают возможность перейти на следующую ступень их экологического

образования в 1 классе по программе «Я исследую Байкал»

Литература

1.

Беневольская

Н.А.

Экологическое

воспитание

младших

школьников

на

уроках

изобразительного искусства // Начальная школа – 2009 - №2

2.

Богданец

Т.

Экологические

знания

-

Первое

представление

о

мире

//

Дошкольное

воспитание – 2003 - №12

3.

Буковская Г.В.

Игры, занятия по формированию экологической культуры и младших

школьников. – Москва: 2004



В раздел образования




Яндекс.Метрика