Напоминание

"Умение говорить"


Автор: Янбулатова Раиса Фёдоровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"
Населённый пункт: Челябинская обл., г.Озерск, п.Новогорный
Наименование материала: Статья
Тема: "Умение говорить"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Умение говорить

«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.

Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон)

Исследование

педагогической

и

психологической

литературы

выявили,

что

большая

часть

рабочего

дня

педагога

(66,2%)

протекает

в

обстановке

ситуации

общения

детьми,

родителями,

сотрудниками,

представителями

администрации),

поэтому

сейчас

представляется

наиболее

значимой

проблема

развития

коммуникативной

компетентности

как

профессиональной

ценности

современного

педагога. Современный педагог должен владеть наукой деловых отношений, уметь

вести переговоры, давать интервью, проводить собеседования и презентации, то есть

быть

хорошим

коммуникатором. Успех

в

любом

деле

зависит

на

20%

от

профессиональной

подготовленности

и

на

80%

от

общей

коммуникативной

компетенции. От того, насколько грамотно мы общаемся с окружающими, насколько

правильно доносим свои мысли и аргументируем свою позицию, насколько чувствуем

себя уверенно, зависит успех каждого из нас в любом начинании и деле.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность,

как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и

творить.

Работа

педагога

подразумевает

постоянное

налаживание

контактов

с

родителями и детьми, успешность педагога зависит от умения общаться. Общение –

важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии педагога – его

главный инструмент. Говорят, что «слово лечит», но оно может и «ранить». В общении

педагогу

необходимо

умение

найти

правильное

слово,

правильный

тон,

верную

"пристройку"

к

партнеру,

чтобы

стремление

убедить

в

чем-либо

достигало

необходимой цели.

В общении немалую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно

сказать по-разному.

Я

сделался

настоящим

мастером

только

тогда,

когда

научился

говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, писал А.С.Макаренко

В реальной жизни часто в разговоре мы по интонации с первых слов понимаем,

в каком настроении находится наш собеседник.

Профессиональный

педагог

является

единственным

человеком,

который

большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные

взрослые,

включая

родителей

ребенка,

заняты

своими

профессиональными

проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. А так

как, только творческий учитель может воспитать творческого человека, то особое

внимание

нужно

уделять

активизации

профессионального

и

личностного

самоопределения

самого

педагога,

его

саморазвитию,

а

также

развитию

его

профессионального и творческого потенциалов.

Владение

техникой

общения

помогает

педагогу

организовывать

правильное

поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная

форма общения может привести к конфликту между педагогом и ребенком. Для детей

очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика. На занятиях, когда

педагогу приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о

себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

Чтобы речь воспитателя была более выразительной, он должен умело владеть

голосом,

дикцией,

ритмикой.

Чёткость

произношения

профессиональная

необходимость,

способствующая

правильному

восприятию

детьми

речи

педагога.

Дикция – ясность и чёткость в произношении слов, слогов, звуков.

Трудную часть материала необходимо излагать замедленным темпом, замедляем

речь и тогда, когда нужно сформулировать тот или иной вывод. Для достижения

выразительности

звучания

следует

мастерски

пользоваться

логическими

и

психологическими

паузами.

Без

логических

пауз

речь

безграмотна,

без

психологических

безжизненна.

Монотонная

речь

вызывает

скуку,

понижение

внимания и интереса.

Очень важна в общении позиция личности. Для того, чтобы лучше понять, что

это

такое,

прочувствовать

важность

верного

выбора

позиции

общения,

можно

воспользоваться

методом

«психологической

скульптуры»,

предложенным

американским психологом Вирджинией Сатир.

Чаще всего воспитатель – тот человек, который все умеет, все знает и всему

может научить. Но иногда роль ведущего может взять на себя и ребенок. И вот идет

совместная беседа, обсуждение того, как быть, как лучше сделать, что будет хорошо, а

что плохо. Воспитатель может быть на равных с ребенком, даже когда он его учит.

Кто знает, что такое дистанция общения? Обратимся к уже знакомому нам

методу «психологической скульптуры».

А какую дистанцию общения предпочитаете вы сами? Где вам удобнее сидеть,

разговаривать с начальством? С коллегами? С друзьями? Куда вы садитесь во время

совещаний, педсоветов – поближе к ведущему или подальше от него?

Существует еще одно понятие – Пространство общения..

Попробуйте,

разговаривая,

отвернуться

от

своего

собеседника,

и

пусть

он

сделает

то

же

самое.

А

теперь,

внимательнейшим

образом

рассматривая

то

«пространство», которое оказалось перед вашими глазами, продолжите разговор. Не

так уж это и легко, правда, если перед вами разные «картинки». Вот и с детьми,

находясь в разных позициях, мы видим разные картинки. Более того, взрослые и дети

часто под одними и теми же словами усматривают совершенно разный смысл.

Способность

четко,

уверенно

и

убедительно

излагать

свои

мысли

это

искусство, научиться которому может каждый. Совершенство же достигается только

практикой.

Освоив

необходимые

для

эффективного

общения

навыки

и

обретя

уверенность в себе, вы обеспечите успех своей карьеры и никогда не окажетесь в

ситуации, когда вам не будет хватать слов!

Необходимо помнить – мастерами общения не рождаются, ими становятся!

Использована книга Сваталовой Т.А. «Коммуникативная компетентность педагога»



В раздел образования




Яндекс.Метрика