Автор: Бузулукова Валентина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДСКВ №16"
Населённый пункт: Р. Коми, г. Усинск
Наименование материала: Методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения"
Тема: Методическая разработка : "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Развитие мелкой моторики рук у детей
с нарушением зрения.
Важным качеством для каждого человека является развитие его двигательной активности.
Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем в виду ту часть двигательного развития,
которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.
Совершение точных движений мелкими мышцами рук – это навыки мелкой моторики,
они составляют основу деятельности человека.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи,
мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать занятия по
развитию мелкой моторики с детьми нужно как можно раньше.
В своей работе я использую различные игры и упражнения для развития мелкой
моторики рук у детей с нарушением зрения. Задание подбираю с учетом их постепенно
возрастающей сложности.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в
занимательную игру.
Игры и упражнения , которые я провожу с детьми :
Пальчиковые игры. Такие игры я провожу практически на каждом занятии ,
обязательно со словами, чтобы привлечь внимание детей. Для получения
положительного эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности.
При этом движения могут быть не только динамическими (развивающие
подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный
тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут
быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и
разжимание кулачков..
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, замков. Хорошая
тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая
моторика рук.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает
развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно делать бусы из рябины, орешков, семян
тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития
воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает
огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка.
Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает
общую моторику рук.
Упражнения с морской солью. Насыпаю в небольшую емкость морскую соль и туда
же добавляю фасоль, прошу детей выбрать фасоль или найти небольшие
игрушки..
Лепка из глины и пластилина, пластилинография. Картинки из пластилина дети
очень любят, Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики
рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима -
что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить
сказочный замок из песка или мелких камешков.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других
доступных
материалов.
Кроме
развития
мелкой
моторики
рук
эти
занятия
развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Рисование.
Один из самых простых способов развить мелкую моторику. Рисовать можно как
красками, так и карандашами, фломастерами, мелками. В зависимости от
выбранного способа рисования, малышу придется научиться различной степени
нажима. Ведь чтобы нарисовать штрих краской, особого нажима не требуется, а вот
рисование карандашом требует большей отдачи от детей. Рисование это творческий
процесс, а значит, ребенок будет развивать не только мелкую моторику.
Занятие аппликацией так же поможет детям включиться в творческий процесс и
развить ловкость рук. Маленьким детям можно предложить рвать бумагу на части,
а потом наклеивать. Для начала пусть это будут его собственные «фигуры», а в
дальнейшем помогайте малышу придавать им более правильную форму (квадрат,
круг,
треугольник).
Детям
постарше
можно
предложить
вырезать
фигуры
ножницами и наклеивать их на бумагу. Начните с легких предметов, пусть малыш
вырезает их по нарисованному контуру. Для аппликации можно использовать не
только бумагу, но и вату, макароны, крупу, бусины и многое другое. Все что
позволит вам ваша фантазия.
Мозаика.
Она бывает крупной и мелкой, выбирать нужно в зависимости от возраста ребенка.
Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть предметы. Мозаика очень хорошо
развивает пальчики рук, ведь малышу необходимо научится правильно захватывать
(захват «пинцета») «гвоздик» мозаики и вставлять его в отверстие на площадке.
Для начала пусть малыш просто научится втыкать гвоздики. Усложняйте задания
постепенно,
попросите
малыша
«построить»
дорожку,
расположив
гвоздики
мозаики, рядом друг с другом. А после пройтись пальчиками по дорожке. В
дальнейшем можно составлять целые мозаичные картины.
Сматывание шерстяной пряжи в клубки.
Детям
очень
нравятся
вышеперечисленные
упражнения
и
игры,
они
с
удовольствием занимаются на занятиях и искренне радуются своим успехам.