Автор: Ожогова Жанна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №30
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск–Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативные игры и танцы
Раздел: дошкольное образование
Коммуникативные игры и танцы, используемые на музыкальных
занятиях для детей дошкольного возраста
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с
использованием музыки, основной задачей которых является включение
детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий
для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.
Цель коммуникативных игр:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт,
инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и
выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием
раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного
эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе,
сформированной положительной самооценки.
Ребёнок
становится
личностью
в
результате
общения,
взаимодействия
с
другими
детьми
или
взрослыми.
Понятие
общение
тесно
связано
с
понятием
коммуникация,
которое
подразумевает под собой обмен мыслями, идеями, сведениями и т.д.
Именно
дошкольный
возраст
является
важным
периодом
в
формировании личности ребенка, в том числе и его коммуника-
тивного
развития.
К
концу
дошкольного
периода
у
ребенка
необходимо
сформировать
мотивационную
сферу,
развить
познавательная
активность,
выработать
умение
строить
взаимоотношения
с
детьми
и
взрослыми.
К
сожалению,
у
некоторых дошкольников возникают трудности в общении. Они
могут быть выражены в конфликтах, капризах, прямой агрессии.
Часто
малыши
неадекватно
выражают
свои
эмоции:
страх,
удивление, злобу, обиду, радость. Таким образом, перед педагогами
стоит задача в разных видах детской деятельности создать условия,
которые
способствовали
бы
организации
эмоционально
благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности,
формированию у дошкольников чувства уверенности в своих силах
и
развитию
позитивных
межличностных
отношений
между
сверстниками.
Музыкальная
деятельность
не
я вл я е т с я
исключением. Так как в дошкольном детстве наиболее эффективна
игровая методика, следовательно, для развития коммуникативных
качеств целесообразно использовать игру.
Как и любые коммуникативные игры, музыкальные направлены на
умение
взаимодействовать
с
другими
детьми
или
взрослыми,
сопереживать партнерам по общению, положительно относится к
сверстникам,
уметь
владеть
своими
чувствами.
Кроме
того,
используя
музыкальные
коммуникативные
игры
педагог
решает
задачи,
связанные
с
музыкальным
развитием
дошкольника.
А
именно:
1)приобщение ребёнка к музыкальному искусству
2)воспитание интереса и любви к музыке
3)развитие эмоциональной сферы
4)развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей
5)развитие
музыкальных
способностей
детей
(
чувство
ритма,
ладовое
чувство, тембровый слух, звуковысотность т. д.)
Используя в своей работе игры на развитие коммуникативных
навыков,
музыкальному
руководителю
необходимо
учитывать
следующее:
-педагог принимает личное активное участие в игре
-текст разучивается в процессе игры ,не требует предварительной подготовки
-действия детей в игре оцениваются только положительно
-исключаются сравнительные и соревновательные моменты
-возможность использовать вариативность игры при следующей встрече
-игры
должны
быть
направлены
на
воспитание
положительных
черт
личности:
доброжелательности,
отзывчивости,
коммуникабельности,
положительных эмоций.
Игры
коммуникативной
направленности
встречаются
в
фольклоре
любого народа - это и потешки, и считалки ,и дразнилки, и заклички…
Большинство
игр
предполагает
тактильные
контакты
играющих,
сопровождаемые
игровым
текстом.
Музыкальные
коммуникативные
игры
можно
включать
в
режимные
моменты,
использовать
на
прогулке,
в
свободной деятельности детей на досугах.
Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр
являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре
разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для
исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые
сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со
сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех
детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку
подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в
житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг
другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.
Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует
развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым,
нормализации социального микроклимата в детской группе.