Напоминание

"Всё о вдохе и выдохе.Береги свои лёгкие"


Автор: Шишкина Наталья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: конспект урока "Окружающий мир" для 4 класса
Тема: "Всё о вдохе и выдохе.Береги свои лёгкие"
Раздел: начальное образование





Назад




Комплект УМК: «Перспективная начальная школа»

Класс: 4

Учитель: Шишкина Н.Д.

Предмет: Окружающий мир

Урок по теме: «Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие»

Цель:

-расширить знания детей о дыхательной системе человека;

-дать общие представления о легких, как органе, который позволяет человеку не только дышать, но

и говорить;

-сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;

-познакомить детей с правилами, помогающими сохранить своё здоровье;

-развивать речь учащихся, любознательность, внимание, наблюдательность, память.

Задачи: доказать, что курение вредно для каждой части организма человека, научить рассказывать о

работе голосовых связок, выполнять режим дня, отказываться от вредных привычек.

Оборудование:

учебник

«Окружающий

мир»,

рабочая

тетрадь,

таблица

«Органы

дыхания»,

компьютер, телевизор, презентация, карточки, шарики, песочные часы.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Энергетический круг. Упражнение из Древнего Китая:

И.п. – взявшись за руки, глаза закрыты.

1-2 - вдох на носки (вдохнём всё хорошее, радость, здоровье, хорошее настроение).

3-4 - выдох (всё плохое, гнев, злость, зависть)

2. Включение детей в деятельность.

Перечислите, что необходимо для жизни человека? (пища, сон, вода, воздух)

-Сколько времени человек может находится без пищи? (до одного месяца)

-Без сна? А без воздуха? (2-3 мин.)

Практическая работа

Проверим. Закрыли рот, зажать нос и перестать дышать. Засечь время по песочным часам.

-Что почувствовали?

Вывод: без дыхания человек не может прожить и двух минут и только, например, японские

ныряльщицы за жемчугом задерживают дыхание до 5 мин.

- Почему?(тренированный человек)

- Что дают тренировки?

3.Совместное открытие знаний.

-Что вы знаете о дыхательной системе?

-Что бы вам хотелось узнать?

-Какой состав имеет воздух? (кислород, углекислый газ, азот.)

-Какой газ необходим для дыхания? (кислород)

Каждое мгновение клетки нашего тела нуждаются в кислороде. С помощью кислорода клетки

получают

из

органических

веществ

энергию.

Без

энергии

клетки

погибают.

В

отличие

от

питательных веществ кислород нельзя запасти впрок.

Поэтому питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно.

Снабжение клеток нашего организма кислородом – это первая функция органов дыхания.

Органы

дыхания

не

только

обеспечивают

наш

организм

кислородом,

но

и

избавляют

его

от

углекислого

газа,

который

выделяется

при

получении

энергии.

Это

вторая

функция

органов

дыхания. Итак, мы ответили на вопрос, для чего мы дышим.

Теперь разберёмся, как мы дышим.

-Мы говорили, что когда легкие наполняются воздухом, они увеличиваются в объеме. Положите

руку на грудь. Сделайте вдох. Что мы ощущаем? Постараемся разобраться как происходит вдох и

выдох.

1. Воздух через ноздри попадает в НОСОВУЮ ПОЛОСТЬ. Её стенки обильно покрыты слизью,

которая

собирает

пылинки.

В

стенках

носовой

полости

расположено

множество

кровеносных

сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время

вдоха через нос воздух очищается и согревается.

2. Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в ГОРТАНЬ – дыхательное горло.

3. Из гортани воздух попадает в ТРАХЕЮ. Это небольшая трубка из хрящевых полуколец. Её задняя

стенка мягкая и не мешает прохождению пищи по пищеводу.

4. Трахея разветвляется на две трубки – БРОНХИ.

5. Они ведут в ЛЁГКИЕ – парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки. Затем меньшие трубочки разветвляются – на

очень мелкие. Очень мелкие трубочки заканчиваются множеством маленьких лёгочных пузырьков.

Лёгочные пузырьки оплетены кровеносными сосудами. Здесь и происходит обмен газов.

Но воздух сам не заходит в лёгкие. Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а

мышечная перегородка – диафрагма – опускается. В результате

объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При выдохе – объём

грудной клетки уменьшается – и выталкивает воздух из лёгких.

К этому моменту, твои клетки уже использовали кислород, и кровь переносит углекислый газ,

который должен покинуть организм. Кровь снова проходит по лёгочным капиллярам, и углекислый

газ попадает из неё в альвеолы.

Когда ты выдыхаешь, воздух движется в обратном направлении: из альвеол – в бронхиолы, из

бронхиол – в бронхи, затем идёт по трахее и, наконец, выходит наружу через нос или рот.

Воздух, который ты выдыхаешь, во время его прохождения по организму нагревается. Приложи

руку к носу (или ко рту) во время выдоха, и ты это почувствуешь

4. Практическое исследование дыхания.

1.Посчитай, сколько вдохов ты сделаешь за 1 минуту. Сделай 20 приседаний и посчитай число

вдохов после этого. Сравни результаты и сделай вывод.

Условия

Частота дыхания. (Число вдохов в минуту)

Сижу спокойно

После физ. нагрузки

Вывод: Частота дыхания увеличивается при увеличении физической нагрузки. Чем тяжелее работа,

тем больше кислорода требуется организму человека, чтобы снабдить работающие мышцы.

№2. Измерение жизненной ёмкости лёгких. А сейчас возьмите воздушные шарики, посмотрим,

как наши легкие работают при вдохе и выдохе. Сделаем вдох, а затем выдох, надуем шарик. Вот

сколько воздуха в ваших легких. Надуть воздушный шарик за 1 дыхательное движение.

Наше дыхание измеряется специальным прибором, который называется спирометр.

«Спиро» - это «дую», «дышу» от латинского, «метрон» - это «измеряю» или «мера» от греческого.

-Очень важно уметь правильно дышать. Как вы считаете, кому это умение особенно необходимо?

Самое большое значение дыханию отводят йоги. Они разработали целую систему дыхательной

гимнастики.

Я предлагаю вам выполнить упражнения, которые использовали в Древнем Китае.

5.Физминутка.

1 упр.

Подняться на носки - вдох носом, опуститься - выдох ртом.

Выполняя упр. следует настраивать себя так:

вдыхаем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение)

выдыхаем все плохое (злость, зависть, гнев)

2упр.

на счет 1-4 - глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме),

на счет 5 - задержать дыхание,

на счет 5-10 - плавно выдохнуть через рот.

Это упр. Помогает, когда ты чем-то расстроен, нам тревожно.

Вы не очень удивитесь, если узнаете, что лёгкие нужны тебе не только для того, чтобы дышать, но и

для того, чтобы говорить?

Над трахеей находится гортань.

На стенках гортани расположены голосовые связки. Когда ты выдыхаешь воздух из лёгких, он

проходит через трахею и гортань и доходит до голосовых связок. Проходя через связки, воздух

заставляет их вибрировать. Так возникает звук.

Твои лёгкие – это удивительный орган: они позволяют тебе дышать, разговаривать, петь,

смеяться и многое другое. Ты должен беречь их!

Какие науки о человеке вы знаете? (анатомия, физиология, гигиена).

А ещё есть такая наука, которая называется валеология. Валеология – это наука о здоровье.

Физминутка:

Один, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим...

Заболевания дыхательных путей обычно связаны с переохлаждением организма. Какие правила

следует соблюдать, чтобы избежать заболеваний?

-Лучший способ сохранить свои лёгкие чистыми и здоровыми – это не курить.

Курение вредно для каждой части твоего организма, но для лёгких оно особенно губительно.

6.Профилактика курения.

Сказка воздушного пузырька.

В один чудесный день воздушный пузырёк приземлился в очень странном городе. Его встретили

маленькие жёлтые человечки с жёлтыми зубами и ногтями, с неприятным запахом изо рта. Люди в

этом городе никогда не видели голубого неба и солнца. Они рано умирали и выглядели как

маленькие старички. Через 2 минуты пребывания воздушный пузырёк стал задыхаться, у него

появился кашель, насморк и слёзы. Он быстро улетел из города с твёрдым намерением вернуться и

помочь бедным жителям.

- В какой необычный городок попал наш герой?

- Какая проблема у жителей городка?

- Как помочь им предложите пути решения проблемы?

- Что ещё может быть опасно для органов дыхания? (Ядовитые газы, микробы)

(Ученик рассказывает о вреде курения)

Что же происходит при курении? Сигаретный дым, попадая в трахею, повреждая реснички. И они

не могут больше защищать лёгкие от пыли и грязи. Альвеолы тоже говорят: «Ох!» Вредные

вещества, содержащиеся в сигаретном дыме, повреждают тонкие стенки альвеол. Здоровые клетки

гибнут, и вместо них могут появиться раковые. Вылечить их часто очень трудно, а иногда и

невозможно.

(Второй ученик сообщает о пользе занятии спортом)

Есть ещё один путь проявить свою заботу о лёгких. Это занятие спортом. Спорт развивает все части

твоего организма. Но особенно он полезен для сердца и лёгких. Когда ты бежишь, плывёшь или

едешь на велосипеде, лёгкие получают больше воздуха и к их клеткам поступает дополнительное

количество кислорода. Твои лёгкие становятся сильнее, и им легче выполнять свою работу. Сохрани

свои лёгкие здоровыми, и они отблагодарят тебя

7. Проверка усвоенного.

1. Составить правила здоровых лёгких (провести тест).

2. Дать советы на картинках.

8. Домашнее задание

Придумать сказку о путешествии воздуха в организме человека.

Подготовить сообщение на тему: "Сохрани свои легкие здоровыми!".

Подготовить совместное выступление о заболеваниях дыхательных путей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика