Авторы: Костерина Алла Николаевна, Ковалевская Зинаида Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ №200 с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "От разума к сердцу"
Раздел: среднее образование
От разума к сердцу...
Авторы: Ковалевская З.М. – учитель МХК МАОУ № 110 им. Л. К. Гришиной,
Костерина А. Н.- учитель музыки МАОУ СОШ №200 с углубленным изучением
отдельных предметов
Многие сегодняшние проблемы культуры и образования не так уж новы.
Еще на рубеже веков в области духовного просвещения было множество
проблем, среди которых приоритетной можно назвать приобщение к
искусству: архитектуре, музыке, изобразительному и декоративно-
прикладному искусству. Воспитательное значение искусства было осознано
далеко не сразу. Деятели русской культуры обращали внимание на то, что «В
духовных учебных заведениях на художественное развитие учащихся не
обращают достаточного внимания, и не от того ли столько примеров
небрежного отношения к памятникам художественной старины в наших
храмах…Отечественные художественные ценности уничтожаются по
неведению или невежеству, расхищаются или вывозятся за рубеж, где спрос
на них все более растет». Предлагался ряд практических мер, в том числе и
обучение преподавания искусства во всех духовных семинариях и академиях,
причем преподавание это должно вестись не отвлеченно, а на примерах
русских памятников, главным образом церковных… Наблюдение
окружающей природы, развитие воображения, экскурсии по историческим
местам определяли содержание занятий.
Можно сделать вывод, что проблемы светского и духовного
воспитания в начале ХХ века как бы объединились на одной главной – охране
и спасении русской старины во имя возрождения нации. Кратчайший путь к
ее решению, как представлялось нашим предшественникам… лежал в
духовном воспитании подрастающего поколения на художественных
памятниках церковной истории, на творческом приобщении к искусству.
Только русские люди издавна сами называли свою страну «Святой»,
чего не делали в отношении своих стран немцы, французы, итальянцы...,
считавшие Святой землей лишь Палестину.
«…Как часто в дореволюционной России приходилось слышать слова
«Святая Русь…Что такое «Святая Русь»? Это вовсе не тоже что и Россия; это не
вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было
«Святая Русь»- это прежде всего СВЯТЫНИ Русской Земли в их соборности, в
их целом. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, праведники,
святые события истории Руси. Все это как бы объединилось в понятие Святая
Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и
очищенное, получало существование и внеземного, реального и было
бессмертно.»
Д. Лихачев
Художественное воспитание школьников средствами искусства
приобретает в последнее время особое значение. Педагоги ищут
эффективные методы развития ума, физического развития наших детей,
творческих способностей и т.д. Но мы ищем, что чего-то важного не хватает.
Чего же? Души. Кто и где занимается воспитанием чувств, души? На каких
уроках в школе есть возможность обратиться именно к ней? Мы ждем
сопереживания на уроках литературы, музыки, мировой художественной
культуры… Душа обязана трудиться… Труд души всегда важнее накопленных
фактических знаний.
Почему стремимся воспитывать музыкой? Не в надежде ли что ее
красота проникнет в детскую душу? Эту надежду, эту красоту души нужно бы
принять тогда за искомую, сокровенную цель музыкального воспитания.
Говоря о духовной музыке, включая различные элементы церковного пения,
звон колоколов и др., мы прежде всего говорим о русской культуре, которая
призывает нас «во всем искать великого смысла» - слова старца Нектария.
Идеологизированное мировоззрение прошлых десятилетий, искренни
принятое в свое время и нами, отрезало сознание от «моря сущности,
безмерного и неограниченного», как называет бога Св. Григорий Богослов»…
И вот Бетховен говорил, что каждая нота его Скрипичного концерта
продиктована Всевышним – а мы наших детей этому не учили. Партитуры
произведений Баха открываются словами «Иисусе помоги» и завершаются
благодарением «Единому Богу слава». Глинка исповедовал Св. Игнатию
Брянчанинову в устремленности сердца к божественной красоте. Дух
человеческий есть искра богоподобия, устремленность человеческого духа к
Божественному, интонационно отраженная, есть причина возвышенности
музыки. Поэтому слово «духовность следует понимать в его исконном
религиозном смысле» (В. Медушевский).
В последнее время возрос интерес к православной духовной музыка.
Началось возрождение колоссального пласта русской культуры, имеющего
десятивековой период развития, начиная с 988 г. – принятия христианства на
Руси. Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура –
величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной
музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных
как известными композиторами: Д. С. Бортнянским, А. Т. Гречаниновым, П. И.
Чайковским, С. В. Рахманиновым, П. Г. Чеснововым, А. Д. Кастельским, так и
безимянными авторами. В их сочинениях выражены глубокие мысли – о
жизни и смерти, о страданиях и терпении, познании радости, о жизни
земной и вечной. Но есть и – обиходная, доступная небольшим церковным
храмам и прихожанам. Во время службы некоторые части литургии и
всенощной поются всем приходом на простые, запоминающиеся напевы.
Когда-то церковная музыка исполнялась и в домашнем кругу, многие напевы
переходили из поколения в поколение. Духовную музыку характеризует
внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Церковная
музыка – это непременно строгая, четко очерченная мелодия, такой же
строгий, спокойный ритм, благозвучные вертикали, в которой сливаются все
голоса хора. Ничего броского, вычурного, внешнего. Музыка как бы
призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей,
она настраивает на покой и дисциплину внутреннего мира человека.
Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и
сочетании красок, икон и фресок. Комплекс искусств был призван создать
прообраз высокого духовного – горнего – мира, мира чистоты, света,
справедливости.
Что дает детям приобщение их к духовной культуре? Знание
глубинных пластов истории и культуры своей страны, формирование
нравственно эстетических идеалов.
Включение церковной музыки в уроки общеобразовательной школы
имеет ряд особенностей и сложностей: в классе находятся дети не только
разных национальностей и вероисповеданий, но и неверующие. Если педагог
строго придерживается культурологической позиции, то эти сложности
исчезают.
В таких регионах, где та или иная религия являются исконной, должна
быть и соответствующая мировоззренческая установка в образовании. В
России, в большинстве случаев, такой приоритет имеет христианство.
Монастыри, храмы, кремль, разные типы городов – все это есть на Урале.
Особой притягательной силой обладают памятники церковной культуры.
Приобщение к христианскому культурному искусству позволяет обратиться к
человеческой душе.
И не удивительно, что наиболее сильные впечатления остаются у
детей, побывавших в Белогорском монастыре (Пермская область), Донском
монастыре (Москва) и в нашем Верхотурском крае. Энергетика церквей,
интерьеры направлены на самый главный параметр – на духовность. Только
прикоснувшись к миру русских монастырей, наши дети начинают осознавать
такие новые для них понятия, как святые места, святые люди, праведники,
паломники и т.п. Нам воспитанным в духе непокорности, своеволия,
постоянной борьбы с чужим мнением, достаточно трудно привыкнуть к
мысли, что надо учиться прощать, просить прощения, раскаиваться открыто и
искренне, а смирение, понятие, о котором дано христианством – это не
рабство, как долго пытались трактовать, а механизм духовного развития.
Внутренним смирением достигается гармония со Вселенной.
Во время путешествий дети лучше узнают друг друга. Мы предлагаем
и совместно создаем привлекательные для них модели разновозрастной,
взросло-детской общности, к которым дети охотно присоединяются.
Погружение в новую атмосферу (особенно это характерно для
программы по Верхотурью), встреча с интеллигенцией города, школьниками-
сверстниками, самостоятельные исследования города, открытие новых имен
народных мастеров, местных художников, духовенства, краеведов;
знакомство с жителями города (одно из творческих заданий – взять интервью
…) неспешное переживание увиденного, возможность поделиться своими
чувствами с друзьями – все это оставляет след в душе. Ребята осознают, что
жизнь уральской провинции наполнена глубоким содержанием. Бережное
отношение к прошлому, истории и судьбам жителей своего края наши
школьники видят и в местных уральских изданиях, таких как газета
«Верхотурская старина» - ежемесячное историческое издание Общества
Любителей Верхотурского Края. Отрадно отметить, что у ребят пробуждается
интерес к своим корням – семье, дому, городу.
Чтобы поддержать в них эту искру зародившихся чувств, мы
продолжаем встречаться в школе – думаем, размышляем, смотрим фото и
видео – материалы по итогам поездки, готовим творческие выступления для
сверстников и родителей.
Человеческое познание движется различными путями: исследуется
окружающая действительность в ходе практической деятельности,
выстраиваются системы ценностей, создаются формы взаимодействия с
окружающим и сверхъестественным миром. Человек создает целый космос,
в котором каждое явление жизни имеет смысл, внешние формы предметов
связаны с внутренним, таинственным значением. Искусство первобытности
находилось в неразрывном единстве: музыка, танец, пение, живопись…
тесно связаны с мифологическими представителями и религиозными
обрядами. Только теперь мы начинаем догадываться о непреходящем
значении христианских праздников для культуры России: ее архитектуры,
изобразительного искусства, литературы, музыки. Тысячу лет назад началось
подлинное, всенародное воспитание души.
В России сейчас есть колоссальный потенциал для развития
внутренней культуры. Становится понятным пророчества, утверждающие, что
спасение придет из России.
2019г.
Литература
1.
Долгоаршинных Н. Колокола Древней Руси, Исскуство в школе №2,98
2.
Кошмина И. В. , В. В. Алеев «Духовная музыка: Россия и Запад».
М.Просвещение, 1994
3.
Медушевский В. Дух музыки и дух музыкального воспитания. Искусство
в школе № 2,97
4.
Опыты православной педагогики. «Литературная учеба», 1993.
5.
Религия – искусство – образование. Искусство в школе №2, 97
6.
Сергеев В. «Русские православные праздники». М. «Знание», 1991