Напоминание

"От разума к сердцу"


Авторы: Костерина Алла Николаевна, Ковалевская Зинаида Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ №200 с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "От разума к сердцу"
Раздел: среднее образование





Назад




От разума к сердцу...

Авторы: Ковалевская З.М. – учитель МХК МАОУ № 110 им. Л. К. Гришиной,

Костерина А. Н.- учитель музыки МАОУ СОШ №200 с углубленным изучением

отдельных предметов

Многие сегодняшние проблемы культуры и образования не так уж новы.

Еще на рубеже веков в области духовного просвещения было множество

проблем, среди которых приоритетной можно назвать приобщение к

искусству: архитектуре, музыке, изобразительному и декоративно-

прикладному искусству. Воспитательное значение искусства было осознано

далеко не сразу. Деятели русской культуры обращали внимание на то, что «В

духовных учебных заведениях на художественное развитие учащихся не

обращают достаточного внимания, и не от того ли столько примеров

небрежного отношения к памятникам художественной старины в наших

храмах…Отечественные художественные ценности уничтожаются по

неведению или невежеству, расхищаются или вывозятся за рубеж, где спрос

на них все более растет». Предлагался ряд практических мер, в том числе и

обучение преподавания искусства во всех духовных семинариях и академиях,

причем преподавание это должно вестись не отвлеченно, а на примерах

русских памятников, главным образом церковных… Наблюдение

окружающей природы, развитие воображения, экскурсии по историческим

местам определяли содержание занятий.

Можно сделать вывод, что проблемы светского и духовного

воспитания в начале ХХ века как бы объединились на одной главной – охране

и спасении русской старины во имя возрождения нации. Кратчайший путь к

ее решению, как представлялось нашим предшественникам… лежал в

духовном воспитании подрастающего поколения на художественных

памятниках церковной истории, на творческом приобщении к искусству.

Только русские люди издавна сами называли свою страну «Святой»,

чего не делали в отношении своих стран немцы, французы, итальянцы...,

считавшие Святой землей лишь Палестину.

«…Как часто в дореволюционной России приходилось слышать слова

«Святая Русь…Что такое «Святая Русь»? Это вовсе не тоже что и Россия; это не

вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было

«Святая Русь»- это прежде всего СВЯТЫНИ Русской Земли в их соборности, в

их целом. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, праведники,

святые события истории Руси. Все это как бы объединилось в понятие Святая

Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и

очищенное, получало существование и внеземного, реального и было

бессмертно.»

Д. Лихачев

Художественное воспитание школьников средствами искусства

приобретает в последнее время особое значение. Педагоги ищут

эффективные методы развития ума, физического развития наших детей,

творческих способностей и т.д. Но мы ищем, что чего-то важного не хватает.

Чего же? Души. Кто и где занимается воспитанием чувств, души? На каких

уроках в школе есть возможность обратиться именно к ней? Мы ждем

сопереживания на уроках литературы, музыки, мировой художественной

культуры… Душа обязана трудиться… Труд души всегда важнее накопленных

фактических знаний.

Почему стремимся воспитывать музыкой? Не в надежде ли что ее

красота проникнет в детскую душу? Эту надежду, эту красоту души нужно бы

принять тогда за искомую, сокровенную цель музыкального воспитания.

Говоря о духовной музыке, включая различные элементы церковного пения,

звон колоколов и др., мы прежде всего говорим о русской культуре, которая

призывает нас «во всем искать великого смысла» - слова старца Нектария.

Идеологизированное мировоззрение прошлых десятилетий, искренни

принятое в свое время и нами, отрезало сознание от «моря сущности,

безмерного и неограниченного», как называет бога Св. Григорий Богослов»…

И вот Бетховен говорил, что каждая нота его Скрипичного концерта

продиктована Всевышним – а мы наших детей этому не учили. Партитуры

произведений Баха открываются словами «Иисусе помоги» и завершаются

благодарением «Единому Богу слава». Глинка исповедовал Св. Игнатию

Брянчанинову в устремленности сердца к божественной красоте. Дух

человеческий есть искра богоподобия, устремленность человеческого духа к

Божественному, интонационно отраженная, есть причина возвышенности

музыки. Поэтому слово «духовность следует понимать в его исконном

религиозном смысле» (В. Медушевский).

В последнее время возрос интерес к православной духовной музыка.

Началось возрождение колоссального пласта русской культуры, имеющего

десятивековой период развития, начиная с 988 г. – принятия христианства на

Руси. Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура –

величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной

музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных

как известными композиторами: Д. С. Бортнянским, А. Т. Гречаниновым, П. И.

Чайковским, С. В. Рахманиновым, П. Г. Чеснововым, А. Д. Кастельским, так и

безимянными авторами. В их сочинениях выражены глубокие мысли – о

жизни и смерти, о страданиях и терпении, познании радости, о жизни

земной и вечной. Но есть и – обиходная, доступная небольшим церковным

храмам и прихожанам. Во время службы некоторые части литургии и

всенощной поются всем приходом на простые, запоминающиеся напевы.

Когда-то церковная музыка исполнялась и в домашнем кругу, многие напевы

переходили из поколения в поколение. Духовную музыку характеризует

внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Церковная

музыка – это непременно строгая, четко очерченная мелодия, такой же

строгий, спокойный ритм, благозвучные вертикали, в которой сливаются все

голоса хора. Ничего броского, вычурного, внешнего. Музыка как бы

призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей,

она настраивает на покой и дисциплину внутреннего мира человека.

Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и

сочетании красок, икон и фресок. Комплекс искусств был призван создать

прообраз высокого духовного – горнего – мира, мира чистоты, света,

справедливости.

Что дает детям приобщение их к духовной культуре? Знание

глубинных пластов истории и культуры своей страны, формирование

нравственно эстетических идеалов.

Включение церковной музыки в уроки общеобразовательной школы

имеет ряд особенностей и сложностей: в классе находятся дети не только

разных национальностей и вероисповеданий, но и неверующие. Если педагог

строго придерживается культурологической позиции, то эти сложности

исчезают.

В таких регионах, где та или иная религия являются исконной, должна

быть и соответствующая мировоззренческая установка в образовании. В

России, в большинстве случаев, такой приоритет имеет христианство.

Монастыри, храмы, кремль, разные типы городов – все это есть на Урале.

Особой притягательной силой обладают памятники церковной культуры.

Приобщение к христианскому культурному искусству позволяет обратиться к

человеческой душе.

И не удивительно, что наиболее сильные впечатления остаются у

детей, побывавших в Белогорском монастыре (Пермская область), Донском

монастыре (Москва) и в нашем Верхотурском крае. Энергетика церквей,

интерьеры направлены на самый главный параметр – на духовность. Только

прикоснувшись к миру русских монастырей, наши дети начинают осознавать

такие новые для них понятия, как святые места, святые люди, праведники,

паломники и т.п. Нам воспитанным в духе непокорности, своеволия,

постоянной борьбы с чужим мнением, достаточно трудно привыкнуть к

мысли, что надо учиться прощать, просить прощения, раскаиваться открыто и

искренне, а смирение, понятие, о котором дано христианством – это не

рабство, как долго пытались трактовать, а механизм духовного развития.

Внутренним смирением достигается гармония со Вселенной.

Во время путешествий дети лучше узнают друг друга. Мы предлагаем

и совместно создаем привлекательные для них модели разновозрастной,

взросло-детской общности, к которым дети охотно присоединяются.

Погружение в новую атмосферу (особенно это характерно для

программы по Верхотурью), встреча с интеллигенцией города, школьниками-

сверстниками, самостоятельные исследования города, открытие новых имен

народных мастеров, местных художников, духовенства, краеведов;

знакомство с жителями города (одно из творческих заданий – взять интервью

…) неспешное переживание увиденного, возможность поделиться своими

чувствами с друзьями – все это оставляет след в душе. Ребята осознают, что

жизнь уральской провинции наполнена глубоким содержанием. Бережное

отношение к прошлому, истории и судьбам жителей своего края наши

школьники видят и в местных уральских изданиях, таких как газета

«Верхотурская старина» - ежемесячное историческое издание Общества

Любителей Верхотурского Края. Отрадно отметить, что у ребят пробуждается

интерес к своим корням – семье, дому, городу.

Чтобы поддержать в них эту искру зародившихся чувств, мы

продолжаем встречаться в школе – думаем, размышляем, смотрим фото и

видео – материалы по итогам поездки, готовим творческие выступления для

сверстников и родителей.

Человеческое познание движется различными путями: исследуется

окружающая действительность в ходе практической деятельности,

выстраиваются системы ценностей, создаются формы взаимодействия с

окружающим и сверхъестественным миром. Человек создает целый космос,

в котором каждое явление жизни имеет смысл, внешние формы предметов

связаны с внутренним, таинственным значением. Искусство первобытности

находилось в неразрывном единстве: музыка, танец, пение, живопись…

тесно связаны с мифологическими представителями и религиозными

обрядами. Только теперь мы начинаем догадываться о непреходящем

значении христианских праздников для культуры России: ее архитектуры,

изобразительного искусства, литературы, музыки. Тысячу лет назад началось

подлинное, всенародное воспитание души.

В России сейчас есть колоссальный потенциал для развития

внутренней культуры. Становится понятным пророчества, утверждающие, что

спасение придет из России.

2019г.

Литература

1.

Долгоаршинных Н. Колокола Древней Руси, Исскуство в школе №2,98

2.

Кошмина И. В. , В. В. Алеев «Духовная музыка: Россия и Запад».

М.Просвещение, 1994

3.

Медушевский В. Дух музыки и дух музыкального воспитания. Искусство

в школе № 2,97

4.

Опыты православной педагогики. «Литературная учеба», 1993.

5.

Религия – искусство – образование. Искусство в школе №2, 97

6.

Сергеев В. «Русские православные праздники». М. «Знание», 1991



В раздел образования




Яндекс.Метрика