Автор: Камбур Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №86 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: конспект
Тема: Кружковая работа "Юный эколог"
Раздел: дошкольное образование
Программа и план кружковой работы
«Юный эколог»
Программа занятий на 1 год для детей 4-5 лет
Рабочая Программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа)
разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского
сада, в соответствии с введением в действие Федеральных государственных
образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса
средней группы «Радость» МБДОУ ЦРР №86 «Колокольчик».
Программа строится на принципе личностно- ориентированного взаимодействия
взрослого с детьми средней группы и обеспечивает физическое, социально-
коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие
детей в возрасте от 4 лет до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Содержание образовательного процесса в средней группе выстроено в соответствии с
Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой,
Т.С. Комаровой (2015 г.) и по программе И.А.Лыковой «Изобразительная деятельность
в детском саду». В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и
предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все
основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 4 до 5 лет.
Средний дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей.
Любознательность, активность дошколят, их желание совместно действовать со
взрослыми и сверстниками – все это хорошие предпосылки для успешного развития и
обучения детей 5 – го года жизни. Педагоги средних групп понимают, как важно
именно в этот под дошкольного детства привить детям любовь к знаниям, научить не
только воспринимать и запоминать информацию, получаемую от взрослых, но и
находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности, важно
воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми.
Гармоничное развитие детей среднего возраста может быть обеспечена лишь при
единстве воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. В дошкольном
учреждении осуществляется взаимозависимость физического и психического развития
дошкольников, поэтому необходимо все гигиенические, оздоровительные и
воспитательно-образовательные мероприятия объединить в согласованную систему. В
связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки
детей к школе в соответствии с действующими государственными образовательными
стандартами (ФГОС, Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.), являющимися основой для
разработки образовательной программы дошкольного образования. Основной формой
работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них
является игра. Одним из самых главных ответственных лиц осуществление
эффективной педагогической работы соответствии с ФГОС является воспитатель.
Именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и координирована.
Программа планирования образовательного процесса подразделяется:
- на образовательную деятельность осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, элементарная
трудовая, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная
деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование
из различных материалов);
- образовательную деятельность осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Такая организация образовательного процесса помогает добиться положительной
динамики в развитии каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных
характеристик, возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров
образования на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себе, старается разрешать конфликты;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности
(прежде всего в игре); владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
использует речь для выражения своих чувств; строит речевые высказывания в ситуации
общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки к
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям; может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, в взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной
гигиены;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он
живет; знаком с произведениями литературы; обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.; склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности. Творческий подход, мастерство и желание педагогов
осуществить комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей
дошкольного возраста помогает реализовать программные цели и задачи таким
образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать
многогранность мира, что позволит с дошкольного детства заложить основы
мотивированного обучения.
Цели и задачи реализации программы
Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, формировании предпосылок к учебной деятельности, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и
укреплению здоровью детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как
патриотизм, активное жизненное позиция, творческий подход в решении различных
жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной
(изобразительная, конструктивна и др.), музыкальной, чтение.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
•
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременной всестороннем
развитии ребенка;
•
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам, что позволяет их растить общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
•
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграции в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного
процесса;
•
Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
•
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
•
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
•
Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
•
Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,
исключающий умственные и физические перегрузки в содержании образования детей
дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Познавательное развитие
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные
особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счет),
отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на
основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух
групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное
количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше —
ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу
или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их
характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению
к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то
сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определяет части суток.
Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые
окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
Называет признаки и количество предметов.
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена
года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила
поведения в природе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей,
которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально- познавательные и
интеллектуально-творческие
Задачи:
Развивающие:
•
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в
окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной
мотивации; развитие воображения и творческой активности
•
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов
и явлений окружающего мира
•
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями.
Образовательные:
•
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
•
Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями,
делать простейшие обобщения
•
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей,
формирование целостной картины мира.
•
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках.
•
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме
людей, о многообразии стран и народов мира.
•
Формирование элементарных математических представлений, первичных
представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
•
Ознакомление с природой и природными явлениями.
•
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты
Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование
понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и
защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом
зависит от окружающей среды.
Воспитательные:
Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к
природе, желания беречь ее.
Ознакомление с миром природы. Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми
рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые
попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса
пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения
(у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может
сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых
насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать знакомить с фруктами
(яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и
др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята,
сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях
(бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со
способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за
птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.),
подкармливать их зимой. Расширять представления детей об условиях, необходимых
для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Учить детей
замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных.
- Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки,
ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать
простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли
бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений.
- Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний
пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и
сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки;
лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание
с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
- Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны:
солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились
подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают
многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в
весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
- Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе; голубое чистое
небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе
различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка,
воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты,
овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Список литературы
1.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы» М.Мозаика – Синтез 2015 г.
2.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Комплексные занятия по
программе «От рождения до школы». Средняя группа Волгоград: Учитель 2015г
3.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Примерное комплексно-
тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Средняя группа
М.Мозаика – Синтез 2015г
4.
О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя
группа М.: Мозаика- Синтез 2014г
5.
О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа
М.: Мозаика – Синтез 2015г
2016 – 2017 учебный год в средней группе «Радость»
Дата
Тема
Задачи
Содержание
Сентябрь
Октябрь.
« Ц в е т ы
н а
участке
осенью»
Праздник.
« Ч т о
н а м
осень
подарила»
« О с е н ь
в
белые туманы»
«Доброе,
хорошее
солнце»
«Расскажи
З а й к е
о
комнатных
растениях»
Закрепить
знания
детей
об
осенних
садовых
цвет ах:
отличие
по
внешнему
виду.
Уточнить
п р ед с т а вл е н и я
детей
о
садовых
работах
о сенью.
А кт и в и з и р о в ат ь
с л о ва р ь
д е т е й
с л о в а м и ,
о з н ач а ю щ и м и
н а з в а н и я
садовых цветов.
Закрепить
знания
детей
об
овощах и фруктах. Уточнить
знания
детей
об
уходе
за
о в о щ а м и .
В о с п и т ы в а т ь
трудолюбие.
Активизировать
с л о ва р ь
д е т е й
с л о в а м и ,
обозначающими
овощи
и
трудовые действия.
Уточнить
знания
детей
о
таком природном явлении, как
т у м а н .
Р а з в и т ь
познавательную
активность.
Активизировать
с л о в а р ь
детей:
туман,
сыро,
влажно,
густой покров.
Уточнить
знания
детей
о
солнце осенью. Формировать
умения определять погоду по
приметам.
Активизировать
словарь
детей:
вода,
тепло,
свет, земля
.
Уточнить
п р ед с т а вл е н и я
детей о растениях в группе, о
н е о б х о д и м ы х
д л я
н и х
условиях жизни. Познакомить
с
н о в ы м и
р а с т е н и я м и .
Научить узнавать и называть
части
растения
( ко р е н ь ,
с т е б е л ь ,
л и с т,
ц в е т о к ) .
В о с п и т ы ват ь
и н т е р е с
к
исследовательской
деятельно сти.
Поощ рять
Загадывание
загадок,
игра
«Угадай
по
опис анию»,
экспериментирование:
«Растениям легче дышится,
е с л и
п о ч в у
п о л и т ь
и
подрыхлить»
Чтение стихов , наблюдение,
бе седа
«Что
растет
н а
грядке?» Дидактическая игра
«Собираем урожай»
Беседа «Что это – туман?»,
чтение
стихов,
загадывание
загадок, наблюдение.
Ч т е н и е
с т и х о в :
п р о
солнышко
Игра
«Найди
растение»,
физкультминутка
«Цветы»,
Дидактическая
игра
«За
каким
растением
спрятался
Зайка?»;
экспериментирование:
«Что
нужно растениям для роста».
Ноябрь.
«Осеннее
дерево»
«Домашние
животные»
«Сколько знаю
я дождей»
«Воробьишка»
«Синичкин
праздник »
«Дикие
звери
зимой»
ж е л а н и е
у х а ж и в а т ь
з а
растениями, относиться к ним
с любовью и нежностью.
Формировать
умения
детей
наблюдать
явления
природы,
ана лизироват ь
и
д е л ат ь
в ы в о д ы
о
н е к о т о р ы х
в з а и м о с в я з я х
и
закономерностях.
Ф о р м и р о в а т ь
у
д е т е й
обобщенные представления о
домашних
животных:
как
за
ними надо ухаживать, какую
п ол ьзу
п р и н о с я т,
к а к и е
условия нужны для жизни.
Развивать
способности
детей
наблюдать сезонные явления и
их
изменения.
Формировать
умения выделять характерные
признаки осеннего и летнего
д ож д я .
А к т и в и з и р о в а т ь
словарь
детей:
м о р о с и т,
мелкий, холодный.
З н а к о м и т ь
д е т е й
с
з и м у ю щ и м и
п т и ц а м и :
воробьи. (Уточнить с детьми,
как
изменения
в
природе
повлияли на жизнь воробья).
Р а з в и в а т ь
и н т е р е с
к
наблюдениям
за
птицами.
Активизировать
с л о в а р ь
детей: зимующие, перелетные.
Формировать у детей желание
по-доброму
относиться
к
ж и в о й
п р и р о д е .
У ч и т ь
организовывать
самостоятельно
подкормку
птиц регулярно.
Продолжать
формировать
знания о лесных обитателях.
Р а з в и в а т ь
у
д е т е й
п р е д с т а в л е н и я
о
Нетрадиционная
техника
рисования:
кляксография-
экспериментирование
Бе с ед а ,
и с п о л ь з о в а н и е
художественного
с л о ва ,
пальчиковая игра «Облака»,
игра «Вспомни и назови»
Коммуникативная
и г р а -
т анец
«Вальс
д р у з е й » ;
Подвижная игра «Дождик и
солнце» Пение «Туча», «Кап,
к а п … »
,
« С о л н е ч н ы е
з а й ч и к и
и
т у ч к а » ,
пальчиковая игра «Облака»
Подвижная
игра
«Кто
в
домике живет?» Пальчиковая
гимнастика «Грачи»; Речевая
игра «Кто же это?»
Бе с ед а
« Уга д а й ,
к а к а я
п т и ц а » ,
н а б л ю д е н и е ,
использование
художественного
с л о ва ,
подвижная
игра
«Лиса
и
птицы»
Чтение
с т и хо т в о р е н и й ,
т в о р ч е с к и е
з а д а н и я ,
подвижная
игра
«Зайцы
и
волк», беседа.
Декабрь.
«Снежинка»
Акция
«Защитите
ель
и сосну»
« П л ы л и
п о
небу тучки»
«Снежный
хоровод»
«Зимняя
к р а с а в и ц а
-
ель»
последовательности
событий
в жизни лесных зверей.
Р а з в и в а т ь
с п о с о б н о с т и
наблюдать сезонные явления и
их
изменения,
внимания
и
п а мят и ,
в и д е т ь
к р а с о т у
природы.
Активизировать
словарь детей: первый снег.
Знакомить детей с понятием,
что
в
шишках
находятся
семена
хвойных
деревьев.
Формировать
умение
детей
различать еловую и сосновую
ш и ш ку.
А к т и в и з и р о в а т ь
словарь детей: ель, сосна.
Расширять
представления
детей
о
явлениях
неживой
природы:
рассказать
детям,
какие бываю облака. Развитие
наблюдательности.
Активизировать
с л о в а р ь
детей:
перистые,
слоистые,
кучевые.
Продолжать
учить
детей
наблюдать
явления
природы:
снегопад
и
видеть
красоту
о к р у ж а ю щ е г о
м и р а .
Активизировать
с л о в а р ь
детей:
холодный,
белый,
сверкающий, сказочный и т.д.
П р и о б щ и т ь
к
ж е л а н и ю
н а с л а ж д а т ь с я
з а п а х о м
х в о й н о г о
д е р е в а .
Способствовать
развитию
умения называть характерные
особенности
строения
ели,
признаки,
отличающие
ее
от
д р у г и х
д е р е в ь е в ,
формированию умения видеть
отличие
игрушечной
ели
от
настоящей;
в о с п и т ы в ат ь
б е р е ж н о е
и
з а б о т л и в о е
Наблюдение, беседа, чтение
познавательных
рассказов,
экспериментирование:
«Знакомство
со
свойствами
снега»
Наблюдение,
беседа,
игра
«Найди по описанию
Бе с еда
«Какие
бы ва ют
о б л а к а » ,
н а б л ю д е н и е ,
использование
художественного
с л о ва ;
экспериментирование:
« В е т е р
д у е т,
л о д о ч к а
плывёт»
Наблюдение,
рассматривание
картины
« З и ма » ,
п р о д у к т и в н а я ,
о п ы т н а я
( с н е ж к и )
деятельность.
И г р о в о й
с ю р п р и з н ы й
м о м е н т,
с о с т а в л е н и е
рассказа-описания
о
ели
с
опорой
на
план,
игра
-
имитация
«Собери
шишки,
беседа «Должен ли человек
беречь
красоту
природы?».
Творческая работа.
Январь.
Февраль.
«Почему
растаяла
Снегурочка?»
«Жизнь
птиц
зимой»
« М о р о з
–
удивительный
художник»
«Выращиваем
лук на окошке»
«Дикие
ж и в о т н ы е
в
лесу зимой»
отношение к живой природе.
Расширять
представления
детей о свойствах воды, снега
и
льда.
Учить
устанавливать
элементарные
причинно-
следственные
связи:
снег
в
тепле тает и превращается в
в о д у ;
н а
м о р о з е
в о д а
замерзает
и
превращается
в
лед.
Учить
детей
рассматривать
птиц, различать их по размеру,
окраске оперения, издаваемым
звукам.
Познакомить
с
их
названиями.
Вызывать у детей интерес к
зимним
явлениям
природы.
Р а з в и в а т ь
з р и т е л ь н у ю
наблюдательность,
с п о с о б н о с т ь
з а м е ч а т ь
необычное
в
окружающем
мире
и
желание
отразить
увиденное в своем творчестве.
Развивать
воображение
и
творчество.
В ы з ы в а т ь
и н т е р е с
к
выращиванию
огорода
на
окошке, желание наблюдать за
изменениями
в
луковицах.
Учить
создавать
ситуацию
опыта
Способствовать:
обогащению
и углублению знаний детей о
д и ки х
зве р ях
в
з и м н и й
период,
развитию
умения
устанавливать
связи
между
з и м н и м и
у с л о в и я м и
особенностями
поведения
зверей.
Чтение
русской
народной
сказки
«Снегурочка».
Игры
с о
с н е г о м ,
л ь д о м ,
окрашенными
льдинками.
Рассматривание
снежинок
через лупу.
Бе седа,
игра
«Накорми
птицу», дидактическая игра
«Улетают – не улетают».
З а г а д ы в а н и е
з а г а д о к ,
наблюдения
на
прогулке,
использование
художественного
с л о ва ,
практическая работа
Беседа с элементами труда,
экспериментирование:
«Как
вода поступает в растение на
примере лука», зарисовка.
Беседа о белке, еже, зайце,
лисе,
медведе.
Выполнение
творческого
задания;
игра
«Мы
маленькие
зайчики»,
и г р а
« З а к о н ч и
предложения».
Март
«Лаборатория
добрых дел»
«Наблюдение
за
сезонными
изменениями»
«К
нам
весна
шагает
быстрыми
шагами»
«Наши
четвероногие
д р у з ь я
–
собака»
« З а б о т а
о
здоровье»
Формировать
понятие
о
доброте, привычку совершать
д о б р ы е
п о с т у п к и ;
в о с п и т ы в ат ь
и н т е р е с
к
экспериментальной
деятельности;
анализировать
явления,
делать
выводы;
развивать
познавательный
и н т е р е с ,
л о г и ч е с к о е
м ы ш л е н и е ,
р еч ь
д е т е й ;
вызвать
чувство
радости
у
детей
Формировать
представления
об
изменениях
в
природе;
учить
различать
характерные
приметы конца зимы (первая
капель);
закреплять
умение
воспринимать
поэтическое
описание зимы.
Продолжать учить запоминать
названия
весенних
месяцев;
д а т ь
п р е д с т а в л е н и я
о б
изменениях,
происходящих
ранней
весной
в
природе.
Р а з в и в а т ь
н а в ы к и
элементарной
исследовательской
деятельности,
логиче ское
мышление.
Ф о р м и р о в а т ь
у
д е т е й
представления
о
том,
что
собака
умно е
д ом а ш н е е
животное,
предана
человеку,
её
можно
дрессировать
и
использовать
на
р а з н ы х
полезных службах.
Способствовать воспитанию у
детей бережного отношения к
с в о е м у
з д о р о в ь ю ;
формировать представления о
том,
что
в
весеннее
время
особенно полезны витаминная
пища (зеленый лук и др.) и
Б е с е д ы
о
п р и р о д н ы х
я вл е н и я х ,
к а т а к л и з м а х
(землетрясения,
вулканы,
с м е р ч и ,
у р а г а н ы ,
наводнения); опыты с водой,
в о з д у х о м ;
ч т е н и е
познавательной
литературы;
беседы о добре и зле.
Использование
художественного
с л о ва ;
Подвижные
игры:
«Хитрая
лиса», «Кто сделает меньше
прыжков?».
Чтение
стихотворения
про
« В е с н у » ,
д / и
« Н а й д и
н а с т р о е н и е ,
п о к а ж и
настроение»,
экспериментирование:
«Взаимодействие
воды
и
снега»
Наблюдение,
подвижные
игры
«Дружные
пары»,
«Разойдись — не упади».
И г р а
« П о р а д у й с я
солнышку»,
«Что
полезно
для
здоровья,
что
вредно»,
беседа о витаминной пище
Апрель
Май.
«Первые цветы
в природе»
«Божья
коровка»
«Белая
березка»
Праздник
«Пернатые
гости»
«Весенний
пейзаж»
солнце;
развивать
у
детей
умения
заботиться
о
своем
здоровье; воспитывать чувства
заботы о больном товарище.
Побуждать
детей
радоваться
первым
весенним
цветам,
продолжать
знакомить
их
с
названиями, с особенностями
строения.
Учить
детей
внимательно
относиться
к
окружающему
миру. Воспитывать интерес к
п р и р о д н ы м
я в л е н и я м ,
уточнить
представления
о
внешних особенностях жучка.
Формировать представления у
детей
о
березе.
Расширить
знания
об
охране
природы.
Воспитывать у детей интерес
и
бережное
отношение
к
природе.
Способствовать
обобщению
представлений
о
птицах
в
весенний
период:
изменение
их
поведения
–
греются
на
с о л н ц е ,
н а
д е р е в ь я х ,
ч и р и к а ю т,
г н е з д у ю т с я ,
выводят
птенцов
и
д р . ;
воспитывать
любознательность,
желание
заботиться о птицах.
Закрепить
предст авления
детей о весне, о характерных
о с о б е н н о с т я х
д а н н о г о
времени
года.
О б р ат и т ь
внимание
детей
на
первые
признаки весны. Воспитывать
у
детей
любовь
к
родному
краю.
Развивать
у
детей
интерес
к
живой
природе,
эмоциональную отзывчивость.
Сравнительный
рассказ
о
мать-и-мачехе и одуванчике,
загадки,
чтение
стихов,
экспериментирование:
«Вслед за солнцем».
Наблюдение
за
б ож ь е й
ко р о в ко й .
Р а з у ч и в а н и е
потешки,
п р од у кт и в н а я
деятельность,
пальчиковая
г и м н а с т и к а
« Б о ж ь и
коровки».
З а г а д ы в а н и е
з а г а д о к ,
хоровод,
п р од у к т и в н а я
деятельность
Б е с е д а ,
и з г о т о в л е н и е
скворечников, наблюдение за
птицами на участке детского
с а д а ,
р а с с м а т р и в а н и е
иллюстраций
(разные
виды
гнезд, появление птенцов и
т. д.).
Беседа,
художе ственное
слово,
рассматривание
и
сравнение
картин
по
теме
« В е с н а » ,
з а г а д к а ,
п р е в р а щ е н и е
д е т е й
в
художников, прослушивание
мелодий «Времена года».
«Солнышко на
травке»
« Ч т о
т а к о е
облака,
дождь,
гроза?»
«Песочные
фантазии»
«Экологическа
я тропа»
Уточнить
знания
детьми
цветка, умение найти его по
листьям,
форме
соцветия,
формировать у детей интерес
к
р а б о т е
с
к р а с к о й .
Продолжать вызывать у детей
интерес к живым цветам.
Дать
понятие
об
испарении
воды,
образовании
облаков,
электрических
разрядах
в
д о с т у п н о й
ф о р м е .
П о з н а к о м и т ь
д е т е й
с
правилами
поведения
во
время грозы.
Расширять
кругозор
детей:
познакомить
с
современным
направлением в изоискусстве.
Закрепить знания о свойствах
песка.
Развивать
образное
и
л о г и ч е с ко е
м ы ш л е н и е .
Р а з в и в а т ь
т а к т и л ь н у ю
чувствительность
и
мелкую
моторику
рук.
Обогащать
эмоциональную сферу детей
Расширять
представления
детей о сезонных изменениях
в природе. Показать объекты
экологической тропы весной.
Ф о р м и р о в а т ь
б е р е ж н о е
отношение
к
окружающей
природе.
Дать
элементарные
представления о взаимосвязи
человека и природы.
Чтение
стихов,
пальчиковая
гимнастика,
продуктивная
деятельность,
экспериментирование
«Тепло – холодно».
Наблюдение,
рассматривание
иллюстраций,
чтение.
Чтение загадок, пальчиковая
гимнастика
«На
морском
п е с к е
с и ж у » ,
экспериментирование:
«Почему песок сыплется».
Рассматривание
иллюстраций и фотографий,
изображающих
природу.
Н а б л юд е н и я ,
б е с е д ы ,
продуктивная деятельность.
Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников /
С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного
воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство
АСТ» - 1998.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми
средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н.
Николаева- М.: Просвещение – 1999
Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И.
А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения
и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л.
Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева
С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста
ЗАВЕРЕНО
Заведующая ДОО
МБДОУ «ЦРР -
Д/С№86 «Колокольчик»
_______________ Инютина Т.В
Отчет по кружковой работе «Юный эколог» 2016-2017
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются
основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном
воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания,
выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные
подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора
биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического
образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях,
сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и
активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Актуальность данной кружковой работы заключается в том, что экологическое
воспитание и образование детей- чрезвычайно важная проблема настоящего времени:
только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей
могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится
сейчас.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в
той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса,
яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей
естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает
фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок,
полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать
животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие,
запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию
умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой
деятельности дошкольников, нацеливает на правильное поведение в природе,
ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.
Данная кружковая работа включает развитие у детей умений постановки и
проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников
детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной
программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается
наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе,
умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные
качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение
работать в коллективе.
Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной
программы.
Программно-методическое обеспечение.
Комплексная программа Ф.Ф. Юсупова «Воспитание и обучение детей в детском
саду»
Парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»
Создание условий для реализации кружковой работы:
Психологические и социально-педагогические условия для организации работы
учитывать социальный опыт ребенка учитывать его возможности, способности,
интересы строить педагогический процесс как диалоговый
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных
целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Срок реализации программы – 1 год.
Расписание кружка: 2 раза в неделю.
В течение первого полугодия шла подготовительная работа:
1.
Подбор материалов для проведения познавательных занятий по изучению
природы родного края.
- Подбор изучение литературы.
- Изучение опыта работы других воспитателей по данной теме.
- Использование Интернет ресурсов по изучению темы экологической культуры.
2.
Составление перспективного плана кружка
3.
Диагностика.
4.
Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольника»
Во втором полугодии реализуется основная работа:
1.
Создание условий для развития экологического воспитания детей.
2.
Кружок
3.
Тематические выставки
В конце года реализуется заключительный этап программы:
1.
Диагностика
2.
Анализ результатов.