Автор: Стасишена Елена Николаевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№26
Населённый пункт: Челябинская область, г.Снежинск
Наименование материала: статья
Тема: "Мнемотехника-эффективный приём развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи детей
дошкольного возраста с ОВЗ»
Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями
здоровья. Образная, богатая и развёрнутая речь у наших воспитанников
явление очень редкое.
Их высказывания односложные, состоящие лишь из простых предложений.
Дети с ОВЗ испытывают затруднения в построении грамматически
правильных распространенных предложений. Словарный запас ограничен.
К сожалению, нередко встречается в речи наших воспитанников и
употребление нелитературных слов и выражений.
Диалогическая речь сформирована недостаточно: порой ребенок не может
правильно сформулировать вопрос, обращаясь к взрослому, или построить
краткий или развернутый ответ.
Большинство детей не могут построить монолог: например, составить
сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать
текст своими словами.
Просодическая сторона речи детей с ОВЗ не сформирована: дети не умеют
использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп
высказываний. Их речь смазанная, нечёткая.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные
затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в построении
связного высказывания, в самостоятельном оперировании лексико-
грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого
материала.
Поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в
подготовке к школе наших воспитанников. Только обладая хорошо развитой
связной речью, ребёнок, может дать развёрнутые ответы на поставленные
вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично изложить
свои собственные суждения, понять, обдумать и воспроизвести содержание
текстов, произведений художественной литературы и устного народного
творчества.
Дошкольники с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать
тексты, плохо владеют приёмами и методами запоминания. Выучить
стихотворение становится затруднительно, наши воспитанники быстро
утомляются, возникают отрицательные эмоции. Примерно также, как у
мальчика, героя следующего отрывка.
Поэтому очень важно пробудить у наших детей интерес к учебной
деятельности.
Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать
содержание услышанной речи?
Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка,
помочь ему научиться коммуникативной речи?
Все ответы на эти вопросы можно найти в методике - мнемотехника.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения
мнемотехники.
❖
МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и
способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики
(ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.
Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом,
так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти
последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно
запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не
запоминаемой.
Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать
в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
НАПРАВЛЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ
Народная мнемотехника
К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания,
которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не
замечают. Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы
буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон.
Посмотрите на монитор своего домашнего компьютера. Вы увидите
большое
количество
зрительных
образов.
Благодаря
визуализации
информации,
даже
ребенок,
не
умеющий
читать,
знает,
что
для
записи
информации
на
дискету,
необходимо
«кликнуть»
по
значку
дискеты.
Дорожные
знаки
-
это
тоже
яркий
пример
внедрения
мнемотехники
в
повседневную
жизнь.
На
больших
скоростях
человек
не
способен
воспринимать
текстовые
сообщения.
Дорожные
знаки
же,
которые
по
существу
являются
символами
тех
или
иных
правил,
воспринимаются
быстро.
Обычный
алфавит
-
это
то
же
мнемонический
прием.
Уже
в
дошкольном детстве ребенок заучивает соответствие звуков определенным
символам - буквам.
Классическая мнемотехника
Классическая мнемотехника - это первое направление мнемотехники в
истории. Говорят, что мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте и
племена Майя обучали своих детей мнемотехнике - системе внутреннего
письма. Однако письменных документов, подтверждающих это у нас нет.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 годом до
рождества Христова. Именно эта дата считается в истории мнемотехники
датой возникновения классической мнемоники.
Педагогическая мнемотехника
Педагогическая
мнемотехника
делает
акцент
на
естественное
запоминание
при
многократном
повторении
изучаемого
материала.
Это
многократное чтение текста; многократное повторение вслух; переписывание
изучаемого
материала
из
книги
в
тетрадь;
перерисовка
иллюстраций
из
учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание
большого
количество
вспомогательного
(дидактического)
материала...
И
многие другие методы.
Цирковая (эстрадная) мнемотехника
Цирковая
мнемотехника
использует
принципы
классической
мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является
тщательная
разработка
этапа
кодирования
информации.
Информация
кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию
голоса, в порядок слов в предложении... Часто, при демонстрации чудес
феноменальной
памяти
исполнителям
вообще
ничего
не
приходится
запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода,
известного
только
им.
Можно
даже
сказать,
что
главное
в
цирковой
мнемотехнике - не запоминание, а передача информации от ассистента к
исполнителю с помощью разных хитростей.
Спортивная мнемотехника
С
настоящими
профессиональными
мнемонистами,
которые
запоминают
честно,
вы
можете
встретиться
на
соревнованиях
по
мнемотехнике.
Такие
соревнования
регулярно
проводятся,
например,
в
Кембридже, начиная с 1997 года.
Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый
участник
соревнования,
хотя
и
умеет
запоминать
широкий
спектр
информации,
как
правило,
специализируется
на
запоминании
чего-либо
одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие
являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи
наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.
Методы мнемотехники:
I. Метод крокирования (метод символизации или метод рисуночного
письма).
Когда
дети
рисуют
кроки-схемы
предметов,
животных,
людей,
явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали.
При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу
несколько сложных мыслительных процессов:
Приём символизации - один из наиболее распространённых приёмов
мнемотехники, который используют практически все. Приём символизации
относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в
зрительные образы.
Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого
метода:
• кодирование в образы (подготовка к запоминанию);
• соединение образов в воображении (запоминание);
• запоминание последовательности информации;
• закрепление информации в мозге.
Ещё можно отметить, что метод крокирования -
это преобразование разнообразных сведений на язык мозга, в образную
форму.
Мы
все
по
собственному
опыту
знаем,
что
в
образной
форме
информация
воспринимается
гораздо
легче
и
быстрее,
чем
написанная
буквами
или
другими
специальными
значками,
вроде
математических
символов.
II. Эйдетизм (образное запоминание) - это своеобразная разновидность
образной памяти, заключающаяся в возможности воспроизведения яркого
наглядного
образа
предмета
по
прекращении
его
воздействия
на
органы
чувств.
Явление
эйдетизма
довольно
широко
распространено
особенно
в
детском
возрасте.
Эйдетизм
является
одним
из
главных
«китов»
формирования интеллекта.
Представим
себе
какой-нибудь
образ.
Например,
кошку.
Сначала
возникает лишь условное обозначение.
Теперь
ещё
раз
представим
тот
же
самый
объект
(кошку),
присмотримся к нему. Теперь мы увидели цвет, размеры и т.д.
Таким
образом,
при
восстановлении
в
памяти
какого-либо
образа
мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
• обозначение («кошка»);
• расцвечивание (вспоминаем какую-то конкретную кошку, её цвет);
• «оживление» (мы уже увидели чем она занимается);
• обогащение деталями (на чём кошка лежит, где находится);
• вхождение в образ (теперь кошка это мы);
• управление образом.
III. Метод Цицерона (метод «мест», или «комнат»).
Этот метод пришёл к нам из глубин веков (I века до н. э.). Марк Туллий
Цицерон
во
время
своих
выступлений
приводил
множество
фактов,
но
никогда не пользовался записями.
Секрет
его
ораторского
искусства
заключался
в
том,
что
перед
выступлением в сенате он тренировался в произнесении речи у себя дома,
переходя из одной комнаты в другую. Всякий раз, когда при обдумывании
речи
он
переходил
к
следующей
мысли,
он
делал
небольшую
паузу
и
мысленно соединял соответствующий раздел речи с определённым уголком
своего дома. Затем при произнесении речи в сенате Цицерон мысленно
повторял свой путь по дому и таким образом мог произнести всю речь, не
прибегая ни к каким записям.
Мы часто непроизвольно пользуемся этим методом. Потеряв книгу,
очки,
ключи,
мы
пытаемся
пройти
по
комнате,
чтобы
последовательно
восстановить
те
ситуации,
где
могла
быть
востребованы
потерянные
предметы.
Суть
метода
Цицерона
в
воображаемом
размещении
образов
в
конкретном месте или комнате.
Используя этот метод в работе с детьми мы «позовём на помощь»
любимых детских сказочных персонажей? Скажем, Крокодил Гена может
давать советы Чебурашке (или Малыш - Карлсону, или Пятачок - Вини-Пуху)
раскладывать свои «мысли» по «полочкам», чтобы никогда не терять. Можно
даже на самом деле пройти с ребёнком по комнате, останавливаясь там, где
«что-то (условно) положили».
I V. Метод
трансформации
можно
объяснить
на
таком
примере.
Припомним
любой
«пластилиновый»
мультик:
как
ворона
превращается,
трансформируется на глазах в корову, в страуса, а избушку, в мужичка и т.п.
В
этих
превращениях
и
суть
метода.
Если
мы
хотим
что-либо
запомнить, представляем себе, как происходит превращение одного образа в
другой. Попробуйте запомнить такую цепочку: чемодан, крокодил, вертолёт,
утюг, стог, лужа, мяч, ёжик, корзина, черепаха. Нам надо не просто решить,
кто в кого превратился, а именно увидеть, почувствовать, проследить процесс
превращения.
V . Метод смысловых опор несколько сложнее для освоения, но в
учебной деятельности ребёнка он может сослужить хорошую службу. Этот
метод
похож
на
метод
«мест»
(метод
Цицерона),
но
«местом
привязки»
запоминаемой
информации
служит
система
образов,
закреплённых
в
сознании, как таблица умножения, раз и навсегда.
Система образов - это своеобразный шифр. Тут каждое число у нас
будет обозначать какое-то слово.
Эти слова нужно выучить как таблицу умножения. И тогда цепочки
запоминаются связыванием слов с их порядковыми номерами.
VI. Метод ассоциативных цепочек (или «мультиков», «чепухи») это
самый известный, самый сложный для освоения взрослым человеком и теми
детьми, у которых доминирует логическое мышление. Но освоив этот метод
однажды, человек никогда его не забудет и метод всегда сможет выручить в
нужный момент. Например, рисуем 9 картинок-квадратиков (рис.3) коллаж из
образов, и пробуем связать их в единый сюжет. Абстрактные значки, фигурки
нужно рассмотреть и решить, на что они похожи, а дальше составить единый
сюжет
из
выдуманных
предметов
(вместо
абстрактных
фигурок).
Сюжет
может быть очень забавным, нелепым, смешным - тем лучше он запомнится,
Все объекты информации могут «ожить», видоизмениться и начать активно
действовать, если это необходимо.
В
своей
работе
с
детьми
я
использовала
метод
крокирования
(символизации) - дети запоминали слова с помощью набросков («кроков»), а
также
метод
ассоциативных
цепочек.
Эти
два
метода
предполагают
использование
в
качестве
дидактического
материала
мнемодорожек,
мнемотаблиц и коллажей. Мнемотаблица (или мнемодорожка) - это самые
простые
рисунки
отражающие
ключевые
фразы,
это
схема,
в
которую
заложена
определённая
информация.
Опорным
в
таблице
являются
изображения главных героев произведения, через которые идёт осознание
происходящего в нём, понимание самого произведения, содержания, которое
«завязано» вокруг его главных героев. В таблице схематически возможно
изображение
персонажей
произведения,
явлений
природы,
некоторых
действий, то есть можно изобразить всё то, что вы посчитаете нужным
отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было
понятно.
В
начале
обучения
«чтению»
по
мнемотаблицам
детям
рекомендуется давать цветные мнемотаблицы, так как у детей быстрее в
памяти
остаются
отдельные
образы:
лиса
-
рыжая
плутовка,
цыплята
-
жёлтого цвета, у петуха - хохолок красного цвета, мышь - серая, ёлка -
зелёная, солнце - жёлтое или красное и другие образы.
Нельзя не вспомнить о задачах, которые решает мнемотехника:
Помощь детям в упорядочивании и систематизации
познавательной информации об окружающем;
Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи;
Обучение построения последовательного, логичного, полного и
связного изложения;
Развитие мышления, внимания, воображения, речеслуховой и
зрительной памяти;
Снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в
речевом общении для лучшей адаптации в современном
обществе;
Развитие мелкой моторики у детей.
Структура мнемотехники:
Мнемоквадраты – одиночное изображение, которое обозначает одно
слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожки – ряд картинок (3-5), по которым можно составаить
рассказ в 2-4 предложения.
Мнемотаблицы
–
это
целая
схема,
которую
заложен
текст
(сказка,
стихотворение, загадка или рассказ).
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами.
Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.
Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая
информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания,
расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь,
умение связно говорить и рассказывать у учащихся.
В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности:
любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические
изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному
творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются
готовые схемы, то на следующем - коллективно обсудить различные версии и
отобрать наиболее удачные варианты.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ
по заданной теме.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но
рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной
словарный запас.
Где можно использовать мнемосхемы?
Обогащение словарного запаса.
Обучение пересказу.
Составление рассказов.
Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
Отгадывание загадок.
Примеры мнемотехники для обогащения словарного запаса
Примером мнемотехники могут быть таблицы, построенные на изображении
последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки
стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий,
придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на
занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз
подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Для наших воспитанников необходимо давать цветные мнемотаблицы, так
как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы:
(Лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.)
Но для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,
чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Следующие примеры мнемотехники – составление описательных рассказов
по мнемотаблицам. Педагог предлагает посмотреть на таблицу, затем
расшифровывает ее.
Например, мнемотаблица к рассказу «Зима». Попробуйте расшифровать ее.
Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и
усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко
вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью
мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь
развитая связная речь свидетельствует о способности малыша к школьному
обучению и служит показателем его умственных способностей. Однако
нужно отметить, что работа по совершенствованию коммуникативных
навыков не должна ограничиваться только мнемотаблицами. Действительно,
они являются эффективным средством для формирования связной речи и
доступным способом познания окружающей действительности. Тем не менее
это лишь одна техника, начальная, стартовая, хоть и достаточно значимая,
ведь она помогает лучше усваивать и перерабатывать зрительную
информацию, запоминать ее и воспроизводить.
Карты Проппа
Методика работы с картами В.Я. Проппа
Май 29th, 2016 admin
Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно.
Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые
решаются при помощи данной методики полностью соответствуют
положениям и требованиям ФГОС ДО:
— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении,
выбирать тему, интересный сюжет, героев;
— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение,
обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным
к сказочному сюжету.
Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов
мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без
которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что
они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их
последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.
Дж. Родари сократил число этих функций до 20:
запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5.
задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9.
сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12.
возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные
испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение
ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый
конец.
Вот некоторые примеры: запрет выступает в роли сильнейшего мотива и
заставляет спорить с существующим авторитетом. В сказке «Крошечка —
Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в
платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном
случае Хаврошечка не нарушила запрет. А в «Гуси-лебеди» — родители
запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит
нарушение правил. Вредительство совершает недоброжелатель главного
героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-
царевиче, жар-птице и сером волке».
Кстати, все детективы (фильмы и книги) можно разложить по данным
функциям достаточно легко.
Методика
Перечисленные 20 функций необходимо нарисовать и изготовить в виде карт.
На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не
забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает
накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих
сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).
Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).
Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в
сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль
присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с
сюжетом сказки. Цель — подготовить аудиторию к слушанию сказки,
заинтересовать. Воспитатель может начать так:
Вы хотите сказочку? Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света,
перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь
лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве,
тридесятом государстве…
Концовка
Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни
и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:
Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не
попадало.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает
повествование.
Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными
формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые
характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными
эпитетами и т.д.:
Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила — к лесу задом, ко
мне передом.
Сделался такой молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.
Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то
необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано
или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими
трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой,
как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.
Когда у детей будет в запасе знание многих волшебных сказок, можно
провести несколько тематических занятий или игр-заданий, викторин на
тему: «Сказочные герои (героини)», Сказочные чудовища», «Волшебные
помощники», «Волшебные превращения». «Путешествие по тридевятому
царству (определяется место действия в сказках)», «Сказочная цифра 3
(прием троекратных повторений)», «В гостях у сестер-присказок, братьев-
зачинов, подружек-концовок» желательно с использованием произведений
живописи, музыки как дополнительных средств воздействия на ребенка.
Подготовительные игры-задания, которые можно включить в
образовательную деятельность:
— Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках
различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения,
волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
— Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев
(добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища.
Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их
роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого
злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и
верный друг).
— Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить
самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).
— Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных
предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка,
сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-
помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка,
ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции
— котелок как гнездо, сумка, зеркало.
— Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов
с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и
«Госпожа метелица»)
Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:
1 этап — непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.
Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке
живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке
сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»
Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках.
Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача,
волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг
побежден, счастливый конец.
Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети сами
находят обозначенную функцию словесно, выкладывают карточки с
функциями.
По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно
предложить задания:
найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.
На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование
образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют
внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении
используемых в тексте слов и выражений.
Например, Баба Яга — скажи по-другому. Или: Как говорили раньше? (Конь
златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу.
На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи
«волшебных карт».
Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем,
втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами,
ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые,
логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.
Например, задание — сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт —
отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец.
Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их
расположить.
Или — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и
помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие
карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и
неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый
конец)?
С детьми оговариваются следующие положения:
кто будет главным героем;
кто будет мешать герою;
кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники,
другие герои);
придумать название к сказке;
какие зачины и концовки будут использованы;
придумывание сказочных слов и выражений;
присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их
нравственные характеристики.
Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно
предложить игровые приемы:
— у знакомой сказки пропадают карты. Например, «Никита Кожемяка» —
пропали «герой вступает в борьбу», «враг побежден». Дети должны
проанализировать последствия отсутствия определенных функций по
сюжету;
— или предлагаете карту «Трудная задача» и задаете вопрос: «Какая карта
может быть следующей? Почему?»