Автор: Кривцова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Колпашево, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы наставника с молодым учителем
Раздел: начальное образование
«Формы работы наставника с молодым специалистом»
Становление педагога – достаточно сложный процесс и в социальном,
и в психологическом, и в профессиональном плане. В этот период наиболее
четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса
позитивных
или
негативных
факторов,
как
внутренних,
так
и
внешних.
Задача
образовательной
организации
–
помочь
начинающему
учителю
осознать
себя
талантливым,
сделавшим
правильный
профессиональный
выбор
человеком,
способным
показывать
высокие
результаты
труда
и
демонстрировать лучшие профессиональные качества.
Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого
дня его пребывания в школе – один из факторов успешного вхождения в
профессиональную среду.
Наставничество (стажировка для учителей первого года работы) – одна
из
наиболее
эффективных
форм
профессиональной
адаптации,
передачи
педагогического
опыта,
способствующая
повышению
профессиональной
компетентности, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает
профессиональные
приемы
под
непосредственным
руководством
педагогамастера.
Целью
школьного
наставничества
является
оказание
методической
помощи
и
поддержки
молодым
специалистам
в
их
профессиональном
становлении со стороны опытных коллег.
Задачами школьного наставничества являются:
привитие
молодым
специалистам
интереса
к
педагогической
профессии,
сохранение
и
увеличение
численности
педагогических
коллективов;
ускорение
процесса
профессионального
становления
молодых
педагогов, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять
должностные обязанности;
формирование
ответственного
и
творческого
отношения
к
организации образовательного процесса;
адаптация к корпоративной культуре образовательной организации, к
ее
традициям,
нормам
и
правилам
поведения.
Наставниче ство
устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательной
организации:
впервые
принятыми
учителями
(специалистами),
не
имеющими
трудового
стажа
педагогической
деятельности
в
образовательных
организациях;
выпускниками
очных
высших
и
средних
специальных
учебных
заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
выпускниками
непедагогических
профе ссиональных
образовательных организаций, завершивших очное, заочное обучение и не
имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
организации;
учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими
служебных
обязанно стей
т ребует
расширения
и
у гл у бл е н и я
профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
учителями,
нуждающимися
в
дополнительной
подготовке
для
проведения
уроков
в
определенном
классе
(по
определенной
тематике).
Педагог-наставник
должен
соответствовать
определенным
требованиям
и
обладать профессиональными умениями:
обладать хорошей теоретической базой, практическими навыками и
достаточным опытом работы;
всегда
находить
контакт
с
наставляемым
и,
в
первую
очередь,
заботиться о создании благоприятной обстановки для работы;
полностью понимать цели наставничества и всегда получать нужный
результат;
составлять
четкие,
прозрачные
и
достижимые
планы
работы
с
наставляемым;
владеть
разнообразными
методиками
педагогической
работы
и
применять
их
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
наставляемого;
постоянно заниматься своим саморазвитием, поиском новых форм
обучения и развития;
иметь
высокую
степень
заинтересованности
в
воспитании
специалиста и передаче ему своего опыта.
Педагог-наставник
должен
всячески
способствовать,
в
том
числе
и
личным
примером,
раскрытию
профессионального
потенциала
молодого
специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива,
формировать
у
него
общественно
значимые
интересы,
содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих
способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в
подопечном потребность в самообразовании и в повышении квалификации,
стремление
к
овладению
инновационными
технологиями
обучения
и
воспитания.
Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным,
наставнику
необходимо
помнить,
что
он
не
может
и
не
должен
быть
ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только
демонстрирующим свой собственный опыт.
Наставничество
–
это
постоянный
диалог,
межличностная
коммуникация,
следовательно,
наставник,
прежде
всего,
должен
быть
терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он
должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и
ролевые игры, работу в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и
пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности
принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Большую
эффективность
по
сравнению
с
традиционными
формами
работы
(беседами,
консультациями,
посещением
и
обсуждением
уроков)
имеют
новые
нетрадиционные:
психологические
тренинги,
творческие
лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы,
круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы»,
разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя,
классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического
опыта
от
поколения
к
поколению
учителями-мастерами.
Именно
они
ускоряют
процесс
вхождения
начинающего
учителя
в
образовательную,
педагогическую
среду.
Он
чувствует
себя
увереннее,
закрепляется
его
убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги
смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию,
растет их профессионализм.
Положительно
себя
зарекомендовала
такая
нетрадиционная
форма
работы с молодыми педагогами, как проведение аукциона педагогических
идей. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное,
что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на
которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей
наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.
Работа
с
молодыми
специалистами
будет
более
эффективной,
если
администрация школы и наставники подготовят им различные «памятки»:
- обязанности классного руководителя;
- организация работы с неуспевающими учащимися;
- анализ и самоанализ урока; - как правильно организовать работу с
родителями;
- методические рекомендации по проведению родительского собрания,
внеклассных мероприятий и др.
Учитель-наставник должен помочь молодому специалисту в создании
портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с
отзывами
на
проведенные
уроки
и
т.
д.
Это
дает
возможность
увидеть
динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе
наставнической
деятельности.
Наставничество
должно
стимулировать
потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать
его профессиональной и личностной самореализации.