Напоминание

Формы работы наставника с молодым учителем


Автор: Кривцова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Колпашево, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы наставника с молодым учителем
Раздел: начальное образование





Назад




«Формы работы наставника с молодым специалистом»

Становление педагога – достаточно сложный процесс и в социальном,

и в психологическом, и в профессиональном плане. В этот период наиболее

четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса

позитивных

или

негативных

факторов,

как

внутренних,

так

и

внешних.

Задача

образовательной

организации

помочь

начинающему

учителю

осознать

себя

талантливым,

сделавшим

правильный

профессиональный

выбор

человеком,

способным

показывать

высокие

результаты

труда

и

демонстрировать лучшие профессиональные качества.

Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого

дня его пребывания в школе – один из факторов успешного вхождения в

профессиональную среду.

Наставничество (стажировка для учителей первого года работы) – одна

из

наиболее

эффективных

форм

профессиональной

адаптации,

передачи

педагогического

опыта,

способствующая

повышению

профессиональной

компетентности, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает

профессиональные

приемы

под

непосредственным

руководством

педагогамастера.

Целью

школьного

наставничества

является

оказание

методической

помощи

и

поддержки

молодым

специалистам

в

их

профессиональном

становлении со стороны опытных коллег.

Задачами школьного наставничества являются:

привитие

молодым

специалистам

интереса

к

педагогической

профессии,

сохранение

и

увеличение

численности

педагогических

коллективов;

ускорение

процесса

профессионального

становления

молодых

педагогов, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять

должностные обязанности;

формирование

ответственного

и

творческого

отношения

к

организации образовательного процесса;

адаптация к корпоративной культуре образовательной организации, к

ее

традициям,

нормам

и

правилам

поведения.

Наставниче ство

устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательной

организации:

впервые

принятыми

учителями

(специалистами),

не

имеющими

трудового

стажа

педагогической

деятельности

в

образовательных

организациях;

выпускниками

очных

высших

и

средних

специальных

учебных

заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;

выпускниками

непедагогических

профе ссиональных

образовательных организаций, завершивших очное, заочное обучение и не

имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных

организации;

учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими

служебных

обязанно стей

т ребует

расширения

и

у гл у бл е н и я

профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

учителями,

нуждающимися

в

дополнительной

подготовке

для

проведения

уроков

в

определенном

классе

(по

определенной

тематике).

Педагог-наставник

должен

соответствовать

определенным

требованиям

и

обладать профессиональными умениями:

обладать хорошей теоретической базой, практическими навыками и

достаточным опытом работы;

всегда

находить

контакт

с

наставляемым

и,

в

первую

очередь,

заботиться о создании благоприятной обстановки для работы;

полностью понимать цели наставничества и всегда получать нужный

результат;

составлять

четкие,

прозрачные

и

достижимые

планы

работы

с

наставляемым;

владеть

разнообразными

методиками

педагогической

работы

и

применять

их

в

соответствии

с

индивидуальными

особенностями

наставляемого;

постоянно заниматься своим саморазвитием, поиском новых форм

обучения и развития;

иметь

высокую

степень

заинтересованности

в

воспитании

специалиста и передаче ему своего опыта.

Педагог-наставник

должен

всячески

способствовать,

в

том

числе

и

личным

примером,

раскрытию

профессионального

потенциала

молодого

специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива,

формировать

у

него

общественно

значимые

интересы,

содействовать

развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих

способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в

подопечном потребность в самообразовании и в повышении квалификации,

стремление

к

овладению

инновационными

технологиями

обучения

и

воспитания.

Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным,

наставнику

необходимо

помнить,

что

он

не

может

и

не

должен

быть

ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только

демонстрирующим свой собственный опыт.

Наставничество

это

постоянный

диалог,

межличностная

коммуникация,

следовательно,

наставник,

прежде

всего,

должен

быть

терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он

должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и

ролевые игры, работу в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и

пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности

принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Большую

эффективность

по

сравнению

с

традиционными

формами

работы

(беседами,

консультациями,

посещением

и

обсуждением

уроков)

имеют

новые

нетрадиционные:

психологические

тренинги,

творческие

лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы,

круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы»,

разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя,

классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического

опыта

от

поколения

к

поколению

учителями-мастерами.

Именно

они

ускоряют

процесс

вхождения

начинающего

учителя

в

образовательную,

педагогическую

среду.

Он

чувствует

себя

увереннее,

закрепляется

его

убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги

смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию,

растет их профессионализм.

Положительно

себя

зарекомендовала

такая

нетрадиционная

форма

работы с молодыми педагогами, как проведение аукциона педагогических

идей. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное,

что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на

которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей

наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.

Работа

с

молодыми

специалистами

будет

более

эффективной,

если

администрация школы и наставники подготовят им различные «памятки»:

- обязанности классного руководителя;

- организация работы с неуспевающими учащимися;

- анализ и самоанализ урока; - как правильно организовать работу с

родителями;

- методические рекомендации по проведению родительского собрания,

внеклассных мероприятий и др.

Учитель-наставник должен помочь молодому специалисту в создании

портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с

отзывами

на

проведенные

уроки

и

т.

д.

Это

дает

возможность

увидеть

динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе

наставнической

деятельности.

Наставничество

должно

стимулировать

потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать

его профессиональной и личностной самореализации.



В раздел образования




Яндекс.Метрика