Автор: Щетинкина Тамара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 112"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование грамматических понятий у младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Формирование грамматических понятий у младших школьников»
Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без
нее невозможны понимание и сознательное усвоение закономерностей и
правил, а следовательно, и осознанные , обоснованные действия учащихся.
Понятие – основная
форма познания ,система понятий – основа, фундамент
любого систематического знания.
Теоретическим ядром школьного курса родного языка служит грамматика, но,
как известно, значительное место в практике обучения
языковым
умениям
отводится
фонетике,
графике,
орфографии,
орфоэпии,
лексикологии,
стилистике и теории речи. В методике
обычно говорится
о формировании
грамматических понятий, хотя сущность явления более полно раскрывается в
термине «формирование языковых понятий» у учащихся.
Согласно
программе в 1-4 классах школьники должны усвоить более ста
языковых понятий, среди них
Грамматические:
«предложение»,
«главные
члены
предложения»,
«подлежащее», «сказуемое» «суффикс», «второстепенный член предложения»,
«слово»,
«корень», «суффикс», « приставка», « окончание», « родственные
слова»
,
«
часть
речи»,
«
имя
существительное»,
«
имя
прилагательное»,
«глагол»,
«предлог», «местоимение» «наречие»,
«союз» , «род» , «число»,
«падеж», « склонение» , «спряжение», « лицо», « время»;
Понятия из области фонетики : «слог» , «звук» , «ударение», « согласный»,
«гласный», « твердый», или « мягкий согласный звук», «звонкий» или «глухой
согласный звук» , «безударный гласный и другие;
из
области
графики:
«буква»,
«алфавит»,
«заглавная»,
«строчная
буква»
и
другие;
из
орфографии: «правописание», «правило правописания»,
« проверочное
слово» и другие;
из лексикологии: «близкие по смыслу слова», « переносный смысл», «образные
слова» и другие;
из теории речи: « сочинение», «изложение», «текст», «тема», «план», и другие.
Большинство
этих понятий
уже в начальных классах достигают более или
менее высокой степени сформированности. Таковы, например, понятия как «
предложение» , «корень» , «приставка» , «суффикс» , « окончание», « глагол», «
имя существительное», «слог», «безударный гласный», и другие. Однако есть
такие понятия, формирование которых в начальных классах проходит лишь
самые первые, подготовительные стадии. К ним относятся понятия « наречие»,
«союз», «антонимы», «синонимы».
Конечно, научные понятия формируются у учащихся не изолировано, не сами
по себе, а в системе, в процессе постоянного и
последовательного изучения
родного
языка,
разных
его
аспектов.
Кроме
того,
понятия
сопоставляются,
противопоставляются,
группируются,
противопоставляются
одно
другому,
пересекаются. Так, понятие « имя существительное», « имя прилагательное»,
«глагол», « местоимение» , « наречие» подчиняются родовому понятию « части
речи»; понятия «гласные» и « согласные» обобщаются понятием «звуки речи»,
являются видовым по отношению к родовому понятию « звук». Иными словами,
дети усваивают не отдельные, обособленные друг от друга понятия, а стройную
систему понятий, связей между ними , т.е. закономерностей.
Что такое научное понятие?
Определить понятие - значит установить его
предел, границы, позволяющие отличить его от других понятий того же ряда.
Понятие внешне выражается в слове, которое служит носителем понятия. Для
обозначения
понятий
может
быть
использовано
не
только
слово,
но
и
словосочетание:
«имя
прилагательное»,
«часть
речи»
и
т.п.
Слова
и
словосочетания, обозначающие научные понятия, называются терминами. Но не
всякое слово обозначает
понятие : так, например, фамилии людей, являясь
словами , не обозначают понятия, так как не содержат обобщения.
В процессе формирования понятия могут быть выделены три этапа.
Первый подготовительный этап предполагает
накопление
эмпирического
материала – наблюдение изучаемых явлений, выделение и название важнейших
признаков и свойств.
Второй этап предполагает научное формирование понятия: введение термина,
вывод
определения
понятия,
составление
схем,
моделей
и
т.
п.
вывод
определения обыкновенно состоит в подведении формируемого понятия под
ближайший род и в выделении нескольких важнейших признаков.
Третий этап – это
дальнейшее
углубление понятия, узнавание и выделение
новых
признаков.
свойств
изучаемого
явления,
которые
лежат
в
основе
формируемого понятия;
этот
этап
не
имеет
конца,
не
может
быть
завершен,
так
как
явление
неисчерпаемо, и в нем могут быть открыты новые грани, новые свойства. Но в
школьном
курсе количество новых свойств изучаемого
явления
всегда
ограничено.
При всех различиях и самих понятий, и условий их формирования описанные
три этапа могут быть обнаружены в каждом отдельном случае. Однако далеко
не все грамматические понятия, входящие в курс русского языка 1-4 классов,
проходят в своем формировании все три этапа в рамках начальных классов.
Примером
относительно полной
сформированности
в рамках 1-4 классов
может служить понятие «имя существительное».
Первый этап – это 1 класс и начало 2 класса. Уже на первых уроках русского
языка
дети
учатся
ставить
вопросы
к
словам,
в
том
числе
и
к
именам
существительным: кто? что? В дальнейшем при выполнении практических
упражнений дети научатся ставить вопросы : кого? чего? кому? чему? и т. д.
В
процессе
организованной
и
педагогически
целенаправленной
деятельности
накапливаются
наблюдения; дети начинают выделять слова –
названия предметов , связывать значение слов, обозначающих предметы с их
способностью отвечать
на вопросы кто?
что?
Так
происходит первичное
обобщение
наблюдаемых признаков
имен существительных;
дети учатся,
пользуясь простейшими обобщенными признаками, отличать слова - названия
предметов
от
других
слов.
Но
учащиеся
не
знают
термина
«имя
существительное»:
вместо
него
они
используют
предварительный
термин
«слова - названия предметов».
Второй этап формирования понятия « имя существительное « начинается во
втором полугодии 2 класса, когда дети приступают к изучению темы «Части
речи». Здесь они усваивают термины : названия предметов: лето (что?), скворец
(кто?) - это имена существительные.
На основе подбора и анализа примеров дети подводятся к определению
понятия.
Очень
важно,
чтобы
они
сами,
подготовленные
и
руководимые
учителем, сумели выделить и назвать признаки имени существительного и
таким
образом
построить
определение.
Два
важнейших
отличительных
признака: обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?
Как видим, на втором этапе знания учащихся приобретают строгий научный
характер,
школьники
учатся
четко
мыслить,
овладевают
логическими
отношениями.
На третьем этапе формирования понятия « имя существительное» происходит
дальнейшее
углубление
этого понятия, т.е. оформление
накапливающихся
наблюдений
учащихся
и их
практического
речевого опыта
в виде
обобщенных новых признаков и свойств имени существительного, а именно во
2-3 классах.
Таким образом, понятие
наполняется обобщением
все новых признаков,
свойств имени существительного, и, казалось бы, определение , выведенное во
2 классе, уже недостаточно. Действительно, иногда бывает, что определение,
выведенное
на
ранних
ступенях
обучения,
в
дальнейшем
уточняется
и
расширяется. Но в данном случае такой необходимости нет, ибо полное
определение громоздко, неудобно в практическом использовании, а главное –
не обязательно, т.к. имена существительные можно отличить от других частей
речи
по
двум
признакам.
В
процессе
изучения
существительного
и
формирования
соответствующего
понятия учащихся
узнают ряд новых
понятий, которые по отношению к нему являются видовыми, подчиненными,
смежными или пересекающимися: понятия
«склонение»,
«падеж»,
«род»,
«число» и др.
Некоторые языковые
явления, широко используемые в практической работе
учащихся, все - таки не изучаются в обобщенном виде.
Обобщенная характеристика звука как понятия в начальных классах состоит
только в том, что школьники отмечают: «Слова состоят из звуков», «Звуки мы
произносим, буквы пишем.
Таким
образом,
понятие
«звук»
не
доводится
в
1-2
классах
до
научного
определения.
Есть в школьном курсе, наконец, и такие понятия, которые как бы скрыты и
присутствуют
в
неявном
виде,
однако
традиционно
установившиеся
в
начальных классах приемы работы подготавливают детей к усвоению этих
понятий в последующих классах.
Таковы
общие вопросы формирования
грамматических и других научных
языковых
понятий. Они составляют
основу
основ науки и школьного
учебного предмета «Русский язык» , и без хорошего усвоения каждого понятия
и всей их системы
невозможно привить учащимся глубокие , осознанные и
прочные знания и умения по родному языку.