Напоминание

"Формирование грамматических понятий у младших школьников"


Автор: Щетинкина Тамара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 112"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование грамматических понятий у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование грамматических понятий у младших школьников»

Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без

нее невозможны понимание и сознательное усвоение закономерностей и

правил, а следовательно, и осознанные , обоснованные действия учащихся.

Понятие – основная

форма познания ,система понятий – основа, фундамент

любого систематического знания.

Теоретическим ядром школьного курса родного языка служит грамматика, но,

как известно, значительное место в практике обучения

языковым

умениям

отводится

фонетике,

графике,

орфографии,

орфоэпии,

лексикологии,

стилистике и теории речи. В методике

обычно говорится

о формировании

грамматических понятий, хотя сущность явления более полно раскрывается в

термине «формирование языковых понятий» у учащихся.

Согласно

программе в 1-4 классах школьники должны усвоить более ста

языковых понятий, среди них

Грамматические:

«предложение»,

«главные

члены

предложения»,

«подлежащее», «сказуемое» «суффикс», «второстепенный член предложения»,

«слово»,

«корень», «суффикс», « приставка», « окончание», « родственные

слова»

,

«

часть

речи»,

«

имя

существительное»,

«

имя

прилагательное»,

«глагол»,

«предлог», «местоимение» «наречие»,

«союз» , «род» , «число»,

«падеж», « склонение» , «спряжение», « лицо», « время»;

Понятия из области фонетики : «слог» , «звук» , «ударение», « согласный»,

«гласный», « твердый», или « мягкий согласный звук», «звонкий» или «глухой

согласный звук» , «безударный гласный и другие;

из

области

графики:

«буква»,

«алфавит»,

«заглавная»,

«строчная

буква»

и

другие;

из

орфографии: «правописание», «правило правописания»,

« проверочное

слово» и другие;

из лексикологии: «близкие по смыслу слова», « переносный смысл», «образные

слова» и другие;

из теории речи: « сочинение», «изложение», «текст», «тема», «план», и другие.

Большинство

этих понятий

уже в начальных классах достигают более или

менее высокой степени сформированности. Таковы, например, понятия как «

предложение» , «корень» , «приставка» , «суффикс» , « окончание», « глагол», «

имя существительное», «слог», «безударный гласный», и другие. Однако есть

такие понятия, формирование которых в начальных классах проходит лишь

самые первые, подготовительные стадии. К ним относятся понятия « наречие»,

«союз», «антонимы», «синонимы».

Конечно, научные понятия формируются у учащихся не изолировано, не сами

по себе, а в системе, в процессе постоянного и

последовательного изучения

родного

языка,

разных

его

аспектов.

Кроме

того,

понятия

сопоставляются,

противопоставляются,

группируются,

противопоставляются

одно

другому,

пересекаются. Так, понятие « имя существительное», « имя прилагательное»,

«глагол», « местоимение» , « наречие» подчиняются родовому понятию « части

речи»; понятия «гласные» и « согласные» обобщаются понятием «звуки речи»,

являются видовым по отношению к родовому понятию « звук». Иными словами,

дети усваивают не отдельные, обособленные друг от друга понятия, а стройную

систему понятий, связей между ними , т.е. закономерностей.

Что такое научное понятие?

Определить понятие - значит установить его

предел, границы, позволяющие отличить его от других понятий того же ряда.

Понятие внешне выражается в слове, которое служит носителем понятия. Для

обозначения

понятий

может

быть

использовано

не

только

слово,

но

и

словосочетание:

«имя

прилагательное»,

«часть

речи»

и

т.п.

Слова

и

словосочетания, обозначающие научные понятия, называются терминами. Но не

всякое слово обозначает

понятие : так, например, фамилии людей, являясь

словами , не обозначают понятия, так как не содержат обобщения.

В процессе формирования понятия могут быть выделены три этапа.

Первый подготовительный этап предполагает

накопление

эмпирического

материала – наблюдение изучаемых явлений, выделение и название важнейших

признаков и свойств.

Второй этап предполагает научное формирование понятия: введение термина,

вывод

определения

понятия,

составление

схем,

моделей

и

т.

п.

вывод

определения обыкновенно состоит в подведении формируемого понятия под

ближайший род и в выделении нескольких важнейших признаков.

Третий этап – это

дальнейшее

углубление понятия, узнавание и выделение

новых

признаков.

свойств

изучаемого

явления,

которые

лежат

в

основе

формируемого понятия;

этот

этап

не

имеет

конца,

не

может

быть

завершен,

так

как

явление

неисчерпаемо, и в нем могут быть открыты новые грани, новые свойства. Но в

школьном

курсе количество новых свойств изучаемого

явления

всегда

ограничено.

При всех различиях и самих понятий, и условий их формирования описанные

три этапа могут быть обнаружены в каждом отдельном случае. Однако далеко

не все грамматические понятия, входящие в курс русского языка 1-4 классов,

проходят в своем формировании все три этапа в рамках начальных классов.

Примером

относительно полной

сформированности

в рамках 1-4 классов

может служить понятие «имя существительное».

Первый этап – это 1 класс и начало 2 класса. Уже на первых уроках русского

языка

дети

учатся

ставить

вопросы

к

словам,

в

том

числе

и

к

именам

существительным: кто? что? В дальнейшем при выполнении практических

упражнений дети научатся ставить вопросы : кого? чего? кому? чему? и т. д.

В

процессе

организованной

и

педагогически

целенаправленной

деятельности

накапливаются

наблюдения; дети начинают выделять слова –

названия предметов , связывать значение слов, обозначающих предметы с их

способностью отвечать

на вопросы кто?

что?

Так

происходит первичное

обобщение

наблюдаемых признаков

имен существительных;

дети учатся,

пользуясь простейшими обобщенными признаками, отличать слова - названия

предметов

от

других

слов.

Но

учащиеся

не

знают

термина

«имя

существительное»:

вместо

него

они

используют

предварительный

термин

«слова - названия предметов».

Второй этап формирования понятия « имя существительное « начинается во

втором полугодии 2 класса, когда дети приступают к изучению темы «Части

речи». Здесь они усваивают термины : названия предметов: лето (что?), скворец

(кто?) - это имена существительные.

На основе подбора и анализа примеров дети подводятся к определению

понятия.

Очень

важно,

чтобы

они

сами,

подготовленные

и

руководимые

учителем, сумели выделить и назвать признаки имени существительного и

таким

образом

построить

определение.

Два

важнейших

отличительных

признака: обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?

Как видим, на втором этапе знания учащихся приобретают строгий научный

характер,

школьники

учатся

четко

мыслить,

овладевают

логическими

отношениями.

На третьем этапе формирования понятия « имя существительное» происходит

дальнейшее

углубление

этого понятия, т.е. оформление

накапливающихся

наблюдений

учащихся

и их

практического

речевого опыта

в виде

обобщенных новых признаков и свойств имени существительного, а именно во

2-3 классах.

Таким образом, понятие

наполняется обобщением

все новых признаков,

свойств имени существительного, и, казалось бы, определение , выведенное во

2 классе, уже недостаточно. Действительно, иногда бывает, что определение,

выведенное

на

ранних

ступенях

обучения,

в

дальнейшем

уточняется

и

расширяется. Но в данном случае такой необходимости нет, ибо полное

определение громоздко, неудобно в практическом использовании, а главное –

не обязательно, т.к. имена существительные можно отличить от других частей

речи

по

двум

признакам.

В

процессе

изучения

существительного

и

формирования

соответствующего

понятия учащихся

узнают ряд новых

понятий, которые по отношению к нему являются видовыми, подчиненными,

смежными или пересекающимися: понятия

«склонение»,

«падеж»,

«род»,

«число» и др.

Некоторые языковые

явления, широко используемые в практической работе

учащихся, все - таки не изучаются в обобщенном виде.

Обобщенная характеристика звука как понятия в начальных классах состоит

только в том, что школьники отмечают: «Слова состоят из звуков», «Звуки мы

произносим, буквы пишем.

Таким

образом,

понятие

«звук»

не

доводится

в

1-2

классах

до

научного

определения.

Есть в школьном курсе, наконец, и такие понятия, которые как бы скрыты и

присутствуют

в

неявном

виде,

однако

традиционно

установившиеся

в

начальных классах приемы работы подготавливают детей к усвоению этих

понятий в последующих классах.

Таковы

общие вопросы формирования

грамматических и других научных

языковых

понятий. Они составляют

основу

основ науки и школьного

учебного предмета «Русский язык» , и без хорошего усвоения каждого понятия

и всей их системы

невозможно привить учащимся глубокие , осознанные и

прочные знания и умения по родному языку.



В раздел образования




Яндекс.Метрика