Автор: Киняева Елена Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 "Детский сад №29 "Кораблик"
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация предметно - пространственной среды в спортивном зале для детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Автор : Киняева Елена Викторовна
Место работы:
Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г. о. Чапаевск – «Детский сад
№29 «Кораблик», реализующее основные общеобразовательные программы
дошкольного образования.
Должность: инструктор по физической культуре
Тема: «Организация предметно-
пространственной среды в спортивном зале
для детей с ОВЗ»
Автор : Киняева Елена Викторовна, инструктор по физической культуре
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира»
Е.И. Тихеева
I. Вводная часть
1.Актуальность: Вопрос
создания
развивающей
предметно-
пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. В
центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его
запросами
и
интересами,
а
образовательное
учреждение
(педагогический
коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на
развитие
самобытно сти,
само стоятельно сти,
уникально сти
и
индивидуальности каждой личности.
Именно
в
дошкольном
детстве
в
результате
целенаправленного
педагогического
воздействия
укрепляется
здоровье
ребенка,
интенсивно
развиваются движения, двигательные навыки и физические качества.
В
нашем
дошкольном
образовательном
учреждении
комбинированной
направленности
существует
проблема
неоднородности
контингента
воспитанников:
это
дети
с
общим
недоразвитием
речи,
с
задержкой
психического развития, с нарушением зрения.
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на
обеспечение условий, открывающих им возможность усвоения окружающего
мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
2.Цель:
Преобразование
развивающей
предметно-пространственной
среды спортивного зала для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО, как
мощного фактора развития самостоятельности и индивидуальности.
3. Задачи:
1.Изучить
и
внедрить
в
практику
инновационные
подходы
к
организации
развивающей
предметно-пространственной
среды,
обеспечивающих полноценное физическое развитие детей с ОВЗ.
2. Определить сущность развивающей предметно-пространственной
среды в ДОУ и основные принципы ее организации.
3.Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному
благополучию детей с ОВЗ, с учетом их потребностей и интересов.
4.Содействовать
сотрудничеству
детей
и
взрослых
для
создания
комфортной предметно-развивающей среды в спортивном зале
.
4. Новизна : заключается в особенностях построения развивающей
предметно-пространственный среды в соответствии с ФГОС ДО для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Наш детский сад посещают дети с общим недоразвитием речи, с задержкой
психического развития, с нарушением зрения, поэтому особенности построе-
ния РППС для данного контингента воспитанников учитывают имеющиеся
нарушения:
в спортивном зале в достаточном количестве разработано схем, алгорит-
мов, пиктограмм, картотек по речевому развитию;
1
для работы с детьми с задержкой психического развития в оснащении
имеются различные мнемотаблицы, для разучивания считалок и слов к по-
движным играм, а также схемы и алгоритмы действий;
для детей с нарушением зрения размер материалов подобран в зависи-
мости от остроты зрения, с учетом цветовой гаммы и размера предметов.
5. Ожидаемые результаты :
1. РППС способствует эмоциональному благополучию детей с ОВЗ, с учетом
их потребностей и интересов.
2.
Развивающая предметно – пространственная среда насыщенна, трансфор-
мируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
3. Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием, дет-
скими тренажерами.
II. Основная часть
1. Описание изменений в образовательном процессе:
При
проектировании развивающей предметно – пространственной среды в
спортивном зале являются:
- всестороннее развитие детей;
- психологический и физический комфорт детей и взрослых.
Физическое
состояние
детей
во
многом
определяется
их
эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту
2
предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное
освоение
окружающего
пространства,
постепенное
овладение
основными
видами движений и более утонченными действиями рук, – все это составляет
первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития
детей с ОВЗ. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной
системы,
которая
формируется
длительнее
по
сравнению
с
другими
функциями организма, чтобы ребенок активно двигался.
Заполнение развивающей среды
подбиралось таким образом, чтобы
обеспечить возможность решения педагогических и коррекционных задач в
физкультурном развитии.
В стандарте говорится, что предметно-пространственная развивающая
среда
должна
быть
вариативной,
насыщенной,
полифункциональной,
доступной и безопасной.
В детском саду предметно-пространственная среда соответствует:
санитарно-эпидемиологическим
правилам
и
нормативам,
описанным в СанПиН2.4.1.3049-13;
правилам пожарной безопасности;
требованиям
ФГОС
ДО
к
предметно-пространственной
среде;
требованиям
к
материально-техническому
обеспечению
программы .
Развивающая
предметно-пространственная
среда
спортивного
зала
является:
1 . Содержательно-насыщенной - включает средства обучения (в том
числе технические и информационные), инвентарь, игровое, спортивное и
оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую и
творческую активность всех категорий детей; двигательную активность, в
том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх
и соревнованиях.
2
. Полифункциональной
-
предусматривает
в о зм ож н о с т ь
3
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметно-
развивающей среды.
Так,
нестандартное
многофункциональное
пособие
«Берёзка»
используется
при
выполнении
ОВД,
эстафет;
при
равнове сии,
перешагивании, перепрыгивании, подлезании , перелезании.
3.
Трансформируемой
-
обеспечивается
благодаря
возможности
изменить оснащение физкультурного зала в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Рациональное
размещение
значительно
повышает
эффективность
его
использования.
При
расстановке
разных
предметов
оборудования
строго
учтены их габариты и предназначение.
Так,
большая
часть
оборудования
используется
как
мобильное
(особенно
для
подлезания
–
перелезания,
равновесия,
метания,
перепрыгивания),
поэтому
с
его
помощью
предметно-пространственная
среда, физкультурного зала
мгновенно преобразовывается в необходимый
спортивно-оздоровительный комплекс (баскетбольная площадка, футбольное
поле, полоса препятствий, тренажёрный зал). В спортивном зале проводятся
спортивные
секции
«Дзюдо»,
«Футбол»,
«Акробатика»,
«Хоккей».
Гимнастическая стенка установлена стационарно, прочно крепится к стене.
Имеются
дополнительные
пособия:
лесенка
с
зацепами,
доски.
Крупные
предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы,
маты, татами, туннели, кубы и т. д.) размещены по периметру помещения,
благодаря
этому
остаётся
максимальное
пространство
для
активной
двигательной
деятельности
и
проведения
ННОД.
Для
досок,
лестниц
с
зацепами предусмотрено место, где они подвешены таким образом, что не
мешают детям проявлять двигательную активность. Мелкое физкультурное
оборудование: мячи, платочки, колпачки, шары, кольца, мешочки с грузом,
гантели, кубики, булавы, обручи, гимнастические палки, скакалки, дуги для
подлезания
и
перешагивания
и
т.
д.,
хранятся
на
специальных
полках,
стеллажах, в ящиках. Корзины и полки снабжены колесами для удобства их
4
транспортировки.
4
. Вариативной
-
возможно
разнообразное
использование
составляющих РППС: лавочек, матов, мягких модулей, стоек и многое другое
в
разных
видах
детской
деятельности.
Использование
разнообразного
физкультурного и спортивно-игрового оборудования благотворно влияет на
физическое,
умственное
развитие
и
на
состояние
здоровья
ребенка.
Инструктор по физической культуре создает его вариативное содержание для
развития
произвольности
движений
детей,
их
самостоятельности
и
творческих замыслов. Стремится к комплексному оснащению воспитательно-
образовательного
процесса,
обеспечивающему
возможности
физического
развития
воспитанников.
Материалы
и
оборудование
для
двигательной
активности включают инвентарь для ходьбы, бега и равновесия; прыжков;
катания,
бросания
и
ловли;
ползания
и
лазания;
общеразвивающих
упражнений.
5. Доступной - для воспитанников в том числе, детей с ОВЗ и детей-
инвалидов . Осуществлён свободный доступ воспитанников, в том числе,
детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающий все основные виды детской активности. Доступен весь
спортивный инвентарь.
6 . Безопасной – весь спортивный инвентарь РППС физкультурного
зала отвечает требованиям нормативной документации, в частности СанПиН
и ФГОС ДО.
Физкультурный зал оснащен учебно-методическими средствами:
наглядный материал (плакаты, различные иллюстрации и
картинки, пиктограммы);
дидактический
материал
«Виды
спорта»,
«Загадай-
отгадай», Лепбук – «Виды спорта»
подборка различных видов оздоровительных гимнастик;
подборка различных видов физминуток, мнемотаблицы;
подборка игр-эстафет;
5
подборка стихов, потешек, загадок;
картотека подвижных игр;
подборка музыкальных произведений;
технические средства обучения;
перспективные планы;
конспекты занятий.
Осуществляется
творческий
подход
при
организации
РППС
спортивного
зала.
Изготовлено
нестандартное
многофункциональное
оборудование в том числе и авторское:
-
«Разноцветные бревнышки» из картонных труб диаметром 15 см.
для перешагивания, перепрыгивания, для упражнений в равновесии.
-
«Берёзки» из картонных труб диаметром 15 см. для подлезания,
перелезания, перепрыгивания, перешагивания.
-
«Солнышко»
из
атласных
лент
для
развития
у
детей
навыков
ползания, прыжков, перешагивания, прокатывания, скручивания.
-
«Тихие тренажёры» изготовленные из шаров и тесьмы, которые
способствуют
развитию
координаций
движений,
пространственного
восприятия и тренировки мышц плечевого пояса, спины, рук и ног.
-
«Баскетбол» изготовлен из стойки и пластмассовых бутылей. Это
оборудование способствует развитию ловкости, координации движений и
ориентировке в пространстве.
-
«Попробуй, поймай» изготовлен из бадминтонных ракеток и ткани,
который способствует развитию быстроты движений, ловкости, ориентировке
в пространстве.
-
«Узкие
и
широкие
дорожки»
изготовленные
из
линолеума,
способствующие
развитию
равновесия.
Так
же
используются
в
играх
«Прокати мяч», «Перепрыгни», «Займи место».
- «Дуги для подлезания» изготовлены из ДСП.
Осуществляется авторский подход в составлении картотек подвижных игр,
эстафет, физминуток, утренних гимнастик и дидактических игр. Оформлен
6
Лепбук
«Виды
спорта»,
в
котором
собраны
дидактические
игры,
способствующие
актуализации
представлений
об
окружающей
действительности,
через
ознакомление
детей
ОВЗ
с
зимними
и
летними
видами спорта. Содержит такие игры как: «Зимние и летние виды спорта»,
«Загадай-отгадай», «Спортивная обувь», карточки по системе Глена Домана:
«Спорт»,
«Спортивный
инвентарь»;
стихи,
загадки,
сказки,
пословицы
и
поговорки о спорте; ребусы и головоломки; фотографии «Наша гордость».
Даются рекомендации по оборудованию спортивных центров и
индивидуальной работе с детьми ОВЗ. Спортивные уголки отвечают всем
нормативным
требованиям
и
имеют
необходимое
оборудование
для
самостоятельной деятельности детей ОВЗ.
2. Ресурсный блок
1.Гимнастическая стенка (4 пролета);
2.Приставные лестницы к стенке;
3.Приставные доски: ширина -15 см; Ширина- 20см;
4.Комбинированная установка для подвесных снарядов(2)
- веревочная лестница;
-канат;
-кольца.
5.Гимнастические скамейки высота 40см, 50 см;
6.Гимнастические маты;
7.Снаряд для прыжков высоту (2 стойки), шнур с грузом;
8.Кубы(большие и малые);
9.Дуги для подлезания высота –( 40,50 ,60 см)
10.Доска ребристая;
11.Обручи: диаметр 50см, 70см, плоские обручи;
12.Палки гимнастические
13.Скакалки;
7
14.Разноцветные флажки, платочки, ленты, гантели, кубики, косички, кегли,
погремушки;
15.Мешочки с песком;
16.Баскетбольный щит;
17.Волейбольная сетка;
18.Шапочки маски для подвижных игр;
19.Тоннели;
20.Фитбол мячи;
21.Гимнастические маты;
22.Тренажеры для ног;
23.Тактильная дорожка;
24.Спортивный комплекс « Альма»:
(опора, палки 1м, палки 0,75 м, защитные шары, шары, скакалки, эстафетные
палочки,
канат,
блинчики,
следочки,
пяточки,
цыпочки,
комплект
цифр,
комплект геометрических фигур, сборная конструкция "Барьер", горка из
мягких модулей)
25.Спортивные маты;
26.Мягкие модули;
27.Спортивный лабиринт;
28.Канаты;
29.Татами;
30.Мячи (волейбольные, футбольные, резиновые(малый диаметр - 10см ,
большой диаметр - 20 -25 см ));
31.Мишени для метания;
32. Игрушки резиновые;
33. Тренажёры детские:
(велотренажёр, для ходьбы-степпер, скамья для жима, гребной тренажёр)
34.Шары пластмассовые ;
35.Напольный диск;
36."Роллер";
8
37.Санки;
38. Лыжи.
39.Клюшки пластмассовые;
40.Шайбы пластмассовые;
41.Настольный теннис (ракетки, шарики)
42.Лестница -стремянка
43.Бубны.
44.Ракетки для бадминтона.
45.Воланы.
46.Ворота футбольные.
45.Детские тренажёры.
В планах:
1.
Продолжить
работу
по
обновлению
развивающей
предметно-
пространственной среды в соответствии с современными требованиями.
2.
Привлекать
родителей
воспитанников,
спонсоров
к
оказанию
помощи в организации развивающей среды.
3.
Выявлять
и
распространять
передовой
опыт
педагогов
в
организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с
ОВЗ.
Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных под-
ходов к организации развивающей предметно-пространственной среды для
детей с ОВЗ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и
мотивирование стремления к взаимодействию.
III. Заключение
9
Вывод:
Таким образом, учитывая особенности построения развивающей
предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ, мы создали условия,
способствующие развитию их самостоятельности, индивидуальности, путем
сложной, многоплановой и высокотворческой деятельности всех участников
образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает максимальную по требованиям ФГОС реализацию образова-
тельного потенциала пространства, в соответствии с особенностями наших
воспитанников, охраны и укрепления их здоровья, учета коррекции недостат-
ков их развития.
IV. Информационные источники
1. Аверин, С. А. Навигатор в мире игрушек / С. А. Аверин // Обруч: образова -
ние, ребенок, ученик. – 2011. - №6. – С.34-35.
2. Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 ФЗ №185 от 02.07.2013
3. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (ав-
торы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993
г.);
4.
Новоселова,
С.Л.
Развивающая
предметно-игровая
среда
детства:
мир
«Квадро» / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. –1998. –№4. –С.79.
5. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекоменда-
ции по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей пред-
метной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н.
Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007. – 119 с.
6. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях"
(вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы дет-
10
ских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической
экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников до-
школьных
образовательных
учреждений
"О
психолого-педагогической
ценности игр и игрушек");
7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта рабо-
ты). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –192 с.
8 . СанПиН
2.4.1.3049-13
"Санитарно-
эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образо-
вательных организаций» от 15.05.2013
9. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е.
Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С.18-24
10.Степанцова, Г. Создаем развивающую среду / Г. Степанцова // Дошкольное
воспитание. – 2007. - №6. – С.100-101.
11. Требования безопасности :
ГОСТ
25779-90
«Игрушки.
Общие
требования
безопасности
и
методы
контроля» (с изменениями)
ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы ис-
пытаний. Механические и физические свойства»
12. ФГОС ДО ФЗ №1155 от 17.10.2013
11