Напоминание

"Организация предметно - пространственной среды в спортивном зале для детей с ОВЗ"


Автор: Киняева Елена Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 "Детский сад №29 "Кораблик"
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация предметно - пространственной среды в спортивном зале для детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор : Киняева Елена Викторовна

Место работы:

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г. о. Чапаевск – «Детский сад

№29 «Кораблик», реализующее основные общеобразовательные программы

дошкольного образования.

Должность: инструктор по физической культуре

Тема: «Организация предметно-

пространственной среды в спортивном зале

для детей с ОВЗ»

Автор : Киняева Елена Викторовна, инструктор по физической культуре

«Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира»

Е.И. Тихеева

I. Вводная часть

1.Актуальность: Вопрос

создания

развивающей

предметно-

пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. В

центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его

запросами

и

интересами,

а

образовательное

учреждение

(педагогический

коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на

развитие

самобытно сти,

само стоятельно сти,

уникально сти

и

индивидуальности каждой личности.

Именно

в

дошкольном

детстве

в

результате

целенаправленного

педагогического

воздействия

укрепляется

здоровье

ребенка,

интенсивно

развиваются движения, двигательные навыки и физические качества.

В

нашем

дошкольном

образовательном

учреждении

комбинированной

направленности

существует

проблема

неоднородности

контингента

воспитанников:

это

дети

с

общим

недоразвитием

речи,

с

задержкой

психического развития, с нарушением зрения.

0

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на

обеспечение условий, открывающих им возможность усвоения окружающего

мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми.

2.Цель:

Преобразование

развивающей

предметно-пространственной

среды спортивного зала для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО, как

мощного фактора развития самостоятельности и индивидуальности.

3. Задачи:

1.Изучить

и

внедрить

в

практику

инновационные

подходы

к

организации

развивающей

предметно-пространственной

среды,

обеспечивающих полноценное физическое развитие детей с ОВЗ.

2. Определить сущность развивающей предметно-пространственной

среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

3.Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному

благополучию детей с ОВЗ, с учетом их потребностей и интересов.

4.Содействовать

сотрудничеству

детей

и

взрослых

для

создания

комфортной предметно-развивающей среды в спортивном зале

.

4. Новизна : заключается в особенностях построения развивающей

предметно-пространственный среды в соответствии с ФГОС ДО для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Наш детский сад посещают дети с общим недоразвитием речи, с задержкой

психического развития, с нарушением зрения, поэтому особенности построе-

ния РППС для данного контингента воспитанников учитывают имеющиеся

нарушения:

в спортивном зале в достаточном количестве разработано схем, алгорит-

мов, пиктограмм, картотек по речевому развитию;

1

для работы с детьми с задержкой психического развития в оснащении

имеются различные мнемотаблицы, для разучивания считалок и слов к по-

движным играм, а также схемы и алгоритмы действий;

для детей с нарушением зрения размер материалов подобран в зависи-

мости от остроты зрения, с учетом цветовой гаммы и размера предметов.

5. Ожидаемые результаты :

1. РППС способствует эмоциональному благополучию детей с ОВЗ, с учетом

их потребностей и интересов.

2.

Развивающая предметно – пространственная среда насыщенна, трансфор-

мируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

3. Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием, дет-

скими тренажерами.

II. Основная часть

1. Описание изменений в образовательном процессе:

При

проектировании развивающей предметно – пространственной среды в

спортивном зале являются:

- всестороннее развитие детей;

- психологический и физический комфорт детей и взрослых.

Физическое

состояние

детей

во

многом

определяется

их

эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту

2

предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное

освоение

окружающего

пространства,

постепенное

овладение

основными

видами движений и более утонченными действиями рук, – все это составляет

первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития

детей с ОВЗ. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной

системы,

которая

формируется

длительнее

по

сравнению

с

другими

функциями организма, чтобы ребенок активно двигался.

Заполнение развивающей среды

подбиралось таким образом, чтобы

обеспечить возможность решения педагогических и коррекционных задач в

физкультурном развитии.

В стандарте говорится, что предметно-пространственная развивающая

среда

должна

быть

вариативной,

насыщенной,

полифункциональной,

доступной и безопасной.

В детском саду предметно-пространственная среда соответствует:

санитарно-эпидемиологическим

правилам

и

нормативам,

описанным в СанПиН2.4.1.3049-13;

правилам пожарной безопасности;

требованиям

ФГОС

ДО

к

предметно-пространственной

среде;

требованиям

к

материально-техническому

обеспечению

программы .

Развивающая

предметно-пространственная

среда

спортивного

зала

является:

1 . Содержательно-насыщенной - включает средства обучения (в том

числе технические и информационные), инвентарь, игровое, спортивное и

оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую и

творческую активность всех категорий детей; двигательную активность, в

том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх

и соревнованиях.

2

. Полифункциональной

-

предусматривает

в о зм ож н о с т ь

3

разнообразного

использования

различных

составляющих

предметно-

развивающей среды.

Так,

нестандартное

многофункциональное

пособие

«Берёзка»

используется

при

выполнении

ОВД,

эстафет;

при

равнове сии,

перешагивании, перепрыгивании, подлезании , перелезании.

3.

Трансформируемой

-

обеспечивается

благодаря

возможности

изменить оснащение физкультурного зала в зависимости от образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Рациональное

размещение

значительно

повышает

эффективность

его

использования.

При

расстановке

разных

предметов

оборудования

строго

учтены их габариты и предназначение.

Так,

большая

часть

оборудования

используется

как

мобильное

(особенно

для

подлезания

перелезания,

равновесия,

метания,

перепрыгивания),

поэтому

с

его

помощью

предметно-пространственная

среда, физкультурного зала

мгновенно преобразовывается в необходимый

спортивно-оздоровительный комплекс (баскетбольная площадка, футбольное

поле, полоса препятствий, тренажёрный зал). В спортивном зале проводятся

спортивные

секции

«Дзюдо»,

«Футбол»,

«Акробатика»,

«Хоккей».

Гимнастическая стенка установлена стационарно, прочно крепится к стене.

Имеются

дополнительные

пособия:

лесенка

с

зацепами,

доски.

Крупные

предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы,

маты, татами, туннели, кубы и т. д.) размещены по периметру помещения,

благодаря

этому

остаётся

максимальное

пространство

для

активной

двигательной

деятельности

и

проведения

ННОД.

Для

досок,

лестниц

с

зацепами предусмотрено место, где они подвешены таким образом, что не

мешают детям проявлять двигательную активность. Мелкое физкультурное

оборудование: мячи, платочки, колпачки, шары, кольца, мешочки с грузом,

гантели, кубики, булавы, обручи, гимнастические палки, скакалки, дуги для

подлезания

и

перешагивания

и

т.

д.,

хранятся

на

специальных

полках,

стеллажах, в ящиках. Корзины и полки снабжены колесами для удобства их

4

транспортировки.

4

. Вариативной

-

возможно

разнообразное

использование

составляющих РППС: лавочек, матов, мягких модулей, стоек и многое другое

в

разных

видах

детской

деятельности.

Использование

разнообразного

физкультурного и спортивно-игрового оборудования благотворно влияет на

физическое,

умственное

развитие

и

на

состояние

здоровья

ребенка.

Инструктор по физической культуре создает его вариативное содержание для

развития

произвольности

движений

детей,

их

самостоятельности

и

творческих замыслов. Стремится к комплексному оснащению воспитательно-

образовательного

процесса,

обеспечивающему

возможности

физического

развития

воспитанников.

Материалы

и

оборудование

для

двигательной

активности включают инвентарь для ходьбы, бега и равновесия; прыжков;

катания,

бросания

и

ловли;

ползания

и

лазания;

общеразвивающих

упражнений.

5. Доступной - для воспитанников в том числе, детей с ОВЗ и детей-

инвалидов . Осуществлён свободный доступ воспитанников, в том числе,

детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающий все основные виды детской активности. Доступен весь

спортивный инвентарь.

6 . Безопасной – весь спортивный инвентарь РППС физкультурного

зала отвечает требованиям нормативной документации, в частности СанПиН

и ФГОС ДО.

Физкультурный зал оснащен учебно-методическими средствами:

наглядный материал (плакаты, различные иллюстрации и

картинки, пиктограммы);

дидактический

материал

«Виды

спорта»,

«Загадай-

отгадай», Лепбук – «Виды спорта»

подборка различных видов оздоровительных гимнастик;

подборка различных видов физминуток, мнемотаблицы;

подборка игр-эстафет;

5

подборка стихов, потешек, загадок;

картотека подвижных игр;

подборка музыкальных произведений;

технические средства обучения;

перспективные планы;

конспекты занятий.

Осуществляется

творческий

подход

при

организации

РППС

спортивного

зала.

Изготовлено

нестандартное

многофункциональное

оборудование в том числе и авторское:

-

«Разноцветные бревнышки» из картонных труб диаметром 15 см.

для перешагивания, перепрыгивания, для упражнений в равновесии.

-

«Берёзки» из картонных труб диаметром 15 см. для подлезания,

перелезания, перепрыгивания, перешагивания.

-

«Солнышко»

из

атласных

лент

для

развития

у

детей

навыков

ползания, прыжков, перешагивания, прокатывания, скручивания.

-

«Тихие тренажёры» изготовленные из шаров и тесьмы, которые

способствуют

развитию

координаций

движений,

пространственного

восприятия и тренировки мышц плечевого пояса, спины, рук и ног.

-

«Баскетбол» изготовлен из стойки и пластмассовых бутылей. Это

оборудование способствует развитию ловкости, координации движений и

ориентировке в пространстве.

-

«Попробуй, поймай» изготовлен из бадминтонных ракеток и ткани,

который способствует развитию быстроты движений, ловкости, ориентировке

в пространстве.

-

«Узкие

и

широкие

дорожки»

изготовленные

из

линолеума,

способствующие

развитию

равновесия.

Так

же

используются

в

играх

«Прокати мяч», «Перепрыгни», «Займи место».

- «Дуги для подлезания» изготовлены из ДСП.

Осуществляется авторский подход в составлении картотек подвижных игр,

эстафет, физминуток, утренних гимнастик и дидактических игр. Оформлен

6

Лепбук

«Виды

спорта»,

в

котором

собраны

дидактические

игры,

способствующие

актуализации

представлений

об

окружающей

действительности,

через

ознакомление

детей

ОВЗ

с

зимними

и

летними

видами спорта. Содержит такие игры как: «Зимние и летние виды спорта»,

«Загадай-отгадай», «Спортивная обувь», карточки по системе Глена Домана:

«Спорт»,

«Спортивный

инвентарь»;

стихи,

загадки,

сказки,

пословицы

и

поговорки о спорте; ребусы и головоломки; фотографии «Наша гордость».

Даются рекомендации по оборудованию спортивных центров и

индивидуальной работе с детьми ОВЗ. Спортивные уголки отвечают всем

нормативным

требованиям

и

имеют

необходимое

оборудование

для

самостоятельной деятельности детей ОВЗ.

2. Ресурсный блок

1.Гимнастическая стенка (4 пролета);

2.Приставные лестницы к стенке;

3.Приставные доски: ширина -15 см; Ширина- 20см;

4.Комбинированная установка для подвесных снарядов(2)

- веревочная лестница;

-канат;

-кольца.

5.Гимнастические скамейки высота 40см, 50 см;

6.Гимнастические маты;

7.Снаряд для прыжков высоту (2 стойки), шнур с грузом;

8.Кубы(большие и малые);

9.Дуги для подлезания высота –( 40,50 ,60 см)

10.Доска ребристая;

11.Обручи: диаметр 50см, 70см, плоские обручи;

12.Палки гимнастические

13.Скакалки;

7

14.Разноцветные флажки, платочки, ленты, гантели, кубики, косички, кегли,

погремушки;

15.Мешочки с песком;

16.Баскетбольный щит;

17.Волейбольная сетка;

18.Шапочки маски для подвижных игр;

19.Тоннели;

20.Фитбол мячи;

21.Гимнастические маты;

22.Тренажеры для ног;

23.Тактильная дорожка;

24.Спортивный комплекс « Альма»:

(опора, палки 1м, палки 0,75 м, защитные шары, шары, скакалки, эстафетные

палочки,

канат,

блинчики,

следочки,

пяточки,

цыпочки,

комплект

цифр,

комплект геометрических фигур, сборная конструкция "Барьер", горка из

мягких модулей)

25.Спортивные маты;

26.Мягкие модули;

27.Спортивный лабиринт;

28.Канаты;

29.Татами;

30.Мячи (волейбольные, футбольные, резиновые(малый диаметр - 10см ,

большой диаметр - 20 -25 см ));

31.Мишени для метания;

32. Игрушки резиновые;

33. Тренажёры детские:

(велотренажёр, для ходьбы-степпер, скамья для жима, гребной тренажёр)

34.Шары пластмассовые ;

35.Напольный диск;

36."Роллер";

8

37.Санки;

38. Лыжи.

39.Клюшки пластмассовые;

40.Шайбы пластмассовые;

41.Настольный теннис (ракетки, шарики)

42.Лестница -стремянка

43.Бубны.

44.Ракетки для бадминтона.

45.Воланы.

46.Ворота футбольные.

45.Детские тренажёры.

В планах:

1.

Продолжить

работу

по

обновлению

развивающей

предметно-

пространственной среды в соответствии с современными требованиями.

2.

Привлекать

родителей

воспитанников,

спонсоров

к

оказанию

помощи в организации развивающей среды.

3.

Выявлять

и

распространять

передовой

опыт

педагогов

в

организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с

ОВЗ.

Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных под-

ходов к организации развивающей предметно-пространственной среды для

детей с ОВЗ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и

мотивирование стремления к взаимодействию.

III. Заключение

9

Вывод:

Таким образом, учитывая особенности построения развивающей

предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ, мы создали условия,

способствующие развитию их самостоятельности, индивидуальности, путем

сложной, многоплановой и высокотворческой деятельности всех участников

образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда

обеспечивает максимальную по требованиям ФГОС реализацию образова-

тельного потенциала пространства, в соответствии с особенностями наших

воспитанников, охраны и укрепления их здоровья, учета коррекции недостат-

ков их развития.

IV. Информационные источники

1. Аверин, С. А. Навигатор в мире игрушек / С. А. Аверин // Обруч: образова -

ние, ребенок, ученик. – 2011. - №6. – С.34-35.

2. Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 ФЗ №185 от 02.07.2013

3. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (ав-

торы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993

г.);

4.

Новоселова,

С.Л.

Развивающая

предметно-игровая

среда

детства:

мир

«Квадро» / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. –1998. –№4. –С.79.

5. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекоменда-

ции по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей пред-

метной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н.

Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007. – 119 с.

6. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-

педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях"

(вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы дет-

10

ских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической

экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников до-

школьных

образовательных

учреждений

психолого-педагогической

ценности игр и игрушек");

7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта рабо-

ты). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –192 с.

8 . СанПиН

2.4.1.3049-13

"Санитарно-

эпидемиологические

требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образо-

вательных организаций» от 15.05.2013

9. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е.

Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С.18-24

10.Степанцова, Г. Создаем развивающую среду / Г. Степанцова // Дошкольное

воспитание. – 2007. - №6. – С.100-101.

11. Требования безопасности :

ГОСТ

25779-90

«Игрушки.

Общие

требования

безопасности

и

методы

контроля» (с изменениями)

ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы ис-

пытаний. Механические и физические свойства»

12. ФГОС ДО ФЗ №1155 от 17.10.2013

11



В раздел образования




Яндекс.Метрика