Автор: Пономаренко Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ " Лицей №5"
Населённый пункт: Оренбургская область г Оренбург
Наименование материала: Практическое овладение монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте
Тема: Практическое овладение монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
06.03.2019 Учитель: Пономаренко Л.А.
Русский язык (У р о к 121)
Тема:
Практическое овладение монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Формулирование простых выводов на
основе информации, содержащейся в тексте
ЦЕЛЬ: - учить составлению письменного текста.
Задачи:
формировать предметные результаты:
- составлять связный текст на заданную тему;
- выделять в тексте главное, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;
- решать орфографические задачи: правописание словарных слов, орфограммы гласного и согласного;
развивать внимательность, память, воображение учащихся;
воспитывать уважительное отношение к другим.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Фомы контроля: контроль учителя, самоконтроль.
Оборудование: ТПО, веселые физминутки.
Ход урока
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность
обучающихся
ФУУД (фор-
мирование уни-
версальных
учебных дей-
ствий)
I.Организа-цион-
ный момент.
Настрой на работу.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте мои друзья!
Всех вас видеть рада я!
Настрой на работу.
Личностные УУД:
положительное
отношение.
II. Актуализация
знаний.
Проверка д/з:
Артикуляционная гимнастика
Жил – был язычок. Надоело ему сидеть в темном домике. Вышел язычок на улицу и стал лопаточкой
… горочкой. Вдруг подул сильный ветер (лопаточка – подуть по середине языка, отрывисто,
потом долго).Желобок…Подуть в желобок, отрывисто, долго. Язычок спрятался в домике, лёг спать.
Выспался язычок стал делать зарядку. Стал подниматься за верхние зубы, потом опускаться за
нижние. Попрыгал, решил почистить зубки. Сделал зарядку и решил снова выйти на улицу.
Посмотрел направо, посмотрел налево. Нашел –улыбочка, трубочка… Погулял язычок – опять пошёл
домой и закрыл обе дверцы.
Объясните смысл пословицы. Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу
- Отгадывание загадок: заяц, черепаха.
1. Что за зверь такой лесной
Определение и
обоснование темы
урока
Личностные УУД:
интерес к учебному
материалу.
Познавательные
УУД: построение
ответов.
Коммуникативные
УУД: допускать
разные точки
зрения.
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
2. Очень медленны движенья,
И "походка" - как скольжение,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, ...(черепаха).
Сообщение темы урока.
- О ком будет сказка?
- Сегодня мы познакомимся с ингушской народной сказкой «Заяц и черепаха»
-Чему научимся? (Научимся читать новые слова, предложения, будем развивать речь, память,
воспитывать усидчивость, терпение.)
Презентация
- Что вы знаете о зайцах?
- А о черепахах?
- Может ли заяц победить черепаху в скоростном беге?
- А в каком случае такое может произойти?
- Как вы думаете, о чём будет наше сочинение?
III Постановка
цели и задач уро-
ка. Мотивация
учебной деятель-
ности учащихся.
Какова будет тема нашего урока? (Написание сказки «Заяц и Черепаха»)
- Чем важна для вас эта тема?
- Что будем развивать на уроке?
- Какие черты характера будем воспитывать?
Чтение ингушской сказки «Заяц и черепаха».
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась в путь, а
заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню!»
Но пока он так потешался, черепаха – хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да
поздно.
Бегать то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.
Вопросы:
1.О чем поспорили черепаха и заяц?
2.Почему заяц был уверен, что обгонит черепаху?
3.Что он делал, пока черепаха шла?
4.Как вы понимаете, что означает слово «потешался»?
5.Что означает выражение «черепаха оказалась у цели»?
6.Почему черепаха обогнала зайца?
7.Расскажите сказку так, как запомнили.
Первичное восприятие.
- С кем произошла эта история?
- О чём поспорили черепаха и заяц?
- Как ты понимаешь, что означает слово «наперегонки»? (Стараясь перегнать друг друга)
- Почему заяц очень хотел бежать с черепахой на перегонки? В чём он был уверен?
- Почему заяц был уверен, что обгонит черепаху? Что он делал пока черепаха шла?
Списывание с
образца, диктант
Познавательные
УУД:
воспроизведение
информации
Регулятивные УУД:
принимать и
сохранять задачу.
- Почему черепаха обогнала зайца?
- Как сказать по-другому
«заторопилась изо всех сил» (Старалась скорее дойти до цели; приложила
все силы)
Закрепление знаний.
Выбери слова, характеризующие зайца и черепаху
Хвастливый, скромный, неторопливый, длинноухий
2. Работа с пословицами.
- Под лежачий камень и вода не течет. (Смысл пословицы в том, что если ничего не будешь делать для
достижения цели, то никогда ее не достигнешь.)
- Терпенье и труд всё перетрут. (Пословица о ценности таких качеств, как трудолюбие и выдержка.
Упорные, трудолюбивые , доводящие дело до конца, обязательно добиваются успеха в Жизни.)
- Кто зазнаётся, то ни с чем остаётся.
(Задрать нос, заважничать, напустить на себя важность)
- Какая из пословиц подходит для зайца, а какая для черепахи.
IV. Подготовка к
написанию изло-
жения
У. с. 65, упр. 113
Чтение вступительной и заключительной части сказки.
Составление основной части.
Лежал, лежал заяц под кустом и уснул. Черепаха знала, что ей за зайцем не угнаться. Но она не
сдавалась. Пока заяц спал, черепаха обошла поляну и победила.
Орфографическая работа.
Аналитическая
работа. Работа в
парах
Коммуникативные
УУД: работа в парах
V. Физминутка.
«Ромашковое поле»
Выполнение
движений,
показанных
учеником
Личностные УУД:
установка на
здоровый образ
жизни.
VI . Самостоя-
тельная работа.
Самостоятельное написание текста.
Прилёг тем временем заяц на травку, да стал на часы поглядывать, и смеяться:
-Пока черепаха четверть поляны обежит, я успею и вздремнуть. Не ей со мной тягаться: я -
быстроногий, а она...она - всего лишь черепаха.
Улёгся заяц и заснул. А солнышко грело и грело, да так пригрело, что заяц уснул совсем крепко.
Черепаха прошла уже половину лесной поляны, через несколько часов, она полностью обежала всю
лесную поляну и вернулась назад.
-Заяц, ты мне проиграл! - протяжно заявила черепаха: я обежала всю поляну, а ты и с места не успел
тронуться.
Пошевелил заяц ушами, пожал плечами.
-Как же это так?! - Изумленно сказал заяц.
-Шевелиться нужно, шевелиться.
-А бегать я умею ещё как! - воскликнул заяц, я просто лег и уснул.
Основная мудрая мысль сказки в том, что никогда нельзя насмехаться над тем, кто в чём-то слабее тебя,
нельзя высмеивать, иначе можно попасть впросак, как сие вышло у зайца.
В сказке есть ещё одна важная мысль, что у черепахи было терпение, и она двигалась, пусть
маленькими шажками, а заяц считал, что, если у него ноги быстрые, то - он выиграет черепаху в споре.
И сию мысль можно выразить такой поговоркой:
Индивидуальная
работа.
Познавательные
УУД: построение
ответов.
Коммуникативные
УУД: приходить к
общему решению.
VI. Рефлексия.
- Итог урока по методике «Три вопроса»
- Что мы будем изучать на следующем уроке?
Определите себя на лесенке достижений.
Определите свой эмоциональный настрой.
Самооценка и
коррекция.
Личностные УУД:
понимание причин
успеха.
Регулятивные УУД:
проговаривать вслух
последовательность
действий.
VII. Информация
о домашнем зада-
нии, инструктаж
по его выполне-
нию.