Автор: Бурцева Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования Плавский район "Горбачёвская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: поселок Горбачево, Плавский район, Тульская область
Наименование материала: образовательный проект
Тема: Народные куклы Тульского края
Раздел: начальное образование
СЛАЙД 1 ТИТУЛЬНЫЙ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию
образовательный проект «Народная кукла Тульского края»
Автор проекта: Бурцева С.В., учитель начальных классов МБОУ МО
Плавский район «Горбачёвская СОШ»
Год разработки учебного проекта: 2018г.
СЛАЙД 2
Традиционная тряпичная кукла
несет память культуры и делает это
гораздо ярче, шире и глубже, чем
любая другая игрушка.
В представлении наших предков кукла оказывала покровительство и
помощь,
в
ней
причудливо
сплелись
отголоски
древних
верований
и
народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную
куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла
быть
-
оберегом,
свадебным
атрибутом
или
предназначаться
для
забавы
детям. В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол.
Тряпичная
кукла
-
это
наша
история,
традиции,
культура,
она
имела
несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей.
Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий,
наша жизнь не стоит на месте – движется вперёд по присущим ей законам
диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней,
как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
На
смену
народным
сказкам,
традиционным
играм,
национальным
игрушкам приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В
семье,
да
и
в
детском
саду
–
изобилие
игрушек,
которые
не
несут
художественного
смысла
и
выражения.
Отношение
к
ним
у
ребёнка
спонтанное:
поиграл
и
забросил,
порвал
и
забыл.
А
родителям
легче
выбросить,
чем
отремонтировать
вместе
с
ребёнком,
привить
любовь
и
доброе отношение к труду человека.
Взрослые зачастую не интересуются своей историей, не знают древо
своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.
Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и
традициям.
Недаром говорят:
ЩЕЛЧОК «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что
играют ваши дети».
1
Тема данного проекта является актуальной, так как тряпичная кукла -
неотъемлемая
часть
русской
культуры.
Рукотворная
лоскутная
фигурка
выполняет
теперь
новую
функцию:
она
становится
живым
средством
общения и приобщения к народному культурному опыту.
В
каждом
регионе
нашей
страны
народные
куклы
имеют
свои
особенности. И Тульский край не исключение.
Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить
традиционных тряпичных кукол в жизнь современных детей.
СЛАЙД 3
Гипотеза:
Тряпичная
кукла
для
современного
ребёнка,
даже
на
сегодняшний
день,
является неотъемлемым атрибутом детского развития. Процесс творчества
создаст ситуацию успеха для каждого учащегося, приобщит к традициям
русской культуры.
СЛАЙД 4
Цель – изучение истории и культуры Тульского края через изготовление
образцов тряпичной народной куклы.
Тип проекта: долгосрочный
СЛАЙД 5
Задачи
Развивающие:
-
Развивать
познавательную
активность
учащихся
через
расширение
кругозора об истории возникновении тряпичной куклы Тульского края и ее
роли в современной жизни человека.
-
Раскрывать
творческий
потенциал
участников
проекта
через
свободу
творчества при создании образов кукол.
Обучающие:
-
изучить
народные
традиции,
связанные
с
историей
тряпичной
куклы
Тульского края
- научить работать с тканью при создании выразительных образов через
участие в мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол.
Воспитывающие:
- Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего
народа.
- Прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование
старинного вида рукоделия
.
2
СЛАЙД 6
Обеспечение проекта:
•
материально-техническое
оснащение: текстильный
лоскут, отделочные
материалы,
ш в е й н ы е
н и т к и ,
р у ч н ы е
и н с т р у м е н т ы
и
приспособления, электрический утюг;
•
учебно-методическое оснащение: конспекты занятия о тряпичных куклах,
методические
рекомендации (мастер-классы)
по
изготовлению
тряпичных
кукол, натуральные образцы тряпичных кукол;
•
информационно-техническое
обеспечение: компьютер,
про ектор;
тематические
презентации,
видеоролики
(мастер-классы
по
изготовлению
тряпичных кукол), фотографии образцов тряпичных кукол.
СЛАЙД 7
Участниками проекта являются
обучащиеся 2б класса
Форма организации участников проекта
•
индивидуальная работа
•
групповая работа
СЛАЙД 8
Планируемые результаты:
- изучение истории возникновения народной куклы Тульского края, её видов,
назначении и технологии изготовления;
- освоение старинных техник изготовления тряпичных кукол;
Развитие навыков:
•
самостоятельной
работы с
источниками
информации,
текстильными
материалами и технологиями изготовления тряпичной куклы;
•
мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе,
синтезе, структурировании материала);
•
самоанализа и рефлексии;
•
презентации результатов своей работы.
СЛАЙД 9
Основная предметная область:
•
технология
Дополнительные предметные области:
•
окружающий мир
3
•
изобразительное искусство
•
литературное чтение
Доминирующий вид деятельности
•
практико-ориентированный
•
творческий
Форма продуктов проектной деятельности
•
натуральные образцы тряпичных кукол
•
творческие работы (рисунки, эскизы кукол и т.п.)
•
мультимедийные презентации
СЛАЙД 10
Этапы проекта вы видите на слайде
СЛАЙД 11
I этап – подготовительный
1. Погружение:
Знакомство
обучающихся
и
их
родителей
с
темой,
гипотезой,
целью,
задачами, планируемыми результатами и сроками проекта.
Примерное
содержание
проекта: история
возникновения
и
назначение
тряпичной
куклы
Тульского
края;
фотографии,
схемы,
рисунки
кукол;
материалы; план изготовления куклы, готовые образцы кукол.
2. Организация деятельности:
Мероприятия
1. Экскурсия в Плавский краеведческий музей для ознакомления с куклами
нашего края.
2.Сбор и обработка информации.
3.Проведение беседы с использованием ИКТ «Тульские народные куклы».
СЛАЙД 12
II этап - поисково - исполнительный этап
●
Работа над проектом началась с изучения соответствующей литературы,
теоретического
анализа
источников.
Участники
проекта
изучали
энциклопедии,
рассматривали
иллюстрации
с
изображением
различных
видов
текстильных
кукол,
находили
информацию
в
сети
Интернет.
Познакомились с работами тульской кукольницы Ирины Агеевой.
●
На уроке окружающего мира по теме «Старинная женская работа» узнали,
как выращивают лён, как его обрабатывают и вычёсывают, ткут красивые
полотна тканей, шьют одежду.
●
Дети заинтересовались, и мы начали собирать материал о различных видах
текстильной куклы.
4
СЛАЙД 13
Узнали, что традиционно куклы делятся на три группы: обрядовые,
обережные,
игровые, Так к обрядовым относятся «Вербная», «Масленица»,
«Покосница», «Мокридина», «Параскева Пятница», а кукла
«КрАсота» -
свадебная обрядовая кукла Тульской губернии, Плавского района. Такую
куклу делала сама невеста, за неделю до свадьбы, показывая своё умение и
навыки в рукоделии. К обережным – «Тульская барыня», «Любава», «Куклы-
лихорадки»;
игровые
-
«Пеленашка»,
«Кувадка»,
а
кукла
«Стригуша» -
игровая кукла Куликова поля.
●
Приняли
участие
в
мастер-классе
по
изготовлению
куклы
«Тульская
барыня».
СЛАЙД 14
III этап – заключительный
В
дальнейшем
в
ходе
реализации
данного
проекта
обучающиеся
приходят
к
самостоятельной
деятельности,
выступают
инициатором
творческого
процесса.
У
них
формируется
воля,
речь,
эмоции,
а
также
развиваются творческие способности.
В результате реализации проекта дети узнали, во что и как играли их
бабушки
и
прабабушки
и
убедились
в
том,
что
играть
с
куклами,
изготовленными своими руками очень интересно.
СЛАЙД 15
Результаты:
● Участие в областной выставке работ обучающихся «Тульские промыслы».
●
Участие в IV Этнографическом фестивале народных культур Тульского
края.
●
Проведены мастер-классы по изготовлению народных кукол Тульского края.
●
Создан альбом рисунков русского народного костюма.
СЛАЙД 16
Перспективу данного проекта вы видите на слайде
●
Презентация выставки «Народная кукла Тульского края» в школьном
краеведческом музее.
● Разработка нового проекта «Изготовление Тульской куклы из глины».
СЛАЙД 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
5
6