Напоминание

Народные куклы Тульского края


Автор: Бурцева Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования Плавский район "Горбачёвская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: поселок Горбачево, Плавский район, Тульская область
Наименование материала: образовательный проект
Тема: Народные куклы Тульского края
Раздел: начальное образование





Назад




СЛАЙД 1 ТИТУЛЬНЫЙ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию

образовательный проект «Народная кукла Тульского края»

Автор проекта: Бурцева С.В., учитель начальных классов МБОУ МО

Плавский район «Горбачёвская СОШ»

Год разработки учебного проекта: 2018г.

СЛАЙД 2

Традиционная тряпичная кукла

несет память культуры и делает это

гораздо ярче, шире и глубже, чем

любая другая игрушка.

В представлении наших предков кукла оказывала покровительство и

помощь,

в

ней

причудливо

сплелись

отголоски

древних

верований

и

народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную

куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла

быть

-

оберегом,

свадебным

атрибутом

или

предназначаться

для

забавы

детям. В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол.

Тряпичная

кукла

-

это

наша

история,

традиции,

культура,

она

имела

несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей.

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий,

наша жизнь не стоит на месте – движется вперёд по присущим ей законам

диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней,

как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.

На

смену

народным

сказкам,

традиционным

играм,

национальным

игрушкам приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В

семье,

да

и

в

детском

саду

изобилие

игрушек,

которые

не

несут

художественного

смысла

и

выражения.

Отношение

к

ним

у

ребёнка

спонтанное:

поиграл

и

забросил,

порвал

и

забыл.

А

родителям

легче

выбросить,

чем

отремонтировать

вместе

с

ребёнком,

привить

любовь

и

доброе отношение к труду человека.

Взрослые зачастую не интересуются своей историей, не знают древо

своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и

традициям.

Недаром говорят:

ЩЕЛЧОК «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что

играют ваши дети».

1

Тема данного проекта является актуальной, так как тряпичная кукла -

неотъемлемая

часть

русской

культуры.

Рукотворная

лоскутная

фигурка

выполняет

теперь

новую

функцию:

она

становится

живым

средством

общения и приобщения к народному культурному опыту.

В

каждом

регионе

нашей

страны

народные

куклы

имеют

свои

особенности. И Тульский край не исключение.

Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить

традиционных тряпичных кукол в жизнь современных детей.

СЛАЙД 3

Гипотеза:

Тряпичная

кукла

для

современного

ребёнка,

даже

на

сегодняшний

день,

является неотъемлемым атрибутом детского развития. Процесс творчества

создаст ситуацию успеха для каждого учащегося, приобщит к традициям

русской культуры.

СЛАЙД 4

Цель – изучение истории и культуры Тульского края через изготовление

образцов тряпичной народной куклы.

Тип проекта: долгосрочный

СЛАЙД 5

Задачи

Развивающие:

-

Развивать

познавательную

активность

учащихся

через

расширение

кругозора об истории возникновении тряпичной куклы Тульского края и ее

роли в современной жизни человека.

-

Раскрывать

творческий

потенциал

участников

проекта

через

свободу

творчества при создании образов кукол.

Обучающие:

-

изучить

народные

традиции,

связанные

с

историей

тряпичной

куклы

Тульского края

- научить работать с тканью при создании выразительных образов через

участие в мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол.

Воспитывающие:

- Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего

народа.

- Прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование

старинного вида рукоделия

.

2

СЛАЙД 6

Обеспечение проекта:

материально-техническое

оснащение: текстильный

лоскут, отделочные

материалы,

ш в е й н ы е

н и т к и ,

р у ч н ы е

и н с т р у м е н т ы

и

приспособления, электрический утюг;

учебно-методическое оснащение: конспекты занятия о тряпичных куклах,

методические

рекомендации (мастер-классы)

по

изготовлению

тряпичных

кукол, натуральные образцы тряпичных кукол;

информационно-техническое

обеспечение: компьютер,

про ектор;

тематические

презентации,

видеоролики

(мастер-классы

по

изготовлению

тряпичных кукол), фотографии образцов тряпичных кукол.

СЛАЙД 7

Участниками проекта являются

обучащиеся 2б класса

Форма организации участников проекта

индивидуальная работа

групповая работа

СЛАЙД 8

Планируемые результаты:

- изучение истории возникновения народной куклы Тульского края, её видов,

назначении и технологии изготовления;

- освоение старинных техник изготовления тряпичных кукол;

Развитие навыков:

самостоятельной

работы с

источниками

информации,

текстильными

материалами и технологиями изготовления тряпичной куклы;

мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе,

синтезе, структурировании материала);

самоанализа и рефлексии;

презентации результатов своей работы.

СЛАЙД 9

Основная предметная область:

технология

Дополнительные предметные области:

окружающий мир

3

изобразительное искусство

литературное чтение

Доминирующий вид деятельности

практико-ориентированный

творческий

Форма продуктов проектной деятельности

натуральные образцы тряпичных кукол

творческие работы (рисунки, эскизы кукол и т.п.)

мультимедийные презентации

СЛАЙД 10

Этапы проекта вы видите на слайде

СЛАЙД 11

I этап – подготовительный

1. Погружение:

Знакомство

обучающихся

и

их

родителей

с

темой,

гипотезой,

целью,

задачами, планируемыми результатами и сроками проекта.

Примерное

содержание

проекта: история

возникновения

и

назначение

тряпичной

куклы

Тульского

края;

фотографии,

схемы,

рисунки

кукол;

материалы; план изготовления куклы, готовые образцы кукол.

2. Организация деятельности:

Мероприятия

1. Экскурсия в Плавский краеведческий музей для ознакомления с куклами

нашего края.

2.Сбор и обработка информации.

3.Проведение беседы с использованием ИКТ «Тульские народные куклы».

СЛАЙД 12

II этап - поисково - исполнительный этап

Работа над проектом началась с изучения соответствующей литературы,

теоретического

анализа

источников.

Участники

проекта

изучали

энциклопедии,

рассматривали

иллюстрации

с

изображением

различных

видов

текстильных

кукол,

находили

информацию

в

сети

Интернет.

Познакомились с работами тульской кукольницы Ирины Агеевой.

На уроке окружающего мира по теме «Старинная женская работа» узнали,

как выращивают лён, как его обрабатывают и вычёсывают, ткут красивые

полотна тканей, шьют одежду.

Дети заинтересовались, и мы начали собирать материал о различных видах

текстильной куклы.

4

СЛАЙД 13

Узнали, что традиционно куклы делятся на три группы: обрядовые,

обережные,

игровые, Так к обрядовым относятся «Вербная», «Масленица»,

«Покосница», «Мокридина», «Параскева Пятница», а кукла

«КрАсота» -

свадебная обрядовая кукла Тульской губернии, Плавского района. Такую

куклу делала сама невеста, за неделю до свадьбы, показывая своё умение и

навыки в рукоделии. К обережным – «Тульская барыня», «Любава», «Куклы-

лихорадки»;

игровые

-

«Пеленашка»,

«Кувадка»,

а

кукла

«Стригуша» -

игровая кукла Куликова поля.

Приняли

участие

в

мастер-классе

по

изготовлению

куклы

«Тульская

барыня».

СЛАЙД 14

III этап – заключительный

В

дальнейшем

в

ходе

реализации

данного

проекта

обучающиеся

приходят

к

самостоятельной

деятельности,

выступают

инициатором

творческого

процесса.

У

них

формируется

воля,

речь,

эмоции,

а

также

развиваются творческие способности.

В результате реализации проекта дети узнали, во что и как играли их

бабушки

и

прабабушки

и

убедились

в

том,

что

играть

с

куклами,

изготовленными своими руками очень интересно.

СЛАЙД 15

Результаты:

● Участие в областной выставке работ обучающихся «Тульские промыслы».

Участие в IV Этнографическом фестивале народных культур Тульского

края.

Проведены мастер-классы по изготовлению народных кукол Тульского края.

Создан альбом рисунков русского народного костюма.

СЛАЙД 16

Перспективу данного проекта вы видите на слайде

Презентация выставки «Народная кукла Тульского края» в школьном

краеведческом музее.

● Разработка нового проекта «Изготовление Тульской куклы из глины».

СЛАЙД 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

5

6



В раздел образования




Яндекс.Метрика