Автор: Сидорова Лариса Ивановна
Должность: Сидорова Лариса Ивановна,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №81"
Населённый пункт: Воронеж, воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие с семьей по вопросам социально–коммуникативного развития детей»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №81»
«Взаимодействие с семьей по вопросам социально-
коммуникативного развития детей»
Подготовила воспитатель:
Сидорова Л.И.
Воронеж
2019
В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для
создания социальной ситуации развития детей, соответствующей
специфике дошкольного возраста», — «взаимодействие с родителями
(законными представителями) по вопросам образования ребенка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей
на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи» (п. 3.2.5).
Педагоги
дошкольных
образовательных
учреждений
обеспокоены
изменениями
в
нравственном,
социально-коммуникативном развитии
дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или
иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными,
избалованными, зачастую неуправляемыми. Когда материальные ценности
преобладают
над
духовными,
мы
все
чаще
наблюдаем
примеры
детской
жестокости и все реже встречаются в жизни проявления любви и добра,
сочувствия
и
сострадания.
Как
следствие,
манипулирование
родителями,
трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это
обусловлено
комплексом
социально-психологиче ских
проблем
(агрессивностью,
застенчивостью,
гиперактивностью,
пассивностью
ребёнка).
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья —
важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает
решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка,
формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье
закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает
социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в
обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному
человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие
нравственных норм, традиций народа — прямая функция семьи как
социального института. Поэтому, как бы серьезно ни продумывались формы
и методы социально-коммуникативного развития детей в ДОО, как бы высоко
ни были развиты социальные компетенции педагогов, невозможно
достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей
в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая программа
социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные
результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не
создано детско-взрослое сообщество (педагоги — дети — родители), для
которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов
каждого, его прав и обязанностей.
Таким образом, взаимодействие с семьей — непременное условие
социально-коммуникативного развития детей, которое в своей основе
базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Например,
нельзя требовать от ребенка соблюдения какого-либо правила поведения,
если взрослые сами не всегда ему следуют. Или как поддерживать
уверенность ребенка в своих возможностях, если дома у близких он чаще
получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность в
требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у
ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому крайне
важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному
развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это
необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье: многие
родители недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их
поведения в обществе, не уделяют должного внимания трудовому
воспитанию и т.д. В соответствии с этим, перед педагогом стоит особая
задача: заинтересовать родителей перспективами социально-
коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать
союзниками в своей работе.
Всем родителям необходимы педагогические и психологические
знания, особенно, касающиеся социально-коммуникативного развития детей.
Здесь особенно важно ориентироваться на потребности семьи, запросы
родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные
родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации
через периодические издания, Интернет, но часто пользуются случайной
литературой или советами некомпетентных друзей. Иногда воспитывают
детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или
иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать
воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в
собственных педагогических возможностях, распространять положительный
опыт воспитания в семье.
Во взаимодействии с семьей важно использовать все формы работы,
разнообразные методы активизации родителей, направленные на
возникновение интереса к проблеме, ассоциаций с собственным опытом,
желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала.
Следует подчеркнуть, что взаимопонимание родителей и педагогов, их
взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а
советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных
действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости получения
дополнительных знаний по социально-коммуникативному развитию детей.
Родители должны чувствовать, что педагог нуждается в них, в объединении
усилий, что они — его союзники, и он не может обойтись без их совета или
помощи.
Родителям следует не только сообщать какие-либо знания,
стимулировать их интерес к вопросам социально-коммуникативного развития
детей, но и формировать свою родительскую позицию. Педагог должен
всегда помнить, что семья способна как помочь ребенку разрешить конфликт,
так и внести конфликт в его внутренний мир. Непосредственно воспринимая
атмосферу своей семьи, подражая взрослым, дошкольник перенимает их
ценностные ориентации, отношение к людям, окружающему миру. Во многом
от родителей зависит, насколько адекватными будут эмоциональные реакции
ребенка. Непонимание его интересов, потребностей могут вызывать
негативные переживания у детей и оказывать решающее влияние на
эмоциональное самочувствие, определяя психическое состояние, от которого
существенным образом зависит, каким во взрослой жизни будет его
отношение к окружающей действительности, людям и самому себе.
Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими
воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта,
ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей
ребенка, отсутствия единства требований к детям. Именно в этих случаях на
помощь семье должен прийти педагог, подсказать или вместе с родителями
найти выход из создавшейся ситуации.
Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями
ребенка после посещения ими удачно проведенного праздника, участия в
совместном досуге. Как правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни
детского сада, а общение с воспитателем приобретает более открытый и
дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее
взаимопонимание в педагогических вопросах. Поэтому необходимо
организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей
и педагогов.
На наш взгляд, самая эффективная форма работы с семьей по
социально-коммуникативному развитию детей — занятия в семейном клубе,
позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к каждому
ребенку через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности
своего малыша, педагогов и психолога, строящих свою деятельность на
основе профессиональных знаний. Причем результативность таких занятий в
большей степени обусловлена не только содержанием, но и, главное,
качеством общения специалистов с семьей.
Главная задача современного дошкольного образовательного
учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только
с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди
самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных
качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных,
этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками. Поэтому реализация данного направления, представляется
весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.