Напоминание

«Взаимодействие с семьей по вопросам социально–коммуникативного развития детей»


Автор: Сидорова Лариса Ивановна
Должность: Сидорова Лариса Ивановна,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №81"
Населённый пункт: Воронеж, воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие с семьей по вопросам социально–коммуникативного развития детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №81»

«Взаимодействие с семьей по вопросам социально-

коммуникативного развития детей»

Подготовила воспитатель:

Сидорова Л.И.

Воронеж

2019

В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для

создания социальной ситуации развития детей, соответствующей

специфике дошкольного возраста», — «взаимодействие с родителями

(законными представителями) по вопросам образования ребенка,

непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том

числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей

на основе выявления потребностей и поддержки образовательных

инициатив семьи» (п. 3.2.5).

Педагоги

дошкольных

образовательных

учреждений

обеспокоены

изменениями

в

нравственном,

социально-коммуникативном развитии

дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или

иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными,

избалованными, зачастую неуправляемыми. Когда материальные ценности

преобладают

над

духовными,

мы

все

чаще

наблюдаем

примеры

детской

жестокости и все реже встречаются в жизни проявления любви и добра,

сочувствия

и

сострадания.

Как

следствие,

манипулирование

родителями,

трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это

обусловлено

комплексом

социально-психологиче ских

проблем

(агрессивностью,

застенчивостью,

гиперактивностью,

пассивностью

ребёнка).

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья —

важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает

решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка,

формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье

закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает

социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в

обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному

человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие

нравственных норм, традиций народа — прямая функция семьи как

социального института. Поэтому, как бы серьезно ни продумывались формы

и методы социально-коммуникативного развития детей в ДОО, как бы высоко

ни были развиты социальные компетенции педагогов, невозможно

достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей

в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая программа

социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные

результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не

создано детско-взрослое сообщество (педагоги — дети — родители), для

которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов

каждого, его прав и обязанностей.

Таким образом, взаимодействие с семьей — непременное условие

социально-коммуникативного развития детей, которое в своей основе

базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Например,

нельзя требовать от ребенка соблюдения какого-либо правила поведения,

если взрослые сами не всегда ему следуют. Или как поддерживать

уверенность ребенка в своих возможностях, если дома у близких он чаще

получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность в

требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у

ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому крайне

важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному

развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это

необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье: многие

родители недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их

поведения в обществе, не уделяют должного внимания трудовому

воспитанию и т.д. В соответствии с этим, перед педагогом стоит особая

задача: заинтересовать родителей перспективами социально-

коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать

союзниками в своей работе.

Всем родителям необходимы педагогические и психологические

знания, особенно, касающиеся социально-коммуникативного развития детей.

Здесь особенно важно ориентироваться на потребности семьи, запросы

родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные

родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации

через периодические издания, Интернет, но часто пользуются случайной

литературой или советами некомпетентных друзей. Иногда воспитывают

детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или

иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать

воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в

собственных педагогических возможностях, распространять положительный

опыт воспитания в семье.

Во взаимодействии с семьей важно использовать все формы работы,

разнообразные методы активизации родителей, направленные на

возникновение интереса к проблеме, ассоциаций с собственным опытом,

желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала.

Следует подчеркнуть, что взаимопонимание родителей и педагогов, их

взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а

советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных

действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости получения

дополнительных знаний по социально-коммуникативному развитию детей.

Родители должны чувствовать, что педагог нуждается в них, в объединении

усилий, что они — его союзники, и он не может обойтись без их совета или

помощи.

Родителям следует не только сообщать какие-либо знания,

стимулировать их интерес к вопросам социально-коммуникативного развития

детей, но и формировать свою родительскую позицию. Педагог должен

всегда помнить, что семья способна как помочь ребенку разрешить конфликт,

так и внести конфликт в его внутренний мир. Непосредственно воспринимая

атмосферу своей семьи, подражая взрослым, дошкольник перенимает их

ценностные ориентации, отношение к людям, окружающему миру. Во многом

от родителей зависит, насколько адекватными будут эмоциональные реакции

ребенка. Непонимание его интересов, потребностей могут вызывать

негативные переживания у детей и оказывать решающее влияние на

эмоциональное самочувствие, определяя психическое состояние, от которого

существенным образом зависит, каким во взрослой жизни будет его

отношение к окружающей действительности, людям и самому себе.

Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими

воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта,

ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей

ребенка, отсутствия единства требований к детям. Именно в этих случаях на

помощь семье должен прийти педагог, подсказать или вместе с родителями

найти выход из создавшейся ситуации.

Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями

ребенка после посещения ими удачно проведенного праздника, участия в

совместном досуге. Как правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни

детского сада, а общение с воспитателем приобретает более открытый и

дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее

взаимопонимание в педагогических вопросах. Поэтому необходимо

организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей

и педагогов.

На наш взгляд, самая эффективная форма работы с семьей по

социально-коммуникативному развитию детей — занятия в семейном клубе,

позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к каждому

ребенку через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности

своего малыша, педагогов и психолога, строящих свою деятельность на

основе профессиональных знаний. Причем результативность таких занятий в

большей степени обусловлена не только содержанием, но и, главное,

качеством общения специалистов с семьей.

Главная задача современного дошкольного образовательного

учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только

с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди

самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных

качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных,

этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми

и сверстниками. Поэтому реализация данного направления, представляется

весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.



В раздел образования




Яндекс.Метрика