Напоминание

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА по сенсорному развитию «Стиральные машины»


Автор: Белова Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка""
Населённый пункт: г.Шарья, Костромская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА по сенсорному развитию «Стиральные машины»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

по сенсорному развитию

«

Стиральные машины

»

для детей 3-5 лет

Автор: воспитатель

Белова Светлана Валентиновна

Пояснительная записка

Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной

деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников.

Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в

частности, дидактическим играм по сенсорике.

Сенсорика — это

развитие

восприятий,

представлений

об

объектах,

явлениях

и

предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш

научится

воспринимать

предметы

и

оперировать

полученными

знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Актуальность данной темы

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание

многие

отечественные

и

зарубежные

ученые.

Наиболее

важный

вклад

в

этом

направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г.

Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие

другие,

а

также

зарубежные

педагоги:

Я.А.Коменский,

Ф.Фребель,

М.Монтессори,

О.Декроли.

Однако

и

на

сегодняшний

день

существует

необходимость

сенсорного

воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития

личности ребёнка.

По мнению авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием

— это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности,

интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Важнейшим видом

деятельности в дошкольном образовании является игра. Есть огромно множество игр,

которые имеют различный смысл: приобретение первичных навыков, методические, на

создание комфортной эмоциональной среды. Наиболее важными являются игры

методические, посредством которых воспитатель вовлекает детей в познавательный и

трудовой мир. Игры на определение цвета часто используются в различных формах

воспитателями. Главная проблема любой методической игры на цветовое восприятие —

это создание устойчивой заинтересованности ребёнка. В дидактических играх дети

уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления. Дидактические игры

способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять

имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные

процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Ведь не интересно просто положить синий к синему, жёлтый к жёлтому и т.д. Именно с

этой целью в своей практике я использую дидактическую игру «Стиральные машины».

Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности —

игра.

Данная игра способствует развитию обогащения сенсорного опыта, развивает мелкую

мускулатуру рук, закрепляет основные цвета, знакомит с разными видами одежды, с

сезонными явлениями.

Дидактическая игра проводится тогда, когда дети уже получили на занятиях

определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Игра построена от простого к сложному, в каждой возрастной группе свои цели и задачи,

например, во 2 младшей группе-учим основные цвета, в средней группе-распределяем

стирку не только по цвету, но и по виду одежды (рубашки-в синию стиральную машину,

юбки-в красную и т.д.),

в старшей группе-стираем одежду мальчиков, одежду девочек, стираем одежду по

сезонам года, по назначению одежды (праздничная, для прогулок, домашняя).

Цель данной игры:

Усвоение полученных знаний по сенсорному развитию детей.

Задачи

-закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению

-знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки и т. д.)

-развитие цветовосприятие (ребёнок должен различать цвета)

-логическое мышление (для решения, в какую группу отнести тот или иной предмет)

-мелкой моторики (производить действия с маленькими деталями из картона);

-воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Дидактический материал

Стиральные машины 4

х

цветов;

Шифоньер для одежды;

Одежда: сезонная, цветовая гамма по цвету машин, одежда по виду (рубашки,

платья, брюки...т.д.), для мальчиков и девочек, по назначению (праздничная, для

прогулок, домашняя)

Кукла Таня-персонаж для игры

Правила игры:

Игра для детей 3-5лет.

В игре могут участвовать 1-4 человека.

1 ВАРИАНТ: «Большая стирка».

Дидактическая задача: закрепить у младших

дошкольников представления о 4 цветах (красный,

синий, желтый, зеленый).

Ведущий предлагает ребёнку помочь кукле Тане постирать одежду.

Стирать одежду в соответствии с цветом стиральной машинки,

то есть синюю одежду в синей машинке, жёлтую в жёлтой,

красную в красной, зелёную в зелёной.

Таким образом, дети запоминают основные цвета.

2 ВАРИАНТ: «Разбери одежду по виду».

Дидактическая задача: классифицировать виды одежды и её назначение.

Ведущий предлагает разобрать одежду для стирки по виду.

Например,

платья

стирать

-

в

зелёной

машине,

рубашки

-

в

синей

и

т.д…,

домашнею, праздничную.

Таким образом, дети запоминают название одежды и её назначение.

3 ВАРИАНТ: «Стираем сезонную одежду».

Дидактическая задача:

закрепить представления

о временах года.

Ведущий предлагает постирать: летнюю одежду - в красной машине,

зимнюю-в зелёной, весеннюю –в жёлтой, осеннюю-в синей машине.

Игра

предусматривает

творческий

подход

взрослого,

выступающего

в

роли

ведущего, он может предложить свои варианты игры.

Задания могут даваться как всем участникам, так и индивидуально для каждого

ребёнка.

Требования к дидактическому материалу

Формы организаций детей для игры

Научность

Доступность

Эстетика

и

практичность

исполнения

Соответствие

требованиям

ФГОС

Практическая

направленность

Развивающая

направленность

Дидактическая

направленность

1.

З

а столом

2.

Н

а ковре

3

. П

одгрупповые

4.

И

ндивидуальные

Формы работы

Формы работы строятся таким образом:

1.Совместная деятельность взрослого и ребёнка (закрепляются знания,

умения, навыки).

2.Самостоятельная деятельность (полученные знания, умения,

навыки дети используют в быту, игре).

3.Индивидуальная работа (с детьми у которых выявились трудности в

усвоением пройденного).

Ожидаемый результат

Усвоение пройденного материала на занятиях всеми детьми, умение

обобщать сведения, полученные посредством личного опыта,

активизирование познавательных процессов и повышение уровня

умственного развития отстающих детей.

Заключение

Дидактическую игру можно использовать и для проверки знаний детей.

Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного

на занятиях всеми детьми.

Чаще

всего

это

проверяется

дидактической

игрой,

в

процессе

которой,

педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание

занятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень

знаний

и

умений

детей,

необходимо

наметить

дальнейшую

работу

по

устранению недостатков.

Дидактическая

игра-это

практическая

деятельность,

с

помощью

которой

можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и

умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем

полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях.

Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные

знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством

преодоления

различных

трудностей

в

умственном

развитии

детей,

необходимо

планировать

использования

дидактических

игр

в

индивидуальной работе с детьми. Как часто и много?

По

мере

необходимости,

очень

индивидуально,

в

зависимости

от

потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с

использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и

типам

игр.

Индивидуальные

дидактические

игры,

которые

организует

воспитатель,

создают

благоприятные

условия

для

непосредственного

контакта

с

ребенком,

помогают

глубже

выяснить

причины

отставания

ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего

возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и

законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде

всего, и легче всего в игре, игрой".

Список используемой литературы

1.

«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

//Пособие для воспитателей детского сада//Под редакцией Л.А.Венгера: Москва

«Просвещение» 1978 г.

2.

Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3.

3.

Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М.,

Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.

4.

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей

детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.

5.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное

воспитание, 2004. - № 13.

6.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

7.

Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.:

Мозаика-Синтез, 2011.

8.

Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

9.

Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для

воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред.

Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.

10.

Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12.

11.

Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.

12.

Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.

13.

Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-

го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.

14.

Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного

возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6.

15.

Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное

воспитание, – 2002. – №12.

16.

18.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание.

2002. - №4.

17.

. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова

А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.

18.

Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада /

Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего

воспитателя, -2008. -№5.

19.

Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное

воспитание, 2005. - №2.

20.

Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2.

21.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.

22.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета,

формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.

23.

Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для

воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение,

2001.

24.

Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду, -2007. -

№3.

25.

Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их

возрастные особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.

26.

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез,

2009.



В раздел образования




Яндекс.Метрика