Автор: Белова Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка""
Населённый пункт: г.Шарья, Костромская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА по сенсорному развитию «Стиральные машины»
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
по сенсорному развитию
«
Стиральные машины
»
для детей 3-5 лет
Автор: воспитатель
Белова Светлана Валентиновна
Пояснительная записка
Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной
деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников.
Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в
частности, дидактическим играм по сенсорике.
Сенсорика — это
развитие
восприятий,
представлений
об
объектах,
явлениях
и
предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш
научится
воспринимать
предметы
и
оперировать
полученными
знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Актуальность данной темы
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание
многие
отечественные
и
зарубежные
ученые.
Наиболее
важный
вклад
в
этом
направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г.
Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие
другие,
а
также
зарубежные
педагоги:
Я.А.Коменский,
Ф.Фребель,
М.Монтессори,
О.Декроли.
Однако
и
на
сегодняшний
день
существует
необходимость
сенсорного
воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития
личности ребёнка.
По мнению авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием
— это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности,
интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Важнейшим видом
деятельности в дошкольном образовании является игра. Есть огромно множество игр,
которые имеют различный смысл: приобретение первичных навыков, методические, на
создание комфортной эмоциональной среды. Наиболее важными являются игры
методические, посредством которых воспитатель вовлекает детей в познавательный и
трудовой мир. Игры на определение цвета часто используются в различных формах
воспитателями. Главная проблема любой методической игры на цветовое восприятие —
это создание устойчивой заинтересованности ребёнка. В дидактических играх дети
уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления. Дидактические игры
способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять
имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные
процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
Ведь не интересно просто положить синий к синему, жёлтый к жёлтому и т.д. Именно с
этой целью в своей практике я использую дидактическую игру «Стиральные машины».
Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности —
игра.
Данная игра способствует развитию обогащения сенсорного опыта, развивает мелкую
мускулатуру рук, закрепляет основные цвета, знакомит с разными видами одежды, с
сезонными явлениями.
Дидактическая игра проводится тогда, когда дети уже получили на занятиях
определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.
Игра построена от простого к сложному, в каждой возрастной группе свои цели и задачи,
например, во 2 младшей группе-учим основные цвета, в средней группе-распределяем
стирку не только по цвету, но и по виду одежды (рубашки-в синию стиральную машину,
юбки-в красную и т.д.),
в старшей группе-стираем одежду мальчиков, одежду девочек, стираем одежду по
сезонам года, по назначению одежды (праздничная, для прогулок, домашняя).
Цель данной игры:
Усвоение полученных знаний по сенсорному развитию детей.
Задачи
-закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению
-знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки и т. д.)
-развитие цветовосприятие (ребёнок должен различать цвета)
-логическое мышление (для решения, в какую группу отнести тот или иной предмет)
-мелкой моторики (производить действия с маленькими деталями из картона);
-воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
Дидактический материал
Стиральные машины 4
х
цветов;
Шифоньер для одежды;
Одежда: сезонная, цветовая гамма по цвету машин, одежда по виду (рубашки,
платья, брюки...т.д.), для мальчиков и девочек, по назначению (праздничная, для
прогулок, домашняя)
Кукла Таня-персонаж для игры
Правила игры:
Игра для детей 3-5лет.
В игре могут участвовать 1-4 человека.
1 ВАРИАНТ: «Большая стирка».
Дидактическая задача: закрепить у младших
дошкольников представления о 4 цветах (красный,
синий, желтый, зеленый).
Ведущий предлагает ребёнку помочь кукле Тане постирать одежду.
Стирать одежду в соответствии с цветом стиральной машинки,
то есть синюю одежду в синей машинке, жёлтую в жёлтой,
красную в красной, зелёную в зелёной.
Таким образом, дети запоминают основные цвета.
2 ВАРИАНТ: «Разбери одежду по виду».
Дидактическая задача: классифицировать виды одежды и её назначение.
Ведущий предлагает разобрать одежду для стирки по виду.
Например,
платья
стирать
-
в
зелёной
машине,
рубашки
-
в
синей
и
т.д…,
домашнею, праздничную.
Таким образом, дети запоминают название одежды и её назначение.
3 ВАРИАНТ: «Стираем сезонную одежду».
Дидактическая задача:
закрепить представления
о временах года.
Ведущий предлагает постирать: летнюю одежду - в красной машине,
зимнюю-в зелёной, весеннюю –в жёлтой, осеннюю-в синей машине.
Игра
предусматривает
творческий
подход
взрослого,
выступающего
в
роли
ведущего, он может предложить свои варианты игры.
Задания могут даваться как всем участникам, так и индивидуально для каждого
ребёнка.
Требования к дидактическому материалу
Формы организаций детей для игры
Научность
Доступность
Эстетика
и
практичность
исполнения
Соответствие
требованиям
ФГОС
Практическая
направленность
Развивающая
направленность
Дидактическая
направленность
1.
З
а столом
2.
Н
а ковре
3
. П
одгрупповые
4.
И
ндивидуальные
Формы работы
Формы работы строятся таким образом:
1.Совместная деятельность взрослого и ребёнка (закрепляются знания,
умения, навыки).
2.Самостоятельная деятельность (полученные знания, умения,
навыки дети используют в быту, игре).
3.Индивидуальная работа (с детьми у которых выявились трудности в
усвоением пройденного).
Ожидаемый результат
Усвоение пройденного материала на занятиях всеми детьми, умение
обобщать сведения, полученные посредством личного опыта,
активизирование познавательных процессов и повышение уровня
умственного развития отстающих детей.
Заключение
Дидактическую игру можно использовать и для проверки знаний детей.
Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного
на занятиях всеми детьми.
Чаще
всего
это
проверяется
дидактической
игрой,
в
процессе
которой,
педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание
занятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень
знаний
и
умений
детей,
необходимо
наметить
дальнейшую
работу
по
устранению недостатков.
Дидактическая
игра-это
практическая
деятельность,
с
помощью
которой
можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и
умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем
полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях.
Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные
знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.
В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством
преодоления
различных
трудностей
в
умственном
развитии
детей,
необходимо
планировать
использования
дидактических
игр
в
индивидуальной работе с детьми. Как часто и много?
По
мере
необходимости,
очень
индивидуально,
в
зависимости
от
потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с
использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и
типам
игр.
Индивидуальные
дидактические
игры,
которые
организует
воспитатель,
создают
благоприятные
условия
для
непосредственного
контакта
с
ребенком,
помогают
глубже
выяснить
причины
отставания
ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.
А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего
возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и
законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде
всего, и легче всего в игре, игрой".
Список используемой литературы
1.
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
//Пособие для воспитателей детского сада//Под редакцией Л.А.Венгера: Москва
«Просвещение» 1978 г.
2.
Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3.
3.
Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М.,
Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
4.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей
детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
5.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное
воспитание, 2004. - № 13.
6.
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
7.
Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.:
Мозаика-Синтез, 2011.
8.
Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
9.
Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для
воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред.
Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.
10.
Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12.
11.
Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.
12.
Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
13.
Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-
го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
14.
Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного
возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6.
15.
Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное
воспитание, – 2002. – №12.
16.
18.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание.
2002. - №4.
17.
. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова
А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.
18.
Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада /
Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего
воспитателя, -2008. -№5.
19.
Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное
воспитание, 2005. - №2.
20.
Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2.
21.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.
22.
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета,
формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
23.
Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для
воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение,
2001.
24.
Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду, -2007. -
№3.
25.
Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их
возрастные особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.
26.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез,
2009.