Автор: Рыбак Татьяна Геннадьевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 344
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование интереса к чтению у младших школьников в группе продленного дня
Раздел: начальное образование
Формирование интереса к чтению у младших школьников в группе продленного дня
Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с
тем источником богатой духовной жизни.
В.А. Сухомлинский
Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга в духовном развитии
человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления
личности - в детские годы. В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и
родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги и чтения.
Задача воспитателя ГПД заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к литературе
и литературному чтению. Приобщая ребенка к чтению и создавая культ книги в школе и дома,
мы должны всегда помнить слова педагога В.А. Сухомлинского, который верил и с большой
убежденностью говорил о воспитательной силе книги: «Книга - это могучее оружие, без неё я
был бы немым или косноязычным, я не мог бы сказать и сотой доли того, что надо сказать и
что я говорю. Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека».
Поэтому необходимо уделять внимание воспитанию у наших детей правильной образной речи,
обогащать их словарь, учить понимать и чувствовать красоту языка подлинно художественных
литературных произведений.
Чтобы побудить ребенка к чтению, надо сам процесс чтения представить как чудо - показать в
знакомом незнакомое, в обычном - необычное, изумить таящимся в нем богатством
возможностей.
Поэтому я не случайно особое внимание уделяю формированию интереса к чтению у младших
школьников в группе продленного дня.
Формирование читательской деятельности
При обучении младших школьников чтению стоит задача вооружить их механизмом чтения и
затем совершенствовать его навык, правильность, беглость, сознательность и
выразительность. Сам процесс чтения литературного произведения остается ведущей
деятельностью. При диагностике за критерий принимается проверка техники чтения, хотя этот
метод не отображает полную картину владения учеником способом чтения.
С момента перехода от обучения чтению к обучению литературному чтению усложняются и
расширяются цели и задачи, стоящие перед педагогом.
Цель моих занятий по чтению в ГПД - это формирование грамотных читателей и приобщение
детей к литературе. Грамотный читатель - это такой читатель, у которого сформирован тип
правильной читательской деятельности.
Это понятие включает в себя владение как техникой чтения, так и приемами понимания
прочитанного. Понятие «читательская деятельность» включает в себя умение воспринимать
литературное произведение эстетически. А это значит - умение видеть и осознавать не только
то, что написано, но и как написано. Необходимо учить умению видеть в книге и конкретного
собеседника, слышать обращенную к тебе его речь, понимать ее, переживать и осваивать, чего
без книги нельзя. Еще один момент, который определяет грамотного читателя - это знание
книг и умение их самостоятельно выбрать. Эффективное значение имеет систематическое
посещение учащихся библиотеки, но не классом, а индивидуально - в удобное для каждого
ученика время и с личностно осознаваемой целью.
Новизна занятий в кружке достигается путем постоянного использования новых
организационных форм чтения, методических приемов, организации творческой деятельности
на основе книги. Настоящий успех приходит тогда, когда все основано на инициативе каждого
ребенка. Главное наличие желания выплеснуть свои чувства, эстетические впечатления,
родившиеся в процессе общения с книгой, поделиться ими с другими людьми. Задача
воспитателя - создать максимально благоприятные условия для этого.
Организационные формы чтения в группе продленного дня
Литературное слушание
Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии
первоклассников. Цель этих занятий - обеспечить введение детей в мир литературы,
обогащать читательский опыт и эстетический вкус. У учащихся формируются читательские
интересы, появляется потребность обращаться к книге, рассматривать ее, самостоятельно
читать.
Занятия литературного слушания являются почвой для формирования читательских умений:
правильно называть произведение, книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок,
определять тему чтения и жанр произведения.
Игра-инсценирование
Распространенной формой работы ГПД активно используется игра-инсценирование. Она
базируется на содержании конкретного литературного произведения. Распределяются роли,
готовятся декорации, костюмы, развивается сюжет игры, отбирается содержание ролевых
высказываний. Инсценирование литературного произведения может протекать и в свободной
форме, когда содержание творчески меняется, а сюжет и роли сохраняются.
Литературный час
Занятия кружка проходят в форме литературного часа. Литературные часы посвящаются
творчеству писателей, либо конкретной книге. К таким занятиям дети готовятся. Они
получают список произведений, которые должны прочитать. Затем литературный час проходит
в форме игры - путешествия, викторины, КВНа, обсуждение книги. Такие занятия проходят
интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.
Тематическое чтение
Начинаю работу с пропаганды книги, с целью заинтересовать ребят чтением, показать им, что
книга учит жить, содержит познавательный материал.
Своеобразной формой пропаганды книги является выборочное чтение. Называю и показываю
книгу, рассказываю несколько эпизодов, затем чтение прерываю на самом интересном месте.
Желание узнать о дальнейших событиях увлекает, и дети непременно прочтут книгу. Нередко
они тут же занимают очередь за книгой или идут в библиотеку.
Оживленный обмен мнениями, чтение вслух понравившихся отрывков, расспросы об авторе -
свидетельство того, что цель достигнута: интерес к книге пробужден. Полезно проводить
беседы сразу после прочтения произведения.
Библиотечный час
В зависимости от содержания он проходит в группе или библиотеке. Проводить его могут
библиотекарь или воспитатель. Библиотечный час предполагает разнообразные формы
работы:
- знакомство с библиотекой;
- овладение навыками пользования книгами;
- использование литературных игр для развития творчества и воображения детей.
Далеко не все дети умеют выбрать нужную книгу, знают, как читать газету или журнал.
Поэтому библиотечные часы посвящаю таким занятиям.
решаются основные задачи литературного воспитания, а именно: воспитание читателя и
воспитание «маленького писателя».
Поэтические минутки
Задача поэтических минуток - сдружить детей со стихотворениями. Помочь сердцем понять
мир поэзии.
Минуты поэзии посвящаются творчеству поэтов, любимым стихотворениям, определенной
дате или временам года. Работая над лирическими произведениями, дети развиваются как
читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают.
Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности.