Напоминание

«Синтаксис сложного предложения»


Автор: Фахриева Анна Михайловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Озерский технический колледж"
Населённый пункт: г. Озерск Челябинской области
Наименование материала: Учебно–методическое пособие
Тема: «Синтаксис сложного предложения»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Озерский технический колледж»

(ГБПОУ «ОзТК»)

Учебно-методическое пособие

«Синтаксис сложного предложения»

(для студентов первого курса технического профиля)

Разработчик: преподаватель

русского языка и литературы

А.М. Фахриева

Озерск, 2018

1

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………..3

Сложное предложение …………………………………………………...4

Сложносочиненное предложение………………………………………..8

Сложноподчиненное предложение………………………………….….15

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными…..23

Сложное бессоюзное предложение……………………………………..27

Сложное предложение с разными видами связи……………………….32

Ожидаемые результаты…………………………………………………..40

Список использованной литературы……………………………………41

2

Пояснительная записка

Учебно-методическое

пособие

«Синтаксис

сложного

предложения»

разработано с учетом особенностей пунктуации, трудностей, связанных с

осмыслением структуры разнообразных типов и видов предложений и их

функционированием

в

речи

обучающихся,

обнаружением

синтаксических

единиц

и

определением

их

границ,

выделением

условий

действия

пунктуационной нормы.

Цель разработки пособия: совершенствовать речь обучающихся с точки

зрения её соответствия синтаксическим нормам языка, создать условия для

формирования практических умений и навыков обучающихся, развить их

творческие способности.

Задачи разработки пособия – создать базу для успешного усвоения

обучающимися правил синтаксиса и пунктуации, совершенствовать умения

анализировать и характеризовать сложные предложения, расставлять знаки

препинания в них.

К роме

в ы д е ле ния

гра ммат ич е с ких

о с нов

п р е д л ож е н и й ,

синтаксического разбора, построения графических схем предложений разных

типов, конструирования предложений по схемам, обучающиеся на основе

данного пособия углубят знания о значении синтаксических структур, их

стилистических возможностях.

В процессе изучения пособия обучающиеся работают со всеми видами

сложного

предложения

сложносочиненными,

сложноподчиненными,

бессоюзными,

предложениями

усложнённой

структуры

различными

видами

связи);

учатся

отличать

сложные

предложения

от

других

видов

предложений, разграничивать части предложений (главную и зависимую),

задавать вопросы, определять средства связи; вспоминают и отрабатывают

правила

пунктуации,

основывающиеся

на

синтаксической

структуре

предложения.

3

Сложное предложение

Сложные

предложения

позволяют

передать

все

многообразие

причинно-следственных, временных, условных и других связей в тексте.

Такие предложения обычно употребляются в книжной речи, художественных

и специализированных текстах (научных, публицистических, юридических и

т. д.).

Сложное предложение — это такое предложение, которое имеет в

своём составе не менее двух грамматических основ, соединённых в одно

целое по смыслу и интонации. Восходит солнце, и ложатся тени, шиповник

раскрывает

лепестки,

и

вздрагивают

головы

растений,

и

к

солнцу

продираются ростки.

Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-

смысловой

законченности

и

называются

предикативными

частями

(конструкциями) сложного предложения.

Части сложного предложения могут соединяться

интонацией: Льется теплый солнечный воздух в комнаты, шумят

воробьи на сирени.

сочинительными

союзами:

Открыли

дверь,

и

в

кухню

паром

вкатился воздух со двора.

подчинительными союзами:

Под вечер мы вышли на поляну, где

рос огромный дуб.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но

отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.

Поэтому

определить сложное предложение – это значит в первую

очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет

собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так

или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение -

единица,

функционирующая

вне

такого

сочетания (отсюда

и

его

4

определение как простого предложения). В составе сложного предложения

его

части

характеризуются

грамматической

и

интонационной

взаимосвязанностью,

а

также

взаимообусловленностью

содержания.

В

коммуникативном

плане

различие

между

простым

и

сложным

предложениями

сводится

к

различию

в

объеме

передаваемых

ими

сообщений.

Простое

нераспространенное

предложение

сообщает

об

одной

отдельной ситуации.

Например: Солнце светит; На небе собираются тучи; Вечереет; Мне

весело.

Сложное

предложение

сообщает

о

нескольких

ситуациях

и

об

отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и

отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.

Например:

Солнце

светит,

а

на

небе

собираются

тучи;

Он

сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд

никого не обрадует.

Таким образом, сложное предложение – это целостная синтаксическая

единица,

представляющая

собой

грамматически

оформленное

сочетание

предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более

ситуациях и об отношениях между ними.

В

зависимости

от

способа

связи

простых

предложений

в

составе

сложного все

сложные

предложения

делятся

на

два

основных

типа:

бессоюзные

(связь

осуществляется

только

при

помощи

интонации)

и

союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при

помощи

специальных

средств

связи:

союзов

и

союзных

слов

относительных местоимений и наречий).

Союзные

предложения

делятся

на

сложносочиненные

(ССП)

и

сложноподчиненные (СПП).

5

Что мы узнали?

1. В сложном предложении две и более грамматические основы;

2. Простые предложения в составе сложного соединяются с помощью

интонации и союзов;

3. Сложные предложения делятся на сложносочиненные,

сложноподчиненные и бессоюзные.

Упражнения

Упражнение

1.

Найдите

сложные

предложения,

подчеркните

грамматические

основы.

Запишите,

обозначая

вид

сложного

предложения.

1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную

землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу

помыслить

себя

где-либо,

кроме

России.

(М.

Салтыков-Щедрин)

3)

Я

изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих

сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой,

как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне

лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Упражнение

2.

Из

данных

простых

составьте

сложные

предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор

слов.

Запишите

полученные

предложения,

расставляя

знаки

препинания. Объясните, какие новые оттенки значения появились в

сложных

предложениях

по

сравнению

с

простыми,

из

которых

они

составлены.

1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы.

Знать

историю

русской

литературы

потребность

каждого

культурного

человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только

6

на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского

языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. 3) «Слово о

полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о

полку Игореве» в переводе.

Упражнение 3. Придумайте бессоюзные сложные предложения, в

которых смысловые отношения между их частями опирались бы на

лексические значения таких слов и словосочетаний:

плохая погода — несостоявшаяся прогулка; словарь — правописание

слов;

весна

цветы;

жаркая

погода

пляж;

билет

на

поезд

командировка.

7

Сложносочиненное предложение

Одно

сообщение

может

содержать

в

себе

два

и

более

простых

предложений,

объединенных

общей

смысловой

целостностью

и

интонационной

законченностью.

Такое

сообщение

назовем

сложным

предложением. Оно, как и простое предложение, является единицей речи и

оформляется при помощи интонации и порядка слов. Если в нем два и более

простых предложений соединены сочинительными союзами, то назовем его

сложносочиненным. В нем содержится несколько равноправных по смыслу

грамматических

основ,

соединенных

сочинительными

союзами.

Сложное

предложение,

состоящее

из

нескольких

равноправных

по

смыслу

предикативных частей, соединенных сочинительными союзами, называется

сложносочиненным.

Между частями сложносочиненных предложений перед союзом всегда

ставится запятая.

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых

простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными

союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и

составляют одно смысловое целое.

Смысловая

связь

простых

предложений,

объединенных

в

сложное,

различна. Они могут передавать:

1.

явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел

бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно

приближавшихся

ночью.

таких

предложениях

изменение

последовательности частей предложения не меняет смысла);

2.

явления,

происходящие

последовательно: Дуня

села

в

кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и

лошади

поскакали

этом

случае

перестановка

предложений

невозможна).

8

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части

предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три

основных разряда:

1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и,

не только — но и, тоже, также, да и).

В

сложносочиненных

предложениях

с

соединительными

союзами

могут выражаться:

временные отношения.

Например:

Н а с ту п и л о

у т р о ,

и

н а ш

п а р оход

п од о ш ел

к

Астрахани(сравните:

Когда

наступило

утро,

наш

пароход

подошел

к

Астрахани);

Союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и

речка

подо

льдом

блестит

(А.С.

Пушкин)

описываемые

явления

происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части

повторяющихся союзов.

В саду раздавались голоса и был слышен смех — события происходят

одновременно.

Я крикнул, и мне ответило эхо — второе явление следует за первым.

— действие и его результат.

Например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

— причинно-следственные отношения.

Например:

Несколько

особенно

мощно

перекрытых

блиндажей

остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от

усталости

и

желания

спать,

всеми

силами

тянулись

туда

погреться;

Мне

нездоровилось,

и

потому

я

не

стал

дожидаться

ужина

второе

явление

является

следствием

первого,

вызвано

им,

на

что

указывает

конкретизатор — наречие потому.

9

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А.

Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук—

союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале

части.

Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления.

Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала

мне

сказки.

Союзы т оже и также стоят

всегда

внутри

второй

части

сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в

разговорной речи, союз также — в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и.

Например: Скрывать

истину

было

бесполезно,

да

Серпилин

и

не

считал себя вправе это делать.

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же,

зато).

В сложносочиненных

предложениях

с

противительными

союзами

одно явление противопоставляется другому.

Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному.

Например: Она

едва

могла

принудить

себя

улыбнуться

и

скрыть

свое

торжество,

однако

ей

удалось

довольно

скоро

принять

совершенно

равнодушный и даже строгий вид.

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая

общим противительным значением, могут выражать следующие значения:

Ей

было

около

тридцати,

однако

она

казалось

совсем

молодой

девушкой — второе явление противопоставляется первому.

Одни

помогали

на

кухне,

а

другие

накрывали

на

столы

второе

явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза

а на но невозможна).

10

Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось

в первом предложении.

Например: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-

то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но

зато зимой он отдохнет.

В

значении

противительных

союзов

употребляются

частицы же,

только.

Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое;

Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.

Союз же, как и союзы тоже и также, всегда стоит не в начале второй

ч асти

предложения ,

а

непо средственно

за

словом,

ко т о р о е

противопоставляется слову первой части.

Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще

стоит без листьев.

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то,

то ли — то ли, то — то).

В

сложносочиненных

предложениях

с

разделительными

союзами

указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно:

они или чередуются, или одно исключает другое.

Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то

заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья

снега – союз то — то указывает на чередование явлений.

На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна — союз не то

— не то указывает на взаимоисключение явлений.

Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед

тобой ель — союз или указывает на взаимоисключение явлений.

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то ли—

то ли указывает на взаимоисключение явлений.

11

Разделительные

союзы и л и и

л и б о могут

быть

одиночными

и

повторяющимися.

При

более

подробном

описании

типов

ССП

выделяют

еще

три

разновидности

ССП:

ССП

с

присоединительными,

пояснительными

и

градационными союзами.

Присоединительными

являются

союзы

да

и,

тоже,

также,

помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно:

Например: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для

него неприятное.

Градационные союзы — не только... но и, не то чтобы... но.

Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие

сомнения на его счёт у него оставались.

Если

в

сложносочиненном

предложении

есть

второстепенный

член

предложения, относящийся к обеим частям ССП, либо если обе части ССП

являются вопросительными или побудительными, запятая между ними не

ставится: К празднику был испечен торт и куплены воздушные шары. Какую

краску выберем и кто будет красить?

Что мы узнали?

1.

Сложносочиненными

называются сложные

предложения,

в

которых

простые

предложения

равноправны

по

смыслу

и

связаны

сочинительными союзами;

2.

Выделяют

три

разряда

сочинительных

союзов:

соединительные,

противительные, разделительные.

Упражнения

12

Упражнение 1. Поставьте необходимые знаки препинания.

1) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале

апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С

востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4)

Восход

поднимался

и

падал

опять

и

лошадь

устала

степями

скакать

(Светлов). 5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы

(Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли

росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это

утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали а вчера

с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).

Упражнение 2. Выделите грамматические основы в предложениях.

Расставьте

знаки

препинания.

Выпишите

только

сложносочинённые

предложения.

1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные

ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер всё движется

любовью.

Кого

же

слушать

мне?

И

вот

Гомер

молчит

и

море

чёрное

витийствуя

шумит

и

с

тяжким

грохотом

подходит

к

изголовью

(О.

Мандельштам) 3) В моей стране — покой осенний дни отлетевших журавлей

и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой

друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами

спокойной красоты! (В. Брюсов) 5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими

божество но выше этого утёса не видел в мире ничего. 6) Но тих был взгляд

моих очей и сердце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной

светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 7) И радуют изысканные клумбы и

резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа. 8) Смуглый

отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле

слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 9) И скоро я расстанусь с вами и вы

увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок)

13

10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и

крики журавлей. (С. Клычков) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж

веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и

улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)

Упражнение

3.

Расставьте

недостающие

знаки

препинания.

Определите тип сложносочиненного предложения.

1) Где-то рядом с чувством пела девушка и голос ее несся по степи. (М.

Горький.) 2) Из-под ног вправо и влево летела жирная грязь и раздавались

хриплые восклицания сонных голосов. (М. Горький.) 3) А вот что: магазины

хлебные у нас в исправности то есть лучше быть не может. (И. Тургенев.) 4)

Стоя

под

парами

тяжелые

пароходы-гиганты

свистят

шипят

и

в

звуке

рожденном ими чудится насмешливая нота презрения к серым пыльным

фигурам людей ползающих по их палубам. (М. Горький.) 5) День выдался

знойный

безветренный

и

накалившаяся

земля

жгла

подошвы

ног.

(А.

Куприн.) 6) Я сел в некотором расстоянии от них остановил двух знакомых

офицеров

и

начал

рассказывать

им

что-то

смешное

и

они

хохотали

как

сумасшедшие. (М. Лермонтов.) 7) Еще только одиннадцатый час на исходе а

уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. (М

Лермонтов) 8) Иногда тянулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля

овеянные морским воздухом или попадалась навстречу пара волов в ярме

влачивших тяжелую повозку на скрипучих колесах в сопровождении поселян

в широких войлочных шляпах. (А. Ладинский.) 9) Не чувствовалось даже

слабого ветерка а листья лип ворочались на черенках подставляя солнцу то

лицо то рубашку. (Ю. Нагибин.)

14

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённым называется предложение,

части

которого

грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или

союзными словами.

Ч а с т ь сложноподчинённого

предложения,

подчиняющая

себе

п р и д а т о ч н у ю ,

н а з ы в а е т с я главным

предложением.

Ч а с т ь

сложноподчинённого

предложения,

синтаксически

зависимая

от

другой,

называется придаточным

предложением.

Главное

и

придаточное

предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые

предложения включают

главное

и

одно

или

несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и

отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед

ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать

смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький.) Ветви

деревьев

казались

мохнатыми

и,

когда

набегал

ветерок,

слегка

шумели

первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтичен, не

было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)

Место придаточного предложения по отношению к главному можно

изобразить графически:

[=], (которые =).

[—= и, (когда ——), =].

(Если — =), [=]

Придаточные

предложения

отделяются

от

главного

запятыми.

Если

придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих

сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то

они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

15

Например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою

жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись

важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не

видим. (К. Паустовский.)

В

первом

сложноподчинённом

предложении

главное

предложение

поясняется

двумя

придаточными.

Во

втором

сложноподчинённом

предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое

придаточное

— что художник часто замечает то — поясняет главное, а

само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых

предложениях

Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому

придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или

союзными

словами

(относительными

местоимениями),

которые

представлены в таблице:

Подчинительные союзы

Союзные слова

Простые

Составные

Что

Чтобы

Ибо

Пока

Когда

Как

Словно

Если

Потому что

Оттого что

Так как

Так что

Лишь только

Как будто

С тех пор как

В связи с тем что

Который

Какой кто

Что

Как

Где

Куда

Откуда

Когда

Подчинительные

союзы

не

являются

членами

придаточного

предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному

или другому придаточному.

Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья,

в суете дневных забот. (И. Бунин.)

16

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к

главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных

предложений.

Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не

знаю, зачем он это сделал.

В

данных

предложениях

союзные

слова г д е и

з а ч е м являются

обстоятельствами.

Особого

комментария

требует

союзное

слово который.

Оно

может

выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого,

несогласованного

определения,

обстоятельства

и

дополнения.

Чтобы

определить

синтаксическую

функцию

союзного

слова который,

нужно

выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его

вместо

союзного

слова

и

определить,

каким

членом

придаточного

предложения оно является.

Например: Деревня, которая

расположена

на

берегу

реки,

очень

красива. В

данном

предложении

союзное

слово

которая

относится

к

существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное

предложение,

то

получится:

Деревня

расположена

на

берегу. В

этом

п р е д л оже н и и

с л о в о д е р е в н я выполняет

функцию

подлежащего,

следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово

которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро,

к

которому

мы

подошли,

оказалось

чистым

и

глубоким.— Я встретился с человеком, которого давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е.

в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) —

Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;

17

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например: Когда ( = если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М.

Горький.)

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или

теми

словами

из

главного

предложения,

к

которым

относится

придаточное,

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но

можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел

соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).

Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного

интонирования

предложения,

так

как

нередко

союзные

слова

являются

смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами

Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить,

что:

1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;

2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким

членом предложения они являются;

3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно

заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом

требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит

напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на

значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в

придаточных

изъяснительных когда является

союзным

словом,

во

всех

остальных случаях когда — союз:

18

Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не

знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно

будет пойти погулять.

Роль указательных слов в подчинении предложений

В

главной

части

сложноподчинённого

предложения

иногда

могут

использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там,

тогда и др.

Роль

указательных

слов

в

организации

сложноподчинённого

предложения неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с

данной придаточной частью без них не может быть построено).

Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для

строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной

схемы таких СПП:

какой?

[тот], (кого…).

Во-вторых,

соотносительные

слова

могут

быть

факультативны,

их

роль

в

предложении

в

таком

случае

усилительно-выделительная

(соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.

какого?

[того + сущ.], (который…).

Указательные слова являются членами главного предложения.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Придаточное

присоединяется

союзами

и

союзными

словами

ко

всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:

- одно слово (один член главного предложения);

19

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А.

Пушкин.)

Я

давно

угадал,

что

мы

сердцем

родня.

(А.

Фет.)

Зарядив

винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда надо

стрелять. (М. Бубеннов.);

- словосочетание;

Например: Стояла

та

сказочная

тишина,

которая

приходит

с

морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства

добрые я лирой пробуждал... (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском

так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М.

Лермонтов.);

- всё главное предложение: Дом стоял на косогоре, так что окна в сад

были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем

ярче разгоралось небо. (К. Паустовский.)

Что мы узнали?

1.

Сложноподчинённым называется предложение,

части

которого

грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или

союзными словами.

2.

Ч а с т ь сложноподчинённого

предложения,

подчиняющая

себе

п р и д а т о ч н у ю ,

н а з ы в а е т с я главным

предложением.

Ч а с т ь

сложноподчинённого

предложения,

синтаксически

зависимая

от

другой,

называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения

взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

3.

Подчинительные

союзы

не

являются

членами

придаточного

предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному

или другому придаточному.

Упражнения

Упражнение

1. Запишите

сложноподчинённые

предложения,

соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы.

20

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер(?)це у

него з_билось от радсти. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то прпало.

(Пословица) 3) (Не)было (ни)какой н_дежды что небо про_сни(тся, ться). (А.

Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад_вать по гл_зам что ей

нрав_лось.

(И.

Гончаров)

5)

В

сложной

би_графии

Андерсена

(не)легко

устновить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки.

(К. Паустовский) 6) Он говорил о вр_менах гр_дущих когда народы распри

поз_быв в в_ликую семью со_диня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Путешествие

(не)пок_залось ему столь ужас(?)но как он того ож_дал. (А. Пушкин) 8) Этот

сл_пой (не)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)

Упражнение

2. Спишите,

выделяя

запятыми

придаточные

предложения.

Обозначьте

средства

связи

в

сложноподчинённых

предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как

члены предложения.

1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось

с матерью на жнитво, и я боялся чтобы не проспать чтобы она не ушла от

меня. 2. Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я

бессознательно наслаждался этим, и было у меня смутное ощущение чего-то

ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди. 3. Как бы ни была

богата последу(?)щая жизнь восп..м..нания детства ни с чем (не) сравнимы. Я

стараюсь

найти

где

и

когда

зар..дились

во

мне

те

или

иные

душевные

качества либо недостатки. 4. У человека самая яркая пора — детство. Всё что

связано с детством кажется потом прекрасным. Детство человека — это не

игра

в

куклы

или

в

солдатиков,

но

период

жизни

довольно

суровый

и

ответ¬ственный

ибо

именно

в

детстве

формируется

характер

человека

именно в детстве его пост..гают всякие неожидан(?)ости, способные оборвать

ниточку жизни. То что страшно яблоневому ростку не страшно взрослой

крепкой яблоне. (В. Солоухин)

21

Упражнение

3.

Спишите,

расставляя

недостающие

запятые.

Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли

союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла

и постепенно облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел ответить что

он будет делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как ни был яростен ураган он

ослабевал. (М. Булгаков) 4. Я хочу знать как это делается. 5. Я тот чей взор

надежду губит едва надежда расцветёт. Я тот кого никто не любит и всё

живущее клянёт. (М. Лермонтов) 6. Прокатился такой звук какой бывает когда

с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. (М. Булгаков) 7. Не тот

мужествен кто лезет на опасность не чувствуя страха, а тот кто может

подавить самый сильный страх и думать об опасности не подчиняясь страху.

(К. Ушинский) 8. Чего в других не любишь того и сам не делай. (Пословица)

9. Кто за счастье борется к тому оно и клонится. (Пословица) 10. Терпенье —

цветок который растёт не в каждом саду. (Пословица)

22

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько

придаточных предложений.

Сложноподчинённые

предложения

с

двумя

или

несколькими

придаточными бывают двух основных видов:

1)

все

придаточные

присоединяются

непосредственно

к

главному

предложению;

2)

первое

придаточное

присоединяется

к

главному

предложению,

второе - к первому придаточному и т. д.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или

несколькими придаточными

1.

Последовательное подчинение.

[ ], ( ), ( ).

Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у

того отвалилась ручка.

Что?

За что?

[— =], как (— = за то), что (=).

2.

Параллельное подчинение.

( ), [ ], ( ).

Когда он подъезжал к заднему двору, Егорушка напряг свое зрение,

чтобы получше рассмотреть его.

когда? для чего?

когда (— =), [— =], чтобы (=).

3.

Однородное подчинение.

23

[ ], ( ), ( ).

Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов, что нынешний

год – урожай отличный.

что говорил?

[— =], что (— =), что (— =).

4.

З ап я т а я

н е

с т а в и т с я ,

е с л и

м е ж д у

од н о р од н ы м и

придаточными есть союз и.

[ ], ( ) и ( ).

Лесник знал, где живет белка и где ходят на водопой кабаны.

что?

[— =], где (=—) и где ( = —).

Упражнения

Упражнение

1.

Запишите.

Составьте

схемы

предложений.

Определите

вид

подчинения

придаточных

(последовательное,

однородное, неоднородное).

1) Не_надо хвалиться, коли не_знаешь, как рожь родится. (Пословица)

2) Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время

непогоды найти зверовую фанзу. (В. Арсенъев) 3) Я узнал, что залив этот

похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него

не_исследована. (Я. Паустовский) 4.) Она вдруг поняла, что где-то сошла с

тропы, и повернула туда, где, показалось, проходила тропа. (М. Пришвин) 5)

Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего,

заблудились в болоте. (М. Пришвин) 6) Собрались мало-помалу и другие

соседи, стали думать, как нам выручить детей, если только они ещё живы.

(М. Пришвин) 7) Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают.

24

(Д. Гранин) 8) Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой

занималась алая заря. (К. Паустовский)

Упражнение2. Запишите

отрывок

из

книги

академика

Д.

С.

Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», расставляя недостающие

запятые. Составьте схемы 2-го и последнего предложений.

В своей книге я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить что

следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для

человека. Я не пытаюсь объяснить что такое добро и почему добрый человек

внутренне

красив...

Если

есть

у

человека

великая

цель

то

она

должна

проявляться

во

всём.

Нельзя

думать

что

дурными

средствами

можно

достигнуть доброй цели. Я буду счастлив если читатель найдёт в моих

письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие

между людьми — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для

человечества.

Упражнение

3. Запишите

сложноподчинённые

предложения,

расставляя

знаки

препинания.

Составьте

схемы

предложений,

определите

вид

подчинения

придаточных

(последовательное,

однородное,

неоднородное).

Поясните

пунктуацию

при

однородных

придаточных предложениях.

1) Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто

тебя

не

встревожит.

(М.

Булгаков)

2)

Моряки

хорошо

знают

что

море

прекрасно только тогда когда у него есть берег. (Б. Солоухин) 3) Когда

качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое

верить и думать вновь что мир велик. (С. Орлов) 4) Общеизвестно что листья

мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются. (В. Солоухин) 5)

Как бы ни устал как бы ни намок в лесу под дождём как ни приятно после

грибного

похода

напиться

чаю

и

отдохнуть

всё

лее

приятнее

сначала

25

разобрать корзину. (Б. Солоухин) 6) Кто никогда не видал как растёт клюква

тот может долго идти по болоту и не замечать что он по клюкве идёт. (М.

Пришвин) 7) Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о

том что не промолчал. (Л. Толстой) 8) Перестань говорить тотчас же когда

заметишь что раздражаешься сам и тот с кем говоришь. Несказанное слово —

золотое. (Л. Толстой)

26

Сложное бессоюзное предложение

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение,

в котором образующие его части связаны между собой

1) по смыслу,

2) интонационно,

3) порядком расположения частей,

4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Смысловая связь выражается в том, что части предложения, входящие

в состав бессоюзного сложного предложения, образуют единое целостное

высказывание.

Например:

Наступил

вечер,

шел

дождь,

с

севера

прерывисто

дул

ветер.

(Горький). В этом сложном предложении рисуется общая картина,

детали которой обозначены посредством перечисления частей предложений.

Интонационная связь частей сложного предложения имеет различный

характер:

1.

Это может быть интонация перечисления.

Например: Заунывный

ветер

гонит

стаю

туч

на

край

небес,

ель

надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.

2.

Интонация противопоставления.

Например: Служить бы рад - прислуживаться тошно.

3.

Интонация пояснения.

Например: Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в

руках разбойников.

4.

Интонация предупреждения.

Например: Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

5.

Интонация обусловленности.

Например: Любишь кататься - люби и саночки возить.

27

Порядок

расположения частей

в

составе

бессоюзного

сложного

предложения является средством выражения смысловых отношений между

ними.

Сравните: Стало прохладно: наступил вечер (причина указывается во

второй

части,

следствие

-

в

первой;

между

частями

можно

вставить

причинный

союз

потому

что).

- Наступил вечер - стало прохладно (при

перестановке

причинно-следственные

отношения

с

временным

оттенком

выражены

по-другому:

причина

указана

в

первой

части

предложения,

следствие - во второй; между ними можно вставить наречие поэтому).

Средством

связи

частей

предложений

в

составе

бессоюзного

сложного предложения служат также формы времени, вида и наклонения

глагола в них. Так, для обозначения временной или пространственной связи

между явлениями обычно употребляются однородные глагольные формы.

Например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его

наводил на грустные мысли.

В поле чистом серебрится снег волнистый и

рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой.

Налево чернело

глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые

морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще

сохраняющем последний отблеск зари.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Тире

Части

т е с н о

с в я з а н ы

п о

смыслу,

присутствует

интонация

перечисления.

1.Слабая

смысловая

связь

между

частями

при

перечислительной

интонации.

2. Хотя бы одна

и з

ч а с т е й

осложнена.

1. Вторая часть содержит

п р и ч и н у

ф а к т а ,

сообщаемого

в

первой

части.

Двоеточие

можно

заменить

союзом потому

что.

2. Вторая часть содержит

п о я с н е н и е

ф а к т а ,

сообщаемого

в

первой

части.

Двоеточие

можно

з а м е н и т ь

с о ю з о м а

именно.

3. Вторая часть содержит

1 .

П е р в а я

ч а с т ь

содержит

указание

на

условие

или

время

того,

о

чем

говорится

во второй части.

2 .

В т о р а я

ч а с т ь

содержит следствие из

того, о чем говорится в

первой части.

3.

Содержание

частей

противопоставляется

друг другу.

4.

Части

с од е р ж ат

28

д о п о л н е н и е

ф а к т а ,

сообщаемого

в

первой

части.

Двоеточие

можно

заменить союзом что.

факты

или

действия,

быстро

сменяющие

друг друга.

Примеры

Ярко

с в е т и т

солнце,

распускаются

цветы,

поют

птицы.

[= -], [= -], [=-].

1.

Ветви

грабов

стоят

в

золотом

убранстве;

у

ног

м о и х

м н о г о

листьев.

[ ], [ ].

2.Появились

подснежники,

разбуженные

весенним

солнышком;

вернулись

перелетные

птицы.

[= - | |]; [= -].

1.

П ереправ ить ся

н а

д р у г о й

б е р е г

н е

представлялось

в о з м о ж н ы м :

р е к а

разлилась.

потому что

[факт]: [причина].

2 .

С т е п ь

п е с т р е л а

цветами: белели ромашки,

синели колокольчики.

а именно

[факт]: [пояснение].

3. Он явственно услышал:

где-то

слева

от

н е го

хрустнула ветка.

что

[факт]: [дополнение].

1. Будешь много читать

– будешь много знать.

если

[условие] – [факт].

Придет июнь – будем

сдавать сессию.

когда

[время] – [факт].

2. Река разлилась –

переправиться на

другой берег не

представлялось

возможным.

так что

[факт] – [следствие].

3. Чин следовал ему –

он службу вдруг

оставил.

а

[факт] –

[противопоставление].

4. Сыр выпал – с ним

была плутовка такова.

быстрая смена событий

[событие] – [событие].

Что мы узнали?

1.

Бессоюзным

сложным

предложением

называется

т а ко е

предложение, в котором образующие его части связаны между собой по

смыслу, интонационно, порядком расположения частей, видо-временными

формами глаголов-сказуемых.

2.

Смысловая

связь

выражается

в

том,

что

части

предложения,

входящие в состав бессоюзного сложного предложения, образуют единое

целостное высказывание.

3.

Интонационная

связь

частей

сложного

предложения

имеет

различный характер

29

4.

Средством

связи

частей

предложений

в

составе

бессоюзного

сложного

предложения

служат

также формы времени, вида и наклонения

глагола в них.

Упражнения

Упражнение

1.

Спишите

бессоюзные

сложные

предложения,

вставляя

пропущенные

буквы

и

знаки

препинания

и

обозначая

грамматические основы. Составьте схемы предложений.

1) Голос его звучал тихо но твёрдо глаза бл_стели упрямо. (М. Горький)

2) Избы и дворы опустели все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К.

Паустовский) 3) Стояла она долго устали ноги и глаза. (М. Горький) 4)

Расп_хнули окна запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день

на небе солнышко с_яет целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А.

Кольцов) 6) Вот мои условия вы ныне же публично откаж_тесь от своей

кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

Упражнение 2. Спишите, вставляя знаки препинания и обозначая

грамматические

основы

предложений.

Укажите,

какой

частью

речи

выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных

сложных предложений.

1) Острый язык дарование длинный язык наказание. 2) Родное место

мать родная а чужбина мачеха. 3) Терпение одно из жизненных сокровищ. 4)

С молодыми посидеть самому помолодеть. 5) Для кого труд радость для того

жизнь счастье. 6) Чужой человек в доме колокол. 7) Один в поле не воин. 8)

Доброе начало половина дела. 9) Привычка вторая натура. 10) Голова без

знаний как фонарь без свечи. 11) Не исправить ошибку совершить новую. 12)

Дружба с хорошим человеком лунный свет дружба с плохим змеиный яд. 13)

Наскоро делать переделывать. 14) У лжи ноги коротки. 15) Ум одежда которая

30

никогда не износится. 16) Знание родник который никогда не исчерпаешь.

(Пословицы)

Упражнение

3. Спишите,

расставляя

знаки

препинания

и

обозначая грамматические основы. Проведите синтаксический разбор

одного бессоюзного предложения (на выбор).

1)

Дома

Фому

встретили

торжественно

отец

подарил

мальчику

серебряную

ложку

с

затейливым

вензелем

а

тётка

шарф

собственного

вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой

насекомые спят многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3)

Ругаться будут не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость я хозяин. (Э. Багрицкий) 5)

Метель

не

утихала

небо

не

прояснялось.

(А.

Пушкин)

6)

Двери

окна

отворены настежь в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни мой

друг

по

небу

голубому

как

лёгкий

дым

несутся

облака.

(В.

Красов)

8)

Наступила

тишина

природа

словно

подозрительно

прислушивалась.

(В.

Вересаев) 9) Я с детства не любил овал я с детства угол рисовал. (П. Коган)

31

Сложное предложение с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи

это сложные

предложения,

которые

со стоят

не

менее

чем из

трёх

простых

предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и

бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как

сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на

две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных

союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо

сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку),

(кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А.

Пушкин).

Это

сложное

предложение

с

разными

видами

связи:

бессоюзной

и

подчинительной,

состоит

из

двух

частей

(блоков),

связанных

бессоюзно;

вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по

структуре

представляет

собой

простое

предложение;

II

часть

-

это

сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными,

с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие

теперь,

при

луне,

широкую

тень],

(так

что заборы и ворота на одной

стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и

подчинительной,

состоит

из

двух

частей,

связанных

сочинительным

соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I

часть

по

структуре

представляет

собой

простое

предложение;

IIчасть

-

32

сложноподчинённое

предложение

с

придаточным

следствия;

придаточное

зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В

сложном

предложении

могут

быть

предложения

с

различными

видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например:

Солнце

закатилось,

и

ночь

последовала

за

днем

без

промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

I

II

[ ], и [ ], ( ).

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть:

горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

I

II

[ ], но [ ] : [ ], [ ].

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял

его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

I II

( ), [ ] ; [ ].

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

33

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они

стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву

виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

I

II

[ ] и [ ] ; [ ], [ ] (так что…).

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью

рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например:

Весь

день

стояла

прекрасная

погода,

но,

когда

мы

подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

I

II

[ ], но (когда…), [ ].

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных

предложениях

с

разными

видами

связи,

необходимо

выделить

простые

предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий

знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного

с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и

[так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и

[день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными

сумерками под вечер].

34

Иногда два,

три

и

более

простых предложения наиболее

тесно

связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других

частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой

бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда

он

проснулся),

[уже

всходило

солнце];

[курган

заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с

бессоюзной и союзной связью.)

На

месте

бессоюзной

связи

между

простыми

предложениями

в

составе

сложного возможны

также запятая,

тире и двоеточие, которые

ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном

предложении.

Например: [Уже давно село солнце],

н о [еще лес не успел стихнуть]:

[горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение

сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев

Толстой

увидел

сломанный

репейник] и [вспыхнула молния]:

[появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате]. (Предложение

сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные

логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными

предложениями

или

в

которых

один

из

блоков

оказывается

сложным

предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на

взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных

на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы],

(что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку,

елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их

посадил], [это мой собственный сад]. – на стыке блоков стоит двоеточие;

[Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее

червяка);

[в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не

35

сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины]. – на стыке блоков

стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке

сочинительного

и подчинительного союзов (или сочинительного союза и

союзного

слова).

Их

пунктуационное

оформление

подчиняется

законам

оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной

связью.

Однако

при

этом

выделяются

и

особого

внимания

требуют

предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В

подобных

случаях

запятая

между

союзами

ставится,

если

дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком

случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях

запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в

лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы,

то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы

уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то

завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я

думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Запятая ставится

Н а

с т ы к е

п о д ч и н и т е л ь н о г о

и

сочинительного союзов или на стыке двух

подчинительных

союзов,

е сли

п р и

«изъятии»

придаточного

с т р у к т у р а

предложения не нарушается.

Дела мои улажены

1

, и, если тебе нужно

2

, я

приеду в любой момент

3

.

(Дела

мои

улажены

1

,

я

приеду

в

любой

момент

2

.)

Запятая не ставится

Если

придаточное

нельзя

изъять

без

нарушения

структуры

всего

предложения

(есть вторая часть подчинительного союза),

на стыке союзов запятая не ставится.

Дела мои улажены

1

, и если тебе нужно

2

, то я

приеду в любой момент

3

.

Дела мои улажены

1

, и то я приеду в любой

момент

2

.

При общем придаточном.

Когда

приходит

осень

1

,

прекращается

праздник

2

и пустеет дом

3

.

36

Между двумя однородными придаточными,

связанными союзом и/ или

Славин сказал

1

, что документы подписаны

2

и что пора перебираться

3

.

Е с л и

ч а с т и

с л о ж н о с о ч и н е н н о г о

предложения объединяются пояснительным

значением по отношению к третьей части.

Вскоре мы оказались перед ущельем

1

: внизу

шумела вода

2

и слышалось падение камней

3

.

Что мы узнали?

1.

Сложные предложения с разными видами связи – это сложные

предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений,

связанных

между

собой

сочинительной,

подчинительной

и

бессоюзной

связью.

2.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на

две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных

союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо

сложноподчинённое предложение, либо простое.

3.

Для

того

чтобы

правильно

расставить

знаки

препинания

в

сложных

предложениях

с

разными

видами

связи,

необходимо

выделить

простые

предложения,

определить

тип

связи

между

ними

и

выбрать

соответствующий знак препинания.

Упражнения.

Упражнение 1. Если вы запишете данные предложения в таком

порядке: сложноподчинённое, бессоюзное, сложное с разными видами

связи,

сложносочинённое,

простое,

то

восстановится

отрывок

из

стихотворения О. Фокиной. Составьте схему сложного предложения с

разными видами связи, чтобы объяснить в нём все пунктограммы.

1) Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники

молчали, а ели головой качали. 2) И — ни тропинки, ни следочка! 3) Тот день

был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом

на радость маленькому брату. 4) А ландыши растут на круче, где папоротники

дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то. 5) Десяток

37

земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока

не обступили ели.

Упражнение

2. Прочитайте, а затем запишите текст, расставляя

недостающие

знаки

препинания.

Благодаря

каким

синтаксическим

особенностям удалось в одном предложении передать такую большую

информацию? Аргументируйте свой ответ.

Дания

страна

откуда

пришли

в

мир

гениальные

сказки.

Народ

подаривший человечеству Андерсена дал России Владимира Даля.

Писатель языковед и лексикограф фольклорист и этнограф хирург и

офтальмолог один из первых в России исследователь гомеопатии и автор

первой

статьи

о

гомеопатии;

публицист,

которого

волновали

самые

разнообразные проблемы — общественные хозяйственные научные меди-

цинские

педагогические;

инженер

наводивший

переправы

из

подручных

средств

изобретатель

оригинальной

системы

вентиляции

и

специального

устройства для походной транспортировки раненых и больных (оно отмечено

в

истории

военной

медицины);

натуралист-любитель

основавший

краеведческий музей в Оренбурге автор учебников ботаники и зоологии

считавшихся

в

течение

полустолетия

лучшими

по

ясности

изложения

и

выверенное материала, — В. И. Даль явился словопроходцем русского языка:

в течение 53 лет он «собирал слова» которые составили 4 тома «Толкового

словаря». (Л. Львов)

Упражнение 3. Запишите предложения, расставляя недостающие

знаки препинания. Объясните знаки препинания, используя схемы.

1) Мы знаем что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом нежели

выдирать с корнем потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и

размножается под землёй так что если вы увидите стайку ландышей в лесу

нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами

38

дополняется

ещё

и

тем

что

когда

солнце

уходит

надолго

или

на

ночь

одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты потому что

если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! 5)

Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал

через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)

Упражнение

4. Перепишите,

вставляя

пропущенные

буквы.

Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.

1) Не помню сейчас, кем было замечен..о однажды, что существу..т два

рода

писателей:

одни

ум..рают

при

жизни,

другие

живут

после

смерти

(Лакшин). 2) Пр..ближалась осень, пр..ближались сырые осен..ие ночи с

дождем и ветром, без луны и звезд, пр..ближались так называемые волчьи

ночи, и я, конечно, ждал, когда волки, жившие в нашем лесу, соб..рутся в

осен..юю стаю (А. Онегин). 3) Пьеру оказывали уважение, какого прежде

никогда не оказывали: неизвес..ная ему дама, которая говорила с духовными

лицами, встала с своего места и предл..жила ему сесть, ад..ютант поднял

уронен..ую Пьером п..рчатку и подал ему, доктора почтительно зам..лкали,

когда он проходил мимо их, и пост..р..нились, чтобы указать ему место (Л.

Толстой). 4) Утром, когда я проснулся, ласковое апрельское со..нце весело

гл..дело во все окна моей комнаты, где-то любовно в..рк..вали голуби, задорно

чирикали воробьи, и с улицы доносился тот неопределен..ый шум, какой

врывает..ся в комнату с первой выставлен..ой рамой (Мамин-Сибиряк).

39

Ожидаемые результаты

В результате изучения пособия обучающиеся должны

знать:

структурные

и

семантические

особенности

сложносочиненных,

сложноподчиненных

и

бессоюзных

предложений;

особенности

сложных

предложений

с

разными

видами

связи;

грамматические

особенности

предложений,

взятых

из

контекста;

пунктуационные

правила;

сложное

синтаксическое

целое,

смысловые,

структурные

и

стилистические

особенности текста;

уметь:

отличать

сложные

предложения

от

других

видов

предложений,

разграничивать

части

предложений

(главную

и

зависимую),

определять

средства

связи;

различать

виды

сложных

предложений;

производить

синтаксический

и

пунктуационный

анализы

сложного

предложения;

определять сложное синтаксическое целое; производить комплексный анализ

текста; объяснять знаки препинания в тексте и правильно расставлять их в

продуктивной речи, задавать вопросы

40

Список использованной литературы

Основная

Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд. М.,

1997. Разд. «Синтаксис».

Дополнительная

1.

Буслаев,

Ф.

И.

Историческая

грамматика

русского

языка.

Синтаксис / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2015.

2.

Вахрушева

Т.В.,

Попова

Е.В.,

Тицкая

Т.А.

«Диктанты

для

старшеклассников и поступающих в вузы». - М.: АСТ-пресс, 1999.

3.

Кадырко

Р.П.

«Диктанты

по

русскому

языку».

-

Минск:

Юнипресс, 2006.

4.

Сборник

тестовых

заданий

для

тематического

и

итогового

контроля.

Русский

язык.

9

класс

/

В.И.

Капинос,

Л.И.

Пучкова,

М.Н.

Махонина. – М.: «Интеллект-центр», 2015.

5.

Современный русский

язык.

Синтаксис:

Учебное

пособие.

-

Фолиант, 2016

6.

Упражнения,

задания

и

ответы

по

пунктуации:

Пособие

для

учителя/Г.И. Блинов. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

41



В раздел образования




Яндекс.Метрика