Автор: Семкин Владимир Николаевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Глотовская СШ
Населённый пункт: р.п. Глотовка Инзенского района Ульяновской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Различение на письме суффиксов прилагательных –к– и –ск–"
Раздел: среднее образование
Предмет: Русский язык
Класс : 6
Тема: « Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-»
Цель: формирование знаний учащихся о суффиксах прилагательных –к и –ск
УУД:
Личностные: формирование у учащихся положительного отношения к учению,
познавательной деятельности.
Предметные: ученик научится различать на письме суффиксы прилагательных
–к
и -ск.
Метапредметные:
Познавательные: ученик научится проводить наблюдения под руководством
учителя; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: ученик научится работать в группе; осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: ученик научится планировать пути достижения целей; получит
возможность научиться самостоятельно ставить учебные цели и задачи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, тетради, проектор, экран
Ход урока
1.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
2.
Актуализация знаний.
Задание: выпишите сначала прилагательные с одной буквой Н, затем- с
двумя Н в суффиксах. Объясните написание данных орфограмм.
Юн..ый, орли..ый, деревян..ый, тыквен..ый, ветрен..ый, песчан..ый,
серебрян..ый, авиацион..ый, лимон..ый, стеклян..ый, торфян..ой,
отечествен..ый, кожан..ый, чугун..ый, оловян..ый, безветрен..ый.
3.
Мотивирование.
- Из каких морфем может состоять слово?
-Какие морфемы служат для образования новых слов?
- От какой части речи чаще всего образуются имена прилагательные
суффиксальным способом?
Задание: от данных слов образуйте имена прилагательных при помощи
суффиксов –к- и –ск-. От какого слова нельзя образовать слово? Почему?
Черкес- Казак-
Ткач- Матрос-
Киргиз- Флот-
Резкий- Холостяк-
-Ребята, когда в прилагательных пишутся суффиксы –ск- и –к-?
4.
Объявление темы. Постановка цели, задач.
- Какова тема урока?
- Чему мы должны научиться на уроке?
5. Закрепление.
Объяснительный диктант. Подберите к именам прилагательным краткую
форму. От каких прилагательных нельзя образовать краткую форму.
Резкий (резок), вязкий (вязок), низкий (низок), турецкий, дерзкий (дерзок),
колкий (колок), узкий (узок), простецкий, казацкий, близкий (близок), веский
(весок), скользкий (скользок), редкий (редок).
6.Физкультминутка.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
Упражнение 377. Образуйте прилагательные от данных
существительных.
1.
Село, апрель, июль, февраль.
2.
Казань, Кубань, Сибирь, январь, богатырь.
3.
Июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Задание: вставьте нужные по смыслу имена прилагательные.
Произведите морфологический разбор прилагательного «великолепен».
Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и
жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и
обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость
(…) неба. (…) туча заволокла горизонт.
Великолепен – имя прилаг.
1. Вид (каков?) великолепен. Н.ф.- великолепный.
2. Пост. признаки: качественное, кр. форма; непост. признаки: ед.ч., муж.
рода.
3. Вид (каков?) великолепен (сказуемое).
7. Рефлексия.
1. Чему научились вы на уроке?
2. Когда в прилагательных пишутся суффиксы –к- и –ск-?
8. Задание на дом. Параграф 65, упр.378.