Автор: Федосова Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Урюпинск, Волгоградской области
Наименование материала: Проект
Тема: "Родом мы все из казачьего края"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Золотой ключик»
городского округа г. Урюпинска
Волгоградской области
ПРОЕКТ
«Родом мы все из казачьего края»
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, долгосрочный
(сентябрь - май)
Заявители: дети старшей разновозрастной специализированной группы с
5 до 7 лет, родители
Воспитатель
I квалификационной категории:
Федосова Светлана Вячеславовна
г. Урюпинск
2018
Обоснование проекта
В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования
и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания:
в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных
требований
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы дошкольного образования» предписывается, что в Обязательной части
Основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
по
направлению
«Социально-личностное
развитие»
выделяется
образовательная
область
«Социализация»,
в
которой
должен
содержаться
следующий
раздел:
«Формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадл ежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»;
принята
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (Утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493), в которой
указывается на необходимость «повышать качество патриотического воспитания
в
образовательных
учреждениях,
превратить
их
в
центры
патриотического
воспитания подрастающего поколения»;
одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения
я в л я е т с я « во с п и т а ни е ,
с
у чет ом
возр а с т ных
ка т е го р и й
д е т е й ,
гражданственности,
уважения
к
правам
и
свободам
человека,
любви
к
окружающей
природе,
Родине,
семье»
(Типовое
положение
о
дошкольном
образовательном учреждении, утверждено постановлением Правительства РФ от
12.09.2008г. № 666);
в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации
подчеркивается, что «система
образования
призвана
обеспечить
...
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового
демократического,
социального
государства,
уважающих
права
и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация
такой
системы
образования
невозможна
без
знаний
традиций
своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом». (С.Михалков).
В современных условиях возрождение народной культуры приобретает особое
значение. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа,
к его корням, к таким понятиям как родство, Родина. Каждый человек должен знать,
понимать
и
ценить
свое
прошлое,
свою
историю
малой
Родины,
так
как
без
прошлого нет будущего. Возвращение каждого отдельного народа к его корням и
истокам
позволяет
бороться
с
бездуховностью
и нравственной
деградацией
общества в целом.
Значительная часть территории Волгоградской области в начале двадцатого века
входила в состав области Войска Донского. Многие жители нашей области так или
иначе
идентифицируют
себя
с
казачеством
либо
по
этнокультурному,
либо
по
социокультурному признаку.
Богатая
культура
российского
казачества
представляет
особый
интерес
и
возможность
активно
изучать
и
культивировать
в
практической
деятельности
традиции
исторически
сложившейся
казачьей
системы
духовно-нравственного,
патриотического
и
физического
воспитания.
Изучение
истории
и
культуры
казачества является важной составляющей воспитания и образования детей нашего
города: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать
достойное современное общество.
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к
возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой
истории Российского государства. Необходимостью в формировании и развитии у
детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров для
воспитания и нравственного развития духовно – богатой личности. По наследству
нам
достались
богатые
традиции
казачьего
края,
которые
нуждаются
в
восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются
нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к
культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – Хоперскому краю.
Дошкольное детство очень важный этап в становлении морального облика
человека.
В
этот
период
у
детей
закладываются
основы
патриотизма
и
нравственности,
начинает
появляться
интерес
к
явлениям,
происходящим
в
общественной жизни. Очень важно в период, когда дети начинают задавать вопросы
взрослым, стремясь больше узнать о своей стране, родном крае, городе, улице, где
они
живут,
в
доступной
форме
помочь
ребенку
делать
открытия,
наполнив
их
воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него
нравственных и патриотических чувств.
Одной из важных задач нашего общества является воспитание достойного
подрастающего
поколения.
В
настоящее
время
ощущается
огромное
влияние
культур Запада и Европы. Современное искусство изменяет и деформирует психику
ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения.
Компьютер
и
телевизор
отбирает
у
детей
их
детство.
Нормой
в
западных
мультфильмах является агрессивное поведение, дети «впитывают» и повторяют то,
что видят на экранах. Агрессивное поведение сопровождается яркими картинками и
образами, что очень притягивает детские взоры. Это приводит к гипервозбудимости
детей и искажению привычных чувств.
У детей подсознание еще не защищено
здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и
условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь.
Экран
телевизора
c
насилием
мира
взрослых
заменил
бабушек
и
мам,
чтение,
приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических
расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости
у детей. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения
со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой
мир,
дети
часами,
а
бывает,
и
днями,
и
ночами
просиживают
у
телевизора
и
компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в
детстве.
В настоящее время работа по патриотическому воспитанию особенно трудна,
требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы
воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую
вызывают лишь недоумение.
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к
большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях
любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и
играет огромную роль в становлении личности ребенка.
В период подготовки к празднованию 400-летию г. Урюпинска у детей нашей
группы
и
некоторых
родителей
стало
возникать
много
вопросов
о
казаках,
их
традициях, одежде, оружии, об их жизни и быте. В связи с этим возникла идея
создания данного проекта для углубленной краеведческой работы.
Немаловажным
этапом
введения
краеведения
в
образовательный
процесс
является
обогащение
развивающей
среды
материалами
о
родном
городе,
крае,
Волгоградской области и создание условий для работы с краеведческим материалом
детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает
формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае,
помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает
к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику
и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития
ценностного отношения к родному краю.
Для привлечения родителей к сотрудничеству по данной теме были проведены:
анкетирование,
разработаны
консультации,
организованы
открытые
просмотры
занятий
с
краеведческой
направленностью,
совместные
досуги
и
праздники.
Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах
по
патриотическому
воспитанию
дошкольников,
мы
занялись
организацией
предметно-развивающей среды.
Вид проекта:
Познавательно – творческий, групповой.
Срок реализации:
Долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта: дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель,
родители, руководитель по физическому воспитанию, социальные партнеры.
О с н ов н а я
ц е л ь – воспитание
духовно-нравственных,
культурных,
образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать
многообразную
культуру
донского
казачества
на
основе
о с оз на ния
внутрикультурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей
интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к
семейным реликвиям и традициям.
Задачи:
1.
Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к
истории и культуре казаков.
2.
Содействие развитию у детей:
начал исторического и гражданского самосознания;
ощущения причастности к культуре донского казачества;
осознанного бережного отношения к родному краю.
3.
Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы
ценностей
на
основе
ознакомления
его
с
ценностями
казачества,
накопленных
поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном
наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
Сопутствующие
задачи
по
знакомству
детей
с
основными
чертами
и
понятиями культуры и исторического прошлого казачества:
формирование
представлений
о
традиционной
семье
казака;
знакомство
с
семейным
укладом,
обычаями
и
обрядами,
показ
роли
семьи
в
сохранении
и
передаче традиций;
знакомство детей с жилищем донских казаков (курень);
ознакомление
с
основными
занятиями
казачества:
земледелием,
пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;
знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество,
вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и
бересты и т.д.
знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на
связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими
сторонами жизни народа, с природой;
освоение
старинных
детских
игр,
обогащение
речи
ребёнка
пословицами,
поговорками, загадками, закличками;
через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление
с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных
праздников;
ознакомление детей с понятием «музей» и формирование представлений о том,
какие бывают музеи.
Формы и методы реализации проекта:
Формы: занятия,
досуги,
экскурсии,
прогулки,
свободно-самостоятельная
деятельность
(индивидуальная
работа
с
использованием
дидактических
материалов),
консультативная
работа
с
родителями,
педагогические
гостиные,
оформление совместных выставок.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
В
работе
по
гражданско-патриотическому
воспитанию
предлагается
развитие нескольких направлений:
1. нравственно - патриотическое;
2. эмоционально - эстетическое;
3. экологическое (краеведческое).
Основные принципы проекта:
Принцип
интеграции:
сочетание
обучения
и
духовно-нравственного
воспитания
в
художественно-эстетическое,
познавательное,
речевое,
физическое,
социально-коммуникативное воспитание.
Культурологический:
воспитание
строится
в
соответствии
с
ценностями,
нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и
возможностями восприятия старшего дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии по городу,
в краеведческий музей, музей «Козы», картинную галерею.
Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности
(соответствие
действующему
законодательству
РФ),
учет
требований
типовых
программ, многоуровневость.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском
саду на основе сотрудничества.
Этапы и сроки проведения проекта.
Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и
задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями
детей
вопросов,
связанных
с
проведением
проекта;
составление
тематического
планирования
мероприятий;
анкетирование
родителей
(см.
приложение);
переоборудование патриотического уголка.
Основной (ноябрь - апрель)
Деятельность
в
соответствии
с
тематическим
планированием;
работа
воспитателей
в
режиме
инновационной
деятельности;
пробуждение
интереса
к
истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
Заключительный (май)
Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация и защита
проекта; удовлетворенность всех участников результатами.
Перспективный план организации деятельности в ходе выполнения проекта
№ п/п
Мероприятия
Срок
Ответственный
Подготовительный
1.
Выявление проблемы.
сентябрь
Воспитатели
2 .
Определение темы и цель проекта.
сентябрь
Воспитатели
3.
Оформление и дополнение патриотического
уголка
«Познаем
мир»:
изготовление
игр
краеведческой направленности («Урюпинск –
город мой родной», «Прошлое и настоящее»,
«Игры казачат тогда и сегодня», «Маруся –
кормилица»,
«Тайны
наших
предков»,
«Государственные праздники России», лэпбук
октябрь
Воспитатели,
родители
«Люби
и
знай
казачий
край»),
создание
сборников:
«Двадцать
редких
животных
Волгоградской
области»,
«Пословицы
и
поговорки»,
«Праздники
и
т радиции
маленьких
казачат»,
«Казачьи
игры
и
забавы»,
«Русские
народные
и г р ы » ,
изготовление макета куреня, пошив казачьих
и русских народных костюмов для кукол.
4.
Составление плана совместной деятельности.
октябрь
Воспитатели
Основной
1.
Открытие проекта. Праздник «Путешествие
казачат в прошлое».
04.10.2018
Воспитатели,
муз. руководитель
2.
Заполнение календаря группы «Праздники и
традиции маленьких казачат».
В течении
проекта
Воспитатели
3.
Проведение фоторепортажей по проекту.
В течении
проекта
Воспитатели,
родители
4.
Посещение краеведческого музея.
10.10.2018
Воспитатели,
работники
краеведческого музея
5.
Экскурсия
к
достопримечательностям
г.
Урюпинска (памятник «Козе кормилице» и к
героям произведения М. Шолохова «Судьба
человека»).
16.10.2018
Воспитатели
6.
Рассматривание
с
детьми
тематического
альбома «Наш город»
октябрь
Воспитатели
7.
Игры-эстафеты
на
прогулке:
«Рыбалка»,
«Скачки», «Веретено».
17.10.2018
Воспитатели
8.
Беседа на тему: «Казачьи традиции».
18.10.2018
Воспитатели
9.
Открытое
занятие
по
ознакомлению
с
окружающим
миром
«Семейные
традиции
донских казаков».
19.10.2018
Воспитатели
10.
Посещение музея «Козы».
ноябрь
Родители, дети
11.
Разучивание
танцевальных
движений
к
танцам
«Эх,
казачата!»,
«Гуляла
Настя
во
саду».
ноябрь
Воспитатели,
муз. руководитель
12.
Проведение
подвижных
игр
«Папаха»,
«Напои коня», «Шапка».
ноябрь
Воспитатели
13.
Разучивание частушек, поговорок, пословиц
ноября
Воспитатели
и стихов о матери-казачке.
14.
Развлечение «День Матери казачки».
02.11.2018
Воспитатели,
дети
15.
Знакомство детей с дидактическими играми:
«Прошлое
и
настоящее»,
«Игры
казачата
тогда и сегодня».
декабрь
Воспитатели
16.
Консультация для родителей «Без прошлого
нет настоящего».
03-14 декабря
Воспитатели
17.
Создание аудиоальбома «Казачьи песни».
январь
Воспитатели,
родители,
муз. руководитель
18.
О т к р ы т ы й
п о к а з
р а з в л е ч е н и я
«Рождественские Колядки»
17.01.2019
Воспитатели
19.
Спортивный праздник «Зимние забавы».
январь
Воспитатели,
родители,
руководитель по физ.
воспитанию
20.
Оформление альбома «Моя родословная».
февраль
Воспитатели,
родители
21
Знакомство с дидактической игрой «Маруся
кормилица»,
«Урюпинск
–
город
мой
родной»,
«Государственные
праздники
России».
февраль
Воспитатели
22.
Проведение
цикла
бесед
«Тайны
наших
предков»: «Как наши предки открывали мир»,
«Казачья
семья:
родство
и
занятия»,
«Как
наши предки выращивали хлеб», «Как наши
предки шили одежду».
февраль-март
Воспитатели
23.
«МЫ РЕБЯТА – КАЗАЧАТА»,
посвященный 23 февраля.
февраль
Воспитатели,
родители
физ. руководитель
24.
Игры на прогулке: «Баба Яга», «Сбей шапку»,
«Хваталки».
февраль
Воспитатели
25.
Занятие
по
ознакомлению
с
окружающим
«Знакомство
детей
с
предметами
быта
казаков» с использованием макета куреня.
18.02.2019
Воспитатели
26.
Оформление
мини
музея
«Казаки
–
умельцы».
февраль
Воспитатели,
родители
27.
«Разучивание
казачьего
фольклора
–
заклички,
хороводные
игры
(«Золотые
март
Воспитатели
ворота», «Плетень», «Гори, гори ясно», «Заря
– Заряница») песни».
28.
Занятие
по
ИЗО
деятельности
«Казачья
посуда», лепка крынки или котелка.
04.03.2019
Воспитатели
29.
Беседа и показ презентации «Масленица у
казаков».
март
Воспитатели
30.
«Обрядовый праздник - Масленица».
04-08 марта
Воспитатели
муз. руководитель
31.
Оформление папки-раскладушки
«Традиции
казачества».
март
Воспитатели
32.
Обрядовый праздник совместно с родителями
«Сороки».
22.03.2019
Воспитатели,
родители, дети
33.
Групповая работа с лэпбуком «Люби и знай
казачий край!»
апрель
Воспитатели
34.
Разучивание
комплекса
казачьих
народных
игр
«Чур
у
дерева»,
«Лень»,
«Конники»,
«Кривой петух», «Ляпта».
апрель
Воспитатели
35.
Оформление и рассматривание альбома «Герб
моей семьи».
апрель
Воспитатели,
родители, дети
36.
Занятие
по
развитию
речи
«Казачьи
посиделки».
21.04.2019
Воспитатели
37.
Рассматривание
иллюстраций
«Праздники
казаков».
апрель
Воспитатели
38.
Выставка
детского
творчества
«Пасха
в
казачьей семье».
апрель
Воспитатели,
родители, дети
39.
Обрядовый праздник «Светлая Пасха».
апрель
Воспитатели
40.
Знакомство с Красной книгой Волгоградской
области.
апрель
Воспитатели
41.
Сюжетно-ролевая
игра
«Жизнь
в
казачьей
семье».
25.05.2019
Воспитатели
42.
Прослушивание
и
разучивание
казачьих
песен.
май
Воспитатели, дети
Заключительный
1.
Подготовка презентации и защита проекта.
май
Воспитатели
Ожидаемый результат:
Выявление эффективности проекта, как формы работы с детьми и родителями;
Формирование интереса у детей и их родителей к истории и культуре казаков;
Оформление мини-музея «Казаки умельцы», пополнение его фотографиями,
предметами быта, литературой по истории казачества.
Распространение лучшего опыта родителей через оформление альбомов «Моя
родословная», «Герб моей семьи».
Создание макета «Казачьего куреня».
Переоборудование и систематизирование материала уголка «Познаем мир»,
обеспечивающего
нравственно-патриотическое
воспитание
дошкольников
через формирование представлений о малой Родине.
Формирование у детей чувства национального достоинства.
Развитие у детей устойчивого интереса к культуре русского казачьего народа.
Продуктом педагогического проекта «Родом мы все из казачьего края»
являются:
1. Презентации «Семейные традиции казаков», «Масленица у казаков»,
«Путешествие казачат в прошлое».
2. Альбом «Родословная моей семьи».
3. Альбом «Герб моей семьи».
4. Лэпбук «Люби и знай казачий край».
5. Нравственно-патриотический уголок «Познаем мир».
6. Создание в группе мини – музея «Казаки - умельцы».
7. Создание макета казачьего куреня.
Была создана система работы по ознакомлению детей с родным городом, своей
малой Родиной, его историей и культурой.
Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным
изменениям
в
мировоззрении
детей;
способствовала
сохранению
духовного
и
исторического наследия донского казачества; воспитанию уважения к отечественной
истории;
культурным
ценностям
и
традициям
нашего
народа,
проживающих
в
нашем регионе.
В ходе реализации данного проекта было отмечено расширение знаний детей о
родном крае. Дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на
знакомые места, осознать их необычность.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к
городу Урюпинску, родной природе, проявляют желание узнавать историю родного
края,
любознательность.
У
детей
развилось
умение
сравнивать
и
сопоставлять
события
и
явления,
появилось
разграничение
старого
и
нового,
умение
воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей
обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию
родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении
родителей
к
проблеме
патриотического
воспитания.
У
родителей
выработалась
активная
позиция,
появилось
чувство
ответственности
за
духовно-нравственное
становление детей.
Перспективы развития проекта.
Данный педагогический проект «Родом мы все из казачьего края» может быть
использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально.
Учитывая эффективность проекта, предполагается дальнейшая перспектива его
продолжения и развития.
Для дальнейшей реализации проекта необходимо:
разработать методическую базу (серию тематических бесед по ознакомлению
с природой Прихоперья, легендами о реке Хопер, достопримечательностями
Урюпинска и Урюпинского района);
создать фильмы – презентации по данным темам;
организовать цикл экскурсий по интересным местам города Урюпинска.