Напоминание

"Родом мы все из казачьего края"


Автор: Федосова Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Урюпинск, Волгоградской области
Наименование материала: Проект
Тема: "Родом мы все из казачьего края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Золотой ключик»

городского округа г. Урюпинска

Волгоградской области

ПРОЕКТ

«Родом мы все из казачьего края»

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, долгосрочный

(сентябрь - май)

Заявители: дети старшей разновозрастной специализированной группы с

5 до 7 лет, родители

Воспитатель

I квалификационной категории:

Федосова Светлана Вячеславовна

г. Урюпинск

2018

Обоснование проекта

В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования

и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания:

в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от

23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных

государственных

требований

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы дошкольного образования» предписывается, что в Обязательной части

Основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

по

направлению

«Социально-личностное

развитие»

выделяется

образовательная

область

«Социализация»,

в

которой

должен

содержаться

следующий

раздел:

«Формирование

гендерной,

семейной,

гражданской

принадл ежности,

патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»;

принята

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (Утверждена постановлением

Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493), в которой

указывается на необходимость «повышать качество патриотического воспитания

в

образовательных

учреждениях,

превратить

их

в

центры

патриотического

воспитания подрастающего поколения»;

одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения

я в л я е т с я « во с п и т а ни е ,

с

у чет ом

возр а с т ных

ка т е го р и й

д е т е й ,

гражданственности,

уважения

к

правам

и

свободам

человека,

любви

к

окружающей

природе,

Родине,

семье»

(Типовое

положение

о

дошкольном

образовательном учреждении, утверждено постановлением Правительства РФ от

12.09.2008г. № 666);

в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации

подчеркивается, что «система

образования

призвана

обеспечить

...

воспитание

патриотов

России,

граждан

правового

демократического,

социального

государства,

уважающих

права

и

свободы

личности,

обладающих

высокой

нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация

такой

системы

образования

невозможна

без

знаний

традиций

своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом». (С.Михалков).

В современных условиях возрождение народной культуры приобретает особое

значение. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа,

к его корням, к таким понятиям как родство, Родина. Каждый человек должен знать,

понимать

и

ценить

свое

прошлое,

свою

историю

малой

Родины,

так

как

без

прошлого нет будущего. Возвращение каждого отдельного народа к его корням и

истокам

позволяет

бороться

с

бездуховностью

и нравственной

деградацией

общества в целом.

Значительная часть территории Волгоградской области в начале двадцатого века

входила в состав области Войска Донского. Многие жители нашей области так или

иначе

идентифицируют

себя

с

казачеством

либо

по

этнокультурному,

либо

по

социокультурному признаку.

Богатая

культура

российского

казачества

представляет

особый

интерес

и

возможность

активно

изучать

и

культивировать

в

практической

деятельности

традиции

исторически

сложившейся

казачьей

системы

духовно-нравственного,

патриотического

и

физического

воспитания.

Изучение

истории

и

культуры

казачества является важной составляющей воспитания и образования детей нашего

города: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать

достойное современное общество.

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к

возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой

истории Российского государства. Необходимостью в формировании и развитии у

детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров для

воспитания и нравственного развития духовно – богатой личности. По наследству

нам

достались

богатые

традиции

казачьего

края,

которые

нуждаются

в

восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются

нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к

культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – Хоперскому краю.

Дошкольное детство очень важный этап в становлении морального облика

человека.

В

этот

период

у

детей

закладываются

основы

патриотизма

и

нравственности,

начинает

появляться

интерес

к

явлениям,

происходящим

в

общественной жизни. Очень важно в период, когда дети начинают задавать вопросы

взрослым, стремясь больше узнать о своей стране, родном крае, городе, улице, где

они

живут,

в

доступной

форме

помочь

ребенку

делать

открытия,

наполнив

их

воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него

нравственных и патриотических чувств.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание достойного

подрастающего

поколения.

В

настоящее

время

ощущается

огромное

влияние

культур Запада и Европы. Современное искусство изменяет и деформирует психику

ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения.

Компьютер

и

телевизор

отбирает

у

детей

их

детство.

Нормой

в

западных

мультфильмах является агрессивное поведение, дети «впитывают» и повторяют то,

что видят на экранах. Агрессивное поведение сопровождается яркими картинками и

образами, что очень притягивает детские взоры. Это приводит к гипервозбудимости

детей и искажению привычных чувств.

У детей подсознание еще не защищено

здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и

условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь.

Экран

телевизора

c

насилием

мира

взрослых

заменил

бабушек

и

мам,

чтение,

приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических

расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости

у детей. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения

со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой

мир,

дети

часами,

а

бывает,

и

днями,

и

ночами

просиживают

у

телевизора

и

компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в

детстве.

В настоящее время работа по патриотическому воспитанию особенно трудна,

требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы

воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую

вызывают лишь недоумение.

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к

большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях

любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и

играет огромную роль в становлении личности ребенка.

В период подготовки к празднованию 400-летию г. Урюпинска у детей нашей

группы

и

некоторых

родителей

стало

возникать

много

вопросов

о

казаках,

их

традициях, одежде, оружии, об их жизни и быте. В связи с этим возникла идея

создания данного проекта для углубленной краеведческой работы.

Немаловажным

этапом

введения

краеведения

в

образовательный

процесс

является

обогащение

развивающей

среды

материалами

о

родном

городе,

крае,

Волгоградской области и создание условий для работы с краеведческим материалом

детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает

формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае,

помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает

к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику

и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития

ценностного отношения к родному краю.

Для привлечения родителей к сотрудничеству по данной теме были проведены:

анкетирование,

разработаны

консультации,

организованы

открытые

просмотры

занятий

с

краеведческой

направленностью,

совместные

досуги

и

праздники.

Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах

по

патриотическому

воспитанию

дошкольников,

мы

занялись

организацией

предметно-развивающей среды.

Вид проекта:

Познавательно – творческий, групповой.

Срок реализации:

Долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта: дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель,

родители, руководитель по физическому воспитанию, социальные партнеры.

О с н ов н а я

ц е л ь – воспитание

духовно-нравственных,

культурных,

образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать

многообразную

культуру

донского

казачества

на

основе

о с оз на ния

внутрикультурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей

интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к

семейным реликвиям и традициям.

Задачи:

1.

Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к

истории и культуре казаков.

2.

Содействие развитию у детей:

начал исторического и гражданского самосознания;

ощущения причастности к культуре донского казачества;

осознанного бережного отношения к родному краю.

3.

Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы

ценностей

на

основе

ознакомления

его

с

ценностями

казачества,

накопленных

поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном

наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

Сопутствующие

задачи

по

знакомству

детей

с

основными

чертами

и

понятиями культуры и исторического прошлого казачества:

формирование

представлений

о

традиционной

семье

казака;

знакомство

с

семейным

укладом,

обычаями

и

обрядами,

показ

роли

семьи

в

сохранении

и

передаче традиций;

знакомство детей с жилищем донских казаков (курень);

ознакомление

с

основными

занятиями

казачества:

земледелием,

пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;

знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество,

вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и

бересты и т.д.

знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на

связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими

сторонами жизни народа, с природой;

освоение

старинных

детских

игр,

обогащение

речи

ребёнка

пословицами,

поговорками, загадками, закличками;

через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление

с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных

праздников;

ознакомление детей с понятием «музей» и формирование представлений о том,

какие бывают музеи.

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия,

досуги,

экскурсии,

прогулки,

свободно-самостоятельная

деятельность

(индивидуальная

работа

с

использованием

дидактических

материалов),

консультативная

работа

с

родителями,

педагогические

гостиные,

оформление совместных выставок.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

В

работе

по

гражданско-патриотическому

воспитанию

предлагается

развитие нескольких направлений:

1. нравственно - патриотическое;

2. эмоционально - эстетическое;

3. экологическое (краеведческое).

Основные принципы проекта:

Принцип

интеграции:

сочетание

обучения

и

духовно-нравственного

воспитания

в

художественно-эстетическое,

познавательное,

речевое,

физическое,

социально-коммуникативное воспитание.

Культурологический:

воспитание

строится

в

соответствии

с

ценностями,

нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и

возможностями восприятия старшего дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии по городу,

в краеведческий музей, музей «Козы», картинную галерею.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности

(соответствие

действующему

законодательству

РФ),

учет

требований

типовых

программ, многоуровневость.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском

саду на основе сотрудничества.

Этапы и сроки проведения проекта.

Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и

задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями

детей

вопросов,

связанных

с

проведением

проекта;

составление

тематического

планирования

мероприятий;

анкетирование

родителей

(см.

приложение);

переоборудование патриотического уголка.

Основной (ноябрь - апрель)

Деятельность

в

соответствии

с

тематическим

планированием;

работа

воспитателей

в

режиме

инновационной

деятельности;

пробуждение

интереса

к

истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Заключительный (май)

Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация и защита

проекта; удовлетворенность всех участников результатами.

Перспективный план организации деятельности в ходе выполнения проекта

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

Подготовительный

1.

Выявление проблемы.

сентябрь

Воспитатели

2 .

Определение темы и цель проекта.

сентябрь

Воспитатели

3.

Оформление и дополнение патриотического

уголка

«Познаем

мир»:

изготовление

игр

краеведческой направленности («Урюпинск –

город мой родной», «Прошлое и настоящее»,

«Игры казачат тогда и сегодня», «Маруся –

кормилица»,

«Тайны

наших

предков»,

«Государственные праздники России», лэпбук

октябрь

Воспитатели,

родители

«Люби

и

знай

казачий

край»),

создание

сборников:

«Двадцать

редких

животных

Волгоградской

области»,

«Пословицы

и

поговорки»,

«Праздники

и

т радиции

маленьких

казачат»,

«Казачьи

игры

и

забавы»,

«Русские

народные

и г р ы » ,

изготовление макета куреня, пошив казачьих

и русских народных костюмов для кукол.

4.

Составление плана совместной деятельности.

октябрь

Воспитатели

Основной

1.

Открытие проекта. Праздник «Путешествие

казачат в прошлое».

04.10.2018

Воспитатели,

муз. руководитель

2.

Заполнение календаря группы «Праздники и

традиции маленьких казачат».

В течении

проекта

Воспитатели

3.

Проведение фоторепортажей по проекту.

В течении

проекта

Воспитатели,

родители

4.

Посещение краеведческого музея.

10.10.2018

Воспитатели,

работники

краеведческого музея

5.

Экскурсия

к

достопримечательностям

г.

Урюпинска (памятник «Козе кормилице» и к

героям произведения М. Шолохова «Судьба

человека»).

16.10.2018

Воспитатели

6.

Рассматривание

с

детьми

тематического

альбома «Наш город»

октябрь

Воспитатели

7.

Игры-эстафеты

на

прогулке:

«Рыбалка»,

«Скачки», «Веретено».

17.10.2018

Воспитатели

8.

Беседа на тему: «Казачьи традиции».

18.10.2018

Воспитатели

9.

Открытое

занятие

по

ознакомлению

с

окружающим

миром

«Семейные

традиции

донских казаков».

19.10.2018

Воспитатели

10.

Посещение музея «Козы».

ноябрь

Родители, дети

11.

Разучивание

танцевальных

движений

к

танцам

«Эх,

казачата!»,

«Гуляла

Настя

во

саду».

ноябрь

Воспитатели,

муз. руководитель

12.

Проведение

подвижных

игр

«Папаха»,

«Напои коня», «Шапка».

ноябрь

Воспитатели

13.

Разучивание частушек, поговорок, пословиц

ноября

Воспитатели

и стихов о матери-казачке.

14.

Развлечение «День Матери казачки».

02.11.2018

Воспитатели,

дети

15.

Знакомство детей с дидактическими играми:

«Прошлое

и

настоящее»,

«Игры

казачата

тогда и сегодня».

декабрь

Воспитатели

16.

Консультация для родителей «Без прошлого

нет настоящего».

03-14 декабря

Воспитатели

17.

Создание аудиоальбома «Казачьи песни».

январь

Воспитатели,

родители,

муз. руководитель

18.

О т к р ы т ы й

п о к а з

р а з в л е ч е н и я

«Рождественские Колядки»

17.01.2019

Воспитатели

19.

Спортивный праздник «Зимние забавы».

январь

Воспитатели,

родители,

руководитель по физ.

воспитанию

20.

Оформление альбома «Моя родословная».

февраль

Воспитатели,

родители

21

Знакомство с дидактической игрой «Маруся

кормилица»,

«Урюпинск

город

мой

родной»,

«Государственные

праздники

России».

февраль

Воспитатели

22.

Проведение

цикла

бесед

«Тайны

наших

предков»: «Как наши предки открывали мир»,

«Казачья

семья:

родство

и

занятия»,

«Как

наши предки выращивали хлеб», «Как наши

предки шили одежду».

февраль-март

Воспитатели

23.

«МЫ РЕБЯТА – КАЗАЧАТА»,

посвященный 23 февраля.

февраль

Воспитатели,

родители

физ. руководитель

24.

Игры на прогулке: «Баба Яга», «Сбей шапку»,

«Хваталки».

февраль

Воспитатели

25.

Занятие

по

ознакомлению

с

окружающим

«Знакомство

детей

с

предметами

быта

казаков» с использованием макета куреня.

18.02.2019

Воспитатели

26.

Оформление

мини

музея

«Казаки

умельцы».

февраль

Воспитатели,

родители

27.

«Разучивание

казачьего

фольклора

заклички,

хороводные

игры

(«Золотые

март

Воспитатели

ворота», «Плетень», «Гори, гори ясно», «Заря

– Заряница») песни».

28.

Занятие

по

ИЗО

деятельности

«Казачья

посуда», лепка крынки или котелка.

04.03.2019

Воспитатели

29.

Беседа и показ презентации «Масленица у

казаков».

март

Воспитатели

30.

«Обрядовый праздник - Масленица».

04-08 марта

Воспитатели

муз. руководитель

31.

Оформление папки-раскладушки

«Традиции

казачества».

март

Воспитатели

32.

Обрядовый праздник совместно с родителями

«Сороки».

22.03.2019

Воспитатели,

родители, дети

33.

Групповая работа с лэпбуком «Люби и знай

казачий край!»

апрель

Воспитатели

34.

Разучивание

комплекса

казачьих

народных

игр

«Чур

у

дерева»,

«Лень»,

«Конники»,

«Кривой петух», «Ляпта».

апрель

Воспитатели

35.

Оформление и рассматривание альбома «Герб

моей семьи».

апрель

Воспитатели,

родители, дети

36.

Занятие

по

развитию

речи

«Казачьи

посиделки».

21.04.2019

Воспитатели

37.

Рассматривание

иллюстраций

«Праздники

казаков».

апрель

Воспитатели

38.

Выставка

детского

творчества

«Пасха

в

казачьей семье».

апрель

Воспитатели,

родители, дети

39.

Обрядовый праздник «Светлая Пасха».

апрель

Воспитатели

40.

Знакомство с Красной книгой Волгоградской

области.

апрель

Воспитатели

41.

Сюжетно-ролевая

игра

«Жизнь

в

казачьей

семье».

25.05.2019

Воспитатели

42.

Прослушивание

и

разучивание

казачьих

песен.

май

Воспитатели, дети

Заключительный

1.

Подготовка презентации и защита проекта.

май

Воспитатели

Ожидаемый результат:

Выявление эффективности проекта, как формы работы с детьми и родителями;

Формирование интереса у детей и их родителей к истории и культуре казаков;

Оформление мини-музея «Казаки умельцы», пополнение его фотографиями,

предметами быта, литературой по истории казачества.

Распространение лучшего опыта родителей через оформление альбомов «Моя

родословная», «Герб моей семьи».

Создание макета «Казачьего куреня».

Переоборудование и систематизирование материала уголка «Познаем мир»,

обеспечивающего

нравственно-патриотическое

воспитание

дошкольников

через формирование представлений о малой Родине.

Формирование у детей чувства национального достоинства.

Развитие у детей устойчивого интереса к культуре русского казачьего народа.

Продуктом педагогического проекта «Родом мы все из казачьего края»

являются:

1. Презентации «Семейные традиции казаков», «Масленица у казаков»,

«Путешествие казачат в прошлое».

2. Альбом «Родословная моей семьи».

3. Альбом «Герб моей семьи».

4. Лэпбук «Люби и знай казачий край».

5. Нравственно-патриотический уголок «Познаем мир».

6. Создание в группе мини – музея «Казаки - умельцы».

7. Создание макета казачьего куреня.

Была создана система работы по ознакомлению детей с родным городом, своей

малой Родиной, его историей и культурой.

Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным

изменениям

в

мировоззрении

детей;

способствовала

сохранению

духовного

и

исторического наследия донского казачества; воспитанию уважения к отечественной

истории;

культурным

ценностям

и

традициям

нашего

народа,

проживающих

в

нашем регионе.

В ходе реализации данного проекта было отмечено расширение знаний детей о

родном крае. Дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на

знакомые места, осознать их необычность.

Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к

городу Урюпинску, родной природе, проявляют желание узнавать историю родного

края,

любознательность.

У

детей

развилось

умение

сравнивать

и

сопоставлять

события

и

явления,

появилось

разграничение

старого

и

нового,

умение

воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.

В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей

обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию

родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении

родителей

к

проблеме

патриотического

воспитания.

У

родителей

выработалась

активная

позиция,

появилось

чувство

ответственности

за

духовно-нравственное

становление детей.

Перспективы развития проекта.

Данный педагогический проект «Родом мы все из казачьего края» может быть

использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально.

Учитывая эффективность проекта, предполагается дальнейшая перспектива его

продолжения и развития.

Для дальнейшей реализации проекта необходимо:

разработать методическую базу (серию тематических бесед по ознакомлению

с природой Прихоперья, легендами о реке Хопер, достопримечательностями

Урюпинска и Урюпинского района);

создать фильмы – презентации по данным темам;

организовать цикл экскурсий по интересным местам города Урюпинска.



В раздел образования




Яндекс.Метрика