Автор: Жарикова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель МДОУ
Учебное заведение: МДОУ, ЦРР
Населённый пункт: город Нерюнгри Республики САХА (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПЕДАГОГИКА
РАННЕГО ВОЗРАСТА
Понятие «ранний возраст». Специфика
развития ребенка раннего возраста.
Педагогика раннего возраста как наука.
История педагогики раннего возраста.
Развитие общения и предметной
деятельности в период раннего детства.
Обучение детей раннего возраста.
ПОНЯТИЕ «РАННИЙ ВОЗРАСТ»
Возраст
Педиатрия
Психология
Педагогика
Первый
год жизни
Грудной
возраст
Раннее
детство
Младен
чество
Ясельный /
Преддо-
школьный
возраст
Второй-
третий год
жизни
Раннее
детство
Ранний
возраст
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ ВОЗРАСТНОГО
РАЗВИТИЯ
Л.С. ВЫГОТСКОГО, Д.Б. ЭЛЬКОНИНА
Социальная ситуация развития
Генетическая задача возраста
Ведущий вид деятельности
Основные новообразования периода
«Взрыв» социальной ситуации: кризис развития
«Если бы критические возрасты не были открыты чисто
эмпирическим путем, понятие о них следовало бы
ввести в схему развития на основании теоретического
анализа» Л.С. Выготский
РАННЕЕ ДЕТСТВО
Кризис
новорожденности
Младенчество
Кризис одного
года
Ранний возраст
Кризис трех лет
НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНЫЙ ТЕМП РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
0
20
40
60
80
100
120
Рост, см
0
200
400
600
800
1000
1200
1400
1600
Словарь, слов
ВЫСОКАЯ
ПЛАСТИЧНОСТЬ
«Если испортить ребенка, а
сделать это можно за
несколько дней, то кто
поручится, что этот вред в
дальнейшем удастся
исправить. Когда-нибудь
важность первых двух лет
жизни будет оценена по
достоинству»
Джон Уотсон
Теория НУВЭРС
Н – необратимое
У – угасание
В – возможностей
Э – эффективного
Р – развития
С – способностей
Б.П. Никитин
Богатейшие
потенциальные
возможности развития
НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ
«Ведущие линии
развития» -
ведущие умения
получают именно на данном
возрастном отрезке
наибольшее развитие,
обладают повышенной
зависимостью от внешних
условий,
определяют поведение ребенка
на данном этапе и
имеют прогрессивное значение в
дальнейшей жизни
Период новорожденности
Развитие зрительных реакций
-
прослеживание движения предмета
Э.Г. Пилюгина
Начало обучения Появление
умения
На 4-7-й день к 18-21 дню
На 21-22-й день к 1,5 мес.
Без обучения к 3 мес.
Период с 1 до 2,5-3 месяцев
Формирование эмоционального
общения со взрослым
…
СКАЧКООБРАЗНОСТЬ РАЗВИТИЯ
23.02 в первый раз сделал пару шагов
24.02 прошел к маме 4 шажка,
25.02 сделал 2 шага от кресла к столу
15.03 сегодня прошел 7 шагов
21.03. рекорд – 18 шажков с сушкой в
зубах;
лучше получается, когда идет сам,
а когда зовешь, то , сделав 2-4 шага,
падает
25.03 практически каждую минуту встает на
ноги и идет сам, держа в руках игрушку,
теперь это его любимейшее занятие
27.03. идет сам в каждом удобном случае,
проходит (с остановками и
приседаниями) уже неописуемые
расстояния
28.04. ходит много и, главное, быстро,
уверенно, не так широко расставляя ноги
17.05 впервые долго самостоятельно ходил
в сапожках
23.07 ходил пешком на реку (более 2 км)
ОСОБО ТЕСНАЯ
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОСТОЯНИЯ
ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВЫРАЖЕННЫЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В
РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ
доказано, что дефицит
эмоционального общения ведет к
задержке физического развития.
Кистяковская М.Ю.: Таня - 1г.10мес.,
вес 5-мес., рост 11-мес. ребенка,
постоянно плачет, голову не
держит, не берет игрушки
Обеспечить хорошее питание +
улучшение эмоционального тонуса
через месяц - сосредоточение,
комплекс оживления, прибавка
веса около 1 кг,
еще через 3 месяца – начала ползать,
садиться.
Проблема диагностики
развития
показатель «употребляет 10 слов»
Н.М. Аксарина, Э.Л.Фрухт- к 12 мес.
И.Г.Холл, Н.Скинер – к 18 мес.
Обследование детей С-Петербурга 2001г.
девочки - 50% - к 17 мес., 85% - к 26
мес.
мальчики -50% - к 21 мес., 85%- к 31
мес.
Проблема
осуществления
индивидуального подхода
НАИБОЛЕЕ ВЫРАЖЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
ОТ ВОЗДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛЫХ
XIII век - эксперимент
Фридриха Гогенштауфена
цель – узнать, на каком языке
(латыни, греческом или
немецком) заговорят дети,
ход - здоровым младенцам
обеспечен хороший уход и
кормление, при отсутствии
общения со взрослыми,
результат - никто из детей не
дожил и до двух лет.
Африканские
малыши одного-двух
лет превосходят в
психомоторном
развитии
европейских
сверстников
ВОСПИТАНИЕ
традиционное
биологически обусловленное
родительское поведение,
житейские представления,
закрепившиеся в культуре
способы обращения с
детьми
научно обоснованное
ПЕДАГОГИКА
РАННЕГО
ВОЗРАСТА
ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
область педагогического знания,
направленная на выявление и создание
условий, наиболее благоприятных для
физического и психического развития
ребенка первых трех лет жизни.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Группа круглосуточного пребывания ребенка
(дом ребенка)
Группа полного дня пребывания в ДОУ
Группа кратковременного пребывания
Группа семейного воспитания при ДОУ
Патронажная группа
Группа присмотра и ухода
Лекотека, игровая комната
Консультационный пункт…
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Конец XIX –начало ХХ в.
Детские сады – частные,
платные, 4-часовой день,
воспитание детей 3-8 лет.
Ясли – благотворительные, 12-
часовой день, присмотр за
детьми младше 8 лет.
Ясли обычно устраивали в деревнях
в здании школы, которое летом
пустовало. Здесь на полу клали
чистую солому и на нее —
младенцев. «Няньками» были
дети 5-8 лет, которых еще не
брали в поле.
Первый почин - Пермское
земство - в 1896 году ясли в
6 пунктах губернии.
Содержание яслей обходится
дешево: от 4 до 27 коп. на
ребенка в день.
В селах процент смертности
детей до 1 года составлял
61,7, а в яслях - 19,6
за счет сохранения грудного
вскармливания, снижения
несчастных случаев.
Д.А. Соколов, 1902 г.
Ф.Энгельс: воспитание «всех
детей с того момента, как они
могут обходиться без
материнского ухода, в гос.
учреждениях и на гос. счет».
Декларация Наркомпроса 1920
г.: «Общественное (бесплатное)
воспитание детей должно
начаться с первого дня рождения
ребенка».
В.И. Ленин: «Втянуть женщину в
общественно-производительный
труд, вырвать ее из домашнего
рабства, освободить ее от
подчинения – отупляющего и
принижающего – вечной и
исключительной обстановки
кухни, детской».
ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Р/В
1920 г. постановление СНК РСФСР о
передаче всех учреждений для детей
раннего возраста в ведение Наркомздрава,
Открытие в Институте мозга (в Петрограде)
клиники младенчества,
Руководитель - Николай Матвеевич Щелованов
(1892-1984) – основоположник педагогики
р/в
.
С середины 20-х научная работа проводится и в
институтах охраны материнства и младенчества,
педиатрии, усовершенствования врачей.
РЕФЛЕКСОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Фото Щелованова
«Мы изучаем методикой условных
рефлексов возникновение и
начальные фазы в развитии функций
коры БП мозга, изучаем и более
сложные нервные процессы, лежащие
в основе развития сна и
бодрствования детей, развития их
общих движений, игровых действий,
речи и др., пытаясь вместе с тем
выяснить и условия, при которых
происходит организация этих
процессов. Полученный в работе
большой фактический материал и
некоторые его теоретические
обобщения позволили нам
спроектировать систему мероприятий
по воспитанию детей».
Н.М. Щелованов
ДОСТИЖЕНИЯ
ПЕРВОГО ЭТАПА
-
разработаны режимы дня для
каждой группы,
-
определены санитарно-
гигиенические условия,
-
обоснована значимость
целенаправленного
воспитания детей,
-
выделены показатели
развития детей до 3 лет,
-
спроектирована система
воспитательных мероприятий,
формирующих «культуру
функций нервной системы»
Щелованов Н.М
. –1-й год жизни
Аксарина Н.М
. - 2-3-й год жизни
Фигурин Н.Л., Денисова М.П
. –
развитие младенца, диагностика
Касаткин Н.И., Кольцова М.М
. –
формирование ВНД
Кистяковская М.Ю., Губерт К.Д.
–
развитие движений
Ладыгина Н.Ф., Каверина Е.К.,
Петрова В.А., Розенгарт-Пупко Г.Л
.
– развитие речи
Бабаджан Т.С
. – п/игры, праздники
Ковригина М.Д., Кривина С.М.,
Эйгес Н.Р., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.,
Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. и др.
ЛИТЕРАТУРА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ
Н.М.ЩЕЛОВАНОВА, Н.М.АКСАРИНОЙ
ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Р/В
21.05.1959 г. – постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР о создании нового объединенного
типа учреждения ясли-сад и необходимости разработки
программы воспитания детей преддошкольного и
дошкольного возраста.
Организация в НИИ дошкольного воспитания СССР
лаборатории воспитания детей раннего возраста,
руководитель – Е.И. Радина, канд.пед.наук.
Лямина Г.М., Попова М.И. – развитие речи детей
Карпинская Н.С. – художественная литература,
Новоселова С.Л. – орудийная деятельность,
Аванесова В.Н. – возможности прямого обучения.
1962 Г. – СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 7 ЛЕТ
Разделы о
воспитании детей
до трех лет – Н.М.
Щеловановым,
с 3 до 7 лет – А.П.
Усовой
ДВЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Третий год жизни присоединен
к дошкольному возрасту
Перспективой развития детей 3-го года жизни
признается уровень развития детей 4-го года –
изучить, «что при известных условиях также
становится доступно детям 2-3 лет» (
В.Г. Нечаева
).
Педагогика раннего возраста имеет объектом
изучения воспитание детей до двух лет и
ориентируется на дошкольную педагогику.
ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Р/В
1989 г. – опубликование Концепции
дошкольного воспитания:
Признание специфики и возвращение границ
младенческого и раннего возраста.
Переход к личностно-ориентированной
модели построения образовательного
процесса в детском саду.
Разработка программ нового поколения.
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ
РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
Программа ориентирована на
создание условий для
своевременного и
полноценного физического,
психического и личностного
развития каждого ребенка,
обеспечение возможности
радостно и содержательно
прожить период дошкольного
детства.
Т.Н. Доронова,
С.Г. Якобсон