Напоминание

"Воспитание детей раннего возраста"


Автор: Жарикова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель МДОУ
Учебное заведение: МДОУ, ЦРР
Населённый пункт: город Нерюнгри Республики САХА (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПЕДАГОГИКА

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Понятие «ранний возраст». Специфика

развития ребенка раннего возраста.

Педагогика раннего возраста как наука.

История педагогики раннего возраста.

Развитие общения и предметной

деятельности в период раннего детства.

Обучение детей раннего возраста.

ПОНЯТИЕ «РАННИЙ ВОЗРАСТ»

Возраст

Педиатрия

Психология

Педагогика

Первый

год жизни

Грудной

возраст

Раннее

детство

Младен

чество

Ясельный /

Преддо-

школьный

возраст

Второй-

третий год

жизни

Раннее

детство

Ранний

возраст

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ ВОЗРАСТНОГО

РАЗВИТИЯ

Л.С. ВЫГОТСКОГО, Д.Б. ЭЛЬКОНИНА

Социальная ситуация развития

Генетическая задача возраста

Ведущий вид деятельности

Основные новообразования периода

«Взрыв» социальной ситуации: кризис развития

«Если бы критические возрасты не были открыты чисто

эмпирическим путем, понятие о них следовало бы

ввести в схему развития на основании теоретического

анализа» Л.С. Выготский

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Кризис

новорожденности

Младенчество

Кризис одного

года

Ранний возраст

Кризис трех лет

НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНЫЙ ТЕМП РАЗВИТИЯ

ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

0

20

40

60

80

100

120

Рост, см

0

200

400

600

800

1000

1200

1400

1600

Словарь, слов

ВЫСОКАЯ

ПЛАСТИЧНОСТЬ

«Если испортить ребенка, а

сделать это можно за

несколько дней, то кто

поручится, что этот вред в

дальнейшем удастся

исправить. Когда-нибудь

важность первых двух лет

жизни будет оценена по

достоинству»

Джон Уотсон

Теория НУВЭРС

Н – необратимое

У – угасание

В – возможностей

Э – эффективного

Р – развития

С – способностей

Б.П. Никитин

Богатейшие

потенциальные

возможности развития

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ

«Ведущие линии

развития» -

ведущие умения

получают именно на данном

возрастном отрезке

наибольшее развитие,

обладают повышенной

зависимостью от внешних

условий,

определяют поведение ребенка

на данном этапе и

имеют прогрессивное значение в

дальнейшей жизни

Период новорожденности

Развитие зрительных реакций

-

прослеживание движения предмета

Э.Г. Пилюгина

Начало обучения Появление

умения

На 4-7-й день к 18-21 дню

На 21-22-й день к 1,5 мес.

Без обучения к 3 мес.

Период с 1 до 2,5-3 месяцев

Формирование эмоционального

общения со взрослым

СКАЧКООБРАЗНОСТЬ РАЗВИТИЯ

23.02 в первый раз сделал пару шагов

24.02 прошел к маме 4 шажка,

25.02 сделал 2 шага от кресла к столу

15.03 сегодня прошел 7 шагов

21.03. рекорд – 18 шажков с сушкой в

зубах;

лучше получается, когда идет сам,

а когда зовешь, то , сделав 2-4 шага,

падает

25.03 практически каждую минуту встает на

ноги и идет сам, держа в руках игрушку,

теперь это его любимейшее занятие

27.03. идет сам в каждом удобном случае,

проходит (с остановками и

приседаниями) уже неописуемые

расстояния

28.04. ходит много и, главное, быстро,

уверенно, не так широко расставляя ноги

17.05 впервые долго самостоятельно ходил

в сапожках

23.07 ходил пешком на реку (более 2 км)

ОСОБО ТЕСНАЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОСТОЯНИЯ

ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВЫРАЖЕННЫЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В

РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

доказано, что дефицит

эмоционального общения ведет к

задержке физического развития.

Кистяковская М.Ю.: Таня - 1г.10мес.,

вес 5-мес., рост 11-мес. ребенка,

постоянно плачет, голову не

держит, не берет игрушки

Обеспечить хорошее питание +

улучшение эмоционального тонуса

через месяц - сосредоточение,

комплекс оживления, прибавка

веса около 1 кг,

еще через 3 месяца – начала ползать,

садиться.

Проблема диагностики

развития

показатель «употребляет 10 слов»

Н.М. Аксарина, Э.Л.Фрухт- к 12 мес.

И.Г.Холл, Н.Скинер – к 18 мес.

Обследование детей С-Петербурга 2001г.

девочки - 50% - к 17 мес., 85% - к 26

мес.

мальчики -50% - к 21 мес., 85%- к 31

мес.

Проблема

осуществления

индивидуального подхода

НАИБОЛЕЕ ВЫРАЖЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

ОТ ВОЗДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛЫХ

XIII век - эксперимент

Фридриха Гогенштауфена

цель – узнать, на каком языке

(латыни, греческом или

немецком) заговорят дети,

ход - здоровым младенцам

обеспечен хороший уход и

кормление, при отсутствии

общения со взрослыми,

результат - никто из детей не

дожил и до двух лет.

Африканские

малыши одного-двух

лет превосходят в

психомоторном

развитии

европейских

сверстников

ВОСПИТАНИЕ

традиционное

биологически обусловленное

родительское поведение,

житейские представления,

закрепившиеся в культуре

способы обращения с

детьми

научно обоснованное

ПЕДАГОГИКА

РАННЕГО

ВОЗРАСТА

ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

область педагогического знания,

направленная на выявление и создание

условий, наиболее благоприятных для

физического и психического развития

ребенка первых трех лет жизни.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Группа круглосуточного пребывания ребенка

(дом ребенка)

Группа полного дня пребывания в ДОУ

Группа кратковременного пребывания

Группа семейного воспитания при ДОУ

Патронажная группа

Группа присмотра и ухода

Лекотека, игровая комната

Консультационный пункт…

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Конец XIX –начало ХХ в.

Детские сады – частные,

платные, 4-часовой день,

воспитание детей 3-8 лет.

Ясли – благотворительные, 12-

часовой день, присмотр за

детьми младше 8 лет.

Ясли обычно устраивали в деревнях

в здании школы, которое летом

пустовало. Здесь на полу клали

чистую солому и на нее —

младенцев. «Няньками» были

дети 5-8 лет, которых еще не

брали в поле.

Первый почин - Пермское

земство - в 1896 году ясли в

6 пунктах губернии.

Содержание яслей обходится

дешево: от 4 до 27 коп. на

ребенка в день.

В селах процент смертности

детей до 1 года составлял

61,7, а в яслях - 19,6

за счет сохранения грудного

вскармливания, снижения

несчастных случаев.

Д.А. Соколов, 1902 г.

Ф.Энгельс: воспитание «всех

детей с того момента, как они

могут обходиться без

материнского ухода, в гос.

учреждениях и на гос. счет».

Декларация Наркомпроса 1920

г.: «Общественное (бесплатное)

воспитание детей должно

начаться с первого дня рождения

ребенка».

В.И. Ленин: «Втянуть женщину в

общественно-производительный

труд, вырвать ее из домашнего

рабства, освободить ее от

подчинения – отупляющего и

принижающего – вечной и

исключительной обстановки

кухни, детской».

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Р/В

1920 г. постановление СНК РСФСР о

передаче всех учреждений для детей

раннего возраста в ведение Наркомздрава,

Открытие в Институте мозга (в Петрограде)

клиники младенчества,

Руководитель - Николай Матвеевич Щелованов

(1892-1984) – основоположник педагогики

р/в

.

С середины 20-х научная работа проводится и в

институтах охраны материнства и младенчества,

педиатрии, усовершенствования врачей.

РЕФЛЕКСОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Фото Щелованова

«Мы изучаем методикой условных

рефлексов возникновение и

начальные фазы в развитии функций

коры БП мозга, изучаем и более

сложные нервные процессы, лежащие

в основе развития сна и

бодрствования детей, развития их

общих движений, игровых действий,

речи и др., пытаясь вместе с тем

выяснить и условия, при которых

происходит организация этих

процессов. Полученный в работе

большой фактический материал и

некоторые его теоретические

обобщения позволили нам

спроектировать систему мероприятий

по воспитанию детей».

Н.М. Щелованов

ДОСТИЖЕНИЯ

ПЕРВОГО ЭТАПА

-

разработаны режимы дня для

каждой группы,

-

определены санитарно-

гигиенические условия,

-

обоснована значимость

целенаправленного

воспитания детей,

-

выделены показатели

развития детей до 3 лет,

-

спроектирована система

воспитательных мероприятий,

формирующих «культуру

функций нервной системы»

Щелованов Н.М

. –1-й год жизни

Аксарина Н.М

. - 2-3-й год жизни

Фигурин Н.Л., Денисова М.П

. –

развитие младенца, диагностика

Касаткин Н.И., Кольцова М.М

. –

формирование ВНД

Кистяковская М.Ю., Губерт К.Д.

развитие движений

Ладыгина Н.Ф., Каверина Е.К.,

Петрова В.А., Розенгарт-Пупко Г.Л

.

– развитие речи

Бабаджан Т.С

. – п/игры, праздники

Ковригина М.Д., Кривина С.М.,

Эйгес Н.Р., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.,

Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. и др.

ЛИТЕРАТУРА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Н.М.ЩЕЛОВАНОВА, Н.М.АКСАРИНОЙ

ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Р/В

21.05.1959 г. – постановление ЦК КПСС и Совета

Министров СССР о создании нового объединенного

типа учреждения ясли-сад и необходимости разработки

программы воспитания детей преддошкольного и

дошкольного возраста.

Организация в НИИ дошкольного воспитания СССР

лаборатории воспитания детей раннего возраста,

руководитель – Е.И. Радина, канд.пед.наук.

Лямина Г.М., Попова М.И. – развитие речи детей

Карпинская Н.С. – художественная литература,

Новоселова С.Л. – орудийная деятельность,

Аванесова В.Н. – возможности прямого обучения.

1962 Г. – СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ПРОГРАММЫ

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 7 ЛЕТ

Разделы о

воспитании детей

до трех лет – Н.М.

Щеловановым,

с 3 до 7 лет – А.П.

Усовой

ДВЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Третий год жизни присоединен

к дошкольному возрасту

Перспективой развития детей 3-го года жизни

признается уровень развития детей 4-го года –

изучить, «что при известных условиях также

становится доступно детям 2-3 лет» (

В.Г. Нечаева

).

Педагогика раннего возраста имеет объектом

изучения воспитание детей до двух лет и

ориентируется на дошкольную педагогику.

ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Р/В

1989 г. – опубликование Концепции

дошкольного воспитания:

Признание специфики и возвращение границ

младенческого и раннего возраста.

Переход к личностно-ориентированной

модели построения образовательного

процесса в детском саду.

Разработка программ нового поколения.

ПРОГРАММА

СОДЕЙСТВИЯ

РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

Программа ориентирована на

создание условий для

своевременного и

полноценного физического,

психического и личностного

развития каждого ребенка,

обеспечение возможности

радостно и содержательно

прожить период дошкольного

детства.

Т.Н. Доронова,

С.Г. Якобсон



В раздел образования




Яндекс.Метрика