Напоминание

«Моя семья и мои семейные традиции»


Автор: Ахметзянова Полина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с № 309
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: проект
Тема: «Моя семья и мои семейные традиции»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 309

ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г.УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ТЕМА ПРОЕКТА:

«Моя семья и мои семейные традиции»

Воспитатель: Ахметзянова Полина Сергеевна

Содержание

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

3

ВВЕДЕНИЕ

4

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

5

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

5-6

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

6-7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

8

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

9

РЕФЛЕКСИЯ

9

ЛИТЕРАТУРА

10

ПРИЛОЖЕНИЕ

11-47

Аннотация проекта.

2

Внедрение

проекта

обеспечило

оптимальные

условия

для

изучения

детьми

своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей

появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках.

Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость

за

свою

семью,

бережное

отношение

к

семейным

реликвиям.

У

многих

возникло

желание

реализовать

знания

о

прошлом

семьи

в

собственной

деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий). В проекте

используются разнообразные формы, методы работы с детьми: познавательные

занятия, дидактические игры, беседы. По результатам проведенной работы по

проекту у детей появился «Герб своей семьи», над которыми они работали всей

семьей.

В

данном

проекте

присутствует

интеграция

всех

образовательных

областей:

«Физическое

развитие»,

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое

развитие». Проект рекомендован для детей младшего дошкольного возраста в

детских дошкольных учреждениях.

Введение.

3

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей.

Их

воспитательные

функции

различны,

но

для

всестороннего

развития

необходимо их взаимодействие.

Современные

родители

оставляют

воспитание,

обучение

и

развитие

своих

детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Зачастую, родители мало

интересуются успехами своих детей, а также большую часть своего времени

проводят на работе. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной

деятельности

практически

невозможно.

А

ведь

ребёнка

надо

не

только

накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять,

думать, сопереживать.

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования,

родители

признают

приоритет

дошкольного

учреждения

в

решении

воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в

педагогическом процессе.

В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить

с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают

надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние

семьи на воспитание и развитие ребенка.

В

системе

дошкольного

образования

семейное

воспитание

является

его

началом,

стержнем

и

венцом.

Знания,

и

умения,

заложенные

домашним

воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня

культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению,

требуется

поиск

новых

взаимоотношений

семьи

и

ДОУ,

а

именно

сотрудничества,

взаимодействия,

доверительности.

Кроме

этого,

именно

в

дошкольном

возрасте

отмечается

более

тесная

связь

ребенка

с

семьей

и

педагогом,

чем

в

школьный

период,

что

помогает

наиболее

эффективно

воздействовать

не

только

на

ребенка,

но

и

на

членов

его

семьи.

Так

как

воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких

условиях

он

живет,

растёт,

развивается,

какие

люди

его

окружают

и

как

организован процесс его воспитания.

Современные

родители

оставляют

воспитание,

обучение

и

развитие

своих

детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Зачастую, родители мало

интересуются успехами своих детей, а также большую часть своего времени

проводят на работе. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной

деятельности

практически

невозможно.

А

ведь

ребёнка

надо

не

только

накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять,

думать, сопереживать.

К

сожалению,

в

настоящее

время

в

нашей

стране

в

силу

многих

причин

ослабевают

родственные

связи,

уходит

в

прошлое

традиционное

семейное

воспитание.

Психологи

и

педагоги

обращают

внимание

на

ухудшение

состояния

здоровья

детей,

социально-психологическую

тревожность

и

усталость

от

испытываемых

взрослыми

проблем

том

числе

в

связи

с

происходящей стратификацией общества).

4

В

связи

с

этим,

вопрос

поиска

и

осуществления

нетрадиционных

форм

взаимодействия

дошкольного

учреждения

с

семьей

на

сегодняшний

день

является одним из актуальных.

Цель проекта: Развивать интерес к семейным увлечениям, способствовать

развитию

творческих

способностей

детей,

их

художественному

вкусу,

способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса

и общей деятельности, воспитывать интерес к истории своей семьи, чувства

уважения к интересам всех членов семьи.

Задачи проекта:

Образовательные: Сформировать у детей интерес к своей семье;

привлечь

родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций.

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где

взаимоотношения

между

взрослыми

и

детьми

построены

на

основе

доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя

желанным и защищенным.

Развивающие:

Развивать

интерес

к

семейным

увлечениям,

способствовать

объединению

детей

и

их

родителей

на

основе

общего

интереса

и

общей

деятельности,

способствовать

развитию

творческих

способностей

детей,

их

художественному

вкусу.

Развивать

воображение,

логическое

мышление,

связную речь детей; креативные способности детей и родителей в совместной

деятельности.

Воспитательные: Воспитывать

у детей уважение и любовь к членам своей

семьи, уважение к старшим, интерес к истории своей семьи.

Объект: духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет:

формирование семейных традиции и обычаев через презентации,

фильмы о своей семье, через проведение мастер-классов «Герб моей семьи»,

школу заботливых родителей.

Проблемный вопрос:

Гипотеза: мы предполагаем , что процесс духовно-нравственного воспитания

детей будет более эффективным в том случае, если

формировать

у детей

представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности

в совместных мероприятиях с родителями.

Ожидаемые

результаты:

у

детей

дошкольного

возраста

сформируется

духовно-нравственные

ценности

через

возрождение

традиций

семейного

воспитания, развитие партнерских отношений в семье.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о ценностях своей

семьи, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Практическая значимость:

5

1.Совместное

сотрудничество

воспитателей,

родителей

и

воспитанников

в

решении поставленных задач.

Паспорт проекта

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги,

родители.

Возраст: дети II младшей группы 3-4 лет

Вид проекта: информационный, познавательный, игровой.

Продолжительность: Среднесрочный (01октября 2018 -31 декабря 2018г)

Роль родителей в реализации проекта:

-

беседы

с

родителями

о

важности

проблемы

духовно-нравственного

воспитания, интерес ребенка к семейным ценностям.

- оформление папки «Герб моей семьи»

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

* подбор наглядной информации;

*проведение выставок, презентаций,

*анкетирование;

*родительские собрания;

*консультации специалистов;

*оформление семейных фотогазет;

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1.Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, картины.).

2. Дидактические игры.

2 этап – практический.

Перспективный план проекта

Дата

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Цели, задачи

Взаимодействие с

семьей

октябрь

Беседа «Уроки

семьи и семейных

ценностей» во 2

младшей группе

«Наша дружная

семья»

Цель: знакомить детей со

значением слова «семья» и

семейными ценностями.

Воспитывать у детей

любовь и уважение ко

всем членам своей семьи.

Фотовыставка

«Как мы

проводим Новый

год»,

Показ

презентации

«Традиции в

моей семье»

ноябрь

ООД

«Моя мама повар»

Цель: Закрепление имени

мамы, дать представление

об основных видах

Консультация для

родителей: «Я и

моя семья. Все

6

деятельности мамы в

быту. Продолжать

формировать умение

внимательно слушать,

воспитывать желание

включаться в работу,

формировать у детей

чувство уважения к труду

мамы.

начинается с

семьи»

Презентация

«Мамина

вкусняшка»

декабрь

Театрализованная

постановка с детьми

«Теремок»

Цель: создание условий

для развития творческого

интереса детей совместно

с родителями.

Воспитывать любовь к

художественному

творчеству

Совместная

работа с

родителями -

конкурс работ

«Герб моей

семьи» и

оформление

папки с работами

Театрализованное

представление с

родителями для

детей «Мыр-

Мыр- Батыр»

Семья - является главной ценностью в жизни каждого человека, ребенок с

детства

получает

любовь

родителей,

главной

задачей

является

сохранение

семейных

ценностей.

Все

знают,

что

доброта

и

забота

являются

основой

семейных ценностей и воспитания ребенка. Нет необходимости убеждать всех в

важности участия семьи в воспитании ребенка.

Основной целью проекта стало знакомство детей с традициями своей семьи и

её ценностями.

Всем

известно

стремление

детей

младшего

дошкольного

возраста

к

самостоятельному

знакомству

с

окружающим

миром

и

миром

семьи.

Оно

приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет

свое отношение к окружающим. Ребёнок ещё не понимает, что тем самым он

проявляет заботу об окружающих.

В результате творческой работы самых активных семей в группе появился

альбом «Герб моей семьи», который пользуется особой популярностью у всех

детей.

Каждый

день

неоднократно

просматривается

и

каждый

«автор»

с

гордостью рассказывает о своей замечательной семье. Появились новые игры

для самостоятельной деятельности детей: «Моя мама повар», в которой дети

смогли понять и осознать заботу мамы обо всех членах семьи и ее труд в быту.

7

Совместно с родителями оформили

газеты «Мы за здоровый образ жизни»,

«Дерево здоровья». Презентация о традициях .

На мой взгляд, проект «Моя семья-моё богатство» является первым шагом в

духовно-нравственном

воспитании

ребенка

дошкольного

возраста,

так

как

формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей

социокультурной среды, которой является его семья.

Так же после наших занятий дети могут рассказать о своих родственниках, о

своей

семье

и

своих

семейных

традициях.

Отношения

у

детей

к

своим

родителям

стали

более

тёплыми,

родители

и

дети

стали

к

друг

другу

внимательнее и трепливее. Многие родители чаще стали интересоваться делами

группы. Многие предлагают свою помощь, а некоторые иногда проявляют свою

инициативу в организации групповых дел.

3 этап. Заключительный.

1.Обработка и оформление материалов проекта.

Были подведены итоги

проектной работы. На педагогическом совете был

прочитан доклад по проектной работе и принято решение об использовании

проекта

по

теме

«Моя

семья

мое

богатство»

по

духовно-нравственному

воспитанию и в режимных моментах.

Заключение.

Внедрение

проекта

обеспечило

оптимальные

условия

для

изучения

детьми

своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей

появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках.

Проявляется

эмоционально

положительное

отношение

к

своей

семье,

гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще

возникает

желание

реализовать

знания

о

прошлом

семьи

в

собственной

деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Самореализации

родителей

как

субъектов

образовательной

деятельности,

возможность

конструктивного

сотрудничества

педагогов

ДОУ

с

семьями

воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском

коллективе.

Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

Созданный

перспективный

план

проекта,

могут

пригодиться

в

работе

педагогам

групп

ДОУ.

Консультации

и

рекомендации

помогут

родителям

воспитывать интерес к знаниям ребенка своей семьи и её ценностям.

Рекомендации для родителей.

В подходящей ситуации (когда ребенок будет готов к общению с Вами) нужно

рассказать ему, почему его так назвали, и как это было. Важно передать ребенку

позитивную

эмоциональную

атмосферу

этого

события,

его

значимость,

позитивные переживания всех членов семьи.

Сделать вместе с ребенком аппликацию с его именем.

Рекомендации для педагогов.

8

Опыт внедрения нашего проекта является одним из решений нравственного

воспитания,

организация

единого

во спитательно-образовательного

пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Рефлексия.

В процессе работы над проектом у детей сформировались:

* Представление о традициях и ценностях своей семьи

*Любовь и уважение ко всем членам своей семьи

Список использованной литературы.

9

1. Веракса Н. Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. Программа воспитания и

обучения в детском саду «От рождения до школы» – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

2.Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы

детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград:

Панорама, 2007.

3.Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. «Проекты в работе с семьей»

методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала

«Управление ДОУ»)

4. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: - М. : Т. У. Сфера, 2004.

5. Колентьева О. О., Калемуллина С. С. «Праздники в детском саду»: - М. :

Просвещение, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ

10

Занятие-беседа «Уроки семьи и семейных ценностей» в младшей группе

«Наша дружная семья»

Цель: Формировать элементарные представления о семье, как о явлении

общественной жизни: знакомить детей со словами, обозначающими родство

(мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, внук, внучка); воспитывать любовь и

уважение к родным; развивать эмоциональную отзывчивость, мышление, речь.

Материалы. Плоскостные изображения сказочного дома – теремка; членов

семьи: мальчика Вани, мамы, папы, дедушки и бабушки, брата и сестры.

Ход мероприятия

Дети сидят на стульчиках полукругом. Помещая изображение сказочного дома

на мольберт, начинаю рассказ: «В одной волшебной стране, в сказочном городе

стоит

чудесный

теремок,

а

живёт

в

нём

мальчик

Ванечка.

(Выставляю

на

мольберте плоскостное изображение мальчика.) Ребята, как вы думаете, хорошо

ли Ване живётся в теремке? (Хорошо.) Дом большой, а мальчик Ваня ещё

маленький, неужели он там один живёт? (Конечно нет.) А кто ещё живёт в

тереме? Давайте подумаем. У Ванечки, наверное, есть родные. Кто это? (У Вани

есть мама и папа.) (Предлагаю ребятам прикрепить к мольберту изображения

мамы и папы.) Мальчик Ваня живёт не один, с ним живут его родители, его

мама и папа. У Вани есть мама. Давайте подумаем, какой она может быть?

Какие ваши мамы? (Добрая, ласковая, заботливая.) У Вани есть и папа. Как вы

думаете, какой у Вани папа? (Добрый, заботливый.) Мама и папа – это родители

Вани. А мальчик Ваня кто им, как вы думаете? (Ваня их сын.) Кто ещё, по

вашему мнению, может жить вместе с Ваней и его родителями? (Бабушка и

дедушка.) А для них кто Ваня? Кем он им приходится? (Ваня для своих

бабушки

и

дедушки

внук.)

прошу

ребят

прикрепить

к

мольберту

изображения дедушки и бабушки.) Вот как много людей живут в сказочном

теремке, все они родные друг другу. Мы узнали, что у Вани много родных:

родители – мама и папа, бабушка, дедушка».

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика сопровождается русской народной потешкой:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – наш малыш,

Наш малыш!

Зовут его Ванюша!

Далее спрашиваю у детей: «Кто ещё из родных может жить с Ваней в теремке?»

(Братья и сёстры.)

Объясняю, что у мальчика Вани есть старший брат и младшая сестра.

Предлагая ребятам прикрепить их изображения к мольберту говорю: «Как

хорошо теперь живётся в сказочном теремке, как много у Вани родных. Все

11

любят друг друга, заботятся друг о друге, взрослые играют с детьми, а дети

помогают взрослым. Как мы можем назвать всех этих людей: детей, их

родителей, дедушку и бабушку? (Это – семья. Все эти люди – члены семьи,

родные.) Давайте вспомним, кто это, кем они приходятся друг другу. Кто Ваня

для своих мамы и папы? (Сын.) А кем приходится им сестра Вани? (Она их

дочь.) А кто для родителей Вани его брат? (Их сын.) У родителей Вани трое

детей – двое сыновей и одна дочь. А кем приходятся эти дети бабушке и

дедушке? (Они их внуки. Сестра Вани – внучка, а Ваня с братом – внуки)

Подводятся итоги мероприятия: «У нас у всех тоже есть семьи. Вы для своих

родителей сыновья и дочери, для бабушек и дедушек – внуки и внучки. У

некоторых из вас есть, как и у Вани, браться или сёстры, для которых вы тоже

брат или сестра. Мы все очень любим своих родных, стараемся заботиться о

них, не огорчать и не расстраивать, жалеть их, помогать им, говорить добрые и

ласковые слова».

Важную роль в работе с детьми 3-4 лет играет знакомство с родственными

отношениями. В детском саду рассматриваются следующие отношения:

родители – дети (мама, папа – сын, дочь); бабушка и дедушка – внук и внучка;

брат – сестра. Дома с детьми можно рассматривать семейные фотографии,

беседовать о том, что бабушки и дедушки – это родители мамы и папы, что папа

и мама друг другу приходятся мужем и женой, как и дедушка с бабушкой.

Родителям следует посоветовать внимательно относиться к вопросам детей о

родственных отношениях, объяснять, кто кому кем приходится; привлекать к

посильной помощи в домашних делах.

Вопросы к детям:

Как тебя зовут?

Какое у тебя имя?

Какая у тебя фамилия?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Как зовут твою бабушку?

Кем дети приходятся маме и папе? (Сыном, дочерью.)

Кто они для бабушки и дедушки? (Внук, внучка.)

Мальчик и девочка, изображённые на рисунке, кем приходятся друг другу? (Они

брат и сестра.)

Кто изображён на рисунке? (Люди, родные, семья.)

Анкета исследования

«Традиции моей семьи»

12

1.

Сколько Вам лет? Ваш возраст

o

о т 18 до 20 лет

o

от 21 до 30 лет

o

старше 31 года

2.

Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

o

Выберите все подходящие варианты

o

праздники

o

ужин в кругу семьи

o

выезд на природу

o

поездки

o

просмотр ТV

o

не знаю

3.

Как часто Ваша семья собирается вместе?

o

очень часто

o

часто

o

как получится

o

редко

4.

Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

o

Выберите все подходящие варианты

o

каждый занимается своим делом

o

общаемся

o

занимаемся трудом

o

обсуждаем жизненные проблемы

o

делимся впечатлениями о прошедшем дне

o

смотрим ТV

o

обсуждаем учёбу

o

читаем

o

шутим, смеёмся

5.

Какие традиции есть в Вашей семье?

Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры

поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Расскажи о них.

____________________________________________________________________

6.

Действительно ли традиции могут сделать семью крепче?

o

да

o

нет

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста

"Моя мама повар"

13

Цель

и

задачи:

развитие

умения

составлять

предложения

по

предметным

картинкам из 4 слов, закрепление согласования слов в предложении; развитие

умения употреблять глаголы в настоящем или прошедшем времени, отвечая на

вопросы

"Что

варит?"

или

"Что

сварила?",

закрепление

знаний

по

теме

«Овощи», «Продукты питания».

Актуальность

и

значимость

ресурса:

игра

может

быть

использована

логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми.

Оборудование: игра выполнена с помощью ПК (персонального компьютера),

состоит из разрезных карточек и игрового поля.

Практическое

применение:

индивидуальные

занятия,

фронтальные

коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно

игры «по очереди»).

Методика работы:

1. Индивидуально: ребёнок берет картинки, которые повернуты "рубашками"

вверх, из стопки, поочередно выкладывает картинки рядом с изображением

мамы и проговаривает предложение (Мама варит (сварила) картофельный суп.)

2. Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи

магнитной

доски

и

магнитов;

дети

на

своих

местах

работают

устно

и

фронтально.

Вот так выглядит игровое поле:

А это разрезные карточки, подкладывая их на игровое поле ребенок составляет

предложение. Игру можно проводить и без использования игрового поля,

просто предложить ребенку рассмотреть предметную картинку и составить

предложение, отвечая на вопрос "Какой суп варит мама?"

14

Аналогично можно изготовить и "соусы". Тогда ребенок должен будет ответить

на вопрос "Какой соус готовит (приготовила) мама?"

15

Консультация для родителей.

«Я и моя семья. Всё начинается с семьи"

В настоящее время, к сожалению, всё чаще у детей наблюдаются отклонения в

поведении:

агре ссивно сть,

неуравновешенно сть,

н е п о с л у ш а н и е ,

гиперреактивность, что является последствием психических расстройств.

Почему это происходит?

В настоящее время семья, которая всегда была крепким щитом, защитой для

детской

души,

разрушена.

Так

как

появилось

много

неполных

семей:

разведённых, матерей-одиночек, пар, живущих «гражданским браком».

«Гражданский брак» стал некоей данью современной моде. Это явление широко

разрекламировано

и

одобряется

многими

общественными

и

даже

политическими

деятелями.

Печален

тот

факт,

что

это

становится

дурным

примером для молодежи, которой также интересно все новое и неизведанное. В

таких

семьях

каждый

из

супругов

готов

хлопнуть

дверью

при

первом

же

скандале. Это, конечно же, не может положительно влиять на атмосферу в

семье. Дети недополучают элементарного общения с взрослыми, т. к. те в свою

очередь заняты выяснением отношений. Надо, чтобы не родители снисходили

до уровня детей и начинали прыгать, бегать и скакать. Надо, чтобы взрослые

принимали детей в свою взрослую жизнь. Только если ребёнок включён в

жизнь взрослых, он будет развиваться.

А в какую взрослую жизнь включают ребёнка в неполных семьях?

Ведь самое важное, что должен усвоить ребёнок в семье от родителей - это

любовь.

Любовь

и

взаимоуважение

составляют

атмосферу

семьи.

Ребёнок

должен

воспитываться

на

примере!

Нужно

окружить

его

теми

образами,

которые вы считаете полезными. «Дерево растёт стройным, если тянется к

солнцу. Лишите его источника света и оно будет уродливым.»

Что и происходит в современном мире. Душа ребёнка требует примеров для

подражания.

А какой пример могут дать родители, живущие в «гражданском браке»? Ребёнок

не видит в своих родителях единой крепости и защиты для себя. Родители в

таких семьях не уверены в своих отношениях. Ребёнок, хотя и не в полной мере

способен ещё понимать это, но чувствует недоверие родителей друг к другу, что

приводит к росту тревоги, неуверенности в себе и агрессии.

Отвечая

на

вопрос:

«Кем

вырастет

ребенок,

рожденный

в

атмосфере

безответственности,

безнравственности

и

греха?»,

хочется

сказать

словами

православного

священника:

«Ребенок,

как

губка,

впитает

все,

что

видит

с

самого детства. Правильного духовного воспитания в «гражданском браке»

ребенок получить не может, ибо его родители не строят свою жизнь согласно

16

заповедям

Божиим.

Разве

ребенок,

видя

грех

с

самого

детства,

не

станет

впоследствии подражать родителям?»

К сожалению, воспитание детей в настоящее время стало по преимуществу

женским делом, и это даёт о себе знать уже сегодня – в негативности к

отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью. Для

детей

дошкольного

возраста

авторитет

родителей

существует

изначально

и

непререкаем, они невольно и неосознанно подражают своим папам и мамам.

Поэтому так важно понять, что воспитание своего ребёнка нужно начинать с

воспитания себя. Какой я, такой и мой ребёнок.

Запомните:

Самая

лучшая

женщина

в

мире,

самоотверженная

и

преданная

мать,

не

восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать ему только отец.

Воспитание ребёнка только тогда может быть полноценным, всесторонним и

естественным,

когда

в

нём

участвуют

оба

родителя.

Кстати,

статистика

неблагополучных подростков, оказавшихся в колониях, свидетельствует: более

70% из них – из так называемых неполных семей. То есть тех, где отец

отсутствует.

Даже

в

условиях

раздельного

проживания

родителей

несовершеннолетний должен постоянно ощущать их внимание и заботу.

И

как

важно,

чтобы

горькое

последствие

развода

между

родителями

по

возможности меньше отражалось на детях, для которых мы всегда остаёмся

матерью и отцом. И эту кровную, созданную природой связь, нельзя прерывать.

Полная безотцовщина уродует души детей, прежде всего, дурно воздействует на

них

через

беспокойную,

настороженную

мать.

Отсюда

повышенная

реактивность и агрессивность, отмечаемая психологами у детей, выросших в

неполных семьях: нет уверенности, устойчивости, которые придает всему дому

отец.

Почему в семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние?

Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую

роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у

детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца. Часто

можно слышать, что ребёнку не хватает мужской руки. Нужно понимать, что

речь идёт не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую

можно опереться. Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и

вынести только мужские руки и мужские плечи. Такое знание усваивается

только на опыте. Если ребёнок хоть раз в жизни видел, как его отец бросился

выручать попавшего в беду, если заметил, как он уступает место старику, такой

ребёнок

уже

в

детстве

усвоит

нормы

порядочности,

нормы

естественного

поведения.

Наблюдая за отношениями папы и мамы, ребёнок узнает культуру отношений

между мужчиной и женщиной. Таким образом, для него формируется модель

будущих отношений с противоположным полом. Велика вероятность того, что в

17

будущем

в

собственной

семье

дети

воспроизведут

модель

отношений,

подобную той, которую видят в детстве.

Помните:

Родители, дающие положительный пример для подражания, растят честных и

добропорядочных

граждан

Отечества.

Из

этих

же

семей

избираются

впоследствии женихи и невесты, желающие создать новые брачные союзы по

личному расположению друг к другу и по благословению родительскому.

Сколько

бы

свободы

действий

вам

не

давал

гражданский

брак,

основные

потребности в защите, спокойствии, счастье и стабильности в отношениях вам

может подарить лишь законный брак.

Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности

ребёнка.

18

Стенд «Дерево Здоровья»

19

Театральная постановка сказки «Мыр-Мыр-Батыр».

Цели:

Образовательные: Знакомить с произведениями народного творчества и с

произведениями разных авторов, в которых упоминаются персонажи. Учить

правильно оценивать поступки персонажей и события произведения,

соотносить их с поступками людей. Обучать детей переносить сюжет сказки в

игру с использованием различных видов театра.

Коррекционные: развивать память, внимание, мышление; координацию и

двигательную активность и эмоциональную выразительность; выразительность

и темп речи, силу голоса. Формировать лексико-грамматический строй речи,

фонематический слух, правильное произношение.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, желание учиться и

работать; интерес к литературным произведениям и произведениям народного

творчества; эстетический вкус. Воспитывать чувство справедливости,

взаимовыручки, дружеское отношение друг к другу; бережное отношение к

природе и её обитателям.

Сценарий

Действующие лица:

1.Кот Мурлыка, который благодаря своей храбрости приобрёл имя «Мыр-

Мыр-Батыр»

2.Медведь по прозвищу «Ташитабан», что означает Косолапый.

3.Волк, у которого много разных прозвищ.

4.Лиса по прозвищу «Культягуйрык», что означает Пушистый хвост.

5.Заяц по прозвищу «Шешколак», что означает Длинноухий.

6.Бабай, то есть попросту Дед

Первая сцена

На самом краю деревни возле леса стоит избушка Бабая. Рядом с избушкой -

клеть, сарай с курятником и огород. Светит луна, и конечно, слышится

сказочная музыка. В огороде появляются Медведь, Волк, Лиса и Заяц.

Медведь:

Наконец-то добрались. Богатый у Бабая двор, каждому найдется еда по вкусу.

20

Волк:

Поедим на славу! Ха-ха-ха!

Лиса:

Хоть не сеем, не растим, а друг друга угостим!

Заяц: (заикаясь от страха)

Тише! Как бы Бабай не проснулся.

Волк:

С Ташитабаном и со мной вы- как за каменной стеной. Никто вас не тронет. А я

вот кое- кого трону! (прыгает к сараю, оттуда раздаётся блеянье козлёнка)

Медведь:

Погляди- ка что Бабай хранит в клети. (толкает клеть) Славный медок

приготовил дедок. Вкусный язык проглотишь!

Лиса:

Мне больше нравиться курятина. Загляну в курятник. (переполох в курятнике)

Бабай:

Ах, караул, грабят! Кыш от сюда, брысь. Вот я вас, разбойников!

Кот:

Лови их, лови Бабай! Мяу! (все звери бросаются наутёк)

Бабай:

Всё вверх дном перевернули разбойники. Как же нам Мурлыка быть? Как

защитить хозяйство от зверья?

Кот:

Я защищу.

Бабай:

Ты? Такой маленький? Был бы ты пёс, а то всего-навсего кот.

Кот:

Я пойду в лес и переловлю этих разбойников, как мышей.

Хоть коты не забияки,

Не дерутся, как собаки,

Знает каждая собака,

Что коты не струсят в драке.

Сцена вторая

Поляна в лесу. Светает. На толстой ветки старого дуба сидит кот.

Заяц:

Ай!

Кот:

Ой!

Заяц:

Ты кто?

Кот:

А ты кто?

21

Заяц:

Я Шешколак.

Кот:

Это ты разбойничал в огороде Бабая? Как соскочу да как схвачу! Захочу –

поколочу, захочу- проглочу! Мыр – мяу!

Заяц:

Ой - ой – ой! (убегает)

Кот:

Ага, напугались! Думали, можно обидеть старого человека. Есть у него

защитник – я, храбрый кот!

Ночевать в лесу – не шутка,

В темноте бывает жутко,

Но отважные коты

Не бояться темноты.

Сцена третья

Другая поляна. Уже почти рассвело. Посредине поляны большой пень. Вбегает

заяц и садится на него.

Заяц:

Ох, душа в пятки ушла! Это просто чудовище!

Лиса:

Привет, Шешколак! Ты чего так дрожишь?

Заяц:

Ой, Культягурлык! Такой ужас, такой ужас! в нашем лесу появился невиданный

зверь. У него огромный рост, полосатый хвост, страшные усища, жуткий

голосище, глаза огнем горят.

Лиса:

Ты сам видел?

Заяц:

Сам. Я еле ноги унес.

Лиса:

Что же это за зверь?

Заяц:

Не знаю. Побегу ка я, поищу Косолапого с Зубастым, надо им тоже рассказать.

(убегает)

Лиса:

Жили не тужили, и вот тебе на: ужасный – преужасный, опасный – преопасный!

Чего ему тут надо?

(входит волк)

Здравствуй, Серый!

Волк:

Здравствуй, Культягурлык! А почему у тебя такой вид, кого испугался?

22

Разве ты не слышал? В нашем лесу появился невиданный зверь. Он чуть

Шешколака не проглотил. У него огромный рост, полосатый хвост, страшные

усища, жуткий голосище. Ладно, побегу-ка я, еще кому-нибудь расскажу.

(убегает)

Волк:

Что этому зверю надо тут?

(входит медведь)

Доброе утро, Ташитабан-агай!

Медведь:

Что случилось?

Волк:

Разве ты не слышал? В нашем лесу объявился невиданный зверь. Один хвост

только у него, говорят, больше чем я и ты.

Медведь:

Как же от него избавиться?

Лиса:

Надо схитрить.

Волк:

Надо сейчас же напасть на него. Нас четверо, а он один.

Медведь:

Дело с умом надо делать. Сначала узнать, что за зверь, что ему от нас нужно, а

потом решать. Надо послать к нему кого ни будь.

Лиса и Волк:

Шешколака! Он быстро бегает.

Медведь:

Беги, Шешколак! Чтоб одна нога – здесь, другая там была.

Сцена четвертая

Поляна. Уже совсем светло.

Кот: (ходит нюхает цветы)

Заяц:

Здравствуйте.

Кот:

Здравствуй, здравствуй! (важно)

Заяц:

Извините, пожалуйста, я не знаю, кто вы, как вас звать – величать.

Кот:

Я – Мыр – Мыр – Батыр!

Заяц:

Очень приятно с вами познакомится! Уважаемый Мыр- Мыр- Батыр, откуда вы

прибыли?

Кот:

23

Издалека. Решил вот белый свет повидать заодно кое- кого наказать. За

козлёнка, за мёд, за кур и за морковку. Обидели Бабая. А ты сам кто будешь?

Заяц:

Я - Шешколак. Я хотел бы спросить, нет ли у вас каких – ни будь желаний?

Кот:

Я так проголодался, что готов проглотить медведя.

Заяц:

Ах!

Кот:

А еще волка, лису и …

Заяц:

Ох! Я побегу, быстро приготовлю завтрак. (убегает)

Кот:

Значит, они меня бояться.

Я пою и веселюсь,

Никого я не боюсь,

Потому что, потому что

Я сказал себе: «Не трусь!»

Сцена пятая

Поляна с большим пнём, посередине Медведь, Волк и Лиса, Вбегает Заяц.

Все:

Ну что?

Заяц:

Он очень опасен. Я, говорит, накажу кое- кого за козлёнка, за мёд, за кур, за

морковь.

Медведь:

Нам грозит беде! Что он ещё сказал?

Заяц:

Я, говорит, со вчерашнего дня ничего не ел.

Медведь:

Может, он подобреет, когда позавтракает, и не тронет нас. А чем ты

собираешься угостить его?

Заяц:

У меня есть осиновая кора.

Медведь:

Шешколак, беги за ним. Одна нога тут, другая – там.

Заяц:

Бегу!

Медведь:

А мы пока спрячемся. Я залезу на дерево.

Волк:

Я в траве.

24

Лиса:

А я под кустом.

(входят Заяц и Кот)

Заяц:

Я приготовил для Вас завтрак. Кушайте, пожалуйста!

Кот:

Попробуем... Фу! А не найдется ли тут что – ни будь повкуснее (оглядывает

поляну). По-моему, там сидит мышь. Вот это мне по вкусу! Сейчас я её цап-

царап! (кот прыгает в кусты, на дерево, с дерева, звери разбегаются)

Кот:

Я обещая Бабаю переловить их, только где их теперь искать? Ага, они сами

возвращаются сюда.

Медведь:

О, царь зверей Мыр- Мыр- Батыр! Прости нас на первый раз.

Заяц:

Прости, больше не будем!

Лиса:

Не наказывай нас!

Кот:

Ладно! Так и быть. Но вы должны попросить прощения у Бабая. Согласны?

Звери:

Да!

(уходят)

Сцена шестая

Дом, сарай, клеть, грядки.

Бабай:

Разбойники! Чего наделали. И кот пропал. Где же ты, мой котик, не волк ли тебя

съел? Кто – то идет… Не иначе, опять разбойники. Решили совсем разорить

старика. Караул!

Голос Кота:

Бабай! Это я, Мыр- Мыр- Батыр. Вот, Бабай, твои обидчики. Я их победил!

Бабай:

Ай да Кот! Ай да удалец!

Звери:

Простите, мы больше не будем!

Бабай:

Я в поте лица добро наживал, придется и вам поработать.

Звери:

Мы не умеем работать.

Бабай:

Научитесь.

Кот:

25

Начали…

Заяц:

Как держаться за лопатку?

Как вскопать получше грядку?

Мы, к великому стыду,

Не приучены к труду.

Лиса:

Никогда я не сидела

Вместо курицы в гнезде.

Ах, не лисье это дело!

Засмеют меня везде.

Волк:

Я сегодня сам не свой,

Так досадно – хоть завой!

За несчастного козленка

Отвечаю головой!

Медведь:

Ох –ох- ох! К чужому мёду

Не притронусь больше с роду!

Не найдется мёд в лесу –

Что ж, я лапу пососу.

Кот:

Ну как, Бабай, тебе все это нравится?

Бабай:

Чудеса! Чистый цирк! Ай да кот! Ай да молодец!

26

Сценарий сказки «Теремок»

Цель: Формировать у детей интерес к драматизациям. Способствовать

формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и

имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные

состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности –

мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой,

машет руками и т. д.)

Декарации: Домик, забор, лесная поляна. На втором плане лес.

Действующие лица:

Рассказчик

Мышка

Лягушка

Заяц

Лиса

Волк

Медведь

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок

Вот по полю, полю Мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит.

(На поляну выходит мышка с узелком и останавливается перед теремком).

Мышка (стучит):

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

(Мышка оглядывается по сторонам. Никто не отвечает. Входит в теремок и

выглядывает из окошка).

27

Мышка:

Вот так чудо теремок,

Он не низок, не высок.

Буду жить в нем и работать,

В гости звать к себе кого-то.

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю Лягушка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

(Мышка исчезает в окне. На поляну выходит Лягушка с узелком и направляется

к теремку).

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Из окна выглядывает Мышка).

Мышка:

Мышка здесь живет норушка!

А ты кто?

Лягушка:

А я – лягушка-квакушка.

Пусти меня к себе жить.

Мышка:

Для тебя найдется место,

Веселее жить вдвоем.

Вот сейчас замесим тесто,

А потом чайку попьем!

(Лягушка входит в теремок. Мышка исчезает в окне. На поляну выходит

Зайчик с узелком и направляется к теремку).

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю Зайчик бежит,

У дверей остановился и стучит.

Заяц:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Из окна выглядывает Мышка).

Мышка:

28

Я Мышка-норушка.

(Из окна выглядывает Лягушка).

Лягушка:

Я Лягушка-квакушка.

А ты кто?

Зайчик:

Я - Зайка-побегайка.

Мышка и лягушка (хором):

Так и быть, пожалуй в дом,

Веселее жить втроем.

(Зайчик заходит в дом. Мышка и Лягушка исчезают в окне. На поляну выходит

Лиса с узелком и направляется к теремку).

Рассказчик:

Живут звери в домочке-теремочке,

Горя не знают!

Сидят у двора чай попивают, да беседы ведут!

Вот по полю, полю Лисонька бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Лиса:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Из окна выглядывает Мышка).

Мышка:

Я Мышка-норушка.

(Из окна выглядывает Лягушка).

Лягушка:

Я Лягушка-квакушка.

(Из окна выглядывает Заяц).

Заяц:

Я Зайка-побегайка.

А ты кто?

Лиса:

А я Лиса- всему лесу краса!

Знают все меня в лесу!

Рассказчик:

Лиса заходит в домик.

Лиса:

Ах, какой прекрасный дом!

Поселится можно в нем?

29

Обижать я вас не буду

Кореньев, ягод вам добуду!

Рыбы в речке наловлю…

Можно с вами поживу?

Зайчик:

Место думаем найдется!

Мышка:

Заходи, кума, смелее,

Вот как раз готов обед.

Лягушка:

Вместе будет веселее!

Рассказчик:

На поляну выходит Волк с узелком и направляется к теремку.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю Волчок бежит,

У дверей остановился и стучит.

Волк:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Из окна выглядывает Мышка).

Мышка:

Я Мышка-норушка.

(Из окна выглядывает Лягушка).

Лягушка:

Я Лягушка-квакушка.

(Из окна выглядывает Заяц).

Заяц:

Я Зайчик-побегайчик.

(Из окна выглядывает Лиса).

Лиса:

Я Лиса – всему лесу краса.

Все (вместе):

А ты кто?

Волк:

Я Волчок-серый бочок.

Зайчик:

Ладно, Серый, заходи,

Только не кусайся!

30

Лягушка:

Сразу выгоним, учти,

Коль обидишь Зайца!

(Волк заходит в дом. Все прячутся).

Волк:

Я не страшный и не злой,

Я замерзший и больной!

Отогреюсь, полечусь…

Вам в хозяйстве пригожусь!

Рассказчик:

Тесновато вшестером.

Так случилось: в теремочке

Нет пустого уголочка.

В тесноте, да не в обиде

Все живут, беды не видя.

(На поляну выходит Медведь с узелком и направляется к теремку).

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю Мишка бежит,

У дверей остановился и стучит.

Медведь:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Из окна выглядывает Мышка).

Мышка:

Я Мышка-норушка.

(Из окна выглядывает Лягушка).

Лягушка:

Я Лягушка-квакушка.

(Из окна выглядывает Заяц).

Заяц:

Я Зайчик-побегайчик.

(Из окна выглядывает Лиса).

Лиса:

Я Лиса – всему лесу краса.

Волк:

Я Волчок-серый бочок.

Все (вместе):

31

А ты кто?

Медведь:

А я – из лесу медведь,

Буду с вами песни петь.

Меду дам я вам, друзья,

Если впустите меня.

Негде Мишеньке поспать!

Пень теперь моя кровать!

Все (хором):

Нет, Медведь, не надо!

Медведь (обиженно):

Зря вы так. Я пригожусь!

Мышка:

Больно ты огромен.

Медведь:

Да не бойтесь, помещусь.

Я в запросах скромен.

(Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и звери разбегаются от

страха, теремок накренился).

Медведь (с чувством вины):

Что я братцы натворил?

Куда ж вы, кудааа!

Мышка:

Ладно, ты не плачь, дружок,

Построим новый теремок!

Рассказчик:

Все зверята подружились.

Вот как в сказке получилось.

Ни страшен ни дождь, ни ветер, ни снег друзьям.

Живут- не тужат!

Друг с другом дружат!

Нас в гости ждут и танцы ведут!

Герои все вместе играют на музыкальных инструментах (маракасах,

бубнах,трещетках,бубенцах)

Затем исполняют танец «Пяточка-носочек»

Рассказчик:

Тут и сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

32

33



В раздел образования




Яндекс.Метрика