Автор: Балагутова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3 "Ягодка"
Населённый пункт: город Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Индивидуализация развития ребенка в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Индивидуализация развития ребенка в
ДОУ.
Термин индивидуализация обозначает нашу потребность отличаться от
других людей в определенном отношении, чтобы не быть или не чувствовать
себя в точности похожими на них. Несмотря на стремление в чем-то походить
на других, большинство людей лелеет свое чувство индивидуальности
Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе
содержания своего образования становится сам ребенок.
Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция
ребенка – он становится субъектом, а не объектом образования.
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на
принятии
уникальности
личности
каждого
ребенка,
поддержке
его
индивидуальных потребностей и интересов.
Перед
каждым
творчески
работающим
педагогом
возникает
множество
проблем,
над
разрешением
которых
он
порой
трудится
всю
свою
педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:
как обеспечить успешность в развитии каждого ребенка;
как
сохранить
и
укрепить
здоровье ребенка
при
организации
его
деятельности;
каким образом обеспечить приобретение каждым социального опыта.
Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим!
У
каждого
свой
индивидуальный
сплав
способностей,
темперамента,
характера,
воли,
мотивации,
опыта
и
т.д.
Эти
особенности
не
носят
фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются
коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ребенка
невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.
Во-вторых, дети
являются
не
только,
да
и
не
столько
объектом
педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.
Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду
его саморазвитие.
Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен
осуществляться
на
индивидуальном
(субъектном)
уровне,
когда
сам
учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как
правило,
неосознаваемых
или
осознаваемых
с
возрастом),
определяет
личную траекторию своего развития.
Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении
становится создание
психолого-педагогических
условий,
которые
бы
стимулировали
образовательную
деятельность
детей
на
о снове
самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Индивидуализация обучения - один из дидактических принципов,
предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при
котором
учитываются
личные
особенности
обучаемых,
их
социальный
и
академический
опыт,
а
также
уровень
интеллектуального
развития,
познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и
другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения.
Для успешного формирования личности дошкольника воспитатель
должен изучить и учесть в своей работе основные типы высшей нервной
системы, индивидуальный подход.
Индивидуальный подход – это:
- принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной
работы
с
группой
педагог
взаимодействует
с
отдельными
детьми
по
индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
- ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
- учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
- создание психолого-педагогических условий не только для развития всех
детей, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация образования– это:
- организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов,
темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями ребенка;
-
различные
учебно-методические,
психолого-педагогические
и
организационно-управленческие
мероприятия,
обе спечивающие
индивидуальный подход.
Основные цели индивидуализированного обучения:
-
сохранение
и
дальнейшее
развитие
индивидуальности
ребенка,
его
потенциальных возможностей (способностей);
- формирование общих умений и навыков при опоре на зону ближайшего
развития каждого ребенка;
- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
-
формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия,
творчества.
Индивидуальная
работа
требует
адекватного
уровня
развития
общеучебных умений и навыков.
Таким
образом,
индивидуализация
дошкольного
образования
становится
исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы
в целом, как это прописано в законе «Об образовании».