Автор: Юркина Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №25 "Светлячок"
Населённый пункт: Кстово
Наименование материала: Дидактическое пособие "Живая картина"
Тема: Дидактическое пособие "Живая картина" для развития компонентов связной речи
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с №25 «Светлячок»
Многофункциональное дидактическое пособие
«Живая картина»
Разработала и выполнила:
воспитатель МБДОУ д\с №21
Юркина Екатерина Юрьевна.
Кстово 2017г.
Многофункциональное дидактическое пособие
«Живая картина».
Пояснительная записка.
В наше время компьютеризации и обилия зарубежной мультипликации мы
сталкиваемся с проблемой: дети старшего дошкольного возраста, развитые умственно и
физически,
не
могут
достаточно
грамотно
и
четко
выражать
свои
мысли,
строить
правильно фразы и предложения.
Обеспечение речевой активности– одна из главнейших задач развития речи детей.
Понятие «речевая активность» включает в себя:
- умение подбирать правильные слова,
- составление лексически грамотных предложений,
-соблюдение
логической
последовательности
мысли,
умение
сохранять
мысль
и
высказывать её.
Данное пособие «Живая картина» позволяет решить практически все поставленные
задачи по развитию речи, а также может быть использовано для закрепления знаний,
умений и навыков в любой другой познавательной деятельности.
Универсальность «Живой картины» заключается в возможности использования её
для работы с детьми любого возраста, в любой образовательной области в зависимости
от поставленных целей и задач. Пособие интегрирует в себе образовательные области:
познание
(математика,
ознакомление
с
окружающим
миром),
коммуникация,
социализация, безопасность, здоровье и художественное творчество.
Позволяет решить поставленные цели.
- Совершенствование связной диалогической и монологической речи.
Совершенствование умения составлять рассказы о предметах, составлять план рассказа и
придерживаться его.
Формировать умение сочинять короткие сказки и фантастические рассказы на
заданную тему.
Упражнять в согласовании слов в предложении.
- Формирование математических представлений: совершенствование навыка счета
предметов в различном направлении; развитие представлений о количественном и
порядковом счете; формирование умения сравнивать длину, ширину и высоту предметов.
- Формирование умений устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Расширение представления о различных природных явлениях и объектах:
растительности леса и сада, погодных явлений, домашних и диких животных, птицах.
- Развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию
межличностных отношений со взрослыми и друг с другом, как нравственной основы
социального поведения.
- Формирование умений создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая
предметы ближе, дальше (воздушная перспектива).
Этапы выполнения пособия.
1.
Анализ проблемы, составление эскиза.
2.
Выбор материала, подготовка доски к росписи.
3.
Нанесение рисунка.
4.
Поиск материала с изображением объектов и явлений действительности.
5.
Изготовление фигур на магнитной основе.
Методические рекомендации по использованию «Живой картины».
В образовательной деятельности.
Формирование речевой деятельности:
-
предложить
придумать
рассказ
(предварительно
воспитатель
показывает
героев) про девочку или мальчика, которые приехали в деревню к бабушке,
рассказать, что они делали, кого видели;
- составить предложение из 3-4 слов по картине и др.
Формирование математических представлений:
- решение задач с опорой на наглядность (Стояло 4 машины, одна уехала.
Сколько машин осталось?);
- закрепление порядкового и количественного счета (Сколько девочек гуляет на
лужайке? Каким по счету стоит грузовик?);
- сравнение объектов по величине: высоте, ширине и длине;
- закрепление знаний состава чисел и др.
Расширение
представлений о природных явлениях и объектах живой и
неживой природы:
-
предложить
определить,
какие
облака
на
небе:
простые
или
дождевые
и
почему;
- распределить животных по месту их обитания (домашние и дикие);
- рассказать о том, как человек трудится в природе и др.
Формирование межличностных отношений, отношений в семье:
- из предложенных фигур составить семью (папу, маму, детей) и придумать
рассказ о том, как семья идет в магазин;
- рассказать о двух друзьях небольшой рассказ (друзья пошли на рыбалку),
предложить подумать, что могло случиться дальше.
Формирование навыков изобразительной деятельности:
-
изучение
первичного
представления
о
воздушной
перспективы
при
рассматривании картины,( какие предметы дальше, а какие ближе);
- формирования умения создавать многофигурные композиции по аналогии
- изучение цветовведения (какой цвет ты здесь видишь?).
В индивидуальной деятельности «Живая картина» способствует высокому
усвоению всех перечисленных выше целей и задач, упрощая общение между
взрослым и ребенком.
Отлично служит для развития ребенка в самостоятельной деятельности.
Рассматривая и используя магнитные фигуры, ребенок невольно их исследует,
анализирует, сопоставляет друг с другом, что приводит к усилению мозговой
деятельности.